Проблемы социально-трудовой реабилитации

(Никитин Н. В.) («Российский следователь», 2006, N 4)

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ

Н. В. НИКИТИН

Не может не тревожить тот факт, что, несмотря на очевидное для подавляющей части территорий обострение социальных проблем, в них недостаточно развита система центров социально-трудовой реабилитации. В настоящее время по России их насчитывается всего около ста <*>. ——————————— <*> Центр пропаганды социально-трудовой реабилитации «Сабах». Якутск, 2005. С. 4.

В условиях дефицита финансовых средств во многих субъектах Российской Федерации пытаются решить сложнейшие проблемы, открывая многопрофильные центры социальной помощи различным категориям граждан. В ряде регионов типичным является процесс объединения различных видов учреждений социальной помощи. Весьма распространены и такие учреждения, которые в силу крайне ограниченного числа специалистов по социальной работе и дефицита современных технологий не могут практически повлиять на изменение ситуации в регионе <*>. ——————————— <*> Шамсунов С. Х., Угрюмов Ю. М. Роль психологической службы в реформировании уголовно-исполнительной системы // Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным. М.: Права человека, 2004. С. 156.

К сожалению, в отдельных регионах не продумано создание упорядоченной сети учреждений для несовершеннолетних, молодежи и старших граждан по прохождению ими социально-трудовой реабилитации. Создаваемые социальные учреждения должны предоставлять необходимую помощь всем людям вне зависимости от их пола, возраста, места регистрации. Поэтому создание специализированных учреждений, например, для какой-то отдельной категории граждан создает трудности в оказании помощи другим категориям <*>. ——————————— <*> Овчарова Р. В. Научные основы социально-трудовой реабилитации осужденных // Научно-методические основы оказания психологической помощи осужденным. М.: Права человека, 2004. С. 111 — 114.

Несогласованность работы такого рода учреждений выражается также в том, что они подчинены разным ведомствам, которые не могут предоставить необходимый объем социально-трудовой помощи, а отсутствие лицензирования вызывает трудности в выработке определенных единых требований к кадрам социальных работников и анализу эффективности их деятельности <*>. ——————————— <*> Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. Е. И. Холостовой. М.: Юристъ, 1999. С. 69 — 72.

В настоящее время министерства и ведомства, имеющие социальные службы, опираясь на государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, пытаются решить сложную задачу, связанную с развитием созданной сети социальных учреждений, оказывающих населению широкий спектр услуг, адресованных главным образом наиболее социально уязвимым группам населения, которые испытывают трудности в повседневной жизни <*>. Развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям препятствуют различные факторы, такие, как слабая правовая база системы социально-трудовой реабилитации, ограниченность финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении правительственных органов не только на федеральном, но и на региональном уровне, дефицит средств у органов местного самоуправления, отсутствие координации деятельности министерств и ведомств в сфере социально-трудовой реабилитации, нехватка персонала, обладающего профессиональной подготовкой в сфере социально-трудовой реабилитации <**>. Одной из главных проблем является низкий социальный статус и неадекватная заработная плата работников социально-трудовых и реабилитационных центров, недостаточное использование финансовых, экономических и интеллектуальных возможностей неправительственных учреждений. ——————————— <*> Абульхапова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 2001. С. 299; Агрессия и жестокость в современном мире: Сборник научных статей и тезисов научных докладов / Под ред. А. Л. Деркача, Ю. В. Сипягина, Н. Ю. Синягиной. Ульяновск, 1997. С. 92. <**> Уголовно-исполнительное право России: Учебник и основные нормативно-правовые акты / В. В. Дедюхин, М. П. Журавлев / Под ред. О. В. Филимонова. М.: ЮрИнфоР — МГУ, 2004. С. 137 — 139.

По мере формирования региональных и территориальных служб социально-трудовой реабилитации появляется потребность в управлении сетью указанных учреждений. Эта сфера, как и всякая другая, не может развиваться стихийно, она объективно нуждается в управлении, целью которого является все более полное удовлетворение потребностей людей в вопросах социально-трудовой реабилитации. Организация реабилитационного режима в центрах социально-трудовой реабилитации требует особого подхода, что обусловливается относительно длительным временем пребывания в них. Известна идея А. С. Макаренко <*> о том, что у каждого человека должны быть перспективные пути, как никого, это касается лиц, проходящих курс социально-трудовой реабилитации, которые находятся на определенном уровне социально-нравственной деградации. Поэтому желание и стремление таких лиц пройти курс социально-трудовой реабилитации можно вызвать только системой стимулов, имеющих для них реальное значение. Такими стимулами в условиях центра социально-трудовой реабилитации могут быть изменение материальных, бытовых и иных условий. ——————————— <*> Макаренко А. С. Педагогическая поэма. М.: Художественная литература, 1998. С. 147 — 162.

Особый вид социально-трудовой реабилитации — это оказание медицинской помощи как реабилитируемым, так и самими реабилитируемыми лицам, проживающим на территории центра, и, возможно, если такой центр находится достаточно далеко от населенных пунктов, то и гражданам, которые проживают в непосредственной близости <*>. В значительной степени такая помощь оказывается бесплатно. Однако даже богатые страны не способны целиком возложить расходы здравоохранения на государственный бюджет, часть медицинских услуг и лекарства являются платными. Поэтому, по мнению автора, неизбежно частичное использование заработанных денежных средств реабилитируемого и самого центра на медицинские нужды в форме платной и страховой медицины. Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработной платы и других отчислений предприятий и организаций. Денежные средства страховых фондов передаются медицинским учреждениям, что дает право участнику фонда обратиться в любое время за необходимой медицинской помощью. ——————————— <*>Беличева С. А., Фокин В. М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. М.: Просвещение, 2003. С. 114 — 116.

Государство оказывает значительную помощь безработным, прежде всего она проявляется в виде выплат официально зарегистрированным безработным государственного пособия по безработице. Для лиц, потерявших работу, такое пособие в первые месяцы выплачивается в объеме, близком к той заработной плате, которую они имели до потери работы. В последующие месяцы пособие снижается. Обычно принято предоставлять пособие по безработице в течение полугода со времени потери работы. Наряду с пособием государственный фонд занятости затрачивает средства на обучение безработных, помощь им в овладении новой специальностью <*>. По мнению автора, эта помощь должна аккумулироваться на счетах центра, так как на первых порах, пока реабилитируемый не приступит к выполнению общественно полезных работ, деньги на его содержание тратит центр социально-трудовой реабилитации. ——————————— <*> Вестник Министерства труда и социального развития. Меры, направленные на позитивное изменение ситуации, связанной с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних // Пресса и новости. 2005. N 5. С. 220.

На наш взгляд, государство не в силах само с помощью законов, выделения средств, оказания государственных форм социальной помощи решить проблемы социально-трудовой реабилитации. Всегда за чертой официальной, узаконенной обязательной государственной помощи будут находиться тысячи людей, котором способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадание к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно. Поэтому социальная благотворительность, проявляющаяся в том, что одни люди бескорыстно, по внутреннему душевному порыву помогают другим, чем могут: деньгами, вещами, услугами, советами, заботой, лечением, утешением, — самый яркий признак благородства, совести человека <*>. ——————————— <*> Галаузина М. Л. Социальная педагогика М.: Гуманитарный центр «ВЛАДОС», 2004. С. 384.

Между тем в обществе возникло стойкое убеждение, что забота о других людях — это забота государства, а каждый должен заботиться только о себе, своей семье близких и родных. Это не означает, что доброта, взаимопомощь вообще изъяты из обихода. Сердобольные люди всегда были и оставались в любом обществе, милосердие проявлялось во многих жизненных ситуациях. Но наблюдалось оно от случая к случаю и никоим образом не было государственно почитаемым стилем поведения. Такова была и во многом остается социальная нравственность <*>. ——————————— <*> Назаренко Г. В. Принудительные меры медицинского характера в уголовном праве: Учебное пособие для юридических вузов и факультетов. М.: Ось-89, 2000. С. 65 — 67.

Отсюда вовсе не следует, что надо обязательно помогать всем, поскольку это даже при желании просто невозможно. Каков же критерий разумных действий в этом отношении? Обращаться в подобных ситуациях нужно не только к разуму, но и к сердцу. Зов души, совесть, внутреннее убеждение подскажут вам, когда нельзя пройти мимо, следует проявить сочувствие, оказать помощь, если ваша душа не очерствела <*>. Полезными могут оказаться и советы людей, стремление следовать примеру других, но надо твердо усвоить мысль, согласно которой добро лишь в минимальной степени творится по повелению, указанию извне, оно должно проистекать из собственной воли, внутреннего позыва <**>. ——————————— <*> Возрастная и педагогическая психология / Составитель И. В. Дубровина. М.: Academia, 2001. С. 367. <**> Очнев В. К., Козюля В. Г., Бределев А. В. Социальная медицинская реабилитация больных алкоголизмом в ЛТП. М.: НИИ МВД СССР, 1982. С. 93 — 96.

Учитывая изложенное, автор считает, что инициатива в вопросе материального поддержания, оборудования центра социально-трудовой реабилитации, оснащения его станками, инвентарем должна принадлежать негосударственным фондам и коммерческим предприятиям, с которыми руководство центров заключает контракты на изготовление комплектующих частей для того либо иного агрегата, станка и т. д. А поскольку есть такие замечательные категории, понятия, свойства людей, как «доброта», «сострадание», «сочувствие», «отзывчивость», «участие в чужой беде», для человека как высшего существа важно наличие чувства любви к ближнему, благородные и уважаемые в России люди (братья Третьяковы, Морозов и другие) утверждали, что счастье человека заключено в том, чтобы сделать счастливыми как можно больше других людей, что давать приятнее, чем брать, то образованные, в том числе для поддержки центров социально-трудовой реабилитации, негосударственные фонды способны будут оказать посильную поддержку лицам, проходящим курс социально-трудовой реабилитации. Например, один из благотворительных фондов в 1995 г. для Колпинской колонии купил дом в Пушкиногорском районе Псковской области и оказал помощь в благоустройстве приусадебного хозяйства, тем самым положил начало в организации центра социально-трудовой реабилитации. В настоящее время, то есть спустя 10 лет, свою работу центр проводит, рассчитывая прежде всего на молодых людей от 16 до 30 лет. Этот дом стал первым опытом реабилитационной работы с теми, кто уже освободился из колонии, но не захотел порвать общение с этим центром. Бывшие заключенные трудятся во всех сферах деревенской жизни. У центра есть свои теплицы, огороды, коровник, в хозяйстве содержатся свиньи, гуси, кролики. Для молодежи в местном профессионально-техническом лицее появилась возможность получить специальность шофера и слесаря. Сейчас центр располагает уже двумя такими домами. Время прохождения курса социально-трудовой реабилитации формально не ограничивается никакими сроками, и некоторые граждане живут здесь по нескольку лет. Наконец, в 2001 г. возникла еще одна промежуточная ступень — небольшой приют поблизости от указанного центра, в Санкт-Петербурге. Рассчитанный на 16 человек, он предоставляет возможность бывшему заключенному сразу же после выхода из колонии пожить 2 — 3 месяца в городе, восстановить документы, пройти медицинское обследование и найти себе работу <*>. ——————————— <*> Вечерний Питер. 2005. 18 нояб.

В целом опыт, полученный за 10 лет существования этого реабилитационного центра, вполне удачный. Кто-то из подопечных остался в центре и трудится от души, кто-то работает на заводе, создал семью. Среди бывших реабилитируемых есть и те, кто решил пойти по духовной стезе и всецело посвятил себя Богу. Не менее половины, по словам духовника центра протоиерея Александра Степанова, выходят с положительным результатом, а для остальных жизнь, по крайней мере по житейским меркам, стала более приемлемой. Конечно, лица, проходящие курс социально-трудовой реабилитации, — специфическая среда, в которой далеко не каждый способен к исправлению или так называемой гражданской благонадежности, но, с другой стороны, вовлеченность в криминальную жизнь и особенно в организованную преступность касается далеко не всех, кто побывал в местах лишения свободы и проходит курс социально-трудовой реабилитации. Поэтому, по мнению автора, здесь необходима тестовая система, которая еще в местах заключения будет выявлять тех, кто действительно стремится вернуться в общество, создать семью, получить профессию, честно зарабатывать. Тем не менее даже тем, кто проявляет такой интерес, необходимы поддержка и помощь не только на уровне предоставления возможных социальных гарантий. Необходимо участие в судьбе таких людей после их освобождения как на уровне чиновников социальных министерств и кабинетов профессиональной психологической помощи, так и окружающих людей. Проблема преступности и ее уровневые показатели напрямую свидетельствуют о недостатке любви в обществе, в известной степени она является следствием доминирования индивидуализма и взаимной отчужденности, размытости нравственных представлений, отсутствия духовных потребностей, производным потребительского общества. Необходимо вовлечение в работу с такими людьми общественных сил, которые смогут в комплексе работать не только с внешними, но и с внутренними проблемами человека, создавать условия для их здорового общения, предоставлять возможность для духовного развития личности. Главное, чтобы жизнь реабилитируемого наполнялась смыслом и новым содержанием. В настоящее время в Государственной Думе рабочая группа разрабатывает закон «О социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы». Этот закон должен создать благоприятные условия для возвращения к общественно полезной жизни тех, кто выходит из мест заключения. Он предполагает создание нормативной базы для их трудового и бытового устройства, послужит восстановлению семейных и иных социально полезных связей освободившихся. Необходимость данного закона очевидна как в силу происходившего в последние два десятилетия стремительного роста количества совершаемых преступлений, так и в связи с высоким уровнем рецидива. В целом закон призван создать только рамочные федеральные стандарты, на основе которых свои нормативные акты с учетом местных возможностей и бюджетного обеспечения могут принять субъекты РФ. Главным исполнителем закона становится Министерство здравоохранения и социального развития, и в частности органы социальной защиты населения и опеки, которые должны будут помогать в восстановлении утраченных документов и жилплощади, если таковая утеряна, способствовать трудоустройству, предоставлять медицинское страхование. Автор полагает, что не менее заинтересованным ведомством должно быть Министерство внутренних дел в связи с тем, что лица, подлежащие социально-трудовой реабилитации, в значительной степени представляют интерес для соответствующих служб министерства, хотя с другой стороны, никто не мешает МВД РФ принять активное участие в разработке и продвижении данного законопроекта, обращая при этом внимание на его сильные и слабые стороны с точки зрения профилактики преступности, осуществляемой органами внутренних дел. На взгляд автора, главное в данном проекте закона — то, что обращается внимание на возможность оказания благотворительными и религиозными организациями помощи освобожденным. Один из вариантов подобной помощи, обсуждаемый сегодня, — создание специальных реабилитационных центров для тех, кто освобожден из мест лишения свободы. Надо сказать, что полезность таких социальных образований представляется весьма актуальной. Ни для кого не секрет, что уже существующие дома ночного пребывания часто становятся источником криминального риска. В этом плане автор считает, что ни в коем случае нельзя ставить под сомнение возможность существования под патронажем государства (органов внутренних дел) социально-реабилитационных заведений для тех социальных групп, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Даже несмотря на то, что ранее эти люди принципиально демонстрировали свое непризнание авторитета закона. Важную роль в таком случае будет играть не количество единиц штата работающих в нем сотрудников, психологов, мастеров, педагогов, не тем более уровень контроля над лицами, находящимися в таком центре социально-трудовой реабилитации, а сама атмосфера того, что эти люди желают продолжать свою жизнь и понимают, что при этом им необходимы определенные бытовые условия, профессия, посредством которой они будут зарабатывать себе на жизнь. Исходя из социальных потребностей автор предлагает в рамках указанного выше закона предусмотреть создание федеральной целевой программы по вопросам социально-трудовой реабилитации. Правительству Российской Федерации целесообразно утвердить федеральную целевую программу «Социально-трудовая реабилитация в Российской Федерации на 2006 — 2010 годы», в которую включить введение в ближайшие пять лет дополнительно несколько тысяч мест для лиц, проходящих курс социально-трудовой реабилитации, выделение жилья для сотрудников реабилитационных центров, обеспечение лиц, проходящих реабилитацию, работой. Кроме того, автор считает, что в указанной федеральной целевой программе целесообразно отразить следующие моменты: — во всех субъектах Российской Федерации создать специализированные центры социально-трудовой реабилитации и адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в которых им будет оказываться комплексная социальная помощь, в том числе трудовое и бытовое устройство, с целью использовать в исправительном процессе комплексный, дифференцированный подход к различным категориям реабилитируемых в сочетании с непрерывностью психолого-педагогического, социально-трудового обеспечения, решения бытовых вопросов; — руководителям субъектов Российской Федерации принять нормативно-правовые акты, улучшающие финансовое положение центров социально-трудовой реабилитации; — администрации полномочного представителя Президента Российской Федерации, руководителям исполнительной и законодательной власти субъектов РФ целесообразно оказать государственную поддержку образованным и действующим центрам социально-трудовой реабилитации; — принять законодательные и иные нормативные акты, с целью реализации региональных программ, направленных на совместное решение проблемы трудовой занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и иных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, профилактику и лечение туберкулеза и ВИЧ-инфекции, стабилизацию положения дел в центрах социально-трудовой реабилитации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы, оказание финансовой и иной помощи таким центрам; — обеспечить выпуск промышленной продукции предприятиями центров социально-трудовой реабилитации и производство сельхозпродукции. Провести мероприятия по самообеспечению центров социально-трудовой реабилитации продуктами питания, вещевым имуществом, строительными материалами; — улучшить взаимодействие центров социально-трудовой реабилитации с правоохранительными органами в отношении профилактики преступлений; — использовать возможности привлечения промышленного потенциала исправительных учреждений для обеспечения потребностей организаций и хозяйствующих субъектов, при этом обращать внимание на то, что неполная трудовая занятость реабилитируемых осложняет их социально-трудовую реабилитацию после освобождения из мест лишения свободы, возмещение причиненного вреда потерпевшим, реализацию их права на труд; — разместить на предприятиях центров социально-трудовой реабилитации заказы для государственных нужд субъектов Российской Федерации. — освободить предприятия центров социально-трудовой реабилитации в законодательном порядке от налоговых и обязательных платежей в региональные и местные бюджеты, в том числе от уплаты налога на пользователей автомобильными дорогами, налога с владельцев транспортных средств (по технологическому и специальному автотранспорту) и налога на приобретение этих транспортных средств в части сумм, перечисляемых в соответствующие территориальные дорожные фонды. Установить льготные тарифы на энергоресурсы, потребляемые центрами социально-трудовой реабилитации; — выделить нуждающимся центрам социально-трудовой реабилитации денежные средства на финансирование мероприятий по компенсации вреда, причиняемого здоровью реабилитируемых неблагоприятным воздействием окружающей природной среды и т. д.

——————————————————————