Региональные законодательные акты в области социальной защиты инвалидов (на примере Рязанской области)

(Воробьев С. М.) («Социальное и пенсионное право», 2006, N 2)

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ИНВАЛИДОВ (НА ПРИМЕРЕ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ)

С. М. ВОРОБЬЕВ

Воробьев С. М., преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Академии права и управления ФСИН России, кандидат юридических наук.

В целях обеспечения и качественного исполнения федеральных нормативных законодательных актов в сфере социальной защиты инвалидов на территории субъектов Российской Федерации разрабатываются региональные нормативные акты. Принимаемые законодательные акты являются юридической гарантией обеспечения социальной защиты инвалидов, и в то же время в них отражаются основные направления работы деятельности органов социальной защиты населения. В связи с этим мы обратимся к вопросу о характеристике принимаемых нормативных актов в области социальной защиты населения в Рязанской области. Так, в целях обеспечения взаимодействия органов исполнительной власти различной ведомственной принадлежности между собой, а также с общественными организациями по реализации ряда положений федеральных законов, касающихся вопросов реабилитации и интеграции инвалидов в общество, Рязанским управлением труда и социальной защиты населения разработано Положение о Комиссии по делам инвалидов при Правительстве Рязанской области (утверждено Постановлением Правительства Рязанской области от 15 октября 2004 г. N 113). На заседании Комиссии, состоявшемся 2 марта 2005 г., во исполнение норм, содержащихся в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», вынесено решение: 1) поручить департаменту Федеральной государственной службы занятости населения по Рязанской области разработать нормативно-правовой акт по квотированию рабочих мест для инвалидов области и представить его на Комиссию до 1 июля 2005 г.; 2) создать рабочую группу по разработке областной целевой программы по реабилитации инвалидов в Рязанской области, включающей в себя: — мероприятия по внедрению новых форм реабилитационных мероприятий и услуг для инвалидов в системе здравоохранения, образования, социальной защиты населения, культуры, физкультуры и спорта, труда и занятости, мероприятия по совершенствованию системы обеспечения инвалидов средствами, необходимыми им для социальной адаптации; — мероприятия по развитию сети реабилитационных учреждений, в частности реабилитационных центров, укреплению их материально-технической базы, укомплектованию квалифицированными кадрами; — мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников, к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, спортивным и культурно-зрелищным сооружениям, местам отдыха) с указанием конкретных учреждений. Ответственным разработчиком назначено Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области. Проект программы поручено было представить на Комиссию до 1 августа 2005 г. Одним из основных направлений реабилитационной работы является социально-бытовая и производственная адаптация инвалидов. Статья 28 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает обеспечение инвалидов телефонными аппаратами (в том числе инвалидов с дефектами слуха), бытовыми приборами, тифло-, сурдо — и другими средствами, необходимыми для социальной адаптации. Однако вышеуказанные средства, такие, как тифломагнитолы, телефонные аппараты, оптические сигнализаторы, часы-будильники с синтезатором речи, используемые инвалидами для ориентирования, общения и обмена информацией, а также для обучения, образования и занятий трудовой деятельностью, не включены в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21 октября 2004 г. N 1343-р. Обеспечение инвалидов данными средствами может быть отнесено к мерам социальной поддержки населения согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Решение этого вопроса, в том числе финансирование затрат на указанные цели, находится в компетенции исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Инвалиды по зрению, слабослышащие и глухие инвалиды — физически относительно здоровые люди, но имеющиеся дефекты не позволяют им активно социально функционировать. Лишение инвалидов возможности быть социально независимыми в бытовых и производственных условиях приводит к ущемлению их законных прав. В целях реализации положений ст. 28 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», учитывая, что решение вопросов предоставления мер социальной поддержки инвалидов относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации <1>, Управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области был разработан проект «Списка средств, необходимых для социальной адаптации инвалидов», который был утвержден Постановлением Правительства Рязанской области от 6 мая 2005 г. N 93. ——————————— <1> См.: п. 24 ст. 26.3 Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с изменениями от 11, 29 декабря 2004 г.) // Российская газета. 2003. 8 июля.

В первую очередь управление планирует обеспечить средствами детей, имеющих ограниченные возможности. Это и возможность получить новые знания, приобщиться к мировым литературным ценностям, развить творческие способности, удовлетворить другие информационные потребности. В целях оказания социальной помощи гражданам (семьям) в связи с чрезвычайными обстоятельствами или трудной жизненной ситуацией управлением разработано Положение об оказании адресной материальной помощи гражданам (семьям) в связи с чрезвычайными обстоятельствами или трудной жизненной ситуацией, утвержденное Постановлением Правительства Рязанской области от 7 апреля 2005 г. N 69. Положение распространяется на граждан, в том числе инвалидов, постоянно зарегистрированных и проживающих на территории Рязанской области. Адресная материальная помощь — единовременная денежная выплата за счет средств областного бюджета, предоставляемая гражданам (семьям), в том числе инвалидам, в связи с чрезвычайными обстоятельствами или трудной жизненной ситуацией: — чрезвычайные обстоятельства — обстоятельства, повлекшие за собой значительный материальный ущерб гражданину (семье) в результате опасного природного явления, пожара, стихийного или иного бедствия; — трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина вследствие травмы или заболевания, авто — и авиакатастрофы, в результате которых возникла необходимость в получении экстренной медицинской помощи и/или протезировании, кражи имущества в крупных размерах, повлекшая за собой значительные материальные затраты. Постановлением Правительства Рязанской области от 13 сентября 2004 г. N 84 «О дополнительных льготах по обеспечению населения протезно-ортопедическими изделиями» установлены скидки в размере 30% с отпускных цен на протезно-ортопедические изделия, реализуемые за наличный расчет ФГУП «Рязанское протезно-ортопедическое предприятие», для инвалидов (сверх выдаваемых бесплатно в соответствии с действующим законодательством) — за счет средств областного бюджета. Управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области совместно с ГУ — отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области проведена большая работа по учету лиц, имеющих право на получение ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) из средств федерального бюджета. По состоянию на 1 января 2005 г. в данном регистре учтено 221194 человека. Органами социальной защиты населения Рязанской области внесены в регистр лиц, меры социальной поддержки которых определены исполнительным органом субъекта РФ, около 153000 граждан. Данная работа продолжается. Регистры пополняются информацией о гражданах, впервые получивших право на меры социальной поддержки. ГУ — Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ и Управлением труда и социальной защиты населения Рязанской области заключено соглашение о взаимодействии по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение лицам, имеющим право на приобретение набора социальных услуг из средств федерального бюджета, в том числе инвалидам и детям-инвалидам. Для направления на санаторно-курортное лечение граждан в 1-м квартале 2005 г. управление сформировало базу данных указанных лиц в количестве 1948 человек и передало ее ГУ — Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ. С начала года ГУ — Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ выдало путевок для санаторно-курортного лечения в количестве более 2500 штук (по состоянию на 20 мая 2005 г.). В целях проведения разъяснительной работы, для снижения социальной напряженности организованы «Горячие линии» по телефонам в Управлении труда и социальной защиты населения Рязанской области, ГУ — Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области, ГУ — Рязанское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, ГУ — Рязанское региональное отделение Фонда медицинского страхования РФ, Управлении по контролю за фармацевтической деятельностью по Рязанской области, Управлении здравоохранения Рязанской области, где жители области получают подробные консультации по интересующим их вопросам в связи с реализацией Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ и других нормативно-правовых актов. Всего в Управление труда и социальной защиты населения Рязанской области поступило обращений по телефону «Горячей линии» за период с 1 декабря 2004 г. по 1 февраля 2005 г. — свыше 2800. Для предоставления возможности гражданам получения интересующей их информации в большем объеме была организована работа телефона «Горячая линия» в выходные и праздничные дни, увеличена продолжительность рабочего времени в будние дни. По содержанию обращения граждан можно сгруппировать по следующим направлениям: — о замене натуральных льгот ежемесячными денежными выплатами (ЕДВ) и предоставлении набора социальных услуг («социальный пакет»). Наибольшее количество обращений поступило от граждан, меры социальной поддержки которых предусмотрены из средств федерального бюджета. Основным вопросом данной категории граждан было сохранение им права на бесплатный проезд на всех видах городского пассажирского транспорта и автотранспорта пригородного сообщения. По данному вопросу состоялось совещание у вице-губернатора Рязанской области с представителями общественных организаций ветеранов и автотранспортных организаций, на котором рассмотрена возможность реализации проездных билетов по льготной цене для лиц, имеющих право на пакет социальных услуг из средств федерального бюджета. Обращения граждан содержат в основном вопросы реализации права на льготный проезд, порядок получения льготных лекарств и получения ЕДВ; — о наличии либо отсутствии права пользования льготами по двум или более основаниям; — о праве выбора наиболее выгодного для пенсионера варианта пользования льготами; — об обеспечении бесплатного проезда к месту лечения и обратно для тех категорий граждан, которые имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение; — о решении вопроса по бесплатному проезду пенсионеров по возрасту, не имеющих права на льготы по действующему законодательству, проживающих в городе Рязани, на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также пенсионеров, получающих пенсии по линии военно-силовых ведомств. В отдельных обращениях граждане выражают одобрение и поддержку решения Правительства Рязанской области по сохранению права льготного проезда и обеспечения лекарственными препаратами. Льготный проезд для инвалидов определен Постановлением Правительства Рязанской области от 2 февраля 2005 г. N 23 «Об утверждении порядков предоставления проезда в транспорте общего пользования городского и пригородного сообщения некоторым категориям граждан», согласно которому данная категория граждан имеет право приобретать месячный талон — билет стоимостью 70 (семьдесят) рублей. Действие талона-билета распространяется на проезд транспортом общего пользования по трамвайным, троллейбусным и автобусным маршрутам в городе Рязани, автобусным маршрутам в других городах области, а также на всех пригородных автобусных маршрутах области с 1 марта 2005 г. Согласно информации Рязанского областного фонда обязательного медицинского страхования в целях выполнения основных положений Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в соответствии с указаниями Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в Рязанской области проводятся мероприятия, направленные на регулирование государственной поддержки льготного лекарственного обеспечения. Регистр лиц, имеющих право на государственную социальную помощь, передан по акту Пенсионным фондом Рязанскому областному фонду ОМС и сверен с базой застрахованных по обязательному медицинскому страхованию. Право на получение социального пакета имеют 146110 жителей Рязанской области. Из них идентифицировано в РОФОМС 142993 человека. Рязанским областным фондом обязательного медицинского страхования заключен договор с СМО ОАО СК «РОСНО-МС», имеющей лицензию на страхование лекарственного обеспечения и обязательное медицинское страхование, и договор с фармацевтической организацией «ПРОТЕК». Информационные системы персонифицированного учета готовы в СМО ОАО СК «РОСНО-МС» и фармацевтической организации «ПРОТЕК». Подготовлены справочник ЛПУ и врачей (фельдшеров), имеющих право на выписку льготных рецептов; справочник аптечных учреждений и аптечных пунктов, включенных в программу льготного лекарственного обеспечения. В СМО ОАО СК «РОСНО-МС» и лечебные учреждения передан Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 2 декабря 2004 г. N 296). В СМО ОАО СК «РОСНО-МС», фармацевтическую организацию «ПРОТЕК», лечебные учреждения и аптечные учреждения, участвующие в программе льготного лекарственного обеспечения, передан Реестр предельных цен возмещения по Рязанской области (письмо ФФ ОМС от 30 декабря 2004 г. N 4753/40-и) на лекарственные средства, отпускаемые отдельным категориям граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в 2005 г. В связи с тем что льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан осуществляется через систему обязательного медицинского страхования, проведена работа по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые документы по обязательному медицинскому страхованию. Внесены изменения в Правила обязательного медицинского страхования, в Положение о территориальном фонде ОМС. Эти изменения включены в Постановление Губернатора Рязанской области от 31 декабря 2004 г. N 664-ПГ «О территориальной программе государственных гарантий оказания населению Рязанской области бесплатной медицинской помощи на 2005 г.» и Постановление Правительства Рязанской области от 29 декабря 2004 г. N 195 «О внесении изменений в Постановление Правительства Рязанской области от 16 июля 2004 г. N 38 «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования населения Рязанской области». Открыты отдельные текущие счета для финансовых средств, направляемых на дополнительное лекарственное обеспечение. Разработаны схемы функционального и информационного взаимодействия, а также договорных отношений всех участников программы. По информации управления по контролю за фармацевтической деятельностью по Рязанской области определен перечень аптек и аптечных пунктов, которые должны принимать участие в льготном отпуске лекарственных средств (106 аптек и аптечных пунктов). Таким образом, рассмотрев основные законотворческие направления работы деятельности органов социальной защиты населения на примере Рязанской области в сфере обеспечения социальной защиты инвалидов, можно сделать вывод о том, что эта работа не стоит на месте, а постоянно развивается и органы социальной защиты населения стремятся кардинальным образом улучшить социальное положение инвалидов в регионе.

——————————————————————

Вопрос: Кто и как может оформить инвалидность? В какой срок и куда следует обратиться в случае несогласия с принятым компетентным органом решением? («Трудовое право», 2006, N 5)

Вопрос: Кто и как может оформить инвалидность? В какой срок и куда следует обратиться в случае несогласия с принятым компетентным органом решением? В. В.Власова, г. Омск

Ответ: Основаниями для признания гражданина инвалидом являются: нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, или последствиями травм, или дефектами; ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); необходимость осуществления мер социальной защиты гражданина. Для того чтобы установить степень утраты трудоспособности, человек направляется на медико-социальную экспертизу (МСЭ). Это направление дается либо клинико-экспертной комиссией лечебного учреждения (ЛПУ), либо органом социальной защиты населения по месту жительства. Перед тем как пройти медико-социальную экспертизу, больному при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, должны привести все необходимые диагностические, лечебные и реабилитационные мероприятия в лечебном учреждении. В медицинских документах больных, направленных на МСЭ, важно охарактеризовать течение заболевания, оказание медицинской помощи при нем, сроки диагностики, длительность заболевания, частоту обращений за медицинской помощью, объем и качество медицинской помощи, диспансеризации, госпитализации и т. д. В направлении ЛПУ указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результат проведенных реабилитационных мероприятий. Орган социальной защиты населения может направлять на медико-социальную экспертизу лицо, имеющее признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающееся в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами. Учреждения здравоохранения и органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений, указанных в направлении на МСЭ, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В случае отказа учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения в направлении на МСЭ лицо или его законный представитель имеют право обратиться в бюро медико-социальной экспертизы самостоятельно при наличии медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами, и связанное с этим ограничение жизнедеятельности. Решение о признании человека инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов. Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, или его законному представителю руководителем учреждения в присутствии всех специалистов, принимающих это решение. В соответствии с Положением о признании лица инвалидом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 г. N 965, в случае несогласия с экспертным решением медико-социальной экспертизы гражданин вправе обжаловать решение, обратившись в учреждение, проводившее освидетельствование, или в главное бюро медико-социальной экспертизы, или в соответствующий орган социальной защиты населения. Гражданин может обратиться с письменным заявлением о проведении переосвидетельствования, указав дату освидетельствования и причины, по которым он не согласен с установленной группой инвалидности, или отказом в ее установлении в филиал главного бюро медико-социальной экспертизы, проводившего освидетельствование. При получении заявления гражданина бюро в 3-дневный срок направляет это заявление со всеми имеющимися документами в главное бюро медико-социальной экспертизы. Главное бюро медико-социальной экспертизы не позднее месяца со дня поступления заявления проводит медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит решение. Если гражданин не согласен с вынесенным решением главного бюро медико-социальной экспертизы, он может его обжаловать в месячный срок в орган социальной защиты населения субъекта Российской Федерации. В случае несогласия гражданина с решением главного бюро медико-социальной экспертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение медико-социальной экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля указанного учреждения. При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению может проводиться независимая экспертиза соответствующего вида, предусмотренная статьей 53 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Экспертиза признается независимой, если производящие ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производящей медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы. Если гражданин не согласен со всеми принятыми решениями и заключениями, то он имеет право данные заключения обжаловать в суд.

М. С.Бахнов

——————————————————————

Вопрос: Предусмотрена ли ответственность Фонда социального страхования в случае нарушения сроков выплаты ежемесячных страховых сумм работнику, получившему травму на производстве? («Трудовое право», 2006, N 5)

Вопрос: Предусмотрена ли ответственность Фонда социального страхования в случае нарушения сроков выплаты ежемесячных страховых сумм работнику, получившему травму на производстве? М. Б.Егоров, г. Уфа

Ответ: Согласно статье 18 Федерального закона N 125 от 24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях», Фонд социального страхования РФ обязан своевременно регистрировать страхователей, осуществлять сбор страховых взносов, обеспечение по страхованию в размерах и в сроки, которые установлены законодательством, включая необходимую доставку и пересылку средств, на обеспечение по страхованию, осуществлять обеспечение по страхованию лиц, имеющих право на его получение и выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации. Ежемесячные страховые выплаты производятся Фондом социального страхования не позднее истечения месяца, за который они начислены. Фонд социального страхования несет ответственность за осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правильность и своевременность обеспечения по страхованию застрахованных и лиц, имеющих право на получение страховых выплат в соответствии с Законом «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях». Пунктом 8 статьи 15 указанного Закона установлено, что при задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить выплаты, обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5% от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки. При этом необходимо иметь в виду, что все споры между работодателями, иными плательщиками взносов и отделениями Фонда социального страхования РФ по вопросам начисления взносов и пеней, взыскания недоимок, суммы штрафов и иных финансовых санкций разрешаются ФСС РФ либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Следовательно, при несвоевременной выплате или невыплате ежемесячных страховых сумм гражданин вправе обратиться с соответствующим письмом в территориальный орган Фонда социального страхования РФ, в котором нужно указать, с какой даты происходит задержка выплат, и требованием выплатить образовавшуюся задолженность. В том случае, если после такого обращения соответствующего ответа из территориального органа не последует, гражданин вправе обратиться в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности и пеней по страховым выплатам. Иск подается в суд по месту нахождения организации-ответчика. При подаче искового заявления о взыскании задолженности по страховым выплатам истец освобождается от уплаты государственной пошлины на основании части 3 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ.

М. С.Бахнов

——————————————————————