Финансово-правовая природа обязательных социальных взносов

(Гутарина О. В.) («Финансовое право», 2013, N 8)

ФИНАНСОВО-ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВЗНОСОВ <*>

О. В. ГУТАРИНА

——————————— <*> Gutarina O. V. Financial-law nature of obligatory social dues.

Гутарина Ольга Вячеславовна, ассистент кафедры финансового права НИУ ВШЭ.

В статье рассматривается институт обязательных социальных взносов, исследуется финансово-правовая природа указанных платежей путем выявления их основных сущностных характеристик. В работе произведен анализ тематических нормативных правовых актов, судебной практики и теоретических разработок.

Ключевые слова: социальные взносы, страховые взносы, обязательное социальное страхование, социальное обеспечение, государственные внебюджетные фонды, социальная функция государства.

The article considers the institute of obligatory social dues, studies the financial-law nature of the said payments by means of detection of their basic essential characteristics. The work contains analysis of issue-related legal acts, judicial practice and theoretical developments.

Key words: social dues, insurance dues, obligatory social insurance, social security, state extra-budget funds, social function of the state.

Одним из направлений деятельности государства в рамках исполнения присущей ему социальной функции является социальное обеспечение населения в определенных случаях. Так, в соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации <1> каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. На финансирование этого расходного обязательства ежегодно тратятся огромные суммы из бюджета. Ввиду этого и во избежание социальных конфликтов сбору средств на социальные цели уделяется особое внимание <2>. ——————————— <1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445. <2> Социальные финансы являются неотъемлемой частью публичных финансов. О публичных финансах см. подробнее: Козырин А. Н. Публичные финансы Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию. М.: Центр публично-правовых исследований, 2007; Козырин А. Н. Принципы законотворчества в сфере публичных финансов (на примере актов законодательства о налогах и сборах) // Финансовое право. 2008. N 2. С. 4 — 11.

Действующая модель организации обязательного социального страхования посредством аккумуляции денежных средств вне федерального, регионального или местного бюджетов в Российской Федерации появилась сравнительно недавно. Ранее был единый государственный бюджет СССР, а пенсии, пособия, иные социальные выплаты были расходной частью бюджета <3>. Такая организация финансирования, как отмечали В. А. Ачаркан и Т. А. Синицына, создавала «твердую финансовую базу государственному социальному страхованию» <4>. Небезынтересным является также тот факт, что контроль за уплатой страховых взносов организациями осуществлял Госбанк СССР <5>. Затем финансирование стало осуществляться через специально созданные государственные внебюджетные фонды, причем поступающие в них средства на социальное обеспечение аккумулировались в разное время, по утверждению Н. В. Васильевой <6>, посредством как взносов, так и единого социального налога. Таким образом, был осуществлен переход этих платежей из разряда неналоговых в налоговые и обратно, ввиду чего интересно рассмотреть финансово-правовую природу обязательных взносов на социальное страхование. Во исполнение поставленной цели представляется целесообразным рассмотреть генезис указанных платежей, изменения, которые они претерпели, с образования обособленных социальных фондов и до настоящего времени. Выделяют <7> пять этапов этого процесса. ——————————— <3> См.: ст. 8 Закона СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1959. N 44. Ст. 221. <4> Ачаркан В. А., Синицына Т. А. Фонды социального обеспечения в СССР. М., 1977. С. 19. <5> Там же. С. 44. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Н. В. Васильевой «Методологические проблемы исследования института государственных и муниципальных доходов» включена в информационный банк согласно публикации — «Муниципальная служба: правовые вопросы», 2011, N 2. —————————————————————— <6> Васильева Н. В. Методологические проблемы исследования института государственных и муниципальных доходов // Муниципальная служба: правовые аспекты. 2001. N 2. С. 20. <7> См. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. М., 2012. С. 513; Беликов Е. Г. Правовая природа страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды // Вестник Саратовской государственной академии права. 2011. N 4. С. 184 — 185.

Первый этап — начало 1990-х годов — 1998 г. — образование фондов, установление обязанности работодателей по уплате взносов. Первоначально были созданы следующие фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР), Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации (далее — ФФОМС и ТФОМС соответственно). Второй этап — 1999 — 2000 гг. подготовительный, характеризующийся намерением законодателя включить взносы в государственные внебюджетные фонды в перечень налогов, но с сохранением принципа поступления платежей отдельно в каждый фонд. Так, с 1 января 1999 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ <8> (далее — НК РФ), за исключением ряда статей, в частности ст. 13, содержащей исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов (с указанием в их числе взносов в государственные социальные внебюджетные фонды). ——————————— <8> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.

Третий этап — 2001 г. — характеризуется включением в систему налогов и сборов Российской Федерации обязательного платежа, объединившего ранее действовавшие взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, — единого социального налога (взноса), зачисляемого в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС, предназначавшегося (в соответствии с главой 24 НК РФ в редакции от 7 августа 2001 г.) для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь. Как отмечает Н. И. Химичева <9>, двойное наименование этого платежа (налог, а в скобках «взнос»), содержащийся в тексте главы 24 НК РФ в указанной выше редакции, свидетельствовало о двойственной природе этого платежа: налоговой и страховой. ——————————— <9> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. С. 515.

Четвертый этап — 2002 — 2009 гг. характеризуется важными изменениями в главе 24 НК РФ, посвященной единому социальному налогу (далее — ЕСН). В частности, из наименования и текста главы было исключено <10> слово «взнос» применительно к указанному платежу, однако в части первой НК РФ (а именно в ст. 13) до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 июля 2004 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» <11>, все еще среди федеральных налогов и сборов были перечислены взносы в государственные социальные внебюджетные фонды и не было ЕСН. Платежи производились отдельно в федеральный бюджет, ФСС, ФФОМС, ТФОМС согласно ст. 241 НК РФ в редакции от 31 мая 2001 г. Вводились специальные обязательные страховые взносы — на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (зачисляемые в ФСС) и на обязательное пенсионное страхование (зачисляемые в ПФР на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» <12> в первоначальной редакции). При этом согласно п. 2 ст. 10 указанного Закона «объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные главой 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса Российской Федерации», что свидетельствует о сходстве этих платежей. ——————————— <10> В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2001 г. N 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // СПС «КонсультантПлюс». <11> СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3231. <12> СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4832.

Пятый этап — с 2010 г. по настоящее время выделяется ввиду отмены ЕСН и введения обязанности страхователей уплачивать страховые взносы (далее — социальные взносы) отдельно в ПФР, ФСС, ФФОМС и ТФОМС, что формально означало переход от налоговых к страховым принципам уплаты платежей в государственные социальные внебюджетные фонды. Основу правового регулирования этих платежей составляет Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» <13>, который, однако, не распространяет свое действие на взимание страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также обязательное медицинское страхование неработающего населения. ——————————— <13> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.

Социальные взносы являются обязательными платежами, которые формально не входят в систему налогов и сборов (см. ст. ст. 13 — 15 НК РФ), и понятие их в современном законодательстве четко не определено <14>. Н. И. Химичева предлагает следующее доктринальное определение указанных взносов (в правовом аспекте): «вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам) в порядке и сроки, закрепленные в нормативных правовых актах, в целях финансового обеспечения гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов» <15>. Статья 8 НК РФ содержит легальное определение налога как обязательного, индивидуально безвозмездного платежа, взимаемого с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». Учитывая вышеизложенное, выделим несколько критериев для сравнения социальных взносов и налоговых платежей. ——————————— <14> Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. С. 516. <15> Там же. С. 519.

Обязательность. Социальные взносы, так же как и налоги, устанавливаются государством в одностороннем порядке, а при уклонении от уплаты или неполноте уплаты взыскиваются в принудительном порядке. Вместе с тем в целях осуществления контроля за уплатой как налогов, так и взносов их плательщики подлежат обязательной регистрации. Безвозмездность. Часто в обоснование вывода о различной природе социальных взносов и налогов приводят аргумент: налоги, в отличие от социальных взносов, обладают признаком возмездности <16>. Однако нельзя признать это утверждение безусловным. Как отмечает Е. Г. Беликов, «в финансово-правовой литературе индивидуальная возмездность обязательного платежа рассматривается как обязанность государства предоставить плательщику встречное предоставление за оказанную именно ему государственным органом, должностным лицом услугу публично-правового характера (юридически значимое действие). При этом самые многочисленные плательщики страховых взносов на обязательное пенсионное страхование — работодатели при их уплате взамен ничего не получают ни от государства, ни от работника» <17>. Действительно, плательщиками взносов (за исключением взносов самозанятых лиц, а также за исключением взносов по обязательному медицинскому страхованию неработающих граждан, плательщиками которых являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и иные организации, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» <18>) являются работодатели, а не сами работники. В СССР социальные взносы также уплачивались организациями без каких-либо вычетов из заработной платы трудящихся и являлись основным источником собственных доходов бюджета социального страхования <19>. Довольно интересен в этой связи международный опыт распределения страховой нагрузки в системах социального страхования Европейского союза, приведенный в таблице. ——————————— <16> См.: Шафигуллин Э. Н. Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование // Социальное и пенсионное право. 2011. N 1. С. 29; Стрельников В. В. Финансово-правовые отношения в сфере страхования // Журнал российского права. 2006. N 2. С. 53. <17> Беликов Е. Г. Правовая природа страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды // Вестник Саратовской государственной академии права. 2011. N 4. С. 185. <18> СЗ РФ. 2010. N 49. Ст. 6422. <19> Ачаркан В. А., Синицына Т. А. Фонды социального обеспечения в СССР. М., 1977. С. 21.

Величины и пропорции распределения страховой нагрузки в системах социального страхования стран ЕС и России <20>

——————————— <20> При составлении таблицы использовались данные, содержащиеся в работе В. Д. Роика «Экономика, финансы и право социального страхования: институты и страховые механизмы» (М., 2013. С. 187), с учетом действующего законодательства Российской Федерации.

Страна Страховые взносы, в % Верхняя граница заработной от заработной платы платы, выше которой страховые взносы не взимаются Работода — Работники Всего тели

Австрия 25,1 17,2 42,3 3,0 тыс. евро в месяц

Германия 21,2 19,8 41,0 51,0 тыс. евро в месяц

Греция 28,2 18,1 46,3 отсутствует

Италия 35,1 9,5 44,6 20,5 тыс. евро в год — для медицинского страхования

Нидерлан — 29,4 25,6 55,0 37,7 тыс. евро в год — для ды страхования инвалидов

Франция 38,9 12,5 51,4 25,6 тыс. евро в год

Россия 30 0 30 по состоянию на 2013 г. отсутствует (в отношении дохода свыше 568 тыс. руб., исчисленного нарастающим итогом с начала расчетного периода, применяется пониженная ставка)

Из приведенных данных видно, что в европейской практике работники непосредственно участвуют в формировании страховых фондов социального страхования. В Российской Федерации в рамках системы ОСС это не практикуется. Средства, внесенные в текущем году страхователями (самозанятыми или иными лицами), в Российской Федерации не резервируются и расходуются в следующем году в составе бюджета соответствующего фонда. Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 24 февраля 1998 г. N 7-П указал, что «целевое расходование средств на выплату трудовых пенсий вовсе не означает, что размер и общая сумма пенсии, на которые может рассчитывать ее получатель в течение всего периода жизни после выхода на пенсию, будет соответствовать сумме страховых взносов, уплаченных конкретными работодателем и работником либо индивидуальным предпринимателем или другим самозанятым гражданином. Тем самым… лишенным персонально-целевого назначения страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации придается обезличенно-безвозмездный характер» <21>. ——————————— <21> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1998. N 3.

Цель взимания. Социальные взносы, так же как и налоги, взимаются на публичные цели <22>. ——————————— <22> См.: Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н. И. Химичева. С. 513.

Порядок взимания. Правовую основу порядка взимания социальных взносов (за исключением взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний <23>), как отмечалось ранее, составляет Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Однако механизм взыскания взносов (а равно пеней и штрафов), контроль за их уплатой, набор прав и обязанностей плательщиков, ответственность за нарушения, обжалование актов контролирующих органов близки до степени смешения с нормами, содержащимися в НК РФ, с тем лишь исключением, что контроль за уплатой социальных взносов органом является прерогативой фондов, а не Федеральной налоговой службы, которая, кстати, ранее исполняла эту функцию <24>. Небезынтересным в этой связи является поднятый на обсуждении <25> разработанного Министерством финансов Российской Федерации и в целом одобренного <26> Правительством Российской Федерации проекта Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов вопрос о передаче Федеральной налоговой службе функции контроля за исчислением и уплатой социальных взносов. Руководитель Федеральной налоговой службы М. В. Мишустин, высказав свое положительное отношение к предлагаемым изменениям, отметил, что «с точки зрения технологий нам эта задача понятна и ясна. Это, скорее, политический вопрос, чем технологический» <27>. ——————————— <23> Указанные взносы взимаются на основании Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Относительно взносов по обязательному медицинскому страхованию неработающих граждан следует отметить, что Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в ряде случаев отсылает к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», поэтому в этом абзаце указанные платежи рассматриваются совместно с иными рассматриваемыми социальными взносами. <24> Шафигуллин Э. Н. Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. С. 28. <25> Вислогузов В. Белый дом определил направления налогового удара // Официальный сайт газеты «Коммерсантъ». URL: http://www. kommersant. ru/doc/2195512 (дата обращения: 13.06.2013). <26> Правительство одобрило проект основных направлений налоговой политики на 2014 — 2016 гг. // Портал ЭЖ. URL: http://www. eg-online. ru/news/212418 (дата обращения: 13.06.2013). <27> Там же.

Кроме того, ранее в ст. 1 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» в редакции <28> от 5 марта 2004 г. содержалось: «Отношения, связанные с установлением и уплатой платежей на обязательное социальное страхование, контроль за их уплатой, обжалование действий (бездействия) должностных лиц, привлечение к ответственности виновных лиц регулируются настоящим Федеральным законом, федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах». В свою очередь, ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» гласила: «Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом». Однако и это положение утратило силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». ——————————— <28> Статья в указанной редакции действовала до вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Целевой характер. Некоторые исследователи <29> отмечают строго целевой характер социальных взносов, в то время как согласно известному принципу, получившему отражение в позиции Конституционного Суда Российской Федерации <30>, налог не может иметь адресной основы, не может предназначаться для финансирования определенных расходов. П.-М. Годме понимал под налогом «изъятие денежных средств, осуществляемое в принудительном порядке государственной властью, имеющее целью покрыть расходы общества и распределить их между гражданами в соответствии с возможностями каждого» <31>. Социальное обеспечение является общегосударственным расходом. Кроме того, в обоснование возможности введения целевых налогов Годме приводил следующие аргументы <32>: взаимосвязанность некоторых доходов бюджета с расходами; факт того, что заранее известное предназначение налога может облегчать поступление дохода от его взимания; предназначение определенных доходов для расходов определенного органа позволяет ему пользоваться большей автономией. К тому же выделение обособленных фондов вне бюджета есть мера, препятствующая финансированию социальной сферы по «остаточному принципу»; эти средства не могут быть секвестрированы, и контролировать их уплату и целевое расходование в случае такого обособления проще. ——————————— <29> См.: Шафигуллин Э. Н. Правовая природа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. С. 29; Беликов Е. Г. Правовая природа страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды // Вестник Саратовской государственной академии права. 2011. N 4. С. 186. <30> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 февраля 2004 г. N 28-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Тверской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов Заволжского района города Твери на нарушение конституционных прав и свобод статьями 3 и 34 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации» и статьей 10 Федерального закона «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2004. N 5. О понятии «правовая позиция Конституционного Суда РФ» см. подробно: Копина А. А. Место судебной практики в системе источников налогового права // Финансовое право. 2008. N 12. <31> Годме П.-М. Финансовое право / Пер. проф. Р. О. Халфиной. М., 1978. С. 370. <32> Там же. С. 367 — 368.

Регулярность. Среди отличительных признаков налогов часто отмечают <33> также то, что взимание их производится на постоянной основе. Социальным взносам также присущ такой признак, как периодичность уплаты. ——————————— <33> См.: Затулина Т. Н. Конституционно-правовой аспект налоговой политики // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.06.2013); Правовое регулирование налогообложения в Российской Федерации (конспект лекций по первой части Налогового кодекса Российской Федерации / Под ред. А. Н. Козырина // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 13.06.2013).

Небезынтересной является позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросу правовой природы социальных взносов. Так, в Постановлении от 24 февраля 1998 г. N 7-П Суд указал, что «социально-правовая природа этих платежей… их обязательность и целевой характер… не позволяют, однако, отграничить их от налогов, сборов, других платежей <34>. В Определении от 4 октября 2005 г. N 436-О Суд пришел к выводу, что единый социальный налог и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование «имеют разное предназначение и различную социально-правовую природу» <35>, и указывал на индивидуальную возмездность взносов на обязательное пенсионное страхование (аналогичная позиция содержится в Определении Суда от 5 февраля 2004 г. N 28-О). ——————————— <34> Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 г. N 7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1998. N 3. <35> Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2005 г. N 436-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Иркутской области о проверке конституционности положения абзаца четвертого пункта 3 статьи 243 Налогового кодекса Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 2006. N 1.

В упоминавшемся ранее проекте Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов уделено внимание социальным взносам. «Чем больше администрирующих органов, — по словам директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации И. В. Трунина, — в которые обращается налогоплательщик, тем выше налоговая нагрузка. Поэтому мы предлагаем администрирование страховых взносов передать в налоговые органы. Нужно подумать, как сделать это безболезненно, не факт, что это произойдет в 2014 году. Главное, чтобы правила администрирования были одинаковыми: декларации, различные налоговые процедуры, рассрочки и отсрочки» <36>. Рассмотрение социальных взносов в контексте налоговой политики государства, по всей видимости, являет собой начало новой вехи в понимании правящими кругами указанных платежей. Интересен этот факт и тем, что, помимо факта отсутствия регулирующих их (платежи) норм в настоящее время в НК РФ, действующий Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ <37> относит социальные взносы к категории неналоговых доходов государственных внебюджетных фондов <38> (вид платежа установлен применительно к конкретному фонду). ——————————— <36> Голова И. Администрирование страховых взносов могут передать в ФНС // Официальный сайт «Российской газеты». URL: http://www. rg. ru/2013/05/28/vznosi. html (дата обращения: 13.06.2013). <37> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823. <38> См.: абзац 4 подпункта 1, абзац 6 подпункта 2, абзац 6 подпункта 3 пункта 1 статьи 146 Бюджетного кодекса Российской Федерации. О неналоговых доходах см. подробнее: Ялбулганов А. А. Неналоговые доходы в Российской Федерации: вопросы правового регулирования // Финансовое право. 2007. N 5.

Рассмотрев в ретроспективе социальные взносы в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, следует отметить, что они претерпели значительные изменения с момента образования этих фондов до настоящего времени, переходя из разряда неналоговых платежей в налоговые, и обратно. Так же как и налоги, обязательные социальные взносы безвозмездны, имеют общеобязательный характер, взимаются в публичных целях, обязанность их уплаты установлена законом, уплачиваются они периодически, в целом схож механизм взыскания этих платежей, а равно пеней и штрафов (за исключением органов, производящих взыскание). Вместе с тем средства, аккумулированные посредством и налогов, и социальных взносов, расходуются на реализацию функций государства. Кроме того, рассмотренные изменения в законодательстве о социальных взносах, а также приведенные акты Конституционного Суда Российской Федерации свидетельствуют о том, что не только у законодателя нет последовательности при проведении политики социального обеспечения, но и у высшего судебного органа конституционного контроля нет единой позиции по вопросу правовой природы и сущностных характеристик обязательных социальных взносов. Таким образом, оценивая финансово-правовую природу указанных взносов (за исключением обязательного медицинского страхования неработающих граждан и обязательных взносов по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), можно сделать вывод об их налоговой природе.

——————————————————————