К вопросу о социальной защите сотрудников УИС

(Демин В. М., Лебедев Г. П.) («Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление», 2006, N 3)

К ВОПРОСУ О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ СОТРУДНИКОВ УИС

В. М. ДЕМИН, Г. П. ЛЕБЕДЕВ

Демин В. М., начальник отдела НИИ ФСИН России, полковник внутренней службы.

Лебедев Г. П., ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России, кандидат философских наук, доцент.

Формирование в Российской Федерации правового и социально ориентированного государства предполагает создание условий не только для беспрепятственного осуществления прав и личных свобод граждан, но и обеспечения их всесторонней социальной защиты. Особенность служебной деятельности в уголовно-исполнительной системе состоит в том, что сотрудники в ряде случаев ограничиваются в гражданских, личных, политических и социально-экономических правах. Учитывая особый характер служебной деятельности, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации», иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, принятые в пределах предоставленных полномочий нормативные правовые акты правоохранительных органов предусматривают такую возможность ограничения некоторых прав в отношении сотрудников УИС. Именно по этим причинам государство устанавливает для сотрудников УИС наряду с различными моральными стимулами целый комплекс стимулов материального характера. Льготы сотрудников УИС, предусмотренные российскими законами, не преследуют цель поставить их в какие-то привилегированные условия. Главным назначением моральных и материальных стимулов является повышение эффективности деятельности сотрудников УИС, а также компенсация издержек, обусловленных ограничением прав и свобод человека и гражданина, в отношении служащего правоохранительной службы. Принятие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ изменило прежнюю модель правового и социального обеспечения сотрудников УИС. Суть этих изменений заключается в переходе к системе социальной защиты взамен ранее законодательно закрепленных льгот, реализовывавшихся, как правило, в натуральной форме, на государственную поддержку, социальные гарантии и денежные компенсации. К сожалению, в пенитенциарной системе не в полной мере выработаны способы и действенные механизмы реализации выполнения ряда статей Закона, касающиеся в первую очередь компенсации затрат на проезд сотрудников общественным транспортом к месту службы и обратно, бесплатного медицинского обслуживания и т. д. В значительной степени это связано с тем, что проблема социальной защиты носит комплексный характер и требует дополнительных исследований ее правовых, социально-экономических, организационно-управленческих аспектов на всех этапах служебной деятельности сотрудников органов и учреждений УИС. В 2005 г. ФГУ НИИ ФСИН России в соответствии с планом научного и научно-технического обеспечения ФСИН России провело изучение факторов, оказывающих существенное влияние на социальную и правовую защиту сотрудников уголовно-исполнительной системы. В ходе социологических опросов в выборочную совокупность было включено 1000 респондентов, в том числе 151 — из УФСИН России по Центральному, 135 — Северо-Западному, 191 — Южному, 150 — Приволжскому, 148 — Уральскому, 140 — Сибирскому и 85 — Дальневосточному федеральным округам. Из общей совокупности опрошенных 55% респондентов относятся к категориям старшего и среднего начальствующего состава, около 40% — рядового и младшего начсостава, 5% составил вольнонаемный персонал. По образовательному уровню в опросе приняли участие примерно половина респондентов с высшим образованием, 38,7% — со средним профессиональным и 16,4% — с общим средним образованием. Более 40% опрошенных имеют стаж службы от 5 до 10 лет; 28,9% — от 10 до 20 лет; 26,2% — до 5 лет. Доля мужчин составила около 60%, женщин — 40%. Из числа респондентов 46,3% составили сотрудники в возрасте от 25 до 35 лет; 28,7% — 35 — 45 лет; 12,8% — до 25 лет и 5,2% — свыше 45 лет, остальные — свыше 45 лет. По семейному положению опрошенные сотрудники распределились следующим образом: 57,1% — состоят в браке; 12% — разведены; 1,1% — вдовы; остальные не женаты (не замужем). Четверть опрошенных сотрудников проходят службу в подразделениях конвоирования; 14,2% — в охране; 10,6% — в подразделениях режима и безопасности; остальные являются сотрудниками оперативных, кадровых и воспитательных аппаратов, других служб. При решении поставленных задач авторы применили социологический и психологический методы: наблюдения, анкетирования, интервьюирования, экспертных оценок, анализа документов, психологического тестирования. В подготовленном по результатам исследования аналитическом обзоре авторским коллективом использовались статистические данные и иные материалы, предоставленные УКПО, УРЛС, МУ ФСИН России, территориальными органами и учреждениями УИС. Таким образом, построение выборки исследования, отбор показателей и источников информации позволяет сделать вывод о репрезентативности представленных в обзоре выводов и предложений. В целях разъяснения изменений в социальном положении работников УИС в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в территориальные органы были направлены указания директора ФСИН России Ю. И. Калинина от 16 декабря 2005 г. N 18/1-2, от 20 декабря 2005 г. N 18/8/2-271т, от 12 января 2005 г. N 18/8/2-284т о проведении разъяснительной работы среди личного состава, приобретении за счет внебюджетных источников проездных билетов для проезда в служебных целях, предоставлении компенсаций сотрудникам за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени и принятии мер по обеспечению караулов и дежурных смен дополнительным горячим питанием. Подготовлены и направлены в территориальные органы УИС материалы передового опыта ГУФСИН (УФСИН) России по Краснодарскому краю, Вологодской, Новгородской, Тульской, Челябинской областям по решению проблем, связанных с отменой бесплатного проезда сотрудникам УИС в общественном транспорте (исх. от 31 января 2005 N 10/1-92). Во втором номере журнала «Преступление и наказание» (2005) опубликована статья заместителя директора ФСИН России С. Х. Шамсунова об изменениях в социально-правовом и материальном положении сотрудников УИС и членов их семей после начала действия Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. В соответствии с Приказом Минюста России от 2 июля 2002 г. N 185 подведены итоги смотра работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по усилению социальной защищенности работников. По итогам смотра подготовлен Приказ ФСИН России от 28 июня 2005 г. N 342 л/с и аналитический обзор результатов смотра в территориальные органы УИС за подписью директора ФСИН России Ю. И. Калинина (исх. от 7 июня 2005 г. N 10/1-1967). Вместе с тем, по данным опроса, 33,9% респондентов считают, что в связи с введением в действие Федерального закона N 122-ФЗ уровень их социальной защиты не изменился, а 31,4% утверждает, что снизился. Определенную обеспокоенность по результатам опроса вызывает неудовлетворенность персонала УИС: состоянием личной безопасности — 21,6%; соблюдением законности, служебной и исполнительской дисциплины — 14,5%; уровнем организации социальной и правовой защиты сотрудников УИС — 10%; отношением руководства учреждений УИС к нуждам сотрудников — 17,8%; эффективностью взаимодействия с местными органами исполнительной власти по проблемам социальной и правовой защищенности сотрудников — 18%; условиями для служебной деятельности (рабочее место, оргтехника, питание, условие для кратковременного отдыха, внутренний распорядок) — 18%; организацией массово-оздоровительных и культурных мероприятий — 17,7%. В то же время 75% опрошенных считают достаточно благоприятным морально-психологический климат в служебных коллективах и только 3,5% рассматривают возможность увольнения из уголовно-исполнительной системы. Замена льгот на социальные гарантии не компенсировала в денежном выражении рост потребительских цен и тарифов в жилищно-коммунальном и топливно-энергетическом комплексе, который в ряде регионов увеличился в прошлом году на 30 — 45%. Обращает на себя внимание сложное положение с предоставлением сотрудникам УИС и членам их семей жилья. Так, в 2005 г. на 0,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось количество семей сотрудников ФСИН России (всего 45 249), нуждающихся в улучшении жилищных условий. За период с 2000 г. сотрудникам УИС было предоставлено всего 5200 квартир, что позволило ежегодно удовлетворять потребность в жилье в среднем 2,2 процента стоящих на учете <*>. ——————————— <*> Данные из Приказа Минюста России от 2 сентября 2005 г. N 158.

Предоставленная ФГУ ЦЖКХ ФСИН России информация о состоянии жилищной политики подтверждается полученными в ходе опроса данными. Так, из числа опрошенных сотрудников УИС только 29,4% имеют отдельную квартиру; 30,6% — живут у родителей; 15,8% — снимают жилье; 10,2% — живут в общежитиях (рис. 1). При этом 51% респондентов отметили неудовлетворенность обеспеченностью своих жилых помещений коммунальными удобствами, а 44% отсутствием домашних телефонов.

Рис. 1

Состояние обеспеченности сотрудников УИС жильем

36% /// имеют отдельную квартиру

\\\\\ 34% ///// \\\\\ ***** *** живут у родителей ///// ***** 18% \\\\\ ***** ///// ***** ххххх 12% \\\\\ ***** ххххх ххх снимают жилье ///// ***** ххххх \\\\\ ***** ххххх ///// ***** ххххх живут в общежитии

По оценкам 52,1% опрошенных, проживание в общежитии, на снимаемой квартире, с родителями лишь на короткий период снимает остроту проблемы обеспечения жильем, отрицательно влияет на эффективность деятельности сотрудников УИС, порождает недовольство, способствует текучести кадров. Несмотря на это, примерно 64,9 процента опрошенных сотрудников УИС констатировали, что утвержденная Правительством Российской Федерации надбавка не возмещает им затрат на оплату коммунальных услуг и на проезд в общественном транспорте. Значительная часть респондентов из УФСИН по Уральскому (48,6%), Сибирскому (37,1%), Северо-Западному (36,2%), Дальневосточному (43,5%) федеральным округам высказала неудовлетворенность задержками выплат денежного содержания. Вместе с тем опрос показал, что более половины сотрудников (55%) в 2004 г. не реализовали свое право на бесплатный проезд к месту пребывания в отпуске и обратно, а денежную компенсацию получили с опозданием в связи с отсутствием финансовых средств, и лишь 25% сотрудников выплатили денежную компенсацию в срок. Значительная часть проблем в медицинском обеспечении сотрудников УИС состоит в том, что в большинстве регионов Российской Федерации госпитали МВД, в которых обслуживается персонал УИС, не имеют в своем составе специализированных коек, в том числе хирургического профиля. В отдельных субъектах Российской Федерации стационарные учреждения Министерства внутренних дел полностью отсутствуют. Отдаленность пенитенциарных учреждений от крупных городов сводит к минимуму возможность получения медицинской помощи в данных учреждениях. Не решена проблема предоставления качественной амбулаторно-поликлинической помощи сотрудникам УИС, проживающим в сельской местности. По данным анкетного опроса, медицинское обеспечение сотрудников осуществляется в учреждениях различных министерств и ведомств. При этом более 50% респондентов поликлиническую помощь и госпитальное лечение получают в учреждениях МВД России. Четверть заболевших лиц обращаются за амбулаторной помощью в поликлиническое звено ФСИН России. Опрос показал, что основная часть заболевших сотрудников (89,1%) приобретает лекарства в аптеках за плату, только 4,5% респондентов указали, что лекарствами обеспечиваются медицинской службой ФСИН России бесплатно. Обеспеченность путевками сотрудников уголовно-исполнительной системы ФСИН России, пенсионеров из числа лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей составляет 17,8% от общей потребности (с учетом здравниц ФСИН и МВД России). Существующая база оздоровительных учреждений позволяет удовлетворять потребности сотрудников УИС в санаторно-курортном лечении на 25,6% (санатории), а в оздоровительном отдыхе на 9,8% (дома отдыха). Данные социологического опроса показали, что реально путевки для санаторно-курортного лечения получили всего 6,1% опрошенных, 8,1% — обращались за путевками, но не получили их, остальные не обращались за путевками. Большую актуальность в последние годы приобрела проблема обеспечения сотрудников медицинскими страховыми полисами. Как показал опрос, третья часть сотрудников УИС не имеет страховых полисов. Члены семей сотрудников обеспечены полисами на 79,2%. Сотрудники УИС не включены в систему обязательного медицинского страхования и соответственно не подлежат медицинскому обслуживанию в учреждениях здравоохранения, работающих по программе обязательного медицинского страхования, за исключением неотложных видов медицинской помощи, предусмотренных Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 1999 г. N 1194. В ходе исследования выявлены системные проявления, оказывающие существенное влияние на уровень социальной защиты сотрудников УИС, членов их семей, гражданского персонала ФСИН России, а также лиц, уволенных со службы. К позитивным проявлениям следует отнести фактор, связанный с последовательной реализацией мер по увеличению денежного содержания сотрудников УИС, в результате чего в 2005 г. наметилась тенденция опережающего роста номинального ежемесячного среднестатистического денежного содержания сотрудников УИС по сравнению со среднемесячной заработной платой наемных работников в стране. Вместе с тем принятые после введения в действие Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ меры правового, социально-экономического и организационно-управленческого характера не компенсировали существенных издержек в правовой и социальной защите сотрудников УИС. Негативные факторы социально-экономического порядка, связанные с неудовлетворенностью сотрудников УИС обеспеченностью жильем (70,6% опрошенных), размером заработной платы (55,2%), размером денежной компенсации за продовольственный паек (60,9%), состоянием транспортного обслуживания (60,9%), санаторно-курортным обеспечением (61,4%), обеспеченностью бесплатными лекарственными средствами (68,5%) и медицинскими страховыми полюсами (33%), состоянием личной безопасности (21,6%), отрицательно влияют на эффективность оперативно-служебной деятельности органов и учреждений УИС, особенно в экстремальных ситуациях, увеличивают психологическую напряженность в коллективах, провоцируют конфликты и срывы в работе, снижают работоспособность и удовлетворенность личного состава своим трудом, приводят к увеличению текучести кадров, ухудшению его качественного состава, заболеваемости и травматизму. Результаты предпринятого анализа подтверждают правомерность и практическую значимость перехода к углубленному рассмотрению отдельных проблем жизнедеятельности сотрудников, пенсионеров УИС и членов их семей в зависимости от их актуальности в складывающихся социальных условиях. Учитывая международный опыт, принятые Российской Федерацией при вступлении в феврале 1996 г. в Совет Европы обязательства идти по пути строительства демократических институтов, отвечающих исторически выработанным стандартам и критериям и имеющих в своей основе признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, сотрудники УИС, по нашему мнению, должны иметь особый правовой статус и пользоваться дополнительными средствами социальной защиты. Для повышения уровня социальной защиты сотрудников УИС представляется также необходимым: отладить более четкие процедуры финансового обеспечения деятельности органов и учреждений в соответствии с предполагаемыми ассигнованиями на реализацию социальных программ; продолжить формирование новой нормативной правовой базы, регулирующей в изменившихся условиях вопросы социальной защиты и их ресурсное обеспечение различных категорий сотрудников УИС, граждан, уволенных из УИС, и членов их семей; изучить в системе занятий с личным составом по служебной подготовке законодательную и нормативную правовую базу по вопросам социальной защиты сотрудников УИС, с принятием зачетов; заслушать руководителей проблемных территориальных органов по вопросам социальной защиты сотрудников УИС, в том числе по реализации подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты». Наиболее целесообразной формой перевода натуральных льгот в денежное выражение в дальнейшем, очевидно, следует считать их адекватную и адресную компенсацию наиболее ущемленным в социальном отношении сотрудникам.

——————————————————————

Вопрос: Какой документ является основанием для назначения работнику пособия по временной нетрудоспособности? Как и кем выдается такой документ? («Трудовое право», 2006, N 6)

Вопрос: Какой документ является основанием для назначения работнику пособия по временной нетрудоспособности? Как и кем выдается такой документ? Н. Ф.Шутова, г. Сыктывкар

Ответ: Основанием для назначения работнику пособия по временной нетрудоспособности является листок нетрудоспособности. С 1 января 2004 г. в связи с изменением порядка начисления пособия по временной нетрудоспособности введена новая форма этого документа. Пособие по временной нетрудоспособности выдается в следующих случаях: при заболевании (травме), связанном с утратой трудоспособности; при санаторно-курортном лечении; при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним; при карантине; при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия. По общему правилу пособие выдается, если нетрудоспособность наступила в период работы. В отдельных случаях оно предоставляется при утрате трудоспособности до фактического начала работы и после увольнения. Так, в соответствии с Указом Президента РФ от 2 июля 1992 г. N 723 «О мерах по социальной поддержке граждан, потерявших работу и заработок (доход) и признанных в установленном порядке безработными» пособие выдается в случае, если нетрудоспособность наступила в течение месячного срока после увольнения с работы по уважительной причине и продолжалась свыше месяца. Листок нетрудоспособности выдается и продлевается врачом после личного осмотра при предъявлении документа, удостоверяющего личность пациента, и подтверждается записью в медицинской документации. Листок нетрудоспособности, как правило, выдается и закрывается в одном и том же медицинском учреждении, но при необходимости может быть продлен в другом. Листок нетрудоспособности может быть выдан частным врачом только на срок до 30 дней и только в случае, если у врача есть лицензия на проведение экспертизы временной нетрудоспособности. Не выдают листок нетрудоспособности следующие медицинские работники: — станции переливания крови; — станции скорой медицинской помощи; — учреждения судебно-медицинской экспертизы; — санатории, дома отдыха, турбазы; — учреждения санэпиднадзора.

М. С.Бахнов

——————————————————————