Актуальные вопросы профилактики правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

(Кашкина Е. В.) («Административное и муниципальное право», 2008, N 4)

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Е. В. КАШКИНА

Кашкина Екатерина Валерьевна, кандидат юридических наук, преподаватель Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних является одной из актуальнейших задач, стоящих перед современной Россией. Несовершеннолетние преступники — в большинстве это безнадзорные и беспризорные дети — в настоящее время представляют собой угрозу не только общественной, но и национальной безопасности России, поскольку именно от них зависит сохранение нормального генофонда нации. По официальным данным МВД России, за 2002 — 2006 гг. количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними и при их участии, увеличилось на 10,5%, более миллиона детей доставляется ежегодно в органы внутренних дел за совершение административных правонарушений, за последние годы выявлено 2,2 млн. безнадзорных детей <1>. ——————————— <1> Концепция Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 гг., утверждена распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г. N 79-р.

Сегодня Россия переживает третью волну беспризорности — после Гражданской и Великой Отечественной войн начала XX века, число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету. По самым приблизительным подсчетам, в современной России более 700 тыс. детей-сирот, причем из этого числа детей только 5% действительно являются сиротами, остальные так называемые «социальные сироты» — при живых родителях, 2 млн. детей — неграмотны, более 6 млн. — находятся в социально неблагоприятных условиях, угрожающих их жизни и здоровью. Еще более убедительно эти данные выглядят на фоне снижения общих демографических показателей по численности детского населения России и высоких цифр по подверженности детей и подростков различным заболеваниям. Анализ административной и уголовной практики свидетельствует о распространенности психологического и физического насилия в семье, применения недопустимых форм воспитания, унижения человеческого достоинства ребенка. Особенно часто насилие в отношении детей допускается в неблагополучных семьях. В 2006 г. на учете в органах внутренних дел таких семей состояло 422 тыс., в которых проживает приблизительно 770 тыс. детей. В 2006 году, по сравнению с 2004 годом, на четверть возросло число преступлений, связанных с неисполнением обязанностей по содержанию и воспитанию детей. В 2000 г. в Российской Федерации было 60 тыс. детей, отцы и матери которых лишены родительских прав, а в 2006 г. их число составило уже 74 тыс. Около 70% несовершеннолетних подвергалось жестокому обращению со стороны родителей или сверстников, попадали в конфликтные ситуации в школе, испытывали на себе сексуальное насилие. Насилие в семье порождает негативную ответную реакцию подростков — равнодушие, грубость, жестокость, провоцирует уход из дома. Сегодня более 50% несовершеннолетних, находящихся в розыске (на сегодняшний день в местном и федеральном розыске находится 62 тыс. детей), составляют дети, вынужденные бежать из дома. Молодежь, еще не имеющая четких жизненных ориентиров, легко впитывает маргинальную субкультуру с ее социальной адаптацией, алкоголизмом и наркоманией, жестокостью и насилием <2>. ——————————— <2> Бакаев А. А. Система профилактики правонарушений несовершеннолетних. М., 2004. С. 14.

Преступность несовершеннолетних и беспризорность в России носят характер национальной катастрофы. Государство оказалось не готовым защитить молодое поколение от криминализации и обеспечить ему возможность нормально жить и развиваться. Наиболее наглядно положение дел в рассматриваемой области выражается в неблагоприятных тенденциях развития преступности несовершеннолетних. Это свидетельствует как о слабости и продолжающемся кризисе экономики и социальной сферы государства, так и о неэффективности существующей системы профилактики преступности несовершеннолетних, о серьезных недостатках в законодательстве. Одним из важнейших аспектов профилактической работы в области преступности несовершеннолетних является связь правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, с вопросами защиты детства и нарушениями прав ребенка. Исходя из международных стандартов в области прав ребенка, можно выделить следующие нарушения прав: 1. Право на жизнь: медицинское обслуживание, жилищные права, обеспечение нормального уровня жизни. 2. Право на развитие: право на образование, отдых, воспитание в семье. 3. Право на защиту: предотвращение эксплуатации детского труда, обеспечение неприкосновенности личности, забота о детях-сиротах, безнадзорных и беспризорных <3>. ——————————— <3> Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН.

На первом месте среди субъектов нарушений прав детей, исходя из анализа уголовных дел, надзорных производств и отказных материалов, находятся родители или лица, их заменяющие (63%), сверстники (21%), школьные учителя (12%), сотрудники милиции (4%) <4>. ——————————— <4> Антюфеева О. С. Защита прав ребенка в системе мер профилактики преступности несовершеннолетних (криминологический и правовой аспекты): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Рязань, 2004. С. 14.

Государство не справляется со своими обязанностями в вопросах защиты детства, и, как следствие, возникает недоверие к государственным органам, призванным защищать права человека, со стороны несовершеннолетних, которые вынуждены сами заботиться о себе. Как показывают исследования, в случае нарушения прав несовершеннолетних только 2% из них обратятся в милицию, 1% — в органы исполнительной власти, 30% — признались, что не знают, куда обратиться, 8% — сами решают свои проблемы законными способами, а 53% — сами решают проблемы любыми способами. Методы самостоятельного решения проблем у несовершеннолетних зачастую носят насильственный характер, и, как следствие, увеличивается групповая преступность несовершеннолетних, увеличивается число преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и преступлений против половой неприкосновенности. Для защиты прав и интересов несовершеннолетних Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с заинтересованными организациями и учреждениями регулярно осуществляют мероприятия, такие как: «Подросток — семья», «Подросток — неформал», «Подросток — игла», «Подросток — лето», «Подросток — курорт», «Милиция и дети», «Семья», «Условник», «Лидер», «Внимание, дети», «Мак», «Беспризорник». Целью подобных мероприятий являются организация работы по пресечению безнадзорности, вовлечения в антиобщественную деятельность несовершеннолетних (например, занятие попрошайничеством), предупреждение злоупотребления наркотическими средствами, алкогольной продукцией, оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении. В Республике Татарстан организована деятельность молодежного оперативного отряда «Форпост», целью которого является профилактика и пресечение детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Возрождается работа по гражданскому и патриотическому воспитанию молодежи. Так, при участии органов внутренних дел создан центр военно-патриотического воспитания «Каскад», объединивший в себе три десятка клубов Москвы и Московской области. Совместно с Росспортом проводится активизация спортивной работы в молодежной среде, ориентирование спортивных клубов на шефство над школьниками, детскими домами и интернатами. Помимо этого, Министерство внутренних дел активно формирует институт школьных инспекторов милиции. В образовательных учреждениях их число уже составляет более 3,2 тыс. Разработаны специальные должностные инструкции, где четко определены задачи инспекторов по работе в образовательном учреждении, устанавливается график их нахождения в школах, обязанность пресекать факты торговли спиртными напитками и наркотическими средствами вблизи школ и другие антиобщественные явления. Школьные инспекторы выступают в педагогических советах, разрешают правовые вопросы, занимаются правовым воспитанием учащихся, ежемесячно информируют руководство о ситуации с правонарушениями несовершеннолетних <5>. Возрождаются, с участием сотрудников ПДН, школьные советы профилактики, формируются активы родительских комитетов, школьные отряды поддержания порядка. ——————————— <5> Указания ГУВД от 2004 г. «О мерах по улучшению взаимодействия с общеобразовательными учреждениями в профилактике правонарушений несовершеннолетних»; Приказ Департамента образования г. Москвы от 23 мая 2005 г. N 265 «О дополнительных мерах по совершенствованию воспитательно-профилактической работы образовательных учреждений Департамента образования города Москвы по предупреждению безнадзорности и правонарушений обучающихся».

Еще одна перспективная форма профилактики правонарушений несовершеннолетних — это институт семейных инспекторов, которые проводят работу с неблагополучными семьями. Такая форма профилактики активно внедряется в Ставропольском крае и в Сахалинской области. Однако большинство профилактических мероприятий направлено на следствие — на преступность несовершеннолетних, а не на ее причины. По нашему мнению, профилактическая работа должна аккумулировать в себе: — правовые и организационные меры; — меры социальной защиты (выплату денежных пособий, социальную адаптацию и реабилитацию для нуждающихся); — техническое, финансовое и кадровое обеспечение правоохранительных органов, органов здравоохранения, образования и другие <6>. ——————————— <6> Распоряжение Правительства РФ от 26 января 2007 г. «О Концепции Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 — 2010 гг.».

Представляется, исходя из вышесказанного, что основные профилактические мероприятия, способствующие разрешению проблем в сфере профилактики правонарушений со стороны несовершеннолетних, должны проводиться в следующих направлениях: 1. Усовершенствование нормативной базы, регулирующей деятельность субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних. 2. Совершенствование координационных и организационных мер по улучшению деятельности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3. Проведение работы по выявлению семей и детей группы социального риска, родителей и лиц, их заменяющих, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей, отрицательно влияющих на их поведение, жестоко с ними обращающихся (выявление лиц, чье поведение свидетельствует о возможности совершения преступлений; изучение этих лиц и источников отрицательного воздействия и их устранение; воспитательное воздействие (при необходимости — с помощью средств принуждения) на лиц, способных совершить правонарушение; контроль за поведением этих лиц и их образом жизни; периодическая проверка результатов проводимых профилактических мероприятий). 4. Проведение общегородских, межведомственных мероприятий, направленных на предупреждение безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и улучшение индивидуально-профилактической работы. Организация мероприятий с участием несовершеннолетних, состоящих на учете в правоохранительных органах, в каникулярное время (праздники, фестивали, спортивные соревнования). 5. Усиление деятельности служб, осуществляющих лечение и реабилитацию несовершеннолетних, страдающих психическими расстройствами, наркоманией, алкоголизмом, токсикоманией. 6. Совершенствование деятельности работы инспекторов ПДН в образовательных учреждениях, с привлечением детских, подростковых психологов, педагогов-учителей, семейных инспекторов. 7. Повышение квалификации сотрудников, занимающихся профилактической работой (проведение научно-практических конференций с привлечением ведущих вузов Российской Федерации и ученых, занимающихся проблемами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; проведение санитарно-просветительской и лекционной работы по профилактике алкоголизма, наркомании, СПИДа среди учащихся; участие в научных исследованиях по актуальным проблемам профилактики). 8. Создание общественной комиссии из числа педагогов, представителей общественности, сотрудников правоохранительных органов по анализу радио — и телепередач, публикаций для подростков с целью противодействия маргинальному образу жизни. 9. Совершенствование целенаправленной подготовки кадров и тщательный их отбор для учреждений, занимающихся воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей.

——————————————————————