Брачные права лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией в России и за рубежом

(Косарева И. А.) («Нотариус», 2007, N 5) Текст документа

БРАЧНЫЕ ПРАВА ЛИЦ С НЕТРАДИЦИОННОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИЕЙ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

И. А. КОСАРЕВА

Косарева И. А., доцент кафедры гражданского права юридического факультета ГОУ ВПО «Хабаровская государственная академия экономики и права», кандидат юридических наук.

Российская Федерация, провозгласив себя правовым государством, объявила высшей ценностью человека его права и свободы. Однако в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах, содержащих запрет дискриминации граждан по любым основаниям, нет упоминания о сексуальной ориентации. Применительно к открытому перечню оснований запрещенной дискриминации граждан можно сделать вывод, что дискриминация граждан не допускается не только по прямо указанным в Основном Законе, но и по другим признакам. Конституция не ограничивает перечень критериев, по которым исключается дискриминация граждан, а, напротив, предполагает его дальнейшую конкретизацию, как в законодательстве, так и в правоприменительной практике. Подтверждением такой позиции российского законодателя является отсутствие норм, прямо дискриминирующих положение гомосексуалистов. В международно-правовых документах, ратифицированных Россией, запрет на дискриминацию, основанную на сексуальной ориентации, также прямо не указан <1>. ——————————— <1> См., например: Римская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (с изм. и доп. от 11 мая 1994 г.), Европейская социальная хартия 1996 г., Минская конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

Большая роль в легализации прав лиц нетрадиционной сексуальной ориентации отводится Каирской международной конференции ООН по народонаселению и развитию 1994 г., РФ являлась участницей данной конференции. В соответствии с принятой на конференции Программой закреплены равноправие и равноценность разных типов половых союзов, включая однополые <2>. Некоторые проблемы однополых браков обсуждались на Международной конференции «Same-sex couples, same-sex partnerships and homosexual marriages. A focus on cross-country differentials. 25 — 26 September 2003» <3>, а также отражены в европейском проекте «More or less together: Levels of legal consequences of marriage, cohabitation and registered partnership for different-sex and same-sex partners. A comparative study of nine European countries» <4>. ——————————— <2> См.: официальный текст доклада Международной конференции по народонаселению и развитию. Каир, 5 — 13 сентября 1994 г. <3> http://www. same-sex. ined. fr <4> Institut National d’Etudes Demographiques. Paris, December 2004.

В зарубежных странах отмечается различный подход к правовому статусу лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией. От уголовного преследования (многие государства Азии и Африки) до полного либерализма (государства Европы, США, Канада), в том числе и в семейно-правовой сфере. В Российской Федерации в связи с принятием Уголовного кодекса (1996 г.) мужеложство больше не представляет собой общественно опасное деяние. Сексуальные отношения между женщинами вообще никогда не квалифицировались как преступления. Уголовному преследованию подвергаются насильственные гомосексуальные действия наравне с насильственными гетеросексуальными действиями. Более того, в соответствии с Международной классификацией болезней гомосексуализм исключен из перечня психических заболеваний. Следует делать вывод, что сексуальные отношения между однополыми партнерами больше не расцениваются противозаконными и не являются патологией, однако при этом права на признание государством и обществом данных отношений у таких партнеров нет. Российское законодательство признает лишь разнополые браки. Вместе с тем праву зарубежных стран известны как брак, так и аналоги института брака для однополых лиц. В одних случаях подобные союзы признаются семейно-правовыми, в других — гражданско-правовыми. Даже в случаях, когда иностранным законодательством определяется одинаковая правовая природа таких союзов, выявляются различия по существу, по объему прав и обязанностей участников. Для России основная проблема на сегодняшний день заключается в отсутствии адекватного понимания со стороны общества, так называемые социальные предрассудки. Непризнание на государственном и общественном уровне гомосексуальных союзов основано на презумпции, что это противоречит человеческой природе. Тем не менее здесь можно возразить, что противоестественными являются и перемена пола человека, и суррогатное материнство, а также иные методы искусственной репродукции. Действительно, трудно сразу перевернуть сознание общества и требовать терпимости к людям нетрадиционной сексуальной ориентации, если на протяжении столетий подобные отношения признавались содомскими грехами и рассматривались как преступления. Однако следует вспомнить, что истории человечества в связи с брачными правами известны дискриминация по вероисповеданию, запрет межрасовых браков. В настоящее время число стран, где узаконены однополые союзы государством или местной властью, значительно: Дания — зарегистрированное партнерство (с 1989 г.) <5>; ——————————— <5> The Danish Registered Partnership Act. Act 372 of 7 June 1989.

Норвегия — зарегистрированное партнерство (с 1993 г.) <6>; ——————————— <6> Act No. 40 of 30 April 1993 relating to Registered Partnership.

Швеция — зарегистрированное партнерство, сожительство (с 1994 г.) <7>; ——————————— <7> The Registered Partnership Act (Lag om registrerat partnerskap) 1994. Act No. 1994:1117.

Исландия — зарегистрированное партнерство (с 1996 г.) <8>; ——————————— <8> Partnership Law in Iceland, ILGA Euro-Letter. No. 42. June 1996.

Бельгия — сожительство (с 1998 г.), брак (с 2003 г.) <9>; ——————————— <9> Loi instaurant la cohabitation legale. 23 Novembre 1998. The text of the law passed by the Belgian parlament on 30 January 2003, opening civil marriage to same-sex couple. It went into effect 1 June 2003.

Франция — договор о совместной жизни (гражданский пакт солидарности), сожительство (с 1999 г.) <10>; ——————————— <10> Pact civil de solidarite (PACS). Mode d’emploi N 99-944.1511/1999.

Испания — партнерство (с 1999 г. установлено региональным законодательством отдельных провинций), брак (с 2005 г.) <11>; ——————————— <11> Anteproyecto de Reforma del Codigo Civil que Permitro el Matrimonio entre Personas del Mismo Sexo. Referencia del Consejo de Ministros, 01/10/2004.

Канада — партнерство (с 2000 г.), установлено региональным законодательством отдельных провинций (Нова Скотья), брак (с 2005 г.) <12>; ——————————— <12> Law Reform (2000) Act, An Act to Comply with Certain Court Decisions and to Modernize and Reform Laws in the Province. Chapter 29 of the Acts 2000. Bill No. 75.

Нидерланды — зарегистрированное партнерство, сожительство, брак (с 2001 г.) <13>; ——————————— <13> Wet van 21 December 2000 tot wijziging van Boek 1 van het Burgerlijk Wetboek in verband met de openstelling van het huwelijk voor personen van hetzelfde geslacht (Wet openstelling huwelijk). Staatsblad van het Koninkrijk der Nederlanden.

Германия — пожизненное партнерство (с 2001 г.) <14>; ——————————— <14> Gesetz uber eingetragene Lebenspartnerschaft. Vom 16/02/2001. BGBI. I S. 266.

Швейцария — партнерство (с 2001 г.), установлено региональным законодательством отдельных кантонов (Женева, Цюрих) <15>; ——————————— <15> Loi sur le partenariat du 15 fevrier 2001. PL 7611. E 127. Entrue en vigueur: 5 mai 2001.

США — партнерство (с 2001 г.), установлено региональным и местным законодательством отдельных штатов, городов и графств (Вермонт, Гавайи, Калифорния и др.), брак в штате Массачусетс (с 2004 г.) <16>; ——————————— <16> California Statutes 1999, ch. 588 (AB 26). Vermont Civil Union Act, Act No. 91. April 26, 2000. Connecticut Civil Union Act, Public Act No. 05-10. Approved April 20, 2005 (effective 1 October 2005). New Hampshire Commission Report on Same sex Civil Marriages. 1 December 2005. Rhode Island Attorney General’s Opinion. 20 February 2007.

Великобритания — гражданское партнерство (с 2005 г.) <17>; ——————————— <17> The Civil Partnership Act 2003/04.

Южная Африка — брак (с 2006 г.) <18>. ——————————— <18> Civil Union Act. 2006. Effective 30 November 2006. Bill No. B26B-06.

Данный перечень государств, допускающих однополые партнерства, не является исчерпывающим <19>. В мире растет количество стран, легализующих нетрадиционные семьи. Так, Король Камбоджи Нордом Сианук II предложил на территории своего государства разрешить однополые союзы: «Поскольку правительство Камбоджи в 1993 г. приступило к реализации курса либерально-демократических реформ, я думаю, следует разрешить в стране браки между мужчинами и браки между женщинами» <20>. ——————————— <19> Венгрия, Финляндия, Чехия. См.: http://www. gueerumir. ru. <20> См.: http://www. king. com.

Первым государством, узаконившим однополые союзы, была Дания, принявшая 7 июня 1989 г. Датский акт о зарегистрированном партнерстве. Союзы однополых лиц по датскому законодательству тем не менее имеют отличия по правовому статусу от брачных союзов мужчины и женщины. Прежде всего это ограничения в вопросах усыновления (удочерения) и искусственных репродуктивных методов. Впервые в мире признали за однополым союзом качество брака Нидерланды, это означало, что лица, состоящие в таких союзах, приобретали такой же объем семейных прав, как и разнополые супруги. Однако исключения в правовом статусе однополых и разнополых супругов все-таки были установлены. Так, не допускается усыновление гомосексуальной семьей ребенка, который является иностранным гражданином. Кроме Нидерландов однополые браки легализованы в Бельгии, Канаде, Испании, ЮАР и американском штате Массачусетс. Иные формы законного сожительства (партнерства) лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, предусмотренные зарубежным законодательством, отличаются от брачных союзов между мужчиной и женщиной, хотя к их заключению могут допускаться и разнополые лица. Отличия в основном связаны с личными неимущественными правами, например, с отсутствием права на общую фамилию либо с запретом на усыновление детей, применение искусственных методов репродукции и др. Несмотря на возможность создания нетрадиционной семьи в тех странах, где такое право предоставлено, подавляющее большинство населения остается приверженцами традиционной семьи — союза между мужчиной и женщиной. Так, в Нидерландах за 2001 — 2004 гг. количество однополых браков составило около 1% от всех зарегистрированных браков, а зарегистрированных партнерств — примерно 8% <21>. ——————————— <21> The Netherlands Central Bureau of Statistics.

Сексуальная ориентация невосприимчива к системе поощрений и наказаний, а также не зависит от общественного мнения. И абсолютно невозможно изменить сексуальную ориентацию путем пропаганды или запрета. Лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией интересует закрепление права на совместное сожительство и возможность «ритуала бракосочетания» в связи с юридическим оформлением (легализацией) их отношений. Российское общество в целом не готово принять гомосексуальные семьи. В России права лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией почти не обсуждаются ни широкой общественностью, ни правозащитным сообществом. Иногда в юридической литературе высказываются мнения по этому вопросу, являющиеся диаметрально противоположными: «за однополые союзы» <22> и «категорически против» <23>. Или встречаются отдельные упоминания, без исследования существа вопроса <24>. В 2007 г. депутатом Государственного Собрания Республики Башкортостан Э. Мурзиным представлен законопроект «Об однополых партнерствах». Законопроект Э. Мурзина представляет извлечения из действующего СК РФ, и как следствие, в нем нет различий между институтом брака и институтом однополого партнерства. Представляется, что брак и однополое партнерство — это все-таки разные социальные институты, и правовое положение участников не может быть одинаковым, по крайней мере на современном этапе. Государственная политика должна быть сориентирована на отсутствие еще одного вида дискриминации — в зависимости от сексуальной ориентации. Представляется правильным установить возможность для сексуальных меньшинств заключения партнерств в России. Поскольку проблема однополых «фактических браков» существует, и игнорирование ее государством никак не способствует охране имущественных интересов лиц, состоящих в таких отношениях. Гуманная позиция государства, безусловно, изменит и отношение общества к людям «нестандартной» сексуальной ориентации. Показательной по данному вопросу является политика Британского государства, направленная на формирование толерантности к однополым союзам в обществе путем ввода специальной дисциплины в учебных заведениях для детей с раннего возраста. ——————————— <22> См.: Алексеев И. А. Гей-брак. Семейный статус однополых пар в международном национальном и местном праве. М.: БЕК, 2002. <23> См.: Чернега К. А. Правовые аспекты легализации «нетрадиционной семьи» в России // Гражданин и право. 2003. N 4. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья О. Ю. Ильиной «Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной» включена в информационный банк согласно публикации — «Семейное и жилищное право», 2006, N 4. —————————————————————— <24> См., например: Косова О. Ю. Семейное и наследственное право России. М.: Статут, 2001. С. 16; Жуков Б. Н. О некоторых вопросах установления отцовства в добровольном порядке, не урегулированных действующим законодательством // Семейное и жилищное право. 2004. N 2; Толстая А. Д. Фактический брак: перспективы правового развития // Закон. 2005. N 10; Ильина О. Ю. Брак как форма государственного признания отношений между мужчиной и женщиной // Семейное и жилищное право. 2006. N 3.

Безусловно, самым сложным для разрешения является вопрос о положении детей в таких семьях. Называют следующий аргумент невозможности воспитания и проживания несовершеннолетнего ребенка в нетрадиционных семьях — большой риск психологических проблем и проблем в адекватном восприятии своей гендерной принадлежности. Вместе с тем данный аргумент не является состоятельным ввиду наличия подобных рисков для детей, проживающих в неполных семьях. И проблема все-таки носит внешний характер, поскольку обусловлена прежде всего отношением общества к однополым семьям. Проведенные социологами исследования подтверждают, что сексуальная ориентация родителей как таковая не имеет заметного влияния на качество воспитания детей, их психическое здоровье и способность к социальной адаптации <25>. ——————————— <25> http://www. gueerumir. ru

За рубежом однополые партнеры в большинстве случаев не имеют права на усыновление (удочерение) детей, лишены доступа к искусственным репродуктивным методам, но не утрачивают возможности воспитывать своих биологических детей. Однако подобные запреты установлены не везде. В целом наметилась тенденция к расширению прав однополых партнеров. В связи с легализацией в ряде зарубежных стран однополых браков и проблемой деторождения возрос интерес к суррогатному материнству. Так, например, по законам штата Калифорнии при использовании суррогатного материнства заказчиками могут быть не только супруги, одинокие мужчины и женщины, но и однополые супружеские пары. Для признания прав родителей необходимо судебное решение. Свидетельство о рождении выдается только на основании судебного решения. Если не будет судебного решения, то в императивном порядке в свидетельстве о рождении ребенка его матерью записывается суррогатная мать, и если она замужем, имя ее мужа как отца ребенка. Запись производится по истечении 10 дней после рождения, поэтому заказчикам необходимо обратиться в суд в день рождения ребенка. Если заказчиком выступал одинокий мужчина, то он может записать имя суррогатной матери в строке «мать» свидетельства о рождении, а свое имя в строке «отец» либо записать свое имя в строке «мать», а имя отца не указывать. Что касается однополых пар, то по их выбору будут указываться их имена в соответствующих строках свидетельства о рождении ребенка <26>. ——————————— <26> Surrogacy and egg donation under California law // http://www. surrogacyiaw.

Российскому законодателю можно заимствовать опыт зарубежных государств, легализовавших однополые союзы. Представляют интерес положения, предусмотренные законодательством Франции и Германии. Так, в Гражданский кодекс Франции в 1999 г. была включена глава «О договорах о совместной жизни (pacte civil de solidarite)». В соответствии со ст. 515-1 ФГК договором о совместной жизни признается договор, заключенный двумя совершеннолетними физическими лицами разного или одного и того же пола с целью устройства совместной жизни. Установлены основания, влекущие недействительность подобных соглашений. К их числу относят наличие родства или свойства определенной степени, состояние в браке или в другом договоре о совместной жизни. Законом урегулирован особый порядок его заключения с обязательной регистрацией в канцелярии суда по месту жительства одной из сторон. Лица, заключающие договор о совместной жизни, должны оказывать друг другу моральную и материальную помощь, характер и размер определяются договором. Закреплена солидарная ответственность по обязательствам перед третьими лицами по семейным долгам (оплата за совместное проживание, нужды повседневной жизни и т. п.). Режим имущества участников таких соглашений — долевой. Однако условиями договора его можно изменить (ст. 515-5 ФГК). Кроме заключения договора о совместной жизни во Франции государство предоставляет правовую охрану лицам (разнополым и однополым), состоящим в фактическом сожительстве (ст. 515-8 ФГК). Наличие сожительства порождает правоотношения в силу доказанного факта продолжительности совместного проживания и ведения общего хозяйства. Оба института имеют семейно-правовой характер. В Германии Закон 2001 г. предоставил возможность лицам нетрадиционной сексуальной ориентации юридически оформлять свои отношения путем заключения пожизненного партнерства. Пожизненное партнерство во многих отношениях с точки зрения правового положения участников, их взаимных прав и обязанностей приближено к браку. Партнеры признаются родственниками, в силу § 2 ст. 2 Закона 2001 г. они обязаны заботиться друг о друге, как морально, так и материально, а также проживать совместно. Имеют партнеры право на общую фамилию (§ 11 ст. 2 Закона 2001 г.). В соответствии с § 1306 ГГУ если лицо состоит в пожизненном партнерстве, то это является запретом на заключение брака. В правах на имущество, содержание, наследование партнеры уравнены с супругами (§ 1493, 1586, 1608, 1938, 2275, 2279, 2290 ГГУ). Сделка, совершенная одним из партнеров в общих интересах, порождает права и обязанности и для другого супруга (§ 1357 ГГУ). Вместе с тем есть и различия в правовом положении партнеров и супругов. Партнеры не обладают совместным правом на усыновление детей, не имеет один партнер возможности усыновить ребенка другого партнера. Представляется правильным установить возможность для сексуальных меньшинств заключения партнерств и в России, поскольку невозможно изменить сексуальную ориентацию путем пропаганды или запрета. Граждан с нетрадиционной сексуальной ориентацией интересует юридическое закрепление права на совместное сожительство и возможность «брачного ритуала» в связи с оформлением (легализацией) их отношений. В настоящее время гомосексуальная пара с точки зрения законодательства — это посторонние люди. На сегодняшний день пробелом в законодательстве остается вопрос о существовании брака при перемене пола одним из супругов. Отсутствует и правоприменительная практика по данной проблеме. Поскольку в законе перемена пола не названа основанием для прекращения брака, а для расторжения брака необходимо волеизъявление хотя бы одного из лиц, состоящих в браке, складывается такая ситуация: если лицо, переменившее пол, и его супруг (супруга) заинтересованы в сохранении брачных отношений, то однополый брак будет существовать. Но в то же время брак может быть союзом только разнополых лиц. Для устранения подобных пробелов России можно заимствовать иностранный опыт регулирования подобных отношений. Проблему можно разрешить путем введения института аналогичного браку, представляющего собой нетрадиционную семью в форме зарегистрированного партнерства (социально-экономического партнерства, пожизненного партнерства, гражданского партнерства, партнерства, сожительства и др.), известного зарубежным правопорядкам. При установлении запрета дискриминации по сексуальной ориентации и легализации нетрадиционной семьи можно отметить позитивные последствия: возможность не свидетельствовать против близкого человека, избежание внешнего психологического и физического насилия, сохранение работы, распространение льгот и скидок на лиц, состоящих в таких отношениях, как на членов семьи (например, при получении кредитов, при уплате налогов при дарении имущества и др.), упорядочение имущественных отношений (отношений собственности, наследования и др.), получение содержания от партнера и т. п.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *