Социально-демографические предпосылки необходимости модернизации действующей модели обязательного пенсионного страхования

(Шушков В.) («Трудовое право», 2007, N 12)

СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ НЕОБХОДИМОСТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ МОДЕЛИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ

В. ШУШКОВ

Вадим Шушков, аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита Государственного университета управления.

Становление современной системы пенсионного страхования в России с 1992 г. по настоящее время сопровождается ускорением сокращения численности населения России: если на начальном этапе пенсионного реформирования российское народонаселение уменьшалось на 0,14 — 0,18% в год, то в конце периода (1998 — 2005 гг.) — в среднем снижалось на 0,51% ежегодно [1, с. 40; 7, с. 290 — 293]. В рамках общего процесса сокращения популяции отчетливо прослеживаются сдвиги в структуре населения, отмеченные значительным — на 31% — уменьшением числа лиц в возрасте моложе трудоспособного с 34,9 до 24,0 млн. человек при практически незаметном — на 1% — снижении численности населения в возрасте старше трудоспособного с 29,5 до 29,2 млн. человек. Численность трудоспособного населения возросла по сравнению с 1993 г. более чем на 7%, составив к 2005 г. 90,2 млн. человек [7, с. 50]. В результате доля молодых поколений снижается при увеличении удельного веса населения старшего возраста, что в перспективе неизбежно ведет к дестабилизации пенсионной системы, поскольку отчисления застрахованных лиц будут обеспечивать получателям трудовой пенсии относительно меньший коэффициент замещения. Произошедшие изменения в численности и возрастном составе населения обусловлены воздействием 3 основных факторов: рождаемости, смертности и миграции населения (см. табл. 1).

Таблица 1. Основные демографические показатели России 1995 — 2005 гг. <1>

——————————— <1> Российский статистический ежегодник. 2005 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2006. С. 81; Демографический ежегодник России. 2005 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2005. С. 40 — 41; Социально-экономическое положение России. Январь. 2006 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2006. С. 291, 293.

Год 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Показатель

Численность 148 460 148 292 148 029 147 802 147 539 146 890 146 304 145 649 144 964 144 168 143 474 населения, тыс. чел.

Родившихся, чел. на 9,3 8,9 8,6 8,8 8,3 8,7 9,0 9,7 10,2 10,4 н/д 1000 чел. населения

Умерших, чел. на 15,0 14,2 13,7 13,6 14,7 15,3 15,6 16,2 16,4 16,0 н/д 1000 чел. населения

Общий прирост, убыль (-) -168,3 -263,0 -226,5 -262,7 -649,3 -586,5 -654,2 -685,7 -795,4 -694,0 -735,6 населения, тыс. чел.

в том числе: естественный прирост, -822,0 -776,5 -740,6 -691,5 -918,8 -949,1 -932,7 -916,5 -888,5 -792,9 -843,0 убыль (-) населения, тыс. чел.

миграционный прирост, 653,7 513,5 514,1 428,8 269,5 362,6 278,5 230,8 93,1 98,9 107,4 убыль (-) населения, тыс. чел.

Ожидаемая 64,5 65,8 66,8 67,1 65,9 65,4 65,2 65,0 64,9 65,3 н/д продолжительность жизни при рождении, число лет

в том числе: мужчины 58,1 59,6 60,9 61,2 59,9 59,1 58,9 58,7 58,6 58,9 н/д

женщины 71,6 72,4 72,9 73,1 72,4 72,3 72,2 71,9 71,8 72,3 н/д

По статистическим данным, суммарный коэффициент рождаемости закономерно уменьшался вплоть до значения, равного 1,19, до 1999 г., после чего впервые за рассматриваемый период возобновился его рост, продолжающийся до сих пор и сопровождающийся с 2004 г. увеличением ожидаемой продолжительности жизни (58,9 года для мужчин и 72,3 года для женщин). Смертность населения имеет волнообразную тенденцию изменения: рост числа умерших на 1000 человек населения в 1992 — 1994 гг. (с 12,2 до 15,6) сменили краткосрочное снижение к 1998 г. (до 13,6) и последующий всплеск роста смертности в 1999 — 2003 гг. (в год на 28 человека на 10 тыс. населения). В настоящее время возобновилось уменьшение значения данного показателя (16,0 в конце 2004 г. против 16,4 в начале года). Сглаживание негативных тенденций сокращения численности населения и его старения возможно за счет миграционного прироста, ставку на который делает ряд стран Запада в борьбе с проблемой старения. Однако в России миграционные процессы способствовали замещению естественной убыли населения только в 1992 и 1994 гг., составив соответственно 1,2 и 5,5 на 1000 населения при уровне естественной убыли -1,5 и -6,0. В другие годы наряду с увеличением естественной убыли населения имело место снижение миграционного прироста, особенно интенсивно с 1998 г. (см. рис. 1).

Т Год ы с.

ч + /—Х——-Х е + /—Х——-Х——-Х—/ л. Х——-Х — ——Х — ——Х——-Х——-Х—/ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + # + + + + + + + + + + +

0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 0 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 0 0 # 0 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 0 0 0 0 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 0 0 0 0 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 0 0 0 0 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 0 0 0 0 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 0 0 0 0 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 А—\ 0 0 0 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 0 \—А——-А——\0 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 # 0 Ж——-Ж——-Ж——Ж0А——Ж0А—\—Ж——-Ж——-Ж——-Ж——-Ж——-Ж 0 0 0 0 -\А——-А—- А-\ # 0 # 0 # 0 0 0 0 0 0 0 \- А——-А—- — А 0 0 0 # 0 0 0 0 0 0 0 М л н.

ч е л. Общий прирост численности —А— население в возрасте моложе трудоспособного, # населения, тыс. чел. млн. чел.

Естественный прирост, —Х— население в трудоспособном возрасте, 0 тыс. чел. млн. чел.

Миграционный прирост, —Ж— население в возрасте старше трудоспособного, + тыс. чел. млн. чел.

Рис. 1. Компоненты изменения общей численности и сдвиги в структуре населения РФ в 1995 — 2005 гг. <2>

——————————— <2> Российский статистический ежегодник. 2005 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2006. С. 81, 126, 127.

Особенности демографического положения России определили существенное увеличение численности пенсионеров за последнее пятнадцатилетие с 35,3 до 38,2 млн. человек. При этом ежегодные темпы прироста в 1993 — 1996 гг. (1,3 — 2,1%) значительно превышали динамику роста в течение 1997 — 2001 гг. (0,1 — 0,9%). Противоположная тенденция наблюдалась на протяжении 2002 и 2003 гг., когда общее количество пенсионеров снизилось на 1,2%, однако затем вновь возобновилось увеличение их численности, которое в абсолютном выражении составило в 2004 г. 20 тыс. человек. Наибольшее влияние на изменение значения данного показателя оказал рост числа лиц, получающих трудовые пенсии, составивший к концу периода 7,6% от уровня 1992 г. при среднегодовом приросте около 0,62% (см. табл. 2).

Таблица 2. Влияние изменения численности получателей трудовых пенсий на общую численность пенсионеров <3>

——————————— <3> Российский статистический ежегодник. 2005 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2006. С. 214 — 215.

Всего пенсионеров Из них: пенсионеров, получающих трудовые пенсии Год (на конец года), тыс. чел. в % от общей в % к предыдущему численности пенсионеров году

1992 35 273 96,169 101,7

1993 35 866 96,414 102,1

1994 36 623 96,409 101,3

1995 37 084 96,234 102,0

1996 37 827 96,353 100,9

1997 38 184 96,248 100,4

1998 38 355 96,103 100,1

1999 38 381 96,472 100,1

2000 38 411 94,830 100,6

2001 38 630 96,171 99,5

2002 38 432 95,761 99,3

2003 38 164 95,661 100,1

2004 38 184 95,613 101,7

В соответствии с табл. 3 прирост пенсионеров в определяющей мере был обусловлен в разные годы изменением численности различных категорий получателей пенсий: например, в 1993 г. — увеличением количества пенсионеров по старости, в 1995 и 1997 гг. — по инвалидности, в 2001 г. — по случаю потери кормильца, в 1996 г. — по инвалидности и пенсионеров, получающих пенсию за выслугу лет. Исключение составил 2000 г., когда численность получателей трудовых пенсий снизилась на 602 тыс. человек (при росте общей численности пенсионеров), в основном по причине уменьшения числа пенсионеров по случаю потери кормильца.

Таблица 3. Прирост численности основных категорий пенсионеров, получающих трудовые пенсии

Прирост пенсионеров, получающих пенсии

по старости по инвалидности по случаю потери за выслугу лет Год кормильца

млн. чел. % млн. чел. % млн. чел. % млн. чел. %

1993 437,5 1,54 199,9 6,13 5,7 0,26 15,5 17,00

1994 267,4 0,93 369,0 10,66 62,5 2,86 28,5 26,71

1995 -83,2 -0,29 327,1 8,54 74,4 3,31 61,5 45,49

1996 69,4 0,24 291,3 7,01 52,1 2,24 347,2 176,51

1997 -87,4 -0,30 276,3 6,21 82,2 3,46 32,6 5,99

1998 -3,4 -0,01 -2,7 -0,06 62,1 2,53 53,5 9,28

1999 -58,0 -0,20 93,9 1,99 103,7 4,12 27,0 4,29

2000 -119,0 -0,41 6,0 0,12 -506,0 -19,30 17,0 2,59

2001 176,0 0,61 26,0 0,54 524,0 24,76 0 0

2002 716,0 2,47 -297,0 -6,13 -93,0 -3,52 — —

2003 -433,0 -1,46 -64,0 -1,41 202,0 7,93 — —

2004 -59,0 -0,20 -90,0 -2,01 150,0 5,46 — —

Однако данная категория пенсионеров, напротив, стремительно возрастала в 2003 — 2004 гг. на фоне сокращения количества прочих категорий пенсионеров. При этом наивысшие темпы роста в течение всего периода были характерны для получателей пенсий за выслугу лет, численность которых в первые четыре года увеличивалась на 117 — 277% в результате принятия ряда законодательных актов, расширяющих перечень льгот. В настоящее время пенсии за выслугу лет выведены из системы ОПС и включены в состав выплат по ГПО. Ретроспективный анализ структуры получателей пенсий по труду позволяет выявить тенденцию уменьшения (с 83,7 до 80%) в их составе удельного веса пенсионеров, получающих пенсии по старости, и соответствующего увеличения численности обеих других категорий получателей пенсий (см. рис. 2).

//////// ХХХХХХХХ /// 7,9% /// ХХХХХХХХХХХХХХ ….. /////////// ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ……… / ХХХХХХХХХХХХ ……….. ////// ХХХХХ ХХХХХХХХХХ ……… // 7,1% / 1,8% ХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ 12,0% …. //////// ХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХ …….. ……. / ХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХ …… ……… 6,4% ХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХ …….. …….. … // 0,3% ХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХ …… …….. ……… / ХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХ ……. . 13,5%. . 9,8% . ХХХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ……. ……. …….. ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ .. …… ….. ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХ ……. ХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ …… ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ …… ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХ 83,7% ХХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ 78,0% ХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХ ХХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ 80,1% ХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ХХХХХХХХХХХХХХХХХ

ХХХХХ по старости

….. по инвалидности

///// по случаю потери кормильца

за выслугу лет

Рис. 2. Структура получателей трудовых пенсий в 1992, 2001 и 2005 гг. (внутреннее, среднее и внешнее кольца соответственно)

Прогнозные данные о численности пенсионеров до 2020 г., разработанные Управлением актуарных расчетов ПФР (УАР) на основе долгосрочного демографического прогноза, свидетельствуют о дальнейшем увеличении количества получателей пенсий до 43,3 млн. человек (на 22,8% по сравнению с 1992 г.), в основном за счет пенсионеров по старости, ежегодный прирост которых составит 1 — 2%. В результате существенно изменится структура получателей трудовых пенсий: доли пенсионеров по случаю потери кормильца и по инвалидности существенно уменьшатся на 3,6 и 2,5% соответственно [Соловьев, с. 168]. Главным фактором, определяющим состояние современной пенсионной системы, основанной на распределительных принципах, является не столько абсолютное увеличение численности пенсионеров и структура получателей пенсий, сколько их удельный вес в общей численности населения, занятого в экономике, — основной категории застрахованных и, соответственно, плательщиков страховых взносов на цели ОПС. Анализ изменения соотношения работающего трудоспособного населения и пенсионеров в нашей стране за период 1992 — 2005 гг. представлен в табл. 4.

Таблица 4. Соотношение занятого трудоспособного населения и пенсионеров в 1992 — 2005 гг. <4>

——————————— <4> Российский статистический ежегодник. 2005 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2006. С. 139, 195; Социально-экономическое положение России. Январь. 2006 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2006. С. 265; Пенсионный фонд Российской Федерации в 2003 г. // Информационно-статистический сборник. М.: ПФР, 2004. С. 27.

Численность Изменение Численность Изменение Количество Год занятых численности пенсионеров, численности занятых на в экономике, занятых, в % млн. чел. пенсионеров, пенсионера, млн. чел. к 1992 г. в % к 1992 г. чел.

1992 72,1 100,00 35,27 100,00 2,04

1993 70,9 98,34 36,03 102,15 1,97

1994 68,5 95,01 36,78 104,28 1,86

1995 64,1 88,97 37,1 105,14 1,73

1996 62,9 87,28 38,2 108,26 1,65

1997 60,0 83,25 38,4 108,90 1,56

1998 58,4 81,05 38,4 108,82 1,52

1999 63,1 87,49 38,4 108,91 1,64

2000 64,5 89,41 38,6 109,53 1,67

2001 64,7 89,69 38,4 108,97 1,68

2002 65,9 91,34 38,2 108,21 1,73

2003 67,2 93,27 38,2 108,26 1,76

2004 64,2 89,10 37,1 105,14 1,73

2005 67,0 92,93 38,18 108,25 1,75

Приведенные статистические данные позволяют сделать вывод о том, что численность занятых с 1992 г. уменьшилась на 13,4% (на 9,6 млн. человек) при увеличении количества пенсионеров на 7,1% (на 5,1 млн. человек). В результате в 2005 г. каждые 100 пенсионеров страны находились на иждивении 175 лиц, осуществляющих трудовую деятельность, против 204 человек в начале рассматриваемого периода. Оценка соотношения между населением пенсионного и трудоспособного возрастов по методике ООН предполагает расчет коэффициента демографической поддержки, который отражает число лиц в возрасте 15 — 64 лет на одного человека в возрасте 65 лет и старше. В течение всего рассматриваемого периода значение данного показателя находилось на недопустимо низком уровне, имея тенденцию к снижению вплоть до 1998 г. В последующие несколько лет отмечалось незначительное его повышение, но с 2003 г. снижение коэффициента демографической поддержки возобновилось, и на протяжении последующих лет прогнозного периода ожидается волнообразное его колебание (см. рис. 3).

К п 7 ————————————————- о о э д ф д ф е 6 — ——————————— —- и р ц ж и к е и, 5 ———————- ————— н т %

д 4 ————————————————- е м о г 3 ————————————————- р а ф и 2 ————————————————- ч е с к 1 ————————————————- о й

0 1992 1997 2002 2007 2012 2017 Годы

Рис. 3. Динамика коэффициента демографической поддержки пожилых (ООН) в России в 1993 — 2015 гг.

Другим показателем, иллюстрирующим тяжесть непосредственного обременения ПС населения, уплачивающего пенсионные взносы, служит коэффициент нагрузки, представляющий собой численность пенсионеров в расчете на 100 человек, занятых в экономике. В последние 10 лет наблюдается возрастание нагрузки ПС на экономическую систему занятого населения на треть: с 49 пенсионеров на 100 человек, занятых в народном хозяйстве, в начале переходного периода до 58 пенсионеров в настоящее время. С 1999 г. происходило колебание рассматриваемого показателя, но ни разу он не опускался ниже порогового значения в 60% (см. рис. 4).

К 70 ———————————————————————— о э ф # ф 60 ————————————#———#—-#—#—————— и # # # # # ц # и # е 50 ————-#——————————————————— н # т

н 40 ———————————————————————— а г р у 30 ———————————————————————— з к и, 20 ———————————————————————— %

10 ————————————————————————

0 1990 1992 1994 1996 1998 2000 2002 2004 2006 Годы

Рис. 4. Нагрузка национальной пенсионной системы на экономику в 1992 — 2005 гг.

Большей наглядностью характеризуется динамика соотношения пенсионеров и наемных работников. В последние годы в связи с ухудшением экономической ситуации во многих ранее благополучных по пенсионной нагрузке регионах ситуация значительно осложнилась, и отношение пенсионеров к численности работающего по найму населения приблизилось и в ряде субъектов Федерации перешагнуло 70%. В соответствии с прогнозом УАР нагрузка ПС на работающее население постепенно будет возрастать — до 65% в 2015 и 70% в 2020 г. Столь низкое соотношение между получателями пенсий и лицами, занятыми в экономике, вызвано сложной демографической ситуацией в России, уровнем занятости в экономике, а также наличием в российском пенсионном законодательстве возможности льготного выхода на пенсию, существенно снижающего фактический возраст выхода на пенсию для многих категорий работников. Численность пенсионеров, получающих пенсии на льготных основаниях в связи с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях (28 регионов), радиационными авариями и катастрофами, ежегодно возрастает на 1 — 7% и в настоящее время приближается к 25% от общей численности пенсионеров <5>, несмотря на постепенное снижение темпов их роста (в начале 2004 г. численность пенсионеров по старости, получающих досрочную пенсию, оценивалась размером более 9,02 млн. человек (в том числе численность пенсионеров по районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям — 2,68 млн. человек), или 31,1% от общей численности пенсионеров по старости [2, с. 64, 93], в 2005 г. — 9,42 млн. человек (из них «северные» пенсии — 2,74 млн. человек), или 32,5% всех получателей пенсий по старости) [3, с. 93, 107]. Учитывая, что средний размер назначенных месячных пенсий у пенсионеров по спискам N 1 и N 2 и другим, «малым», спискам, а также за работу на Крайнем Севере превышал средний размер пенсии по всем категориям пенсионеров более чем на 50%, можно констатировать увеличение опережающими темпами расходов на выплату льготных пенсий по сравнению с ростом расходов на выплату пенсий остальным пенсионерам. ——————————— <5> По экспертным оценкам, более 30% граждан, имеющих право на досрочную пенсию, трудятся в допустимых гигиеническими правилами и нормами условиях.

Ключевая роль в оценке результативности пенсионной реформы принадлежит анализу показателей, отражающих уровень материального благополучия пенсионеров, а также возможности пенсионной системы по его поддержанию и повышению в условиях нестабильности рыночной конъюнктуры, в первую очередь — инфляционного роста цен (см. табл. 5).

Таблица 5. Показатели уровня жизни пенсионеров и коэффициента замещения в 1999 — 2005 гг. <6>

——————————— <6> Социально-экономическое положение России. Январь. 2006 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2006. С. 129, 214; Социально-экономическое положение России. Январь. 2006 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2006. С. 204, 254, 260.

Показатель 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Размер базовой части трудовой 360,4 453,2 453,2 522,4 598,0 660,0 900,0 пенсии по старости (до 2002 г. — минимальная пенсия по старости с учетом компенсации) на конец года, руб.

Средний размер назначенных 449,0 694,3 1023,5 1378,5 1637,0 1914,5 2364 месячных пенсий (до 2002 г. — с учетом компенсации), руб.

Реальный размер назначенных 60,6 128,0 121,4 116,3 104,5 105,5 109,6 пенсий (до 2002 г. — с учетом компенсации), в % к предыдущему году

Величина прожиточного минимума 639,9 909,0 1144 1379 1605 1801 21911 пенсионера, руб.

В % к предыдущему году 183,9 117,9 125,9 120,5 116,4 112,2 121,7

Минимальный размер оплаты труда 83,5 83,5 200,0 300,0 450,0 600,0 720,0 на начало года, руб.

Соотношение размера базовой части трудовой пенсии по старости (до 2002 г. — минимальная пенсия по старости с учетом компенсации), % с величиной прожиточного 56,3 49,9 39,6 36,5 36,8 35,7 41,1 минимума пенсионера

с МРОТ 431,6 420,4 360,0 130,6 122,5 110,0 125,0

Средний размер начисленной 1523 2223 3240 4360 5499 6740 8550 заработной платы, руб.

Соотношение среднего размера назначенных месячных пенсий (до 2002 г. — с учетом компенсации), % с величиной прожиточного 70,2 76,4 89,5 100,0 102,0 106,3 107,9 минимума пенсионера

со средним размером начисленной 29,5 31,2 31,6 31,6 29,8 28,4 27,6 заработной платы (коэффициент замещения)

Относительно высокие темпы увеличения пенсий в настоящее время (в среднем — 128% за последние 5 лет) не связаны с преобразованиями в пенсионной сфере, поскольку обусловлены благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, обеспечивающей избыточный приток в госбюджет финансовых ресурсов с последующим их перераспределением между централизованными фондами денежных средств, включая предоставление трансфертов внебюджетным фондам, и, как следствие, способность ПФР своевременно и в повышенном объеме проводить индексацию пенсионных выплат. Однако при положительной динамике уровень современной пенсии в реальном выражении по-прежнему остается существенно ниже (на 30%) размера пенсии базового 1991 г. (см. рис. 5).

1991 2005 100 1992

/80 / ///// // 2004 70 /////// /// 1993 ////////60 //// 52 //////////// ////// 63 ////////////// ////// 68 //////////////40 //////////////////// 2003 /////////////////// ///////////////////// 1994 ///////////////////// /////////////////////// 59 /////////////////////20 //////////////////////// 66 /////////////////////// /////////////////////// //////////////////////// /////////////////////// ///////////////////////0 ////////////////////// 2002 53 1995 57 ////////////////////// ////////////////////// ///////////////////// ////////////////////// /////////////////// ////////////////////// 49 ///////////// //////////////////// 58 // //////////////// 40 31 /////////// 1996 2001 / 54

52

1997 2000

1999 1998

Рис. 5. Реальный размер назначенных месячных пенсий, в % к 1991 г.

В целях наиболее полной оценки уровня жизни пенсионеров необходимо произвести сравнение величины пенсионных выплат с прожиточным минимумом пенсионера, исчисленного в соответствии с действующей методикой. В то время как в 1991 г. соотношение среднего размера месячной пенсии и прожиточного минимума пенсионера составляло 171% <7>, в 1992 г. оно снизилось до 59%, в 1996 г. — до 50%. В предкризисный период 1997 — 1998 гг. этот показатель вновь увеличился до 80%, однако сразу в результате высокой инфляции сократился более чем в 2 раза. К началу 2000 г. в различных регионах средний размер пенсии составлял 30 — 35% средней зарплаты, или 70 — 75% прожиточного минимума пенсионера, в отдельных регионах — менее 50%. ——————————— <7> В 1991 г. минимальный размер пенсий соответствовал минимальному потребительскому бюджету, а не уровню прожиточного минимума.

В текущий период средняя пенсионная выплата по своему размеру соответствует 107,9% от прожиточного минимума пенсионера (см. рис. 6), при этом по большинству регионов Крайнего Севера и приравненным к ним территориям ее величина аномально низка — 70 — 80% от прожиточного минимума пенсионера, установленного в данных субъектах РФ. В итоге более 40% пенсионеров получают пенсию, которая не обеспечивает минимальных жизненных потребностей. Другим фактором, обусловливающим последнее обстоятельство, является несоответствие базовой части трудовой пенсии (до 2002 г. — минимального размера пенсии) прожиточному минимуму пенсионера, динамика соотношения которых имеет неустойчивый характер (до 2002 г. — планомерное снижение, с 2003 г. по настоящее время — волнообразное повышение). В результате к началу 2006 г. базовая часть пенсии составляла от прожиточного минимума немногим более 41%.

Р у 2500 ————————————————————— б. * А

2000 ————————————————————— * А

*А 1500 ————————————————————— *А

А 1000 ————————*————————————— А #

* # Х А # Х 500 ——————————-#——————————- * # # Х # Х Х Х Х 0 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

# Размер базовой части трудовой пенсии по старости (до 2002 г. — минимальная пенсия по старости с учетом компенсации) на конец года

* Средний размер назначенных месячных пенсий (до 2002 г. — с учетом компенсации)

А Величина прожиточного минимума пенсионера

Х Минимальный размер оплаты труда

Рис. 6. Основные показатели уровня жизни пенсионеров в 1999 — 2005 гг.

О контрпродуктивности пенсионного реформирования также свидетельствует динамика соотношения между средним размером назначенной месячной пенсии и начисленной заработной платы — коэффициента замещения, который в среднем за 2002 — 2005 гг. ежегодно снижался на 1,3% и в 2005 г. составил 27,6% против 33% в 1990 г. Корректировка значения коэффициента замещения, предполагающая учет неофициальных заработков, отразится на указанном соотношении уменьшением его величины до 20%. Отдельное сопоставление МРОТ с базовой частью трудовой пенсии выявляет наихудший вариант снижения значения коэффициента замещения — с 432% в 1999 г. до 110% в 2004 г., при котором к концу периода оба показателя достигли соразмерного уровня. С 2005 г. положение изменилось в благоприятную сторону: за год рассматриваемое соотношение выросло на 25 п. п. Причина неуклонного снижения коэффициента замещения объясняется расхождением в темпах роста среднемесячного уровня оплаты труда и пенсии по стране: при росте последней с 1999 г. по 2005 г. в 5,27 раза средняя начисленная зарплата повысилась в 5,61 раза. Тенденция меньшего значения коэффициента индексации пенсионных выплат по сравнению с темпами прироста оплаты труда продолжает сохраняться и в настоящее время. Наряду с вышесказанным присущая современной системе ОПС обратная зависимость между размером зарплаты и коэффициентом замещения (всего 8 — 12% <8>) в конечном счете демотивирует уплату взносов на пенсионное страхование в полном объеме. Материальное положение большинства пенсионеров при выходе на пенсию ухудшается в разы, что приводит к изменению их социального статуса, вызывает угрозы и риски реально попасть в категорию маргиналов, а по истечении нескольких лет — стать бедными, нищими. Например, высококвалифицированный специалист, зарабатывающий 30 — 40 тыс. рублей в месяц, при выходе на пенсию может рассчитывать на пенсию, размер которой не превысит 2700 — 2900 рублей, то есть будет вынужден одномоментно снизить свой потребительский спрос более чем в 10 раз. В свою очередь, практика западных государств свидетельствует о том, что средний уровень замещения при средней продолжительности страхового стажа, равной 40 годам, составляет 60 — 70%. В отношении влияния другого фактора — ФОТ как базы начисления страховых взносов — следует отметить, что его размер в общероссийском масштабе в 5 — 6 раз меньше по сравнению со средними размерами ФОТ в целом по странам ЕС (25% ВВП в России против 45 — 55% ВНП в ЕС) [Роик, с. 9 — 13]. ——————————— <8> Соотношение между средним размером назначенной месячной пенсии и начисленной заработной платой в России в 2005 г. примерно в 2 раза ниже величины, рекомендованной Международной организацией труда.

Несоблюдение принципа строгой зависимости формирования страховых пенсионных прав и размера пенсии приводит к значительному снижению объемов финансовых ресурсов и недопустимому нивелированию дифференциации размеров пенсий. В определяющей мере это связано с существующей финансовой моделью пенсионного обеспечения, в которой до 30% всех ресурсов направляется на выплату базовой части трудовых пенсий, социальных пенсий и выравнивание размеров пенсий. Дополнительным каналом отвлечения пенсионных взносов служит накопительный институт ОПС.

Литература

1. Демографический ежегодник России. 2005 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2005. 2. Пенсионный фонд Российской Федерации в 2003 г. // Информационно-статистический сборник. М.: ПФР, 2004. 3. Пенсионный фонд Российской Федерации в 2004 году // Информационно-статистический сборник. М.: ПФР, 2005. 4. Роик В. Д. Концептуальные основы формирования рыночной финансовой модели социального страхования для России // Пенсионные фонды и инвестиции. 2005. N 4. 5. Российский статистический ежегодник. 2005 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2006. 6. Соловьев А. К. Актуарные расчеты в системе пенсионного страхования. М.: Финансы и статистика, 2005. 7. Социально-экономическое положение России. Январь. 2006 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2006. 8. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005 // Статистический сборник. М.: Росстат, 2005.

——————————————————————