Работа с трудными подростками

(Толстова А.)

(«Законность», 2008, N 6)

РАБОТА С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ

А. ТОЛСТОВА

Толстова А., старший прокурор отдела по делам несовершеннолетних и молодежи прокуратуры Чувашской Республики.

Важнейшее место в деле социального оздоровления общества занимает вопрос совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

В целях обеспечения надлежащей организации работы в этой сфере и реализации конституционного права законодательной инициативы прокуратурой Чувашской Республики в 2007 г. разработан и внесен на рассмотрение законодательного органа республики проект Закона ЧР «Об общественных воспитателях несовершеннолетних», который был принят и вступил в силу 5 октября 2007 г.

Необходимость принятия Закона продиктована потребностью в новых формах и методах профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому подростку, необходимостью повышения роли общественности на этом направлении деятельности.

Закон устанавливает цели и задачи деятельности общественных воспитателей, порядок их назначения и закрепления за несовершеннолетними, формы и методы индивидуально-профилактической работы.

В соответствии с Законом общественными воспитателями могут быть при условии их согласия совершеннолетние, дееспособные граждане Российской Федерации, не имеющие судимости, по своим деловым и моральным качествам способные выполнять возложенные на них обязанности общественного воспитателя несовершеннолетнего и принимающие активное участие в общественной жизни.

В основные полномочия общественного воспитателя входит:

— оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании несовершеннолетних правонарушителей, проведение индивидуально-профилактической работы в целях предупреждения совершения повторных общественно опасных деяний;

— оказание помощи в трудоустройстве и временной занятости, организации отдыха, вовлечение в работу внешкольных детских и подростковых учреждений и спортивных клубов;

— формирование у несовершеннолетнего навыков общения, поведения, правосознания, правовой культуры;

— осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних.

Также Закон регулирует порядок взаимодействия общественных воспитателей с органами и учреждениями системы профилактики правонарушений несовершеннолетних по вопросам предупреждения безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних.

К примеру, ежеквартально общественный воспитатель представляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав информацию о результатах работы, наличии конфликтов и разногласий между несовершеннолетним и родителями (законными представителями), администрацией образовательного учреждения или работодателем.

Обязанность по закреплению общественных воспитателей Законом возложена на районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В основном за несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете, закрепляются педагоги, тренеры спортивных секций, руководители кружков, главы администраций районов и городов республики, главы сельских поселений, руководители предприятий и организаций, правоохранительных органов.

Необходимо отметить, что в этой работе активны депутаты городских и сельских поселений, а также представители общественных организаций.

Так, при их поддержке на территории республики в летний период действует военно-спортивный лагерь «Патриот» для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, где подростки заняты обучением военным навыкам и дисциплине; хорошо проявившим себя оказана помощь в трудоустройстве и получении образования.

К примеру, по ходатайству главы администрации Московского района г. Чебоксары один из ребят за проявленные способности в профессии строителя был зачислен в Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства.

В целях более широкой реализации Закона ЧР «Об общественных воспитателях несовершеннолетних» и формирования условий для качественного снижения рецидивной преступности среди молодежи в Чувашии органами прокуратуры ЧР, психологами УФСИН России по ЧР, Министерством здравоохранения и социального развития ЧР, администрацией г. Чебоксары и Новотроицкой воспитательной колонией УФСИН России (Республика Марий Эл) реализуется проект по социальной адаптации несовершеннолетних, освобождающихся из мест лишения свободы.

Создание такого проекта вызвано прежде всего тем, что после освобождения из воспитательной колонии подростки сталкиваются с социальными проблемами, жилищными и хозяйственно-бытовыми трудностями. Быстрой адаптации мешает низкий воспитательный потенциал, конфликтность, прежнее криминальное окружение, враждебное отношение общества к ним.

В проекте принимают участие 20 подростков, отбывавших наказание в Новотроицкой воспитательной колонии, с которыми в течение года велась профориентационная работа, собиралась информация о семьях и родственниках, устанавливались общественные связи по месту жительства и учебы. На каждого участника проекта разработан индивидуальный план мероприятий, направленных на скорейшую адаптацию несовершеннолетнего к жизни вне «зоны» после освобождения из мест лишения свободы.

С целью оказания содействия в реализации индивидуального плана реабилитации и контроля его исполнения проектом предусмотрено социальное сопровождение таких несовершеннолетних со стороны общественных воспитателей, назначенных из числа студентов факультета психологии Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова.

Работа дала положительные результаты.

Анализ проведенных мероприятий свидетельствует не только о несовершении участниками проекта повторных преступлений и антиобщественных действий, но и о снижении преступности несовершеннолетних в целом.

Так, в 2007 г. в республике на 24% (220 против 289) снизилась подростковая преступность, значительно сократилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления (182 против 285), и практически вдвое снизилась рецидивная преступность (с 56 до 27).

Изложенное свидетельствует о том, что привлечение общественности к решению проблем профилактики правонарушений и преступлений несовершеннолетних способствует не только снижению подростковой преступности, но и формированию в молодежной среде уважительного отношения к правовым и нравственным институтам общества.

——————————————————————