Проблемы социального сиротства в современной России

(Волков Д. В., Погорелова Г. М.) («Социальное и пенсионное право», 2007, N 1)

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Д. В. ВОЛКОВ, Г. М. ПОГОРЕЛОВА

Волков Д. В., начальник кафедры уголовного и гражданского права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Погорелова Г. М., доцент кафедры уголовного и гражданского права Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, кандидат юридических наук, доцент.

Проблема социального сиротства является сегодня проблемой, характерной для многих развитых и развивающихся стран. Так, американские исследователи отмечают, что по всему миру больницы, родильные дома, специальные заведения заполнены брошенными младенцами. В разных странах и разные специалисты их называют по-разному: «отказные дети», «казенные младенцы», «рожденные, чтобы быть покинутыми», «вечные новорожденные» и др. По данным международных экспертов ООН, отмечается заметный рост числа брошенных детей в странах Западной и Восточной Европы. Распространение явления социального сиротства в нашей стране обусловлено комплексом особых условий и процессов в обществе. За десятилетие Гражданской войны и первых лет строительства социализма был нанесен мощнейший удар по патриархальному укладу российского общества и связям между поколениями. При этом практически уничтоженными оказались дворянство, купечество, интеллигенция, духовенство, крестьянство, считавшие основами своего существования продолжение рода, семейные узы и связи, уважение старших поколений. Так, в основе взаимоотношений между поколениями в русской крестьянской семье всегда лежало уважение к старшим — к родителям, к дедам и прадедам, к старикам в общине. Крестьянская нравственность, все нормы поведения требовали безусловного уважения родителей на протяжении всей их жизни. «В крестьянстве здешнем родители очень чадолюбивы, а дети послушны и почтительны. Не видано еще примеров, чтобы дети оставляли в пренебрежении отца или мать устаревших», — писали из Тульской губернии на рубеже XVIII — XIX веков. Общественное мнение резко осуждало лиц, позволявших себе непочтительное отношение к старшему поколению <1>. Крестьянская семья прежде всего представляла собой коллектив совместно хозяйствующих людей, и эта черта многое определяла в семейных отношениях. Но семья и община служили организующим началом во многих явлениях духовной жизни крестьян. Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, будучи первичным и основным производственным коллективом. Она была носителем глубоких традиций, связывающих человека с окружающим его миром, хранительницей коллективного опыта. По православным понятиям, семья являлась «малой церковью», то есть призвана была блюсти основы христианской жизни каждого своего члена <2>. ——————————— <1> Громыко М. М. Мир русской деревни. М., 1991. С. 143. <2> См.: Там же. С. 177.

С разрушением православной культуры и церкви (вспомним лозунг «Религия — опиум для народа») исчезла еще одна опора русской семьи. С изменением в 50-е годы политических ориентиров в стране произошли изменения и в семейной политике. Правительство предприняло ряд мер, направленных на укрепление института семьи. Однако «зло разрушения» принесло свои плоды: в России впервые за ее многовековую историю появились так называемые отказные дети, которых матери, не желая брать на себя ответственность за воспитание, передавали под расписку государству, навсегда отказываясь от прав на ребенка. Такие дети пополняли дома ребенка, а позже — детские дома и школы-интернаты. Прошли годы. Сегодня XXI век. Однако проблема детей-сирот приобретает еще большую остроту и актуальность, так как число их не уменьшается, а непрерывно растет. В сегодняшнем обществе происходят сложные и неоднозначные процессы. В развитии современной цивилизации ясно просматриваются две тенденции. С одной стороны, происходит религиозное и философское осознание человечеством смысла бытия, становление личностного сознания, осмысление мировым сообществом наличия глобальных общечеловеческих проблем. На рубеже столетий к таким глобальным проблемам специалисты относят угрозу мировой термоядерной войны, истощение природных ресурсов, загрязнение природной среды и др. С другой стороны, налицо явный кризис культуры. Он охватил различные страны и слои общества. Это привело к переоценке и перекомпоновке слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, включая вековые народные традиции. Крушение гуманизма, итогом которого стали разгул насилия, терроризма и обесценивание человеческой жизни, утверждение надындивидуальных форм культуры — от диктата групп до тоталитаризма, обострение проблем одиночества и взаимопонимания в обществе. Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последнее пятнадцатилетие в нашей стране, придали этим явлениям особый трагизм. Особенностями России стали обострение противоречий между жизненными установками поколений, различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения, резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в обществе, чему в немалой степени способствует и «расцвет» масскультуры, поддерживаемый средствами массовой информации. Проявлением общего духовного кризиса стал и кризис воспитания — серьезнейшая проблема современной педагогической науки. В одном из выступлений в ТГПУ им. Л. Н. Толстого президент РАО академик Н. Д. Никандров с горечью констатировал: «С разрушением коммунистической системы воспитания было устранено воспитание как задача образования. Была разрушена привычная система ценностей, в том числе система патриотического воспитания, воспитания любви к своей стране, что признается необходимым и практически осуществляется во всем мире. Главная причина этого состоит в утрате общей цели, в ценностном вакууме, в том, что в стране сегодня нет хотя бы некоторого согласия относительно того, что мы строим, куда идем, по каким законам хотим жить» <3>. Кризис современной семьи, констатируемый специалистами, негативно отразился на состоянии детства в стране, приведя к росту социального сиротства и увеличению числа таких специфических учреждений, как детские дома и школы-интернаты. Впервые проблемой стало их переуплотнение <4>. ——————————— <3> Никандров Н. Д. Российская духовная идея как основа общественного воспитания // Православие в современном обществе. Тула: Изд. ТГПУ, 1999. С. 6. <4> Государственный доклад 1994 г. «О положении детей в РФ». М., 1995 (гл. 8).

Обнаружилось качественно новое явление — так называемое скрытое социальное сиротство, которое распространяется под влиянием ухудшения условий жизни значительной части семей, падения нравственных устоев семьи, следствием чего становятся изменение отношения к детям, вплоть до полного вытеснения их из семей, беспризорность огромного количества детей и подростков. Растущие масштабы асоциального поведения среди взрослых стимулируют развитие аналогичных процессов и в детской среде. Рост числа разводов является одним из факторов, неблагоприятно влияющих на судьбу детей. Все больше становится семей, где детей воспитывает один отец. Увеличивается количество детей, рожденных вне брака. Материальные трудности, суженный круг внутрисемейного общения в неполной семье негативно сказываются на детях. Они труднее налаживают контакты со сверстниками, у них чаще, особенно у мальчиков, встречаются невротические симптомы. Дополнительным фактором риска для развития ребенка становится безработица родителей. Продолжает увеличиваться число детей, осиротевших в раннем возрасте. Состояние здоровья детей, организация нормального детского здравоохранения в дореформенной России всегда считались одними из важнейших завоеваний системы. В настоящее время, как отмечают специалисты-педиатры, происходит психическая, физическая и интеллектуальная деградация нации. Все шире становятся масштабы социально обусловленных заболеваний — результат ухудшающихся условий жизни населения, плохого питания, а порой и голода детей, растущей миграции, увеличения числа бездомных детей. Результатом этого процесса являются рост численности безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних. За последние 10 лет численность больных наркоманией среди молодежи возросла в 17 раз <5>. ——————————— <5> Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 — 2006 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 3 октября 2002 г. N 732 (с изменениями от 6 сентября 2004 г., 30 декабря 2005 г.)) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 41. Ст. 3984.

По данным специалистов, сегодня Россия переживает третью (после Гражданской и Великой Отечественной войн) волну социального сиротства. После Великой Отечественной войны было 678 тысяч детей-сирот. Но современные показатели более драматичны: если в 2000 году детей, оставшихся без попечения родителей, насчитывалось 662 тысячи, то на конец 2004 года — 800 тысяч детей. А за 10 лет число детей-сирот возросло более чем на 50%. 245 тысяч из них воспитываются в интернатах, в том числе около 20 тысяч — в домах ребенка. Две трети из них устроены в семьи: в опекунские, приемные, переданы на усыновление <6>. ——————————— <6> Доклад председателя Комитета СФ по социальной политике Валентины Петренко на 177-ом пленарном заседании Совета Федерации «О положении детей в Российской Федерации» от 2 июня 2006 г. // Парламентская газета. 02.06.2006.

По мнению Российского детского фонда, численность детей по крайней мере на 10% больше — официальная статистика не учитывает тех, кто «в пути» — в приютах, в том числе негосударственных, «в бегах», у родственников или знакомых <7>. И если говорить о сиротстве по существу, то цифра может значительно возрасти. ——————————— <7> См.: Там же.

В настоящее время подавляющее большинство детей-инвалидов воспитывается в семье. В 1439 школах-интернатах системы образования проживают и обучаются 203 тыс. детей с умственными и физическими недостатками (из них 22,9 тыс. — дети-сироты), 30,5 тыс. детей воспитываются в 151 доме-интернате системы социальной защиты населения (половина из них — сироты) и 19,5 тыс. детей находятся в 249 домах ребенка системы здравоохранения <8>. ——————————— <8> Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 — 2006 годы.

Согласно статистическим данным за 2004 год были выявлены и учтены 145285 детей (+ 2,3% по сравнению с 2003 г.), оставшихся без попечения родителей, число детских домов на 01.01.2004 составило 1314 (на 49 больше, чем в 2001 году) <9>. Работа этих учреждений нуждается в реформировании с целью усиления ее реабилитационной направленности. Проблема детей-сирот является свидетельством бессилия государства, если в решение проблем детства не вовлекается гражданское общество с его многообразными инициативами, не скованными ведомственными рамками и интересами. В 2004 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано свыше 50871 преступления, связанного с насильственными действиями в отношении несовершеннолетних, причем почти 6 тысяч несовершеннолетних явились потерпевшими от преступлений, связанных с насильственными действиями сексуального характера <10>. Начиная с 2002 года осуществляются федеральное государственное статистическое наблюдение по основным показателям, характеризующим ситуацию с детской безнадзорностью, выявление и учет семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних органами внутренних дел в 2004 году осуществлялась профилактическая работа в отношении 655,5 тыс. подростков-правонарушителей, 498,1 тыс. родителей и лиц, их заменяющих, подвергнуты мерам административного воздействия, в том числе 5,1 тыс. — за вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, 392 тыс. — за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. Действующая сеть учреждений органов социальной защиты населения позволила оказать экстренную помощь 144 тыс. несовершеннолетних, находящимся в социально опасном положении <11>. ——————————— <9> Доклад председателя Комитета СФ по социальной политике Валентины Петренко. <10> См.: Федеральная целевая программа «Дети России» на 2003 — 2006 годы. <11> Доклад председателя Комитета СФ по социальной политике Валентины Петренко.

К сожалению, дети-сироты, не имеющие положительного опыта семейной жизни, воспитывающиеся в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, часто повторяют судьбу своих родителей. Так же, как и они, впоследствии лишаются родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Каковы же пути преодоления этого трагического, ставшего масштабным, социального явления? Среди них можно выделить главные: — возрождение духовной культуры нации; — экономическая, законодательная, социальная поддержка семьи, материнства и детства; — возрождение, развитие и пропаганда лучших воспитательных традиций, возвращение «воспитания» в учебные заведения; — реорганизация жизнедеятельности системы учреждений для детей-сирот, в том числе воспитательных систем этих учреждений; — совершенствование системы устройства детей-сирот. Должны быть приняты акты, как полностью посвященные детям, так и содержащие отдельные нормы, касающиеся вопросов: — обеспечения правовых гарантий интересов несовершеннолетних, воспитывающихся в условиях «замещающей» семьи; — создания системы государственного социального обслуживания семей и детей; — квотирования рабочих мест для детей-сирот, предоставления налоговых льгот и компенсационных выплат предприятиям, принимающим на работу детей-сирот; — создания системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних; — защиты прав при разводах, процедуры передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи и др. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимо обеспечить разработку и принятие нормативных правовых актов, внедряющих на территории Российской Федерации новые формы семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не наделять полномочиями органов опеки и попечительства иные организации и лиц, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.

——————————————————————