Проблемы бедности и нищенства в законодательной политике Российского государства IX — XVIII веков

(Гусарова М. Е.) («Социальное и пенсионное право», 2006, N 3)

ПРОБЛЕМЫ БЕДНОСТИ И НИЩЕНСТВА В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА IX — XVIII ВЕКОВ

М. Е. ГУСАРОВА

Гусарова М. Е., доцент кафедры «Социология и социальная работа» Муромского института (филиала) ВлГУ, кандидат исторических наук.

На протяжении всей русской истории бедность и нищенство были атрибутами социальной стратификации общества. Бедность можно рассматривать как состояние части общества, при котором определенные слои населения не имеют минимальных по нормам данного общества средств к существованию. В словаре-справочнике по социальной работе под редакцией Е. И. Холостовой под бедностью понимается «показатель критически низкого уровня жизни малообеспеченных граждан и категорий населения, недостаточной степени удовлетворения их материальных и духовных потребностей» <1>. Там же дается и определение нищенства как «состояния, при котором ведение нормального образа жизни становится невозможным или затруднительным из-за отсутствия материальных и денежных средств, собственности, навыков трудовой деятельности, а социальное функционирование обеспечивается в определяющей мере сбором подаяний» <2>. ——————————— <1> Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е. И. Холостовой. М.: Юрист, 2000. С. 24. <2> Там же. С. 205.

Истоки государственной политики по отношению к бедным и нищим восходят к княжескому попечительству. В честь различных событий князья устраивали пиры, на которые могли приходить нищие и убогие. «Повесть временных лет» описывает проявление нищелюбия князем Владимиром Святым: «Си слышав (Владимир) повеле всякому нищему и убогому приходити на двор княже и взимати всяку потребу — питье и яденье, и из казны монетой… где больной и нищ немогы ходити… тем раздаваху на потребу» <3>. Нищепитательство первых князей по-разному оценивается в исторической и церковной литературе. Летописные сказатели восхищаются милосердием князя Владимира Святого, объясняя это не только темпераментом князя, но и его духовным изменением, связанным с принятием христианства, когда он хотел «исполнить заветы евангельские не по имени только, но на самом деле» <4>. Более того, они распространяли филантропию князя на все государство, возводя ее в ранг правительственной программы. «Более всего бяше милостыню творя князь Володимер. Не токмо в дому своем милостыню творяше, но и по всему граду, не в Киеве едином, но по всей земли русской: и в градах и в селах, везде милостыню творяше, нагия одевая, алчныя кормя и жадныя напоя, странныя покоя милостию, нищая и сироты и вдовицы и слепые и хромые и трудоватыя — вся милуя и одевая и накормя и напояя». В Уставе Владимира 996 года упоминается о людях церковных, на которых распространялось право епископского суда. Среди монахов и мирян, служивших церкви, мы находим людей убогих и призреваемых церковью — странники (лечец, хромец, вдовица, задушный человек, прощеник). По новгородской грамоте к церковным людям принадлежали и изгои — неграмотный попович, выкупившийся холоп, обанкротившийся купец и осиротевший князь. В источниках мы найдем сведения о деятельности монастырей в отношении убогих и нищих. Так, настоятель Киево-Печерского монастыря Феодосий устроил при монастыре богадельню для нищих и убогих и тратил на ее содержание десятую часть монастырских доходов, несмотря на сопротивление части братии. В конце XI века в результате политических осложнений в Киеве был приостановлен ввоз галицкой соли. Препятствуя росту цен, взвинченных киевскими ростовщиками, монахи монастыря стали продавать соль из своих запасов по более дешевым ценам, способствуя, таким образом, поддержке бедных, для которых этот товар был также жизненно необходим. ——————————— <3> Полное собрание русских летописей, изданное по Высочайшему повелению Археографической комиссией. Т. 1. Лаврентьевская и Троицкая летописи. СПб., 1846. С. 54. <4> Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1. М.: ТЕРРА, 1993. С. 127.

В то же время церковная политика в отношении нищенства носила достаточно противоречивый характер. Становясь впоследствии крупными хозяйственными корпорациями, монастыри принимали в свои члены только богатых постриженников, приносивших в монастырскую казну свое имущество. Из тех же летописей известен случай, когда монах Киево-Печерского монастыря хотел постричься в великую схиму, ему было отказано братией по нищете его <5>. ——————————— <5> Карташев А. В. Указ. соч. С. 231.

В знаменитом «Поучении» князя Владимира Мономаха мы также находим упоминание о попечительстве над нищими и бедными: «Всего же больше убогих не забывайте… Куда же ни пойдете, идеже станете, напойте, накормите бедного…» <6>. В определенной степени можно говорить о ряде профилактических мер, принятых князем в отношении кредитования, грабительские размеры которого неизменно способствовали росту обнищания на Руси. При нем было ограничено двумя годами действие статьи Русской правды, устанавливавшей размер годового роста 50%. После того как взятый процент сравнивался с суммой долга, кредитор не имел права брать дальнейших процентов и ждал только возвращения суммы долга. Если же кредитор осмеливался взять 50-процентный рост третий раз, то он лишался права требовать уплаты самого долга. ——————————— <6> Полное собрание русских летописей… Указ. соч. С. 100, 102.

Законодательство более позднего времени тем или иным образом было связано с решением проблем бедности. Наиболее распространенными мерами становились налоговые послабления. На протяжении XIV — XVI веков князьями и монастырями давались льготные грамоты, по которым поселявшиеся на их землях освобождались от дани, тягла и различных работ. Например, грамота князя Василия Васильевича Богородскому монастырю Аргуновской волости Переяславского уезда, грамота серпуховского князя Василия Ярославовича игумену Троицко-Сергиевского монастыря, грамота Троицко-Сергиевского монастыря крестьянину Лукину на поселение на мирской земле в Муромском уезде. В XV — XVI веках, с одной стороны, принимаются некоторые меры по борьбе с нищенством и бедностью, которые вызывались многочисленными неурожаями, войнами, пожарами, голодом. В 1560 году появляется Указ об отсрочке долгов с погорельцев в течение 5 лет. В 1603 году издается Указ, разрешающий отпускать на волю во время голода на прокорм работные семьи без оформления отпуска на волю. Соборное Уложение 1649 года разрешало оформлять денежный долг в счет будущих отработок и откупов и давало отсрочку уплаты этого долга от года до трех лет. В Указе 1662 года о прокормлении служилых и всяких скудных людей в неурожайное время определялись основные мероприятия по недопущению голода. Митрополитам и местным властям предписывалась продажа хлеба из своих запасов, причем по твердой цене. При отсутствии средств на покупку разрешалось давать его в долг под поручительство. В следующем году похожий Указ вышел в отношении бояр, которым предписывалось обязательное кормление холопов в период голода. В случае отказа бояре лишались холопов, которых отпускали на волю. С другой стороны, происходит легализация и защита профессионального нищенства. Это, в свою очередь, было связано не только с отсутствием соответствующего призрения, но и с тем, что в обществе сложились такие христианские нормы поведения, согласно которым подаяние, милостыня есть один из способов приобщиться к таинству церкви. Это приводило к тому, что наказанию подвергались не сами нищие, а те, кто наносил им вред. Но постепенно государство начинало отходить от раздачи милостыни всем нищим без различия, вместе с тем предпринимая первые шаги по борьбе с нищенством, которые включали в себя как социальное призрение убогих и больных в богадельнях, охват трудоспособных нищих добровольными или даже принудительными работами, так и изыскание средств для оказания помощи бедным с целью предупреждения нищеты. В то же время в законодательстве XVII века мы находим не так много указов (всего три), посвященных проблемам нищенства. Причем наблюдалось четкое разделение на «настоящих» и «ненастоящих» нищих. Те из них, которые притворялись, подвергались допросу и отправлялись по месту проживания: «…гулящие люди, подвязав руки, такж и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, и притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы, и тех людей имать и роспрашивать… и по расспросным речам ссылать…» <7>. При поимке второй раз «ненастоящих» нищих наказывали и ссылали в Сибирь. В 1694 году такой же указ вышел в отношении нищих духовного звания и мирских людей, проживающих в монастырях в статусе бельца <8>. ——————————— <7> Полное собрание законов Российской империи. Издание 1. Санкт-Петербург, 1830. Т. 3. Ст. 1424. С. 119 — 120 (далее — ПСЗ). <8> Там же. Ст. 1489. С. 176 — 177.

«Настоящих» нищих определяли в богадельни, где наряду с ними содержались и старцы. Так, в 1681 году в московских богадельнях находилось 420 человек. Содержание богаделен осуществлялось за счет Приказа большого Дворца, в который с церквей собиралось «по 3 алтына и по 2 деньги» <9>. Таким образом, в этот период государство особенно не было озабочено проблемой нищенства как социальной проблемой. ——————————— <9> Там же. Ст. 1424. С. 119 — 120.

Ситуация коренным образом меняется при Петре I. Из 44 указов, имеющих отношение к социальным проблемам, 19 посвящены решению вопросов нищенства и бедности. Так, ряд указов содержит меры, направленные на поддержание отставных офицеров с целью предупреждения среди них нищеты. «Которые офицеры служили в армии и за старостью и за ранами отставлены, и тех велите употреблять в гарнизоне или к другим каким делам… а особливо бедных, которые мало имеют за собой крестьян и которые ничего не имеют; а которые хотя и к делам не годятся за дряхлостью или за увечьем, тем давать некоторое жалованье…» <10>. Отставных же солдат и драгун, которые пропитания не имеют, отсылать в монастыри и кормить за счет средств, выделяемых на содержание монахов. Петром I была продолжена политика разделения нищих на «настоящих» и «ненастоящих», причем эта политика стала более жесткой, чем в предыдущий период. «Настоящих» нищих продолжали содержать в патриарших богадельнях за счет остатка средств, выдаваемых на содержание монахов <11>. ——————————— <10> ПСЗ. Т. 5. Ст. 3003. С. 202. <11> Там же. Т. 4. Ст. 1886. С. 181 — 182.

Отношение к милостыне у власти менялось в течение времени. Указ 1701 года ее еще не запрещал как таковую: «…в домовых Святейшего Патриарха богадельнях нищим быть, больным и престарелым, которые не могут ходить для собирания милостыни…» <12>. Но уже в Инструкции воеводам 1719 г. говорилось: «По дворам милостыню просить не допускать» <13>. Эта же мысль прослеживается и в Регламенте Духовной Коллегии 1721 г.: «А ленивы прошаки Богу противны. А кто снабжает оных… также участник оных же греха. Но из таковой дурной милостыни еще и отечеству великий грех делается. Рассуди всяк благоразумный, сколько тысяч в России обретается таких ленивых прошаков, столько же тысяч не делают хлеба и потому нет от них приходу хлебного» <14>. Несмотря на то что Петр оправдывает свое отношение к нищенству тем, что это не угодно Богу, здесь явно прослеживаются общегосударственные интересы. Люди, просящие милостыню, соответственно не попадают в разряд налогоплательщиков. ——————————— <12> Там же. Ст. 1856. С. 168. <13> Там же. Т. 5. Ст. 3294. С. 627. <14> Там же. Т. 6. Ст. 3718. С. 345.

Значительная часть указов содержит карательные меры в отношении «ненастоящих» нищих. При этом наказание ждало не только самих нищих, но и тех, кто давал милостыню. Для последних устанавливался штраф от 5 до 10 рублей. В отношении самих нищих устанавливались жесткие меры: «Которые впервые были пойманы, таких бить нещадно… и отсылать в прежние места… чтобы они милостыню не просили, а кормили бы их те, чьи они есть. А за то прокормление, кроме престарелых и увечных, заставить бы их работать. А которы во второй и третий раз пойманы, то таких бить кнутом, посылать на каторжные работы, а баб в шпингауз, а ребят, бив батогами, посылать на суконный двор и прочим мануфактурам, а с хозяев брать штрафу за каждого человека по 5 рублей»; «Еще же ленивые, здоровые нищие и гуляки, которые не хотят трудится о своем пропитании: то таковых надлежит сажать в смирительные дома и посылать их на работы… чтобы никогда не праздны были»; «Смотреть накрепко, дабы по прежним указам бродяжных нищих не было. А ежели где таковые явятся, таковых ловить и приводить в Полицмейстерскую Канцелярию, а из оной молодых на урочные годы употреблять на казенные работы…»; «Понеже в прошлых годах многими указами в народ подтверждено, дабы нищих, которые в богадельнях не записаны… а паче кои не увечные и не старые, имать за караул и допросить, чьи они и какие ради причины противно указу по миру ходят; и отсылать в прежние их места… чтобы они милостыню не просили» <15>. ——————————— <15> ПСЗ. Т. 5. Ст. 3213. С. 578 — 579; Т. 6. Ст. 3945. С. 642; Ст. 4047. С. 733.

Ряд законов был направлен на помощь бедным, особенно во время голода. «Что от хлебного недороду во многих местах является в народ голод: того ради надлежит ныне иметь смотрение, дабы неимущих в сие нужное время пропитать. Понеже известно, не имея и не желая никаких промыслов… и того ради некоторые в самой бедности пребывают, того ради о таких весьма усматривать и к каким возможно художествам и ремеслам или работам принуждать… а ремесла или художества умножать, чтобы такие гуляки под именем нищих весьма не шатались и праздны не были. Весьма потребно есть призрение бедных; того ради стараться, чтобы обеднелые, а паче престарелые и дряхлые граждане… которые пропитания себе не имеют и работать не могут, в богадельни были пристроены и пропитанием и присмотром оставлены не были» <16>. ——————————— <16> ПСЗ. Т. 7. Ст. 4168. С. 24 — 25; Ст. 4624. С. 395.

Преемники Петра I продолжили его политику в отношении бедных и нищих. Принципиально их отношение к нищим и бедным ничем не отличалось. Среди указов времен Петра II лишь только один (и то Сенатский) затрагивает тему нищенства. Согласно этому Указу от 11 января 1728 года «…с нищих брать подушные деньги по 70 копеек с души, а четырех гривенного оклада с них не брать… и богадельных нищих в раскладку на полки класть не велено…» <17>. ——————————— <17> Там же. Т. 8. Ст. 5228. С. 8 — 9.

Анна Иоанновна ничего нового в отношении нищих и бедных не привнесла. Ее обращение к этой теме скорее свидетельствует об остроте проблемы и необходимости ее решения, нежели о милосердии императрицы. Проблема «настоящих» и «ненастоящих» нищих, которые «без всякого призрения по улицам и дорогам валяются и бродят», проблема милостыни, содержания нищих решались теми же способами, что и при Петре I: наказание в зависимости от количества пойманных раз, запрещение прошения милостыни, определение «настоящих» нищих в богадельни <18>. ——————————— <18> Там же. Ст. 5594. С. 301; Ст. 5644. С. 340 — 341; Ст. 5832. С. 536.

Заканчивая на этом (в рамках данной статьи) анализ российского законодательства по вопросам бедности и нищенства, можно сказать, что данная проблема не выходила из поля зрения практически ни одного правителя Руси и России X — XVIII веков. Здесь явно прослеживается тенденция от поощрения нищенства к его неприятию и искоренению. Но социальная законодательная политика носила «запаздывающий» характер: меры принимались уже в отношении самих нищих, и мало обращалось внимания на профилактику нищенства и борьбу с бедностью.

——————————————————————