Усыновление (удочерение) российских детей иностранными лицами: система и стадии

(Матвеева Н. В.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2008, N 1)

УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) РОССИЙСКИХ ДЕТЕЙ ИНОСТРАННЫМИ ЛИЦАМИ: СИСТЕМА И СТАДИИ

Н. В. МАТВЕЕВА

Матвеева Н. В., старший преподаватель кафедры гражданского и семейного права МГЮА (г. Вологда).

На современном этапе одной из наиболее острых проблем в России остается рост количества детей, оставшихся без попечения родителей. В Российской Федерации с 1997 г., за исключением 2002 г., происходит непрерывное увеличение численности выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей. В 2005 г. количество таких детей составило 133 034 ребенка <1>. ——————————— <1> Анализ выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник образования России. 2006. N 16. С. 3.

В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Семейным кодексом РФ приоритетной формой устройства детей является усыновление. Российские дети усыновляются как гражданами России, так и иностранными гражданами. В 2005 г. иностранные граждане усыновили 6904 российских ребенка. Наибольшее число детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлено (удочерено) гражданами США — 3966 человек, на втором месте по-прежнему остается Испания <2>. Сегодня дела об усыновлении являются наиболее часто рассматриваемой категорией дел, в которых присутствует иностранный элемент. Основная нагрузка по рассмотрению заявлений об усыновлении, поданных иностранными лицами, лежит на судах субъектов РФ (п. 2 ст. 269 ГПК РФ), от правильного применения которыми норм международного права и национального законодательства зависит судьба ребенка <3>. ——————————— <2> Там же. С. 5. <3> Богатина Ю. Г., Толстых В. Л. О некоторых вопросах усыновления детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Российское правосудие. 2006. N 3. С. 68.

На основании ст. 125 СК РФ усыновление (удочерение) ребенка — гражданина РФ производится в судебном порядке. Как отмечает Л. М. Пчелинцева <4>, судебный порядок усыновления соответствует Конституции РФ, общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации, мировой практике усыновления детей и в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, является гарантией соблюдения его прав и законных интересов. Юридическим основанием возникновения правоотношений между усыновителями и усыновленным ребенком является вступившее в законную силу решение суда. Но вынесение судом решения является заключительным этапом в международном усыновлении, которому предшествует длительная досудебная процедура усыновления. Так, граждане Испании, желающие усыновить российского ребенка, ждут 1,5 — 2 года с момента обращения их в компетентные органы своей страны до приезда в Россию. Но если они хотят усыновить детей своего государства, они должны ждать от 5 до 7 лет. В Испании усыновление детей внутри страны затруднено, сопровождается множеством условий, и в результате дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитываются в приемных семьях без права на их усыновление <5>. ——————————— <4> Пчелинцева Л. М. О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей: новые разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации // Российское правосудие. 2006. N 3. С. 64. <5> Дзугаева А. З. Правовые аспекты усыновление детей — граждан Российской Федерации иностранными гражданами // Юридический консультант. 2004. N 1. С. 15.

Процесс международного усыновления сложен и длителен, поэтому необходимо выделить его основные стадии. Поэтапное деление этого процесса необходимо для того, чтобы совершенствовать практику международного усыновления, создать более совершенный механизм правовых гарантий. Некоторые авторы <6> выделяют в процедуре международного усыновления три этапа: подготовительный, включающий подготовку кандидата в усыновители, регистрацию в качестве кандидата в усыновители и выбор ребенка для усыновления; судебный, представляющий собой рассмотрение заявления лица, желающего усыновить конкретного ребенка, и вынесение судебного решения; постсудебный этап, заключающийся в регистрации усыновления, постановке на учет усыновленного ребенка, действиях усыновителей, агентств по усыновлению детей, а также государственных органов по контролю за соблюдением правил учета усыновленных, условиями их жизни и воспитания, если усыновители — иностранные граждане, и за процессом адаптации ребенка в семье усыновителей. ——————————— <6> Залунина Н. Б. Международное усыновление: законодательство и практика его применения. Защита прав ребенка в современной России / Под ред. А. М. Нечаевой. М.: ИГП РАН, 2005. С. 133.

Таким образом, систему усыновления (удочерения) детей иностранными лицами можно определить как юридический процесс по конкретному делу, который включает последовательно сменяющиеся стадии, состоящие из отдельных юридических действий: досудебная стадия, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, обжалование решения суда, исполнение решения. Досудебную стадию можно разделить на две подстадии: подготовительные действия к усыновлению в стране усыновителя и подготовительные действия на территории государства усыновляемого ребенка. Кандидаты в усыновители, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, сначала обращаются в компетентные органы своего государства. Например, в США ходатайство об усыновлении иностранного ребенка подается в Службу иммиграции и натурализации, во Франции — в Службу социальной помощи детству, в Италии — в суд <7>, в Испании — Министерство социального развития. Данные органы проводят обследование и оценку лица или лиц, желающих усыновить, с целью определения, отвечают ли они необходимым требованиям, предъявляемым к кандидатам в усыновители, способны ли они обеспечить всестороннее развитие несовершеннолетнего и обладают ли они соответствующими воспитательными способностями. На основании анализа социально-психологического климата, материального положения семьи и состояния здоровья кандидатов в усыновители эти органы дают заключение семье о возможности быть усыновителями. ——————————— <7> Там же. С. 133.

Законодательство Испании содержит требование о том, что для начала процедуры усыновления необходима предварительная рекомендация компетентного органа. В соответствии с испанским законодательством усыновителями не могут быть лица, которые лишены родительских прав, или лица, с которых была снята опека, они были лишены опекунских прав. Кроме того, кандидаты в усыновители должны пользоваться гражданскими правами в полном объеме, достичь 25 лет и быть не менее чем на 14 лет старше усыновляемого. После получения рекомендации о возможности быть усыновителями иностранные кандидаты в усыновители обращаются в организации по международному усыновлению (удочерению) детей, получившие аккредитацию в своей стране и в России. Например, в Испании это Ассоциация «Инфансья и футур». Но это не единственная организация, которая представляет интересы испанских усыновителей на территории России. Только в Вологодской области помимо нее оказывают содействие в международном усыновлении испанским гражданам такие представительства аккредитованных иностранных организаций, как «Асефа», «АИПАМЕ», «Интерадоп». С каждой испанской семьей представители этих организаций заключают договор об оказании услуг в содействии международному усыновлению. При подготовке испанских семей — кандидатов в усыновители к процессу усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из России им рассказывают об особенностях этих детей, об имеющихся у них заболеваниях, помогают готовить документы для усыновления. Посреднические функции в сфере международного усыновления в Испании, например в Каталонии, может выполнять только компетентный орган Правительства Каталонии. Оно может аккредитовать для выполнения этих функций организацию по сотрудничеству в сфере международного усыновления. Указанные организации должны иметь статус некоммерческой организации, иметь своей приоритетной целью защиту несовершеннолетних и их интересов в соответствии с применяемыми международными нормами. Следующая подстадия состоит в осуществлении юридических действий кандидатов в усыновители в компетентных российских органах. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. N 217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием» <8> должны обратиться за информацией о таких детях к любому региональному или федеральному оператору государственного банка данных по своему выбору. ——————————— <8> СЗ РФ. 2002. N 15. Ст. 1434.

Как правило, усыновление российских детей иностранными гражданами на досудебном этапе производится через представительства аккредитованных в РФ иностранных организаций. Сотрудники этих организаций представляют необходимые документы для усыновления. Все документы должны быть легализованы в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательством РФ или международным договором РФ, переведены на русский язык, подпись переводчика должна быть удостоверена в консульском учреждении или дипломатическом представительстве РФ в государстве места жительства указанных лиц либо нотариусом на территории РФ. В соответствии с ч. 5 ст. 71 ГПК РФ иностранные официальные документы признаются в суде письменными доказательствами без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ. Легализация документов не требуется в отношениях между государствами — участниками Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов (Гаага, 5 октября 1961 г) <9>, вступившей в силу для России с 31 мая 1992 г. Вместо дипломатической или консульской легализации официальных документов в государствах — участниках Конвенции в подтверждение подлинности подписей должностных лиц, печатей или штампов на документе проставляется апостиль компетентным органом государства, в котором этот документ был совершен. ——————————— <9> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 1996. N 12.

Семейный кодекс в ст. 166 устанавливает, что при применении норм иностранного семейного права суд или органы записи актов гражданского состояния и иные органы устанавливают содержание этих норм в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. Для этого они могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснениями в Министерство юстиции и другие компетентные органы РФ либо привлечь экспертов. Как отмечает Г. Ю. Федосеева <10>, по результатам опроса, 100% судей не ссылаются при вынесении решения об установлении усыновления, имеющего международный характер, на ст. 165 СК РФ. Среди причин игнорирования коллизионных норм большинство судей (70%) называют не действующий в России механизм предоставления информации об иностранном праве. Министерство юстиции РФ не справляется с запросами и чаще всего ограничивается отпиской следующего содержания: получить информацию о законодательстве запрашиваемого государства не представляется возможным. СК РФ закрепляет, что заинтересованные лица вправе представлять документы, подтверждающие содержание норм иностранного семейного права, на которые они ссылаются, в обоснование своих требований или возражений и иным образом содействовать суду или органам записи актов гражданского состояния и иным органам в установлении содержания норм иностранного семейного права. На практике кандидаты в усыновители представляют в компетентные российские органы и в суд выписки из законодательства, регулирующего условия и порядок усыновления на территории страны усыновителя. Следует согласиться с мнением авторов <11>, которые считают, что необходимо совершенствовать механизмы информирования об иностранном праве с учетом договоров о правовой помощи, Европейской конвенции об информации относительно иностранного законодательства 1968 г., международного принципа вежливости, а также установить органы и организации, которые компетентны выдавать перечисленные в ст. 271 ГПК РФ документы, и порядок их легализации. По нашему мнению, необходимо создать банк законодательства, регулирующего вопросы усыновления на территории тех стран, граждане которых чаще всего усыновляют российских детей. Как показывает практика, в основном их усыновляют граждане США, Испании, Канады, Италии, Германии и др. ——————————— <10> Федосеева Г. Ю. Взгляд на проблему международного усыновления с точки зрения международного частного права // LEX RUSSICA (Научные труды МГЮА). 2006. N 2. С. 405. <11> Богатина Ю. Г., Толстых В. Л. Указ. соч. С. 69.

Когда кандидаты в усыновители выбрали ребенка, оставшегося без попечения родителей, соответствующий оператор выдает им направление на его посещение, так как они обязаны лично познакомиться с ребенком и установить с ним контакт. Граждане РФ, постоянно проживающие за пределами территории РФ, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином РФ, подают заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка. От того, насколько правильны и последовательны действия судьи в стадии возбуждения дела, зависит возможность выполнения задач, стоящих перед судом и другими участниками процесса на последующих этапах гражданского судопроизводства <12>. ——————————— <12> Пчелинцева Л. М. Указ. соч. С. 67.

Следующей стадией является подготовка дела к судебному разбирательству. Ее основными задачами являются: уточнение фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела; определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела, решение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников процесса; представление необходимых доказательств сторонами, другими лицами, участвующими в деле. На основании п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей» <13> в порядке подготовки дела к судебному разбирательству судье в каждом случае надлежит истребовать от органа опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка заключение об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком. ——————————— <13> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 6.

Усыновление детей граждан РФ, постоянно проживающих за пределами территории РФ, иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если невозможно передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Данные ограничения соответствуют положениям ст. 21 Конвенции ООН о правах ребенка, которой признано, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда он не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным. В рамках судебного разбирательства о международном усыновлении очень важен вопрос о том, знакомились ли российские усыновители со сведениями о ребенке. Представляется, что установление определенного числа актов ознакомления со сведениями о ребенке российских усыновителей явилось бы реальной мерой по защите их права на приоритетное усыновление перед иностранными гражданами и лицами без гражданства. Весьма полезной была бы и практика привлечения в качестве свидетелей в делах об усыновлении российских детей иностранными лицами и лицами без гражданства тех российских граждан, которым, по утверждению органов опеки и попечительства и департаментов образований, предоставлялись сведения об этих детях. В судебном заседании важно установить, при каких обстоятельствах и в каком объеме передавались эти сведения, соответствовали ли они реальному состоянию здоровья ребенка. Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 20 апреля 2006 г. N 8 при исследовании документов, подтверждающих наличие сведений об усыновляемом ребенке в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а также документов, содержащих информацию о предпринимаемых органом опеки и попечительства, региональным и федеральным оператором мерах по устройству (оказанию содействия в устройстве) ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, следует, в частности, проверить сведения о ребенке (о его возрасте, состоянии здоровья и др.), предлагался ли он на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление его родственникам и если предлагался, то по каким причинам указанные лица отказались от принятия ребенка. В целях всесторонней проверки указанных обстоятельств суд вправе допросить в качестве свидетелей родственников ребенка, а также лиц, которые знакомились со сведениями о ребенке и отказались от его усыновления или семейного воспитания. При исследовании судом заключения об условиях жизни данных граждан и о возможности быть усыновителями, составленного иностранной организацией по усыновлению детей (усыновительным агентством), необходимо проверить, предоставлены ли этой организации полномочия составлять такие заключения от имени компетентного органа соответствующего государства. В судебной практике возникает вопрос о том, будет ли основанием к отказу в удовлетворении заявления об установлении усыновления то, что доход на каждого члена семьи меньше прожиточного минимума, установленного для граждан РФ, или минимума дохода, установленного в государстве (штате, области, округе) при усыновлении ребенка иностранными гражданами. На наш взгляд, необходимо закрепить в законодательстве положение о том, что иностранные лица и лица без гражданства не могут быть усыновителями, если на момент установления усыновления их доход меньше минимума, установленного в государстве (штате, округе, области), где они проживают. Заявление об установлении усыновления рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителей органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет. При удовлетворении просьбы об усыновлении суд признает ребенка усыновленным конкретными лицами (лицом) и указывает в решении все данные об усыновлении и усыновителях (усыновителе), необходимые для государственной регистрации усыновления в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности усыновителей (усыновителя) и усыновленного ребенка устанавливаются со дня вступления решения суда в законную силу. Если суд отказал в удовлетворении заявления, следующей стадией процесса усыновления детей иностранными лицами, скорее всего, будет обжалование этого решения. Например, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу граждан Испании на решение Тверского областного суда, которым в удовлетворении заявления было отказано. Дело в том, что к заявлению об усыновлении они не представили медицинского заключения о состоянии своего здоровья. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ решение Тверского областного суда оставила без изменения, а кассационную жалобу — без удовлетворения <14>. ——————————— <14> Постановление ВС РФ от 20 апреля 2004 г.

Завершающей стадией является исполнение судебных решений об установлении усыновления. На основании ст. 125 СК РФ суд в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направляет выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения суда для государственной регистрации усыновления ребенка. После оформления правоустанавливающих документов на ребенка и выезда ребенка в государство, гражданином которого является усыновитель, защита прав и законных интересов детей, являющихся гражданами РФ, за пределами территории РФ осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, консульскими учреждениями РФ, в которых указанные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия <15>. ——————————— <15> Залунина Н. Б. Международное усыновление: законодательство и практика его применения. Защита прав ребенка в современной России / Под ред. А. М. Нечаевой. М.: ИГП РАН, 2005. С. 137.

Постановка детей на учет в консульском учреждении осуществляется в 3-месячный срок со дня въезда их в государство места проживания усыновителей. По желанию усыновителей постановку на учет усыновленного ребенка можно осуществить до выезда из Российской Федерации через Консульский департамент Министерства иностранных дел РФ. Контроль за постановкой усыновителями усыновленного ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей, представлявшие в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители при усыновлении ими ребенка на территории Российской Федерации. Процесс международного усыновления в России достаточно сложный, и от того, насколько ответственно к нему подойдут все его участники, зависят судьбы российских детей. Данный процесс является не только гарантом интересов несовершеннолетних детей, но и гарантом интересов государства, отдающего своих детей на усыновление.

——————————————————————