О праве работающих военных пенсионеров на получение страховой части трудовой пенсии (или как Конституционный Суд Российской Федерации увеличил пенсии работающим военным пенсионерам)

(Старцун В. Н.) («Право в Вооруженных Силах», 2006, N 12)

О ПРАВЕ РАБОТАЮЩИХ ВОЕННЫХ ПЕНСИОНЕРОВ НА ПОЛУЧЕНИЕ СТРАХОВОЙ ЧАСТИ ТРУДОВОЙ ПЕНСИИ (ИЛИ КАК КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УВЕЛИЧИЛ ПЕНСИИ РАБОТАЮЩИМ ВОЕННЫМ ПЕНСИОНЕРАМ)

В. Н. СТАРЦУН

В. Н. Старцун, преподаватель кафедры военного права Военного университета, подполковник юстиции, кандидат юридических наук, доцент.

В результате реформирования отечественной пенсионной системы в 2002 г. мы получили довольно сложное пенсионное законодательство, истинный смысл которого труднодоступен не только большинству пенсионеров, но и специалистам в области права. Особая противоречивость, а порой и алогичность отдельных положений пенсионного законодательства наблюдается, когда речь заходит о проблемах пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу. Все это естественным образом катализирует неоднозначную правоприменительную (в том числе судебную) практику, а также обоснованное массовое недовольство и напряженность среди значительной по численности социальной группы военных пенсионеров. И здесь без компетентного и общеобязательного для всех государственных структур толкования норм пенсионного права не обойтись. Так сложилось, что в качестве официального толкователя пенсионных законов давно выступает Конституционный Суд Российской Федерации, чье мнение по сути является истиной в последней инстанции в деле защиты законных прав военных пенсионеров, пострадавших в результате неправильного толкования и применения норм пенсионного законодательства. Вспомним: только по проблеме перерасчета военных пенсий с учетом реальной стоимости продовольственного пайка <1> Конституционный Суд Российской Федерации вынес более 10 судебных актов, сформировавших всю правоприменительную практику по разрешению этой проблемы (всего же по вопросам пенсионного законодательства Конституционным Судом Российской Федерации принято более 200 постановлений и определений). К сожалению, вопросом стоимости продовольственного пайка (который, кстати, так и не получил сегодня окончательного разрешения) круг проблем законодательства о пенсионном обеспечении граждан, уволенных с военной службы, далеко не ограничивается. Тем более отрадно, что Конституционный Суд Российской Федерации продолжает выполнять роль основной направляющей силы по их разрешению. Недавно этот главный судебный орган страны принял акт <2>, кардинально разрешающий одну из насущных проблем пенсионного обеспечения граждан, проходивших военную службу. Речь идет о праве работающих военных пенсионеров на одновременное получение государственной пенсии за выслугу лет и страховой части трудовой пенсии. ——————————— <1> См. об этом: Сливков А. С., Землин А. И. Некоторые аспекты эффективности государственной политики в области материального обеспечения военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, связанные с учетом стоимости продовольственного пайка при установлении размеров его денежной компенсации, а также при исчислении размеров пенсии гражданам, уволенным с военной службы // Право в Вооруженных Силах. 2005. N 10 (100). С. 7 и др. <2> Определение Конституционного Суда Российской Федерации «По жалобе гражданина Наумчика Вячеслава Викторовича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 11 мая 2006 г. N 187-О.

Вспомним суть проблемы. В настоящее время с заработной платы (и иных выплат, связанных с выполнением работы) военных пенсионеров работодатель отчисляет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации (страховые взносы). Такая обязанность вытекает из положений ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ во взаимосвязи с положением п. 1 ст. 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ. Размер (тариф) страховых взносов определяется в соответствии с нормами ст. ст. 10, 22 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и зависит от величины годовой суммы произведенных работнику выплат. При размере этой суммы до 280000 руб. в год тариф составляет 14% этой суммы. В зависимости от возраста работника сумма страховых выплат идет на финансирование страховой части трудовой пенсии (для лиц 1966 года рождения и старше) либо на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии (для лиц, 1967 года и моложе). По некоторым оценкам, ежегодная сумма страховых отчислений за работающих военных пенсионеров в Пенсионный фонд Российской Федерации составляет около 18,5 млрд. руб. <3>. ——————————— <3> См. об этом, например: Федотов А. И. Пенсионное обеспечение военнослужащих Российской Федерации в период проведения пенсионной реформы // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2005. N 3.

Здесь необходимо отметить, что трудовая пенсия, назначаемая застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной. Базовая часть трудовой пенсии формируется за счет единого социального налога, поступающего в федеральный бюджет (ее размер сегодня составляет 900 руб.). Страховая же и накопительная ее части, как было сказано выше, финансируются за счет страховых взносов. Таким образом, если базовая часть трудовой пенсии выплачивается за счет бюджета страны и источник ее финансирования как бы обезличен, то страховая и накопительная части фактически финансируются самими работниками, так как в конечном итоге работодатель уплачивает страховые взносы из средств, которые образуются в результате труда застрахованных. Отличительной и важной особенностью страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является их индивидуально-возмездный характер. В соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховые взносы определены как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете, т. е., поступая в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховые взносы персонифицируются применительно к каждому из застрахованных лиц и учитываются на индивидуальных лицевых счетах. Учтенные таким образом страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается при достижении пенсионного возраста в виде страховой (страховой и накопительной) части трудовой пенсии. Таким образом, размер будущих пенсионных выплат (страховой и накопительной частей трудовой пенсии) напрямую зависит от суммы накопленных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов. Поэтому работник (застрахованное лицо) заинтересован в перечислении страховых взносов со своего заработка (и соответственно в получении зарплаты официальным образом). Если только этот работник не военный пенсионер, который получает пенсию за выслугу лет. Дело в том, что по действующему пенсионному законодательству работающий военный пенсионер не имеет права на одновременное получение военной и трудовой пенсий. Он имеет лишь право выбора, в соответствии с которым ему устанавливается какая-либо одна пенсия: за выслугу лет или трудовая (это правило закреплено в ст. 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, п. 1 ст. 4 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», п. 2 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»). Между тем действующее законодательство не предусматривает перевод из федерального бюджета в Пенсионный фонд Российской Федерации средств для формирования расчетного пенсионного капитала при переходе военных пенсионеров на трудовую пенсию, что не позволяет в большинстве случаев обеспечить назначение им трудовой пенсии в размере, превышающем полагающуюся им военную пенсию. Тем самым вступление их в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в качестве гарантии, обеспечивающей им возможность выбора пенсии, утрачивает какой-либо смысл, поскольку выбор как таковой в подобных случаях предопределен. Таким образом, формулируется проблема: что будет с теми средствами, которые в период работы военного пенсионера на «гражданке» перечислялись с его зарплаты на формирование страховой части трудовой пенсии? Почему он должен отказываться от заслуженной государственной пенсии за выслугу лет, чтобы получить свои страховые взносы? Здесь необходимо вспомнить о противоречиях пенсионного законодательства. Указанная нами проблема касается только тех средств, которые идут на финансирование страховой части трудовой пенсии. В то же время вопрос о накопительной части трудовой пенсии оговорен в законе отдельно. Так, в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсии, предусмотренные этим Законом, устанавливаются и выплачиваются независимо от получения в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» накопительной части трудовой пенсии. Данная норма применяется ко всем видам пенсий, предусмотренных Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Таким образом, если военный пенсионер из числа лиц соответствующего возраста (1967 года рождения и моложе) работает «на гражданке» в качестве рабочего, служащего и т. п. и с его заработной платы начисляются страховые взносы, предназначенные для финансирования накопительной части трудовой пенсии, то по достижении общеустановленного пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) ему должна быть установлена накопительная часть трудовой пенсии. В отношении же страховой части трудовой пенсии среди официальных органов до недавнего времени преобладало мнение об отсутствии правовых оснований для ее получения наряду с военной пенсией. Однако такая позиция вызывала справедливое осуждение как среди пенсионеров, так и среди ученых и правоприменителей. Ведь Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в качестве последствия распространения на отдельные категории граждан обязательного пенсионного страхования предполагает предоставление им при наступлении страхового случая соответствующего страхового обеспечения в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, т. е. по логике пенсионного законодательства все застрахованные граждане, в том числе работающие военные пенсионеры, при достижении пенсионного возраста и наличии определенного законом страхового стажа <5> (5 лет) должны воспользоваться накопленными на их индивидуальных счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации средствами. Однако военные пенсионеры в силу изложенных выше положений Закона были лишены такого права и по сути устранены от участия в пенсионной реформе. ——————————— <5> Страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Вопросу возможности использования работающими военными пенсионерами перечисленных в Пенсионный Фонд Российской Федерации страховых взносов неоднократно уделялось внимание Конституционным Судом Российской Федерации. Так, в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды Конституционный Суд сформулировал принципиальное положение о том, что равные обязанности граждан в несении бремени по формированию бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (независимо от субъекта, производящего в соответствии с законом уплату страховых платежей) предполагают и равные права на получение соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов. В Определении от 24 мая 2005 г. N 223-О по запросам мирового судьи судебного участка N 2 города Калуги и мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Нижнего Новгорода, а также жалобам граждан И. А. Стародубова и В. Н. Шишова отмечалось, что, закрепляя безусловное участие военных пенсионеров в обязательном пенсионном страховании, законодатель должен гарантировать им возможность реализации пенсионных прав, приобретенных в рамках системы обязательного пенсионного страхования, на равных условиях с иными застрахованными лицами. В Определении от 24 мая 2005 г. N 223-О применительно к индивидуальным предпринимателям и адвокатам — военным пенсионерам Конституционный Суд Российской Федерации указал на недопустимость положения, при котором возложенная на них обязанность уплачивать за себя страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации не сопровождается предоставлением им, помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, страхового обеспечения с учетом уплаченных страховых взносов. Проблема страховых взносов военных пенсионеров получила окончательно разрешение совсем недавно. 11 мая 2006 г. Конституционный Суд Российской Федерации вынес Определение N 187-О по жалобе гражданина Наумчика В. В. на нарушение его конституционных прав положениями п. п. 2 и 3 ст. 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». В указанном документе, имеющем принципиальное значение для миллионов военных пенсионеров, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующую правовую позицию о праве работающих военных пенсионеров на получение страховой части трудовой пенсии: «исключение для военных пенсионеров, работающих по трудовому договору, возможности получить без отказа от военной пенсии страховое обеспечение с учетом объема накопленных страховых взносов лишает смысла пенсионное страхование, которое в подобных условиях превращается лишь в институт изъятия денежных средств, что не согласуется с целями и предназначением такого страхования и приводит к ущемлению их социальных прав, которое не имеет объективного и разумного оправдания и несовместимо с требованиями статей 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации». Обосновывая свою позицию, Конституционный Суд справедливо констатировал, что правоприменительная практика в сфере обязательного пенсионного страхования поставила работающих военных пенсионеров в неравное положение по сравнению с иными работающими по трудовому договору застрахованными лицами, которые после установления им трудовой пенсии продолжают трудовую деятельность и имеют право на ежегодный перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом поступивших на их индивидуальные лицевые счета страховых взносов (п. 3 ст. 17 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), т. е. на периодическое увеличение ее размера. Тем самым военные пенсионеры, на одинаковых с получателями трудовых пенсий условиях работающие по трудовому договору и участвующие в системе обязательного пенсионного страхования, оказываются в неравном с ними положении при реализации права на получение страхового обеспечения. Таким образом, включение в эту страховую систему не влечет для них значимых последствий. В связи с вышесказанным Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что действующее законодательство об обязательном пенсионном страховании не учитывает особенностей правового положения тех работающих по трудовому договору граждан, которым выплачивается пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». В результате Конституционный Суд Российской Федерации пришел к следующим выводам: «взаимосвязанные нормативные положения пунктов 2 и 3 статьи 3 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» — в условиях действующего правового регулирования — в той части, в какой они, распространяя обязательное пенсионное страхование на работающих по трудовому договору военных пенсионеров, не предусматривают гарантии предоставления им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов, без отказа от получения военной пенсии, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие статьям 19 (части 1 и 2), 39 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации». В целях обеспечения реализации социальных прав работающих по трудовому договору военных пенсионеров Конституционный Суд Российской Федерации предписал федеральному законодателю разработать правовой механизм, гарантирующий выплату работающим по трудовому договору военным пенсионерам, помимо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, страховой части трудовой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, и обеспечить введение установленного правового регулирования в срок не позднее 1 января 2007 г. Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации разрешена очередная проблема социальной защиты бывших военнослужащих. Дело теперь за федеральным законодателем.

——————————————————————