Особенности непроцессуального взаимодействия при расследовании насильственных преступлений, совершаемых в отношении малолетних

(Федотов И. С.) («Вопросы ювенальной юстиции», 2008, N 1) Текст документа

ОСОБЕННОСТИ НЕПРОЦЕССУАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ В ОТНОШЕНИИ МАЛОЛЕТНИХ

И. С. ФЕДОТОВ

Федотов И. С., начальник кафедры уголовного процесса Воронежского института МВД России, доцент, кандидат юридических наук.

В процессе расследования насильственных преступлений, совершенных в отношении малолетних, вопрос взаимодействия между правоохранительными органами, а также с получившими свое развитие различными общественными организациями, преследующими цель защиты ребенка, является особенно актуальным. Это вызвано тем, что расследование рассматриваемых преступлений осуществляют следователи Следственного комитета при прокуратуре РФ, органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе и дознаватели органов внутренних дел, при этом раскрытие и оперативное сопровождение расследования данных преступлений осуществляют сотрудники оперативных подразделений разных ведомств, а учитывая, что в последнее время в России создано достаточно большое количество разных общественных образований, защищающих права ребенка, проблема взаимодействия играет ключевую роль в достижении необходимых результатов. Надо сказать, что в контексте расследования насильственных преступлений, совершаемых в отношении малолетних, проблема взаимодействия следователей и сотрудников разных ведомств, а также работников общественных организаций весьма многогранна, и связанные с нею правовые, организационные, тактические и психологические вопросы в равной мере актуальны для всех заинтересованных лиц, особенно в современных условиях, когда одним из приоритетных направлений деятельности государства является обеспечение защиты прав и интересов детей в соответствии как с нормативно-правовыми актами РФ, так и с международными договорами. Для того чтобы обеспечить эффективное взаимодействие на всех этапах раскрытия и расследования насильственных преступлений, совершаемых в отношении малолетних, необходимо четко знать его правовые основы и организационные формы, учитывать имеющиеся криминалистические рекомендации, реагировать на психологические характеристики возникающих ситуаций. Среди основных форм взаимодействия на сегодняшний день выделяют процессуальные и непроцессуальные. Что же касается форм непроцессуального взаимодействия, то в отличие от процессуальных они не закреплены в УПК РФ и возможны не только с сотрудниками органов дознания, но и с представителями иных государственных органов или общественных организаций. Такие формы вытекают из положений федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, а также исходя из правоохранительной практики. К непроцессуальным формам следует отнести: использование возможностей средств массовой информации; дачу консультаций; совместное обсуждение материалов; передачу информации; получение информации из учебных, медицинских учреждений; получение информации от общественных и религиозных организаций. Надо сказать, что реализация непроцессуальных форм взаимодействия возможна только в том случае, если между следователем или дознавателем и сотрудниками органов дознания, представителями иных государственных органов или общественных организаций установлен личный контакт. Как правило, он формируется исходя из взаимоотношений между руководителями соответствующего уровня или сложившихся условий (например, при совместном обучении в школе или вузе, родственных отношениях и т. д.). Взаимодействие со средствами массовой информации является одним из направлений деятельности органов предварительного следствия в системе МВД России. Как показывает опыт, максимальное использование возможностей средств массовой информации позволяет повысить результативность раскрытия, расследования и предупреждения насильственных преступлений, совершенных в отношении малолетних. Вместе с тем правильная организация делового взаимодействия с прессой, радио и телевидением, широкий показ практических результатов успешного расследования рассматриваемых преступлений повышают имидж работников следственных подразделений, заставляют задуматься о недопущении насилия над детьми. Предметом консультаций могут быть различные вопросы правового, тактического и организационно-методического характера. Чаще всего к ним прибегают сотрудники оперативных подразделений, ПДН при решении вопросов, связанных с возбуждением уголовного дела после проверки соответствующих материалов, а также использованием результатов ОРД в доказывании. В отдельных случаях следователь или дознаватель консультируются с экспертом или специалистом в вопросах тяжести телесных повреждений, обнаруженных на теле ребенка, психического состояния ребенка после факта насилия и возможности давать показания и т. д. Совместное обсуждение и оценка материалов обеспечивают обмен мнениями по различным вопросам взаимодействия, дают возможность сторонам прийти к общим выводам, общей позиции. Материалами, которые целесообразно обсуждать совместно следователю или дознавателю и сотруднику оперативного подразделения, ПДН, ЦВСНП, могут быть сообщения и заявления о факте насильственного деяния в отношении малолетнего, оперативные материалы, протоколы следственных действий. Так как в ходе работы с малолетними в ЦВСНП принимаются меры по выявлению фактов насильственных деяний в отношении малолетних, полученная информация направляется следователю или дознавателю или иным заинтересованным лицам. В целях оптимизации этой деятельности, а также получения полной и объективной информации о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию, в Петропавловске-Камчатском и Хабаровском ЦВСНП организована работа «телефона доверия». В процессе расследования насильственных преступлений, совершаемых в отношении малолетних, следователь или дознаватель и сотрудники уголовного розыска могут обмениваться самой различной информацией. Это могут быть и сведения, касающиеся факта насильственного деяния в отношении малолетнего и причастных к нему лиц, полученные сотрудниками уголовного розыска в результате проведения ОРМ или розыскных действий. Своевременное получение следователем или дознавателем такой информации может сыграть важную роль в направлении хода расследования, подготовке к производству следственного действия и т. д. Следователь или дознаватель, в свою очередь, могут передать оперативным сотрудникам информацию, полученную в ходе проведенных ими следственных действий, представляющую интерес для решения оперативных задач. Передача информации является устоявшейся и одной из самых распространенных непроцессуальных форм взаимодействия следователя и дознавателя с сотрудниками органов дознания, представителями иных государственных органов или общественных организаций. В ходе расследования насильственных преступлений, совершенных в отношении малолетних, передача информации может осуществляться при личных встречах, по телефону, письменно, причем с использованием как подлинных документов, так и их копий или составлением на их основе справок, обзоров и меморандумов. Это зависит от важности информации и возможности ее использовать при решении конкретных задач. Весьма актуальной непроцессуальной формой взаимодействия является получение информации о фактах насильственных деяний в отношении малолетних из учебных, медицинских и иных государственных учреждений. Своевременное оказание медицинской помощи пострадавшему ребенку и сообщение об этом в правоохранительные органы выступает основной задачей в совместной деятельности медицинских работников и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. На сегодняшний день широкое распространение получили факты преступных проявлений в отношении малолетних — грабежей, краж, избиений, совершаемых несовершеннолетними. Причем совершаются подобные посягательства не только во дворах, на улицах, в местах скопления детей. К сожалению, как показали проверки, центрами криминализации микрорайонов все чаще становятся школы. При этом потерпевшие нередко предпочитают не обращаться в милицию, не надеясь, что им будет оказана реальная помощь в розыске преступников и возврате похищенного имущества. И небезосновательно. Так, в Челябинске было выявлено четыреста таких преступлений, не поставленных на учет. В итоге многие граждане такие явления, как насильственные хищения мобильных телефонов, воровство в школьных раздевалках, воспринимают не как преступление, а как нечто обычное. В итоге несообщение в ОВД о совершенном насильственном деянии в отношении малолетнего влечет то, что сегодня подросток безнаказанно украл у малолетнего сотовый телефон, а завтра совершит грабеж. Надо сказать, что в некоторых школах существуют целые группировки, занимающиеся вымогательством у детей, другими насильственными преступлениями. Несовершеннолетними в настоящее время совершается более 10% от общего количества преступлений — в среднем до 20 тысяч в год. Вместе с тем деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных милиции никак не сказывается на пресечении негативных процессов в подростковой среде. Не уделяется должного внимания этим вопросам и со стороны органов исполнительной власти, местного самоуправления. Администрация школ решает данную проблему, главным образом нанимая охранников, не имеющих ни специальных знаний, ни опыта. Один из выходов в складывающейся ситуации мы видим во взаимодействии путем получения информации о фактах насильственных деяний в отношении малолетних из школ, через создание штатных должностей заместителей директоров школ по безопасности или школьных инспекторов по делам несовершеннолетних, которые будут комплектоваться сотрудниками милиции, при этом не исключается возможность привлечения к работе отставных офицеров милиции. Кое-где такие назначения уже состоялись (например, Курская область, Республика Татарстан, Краснодарский край). Предполагается, что эти работники не будут привлекаться к выполнению иных обязанностей, станут на постоянной основе находиться непосредственно в школе, среди своих подопечных. На их сотрудников возлагаются преподавание основ правопорядка, взаимодействие с правоохранительными органами, организация оперативной и профилактической работы <1>. ——————————— <1> См.: Шабаршов А. Преступность несовершеннолетних // Профессионал. 2005. N 3. С. 18.

Интересен опыт Воронежской области по созданию новых форм взаимодействия между правоохранительными органами и органами социальной защиты. Так, в г. Воронеже в соответствии с Федеральными законами от 10 декабря 1995 г. N 195 «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и от 24 июня 1999 г. N 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» создано областное государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям г. Воронежа» в целях оказания семьям, детям и отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса. Одним из структурных подразделений центра является отделение профилактики безнадзорности несовершеннолетних, созданное с целью социального патронажа дезадаптированных несовершеннолетних, склонных к асоциальным поступкам и противоправному поведению, с разработкой индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации. Реализацию этих программ помимо отделения профилактики безнадзорности несовершеннолетних осуществляют другие структурные подразделения: отделение дневного пребывания несовершеннолетних реализует программу социокультурной реабилитации; отделение срочного социального обслуживания реализует программу социальной поддержки населения (оказывает помощь в виде социальных услуг). В программах социальной реабилитации часто решаются такие проблемы, как содействие в организации лечения от алкогольной или наркотической зависимостей, восстановление родственных отношений, занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время, социально-правовое воспитание, психолого-педагогическая коррекция поведения, снятие стресса после перенесенного насилия или жестокого обращения, оздоровительные мероприятия, привитие возрастных социально-бытовых навыков, приобщение к культуре, коррекция ценностных приоритетов у детей, создание благоприятной атмосферы в семье и другие специфические для данной семьи проблемы. Как известно, семейное неблагополучие проявляется в двух наиболее распространенных формах — конфликтности и асоциальном образе жизни. В неблагополучных семьях дети чаще переживают дискомфорт, стрессовые ситуации, жестокость, нередко насилие, приобретают огромный опыт асоциального поведения. Для эффективности тактики работы с неблагополучными семьями сотрудники Центра взаимодействуют со специалистами из разных ведомств и учреждений г. Воронежа, прямо или косвенно причастных к работе по профилактике детского насилия: социальные педагоги образовательных учреждений; КДН и ПДН; отделы опеки и попечительства; учреждения социальной защиты, здравоохранения; правоохранительные органы и другие учреждения и организации. Одним из наиболее ярких примеров взаимодействия ОГУ «ЦСПСД г. Воронежа» с правоохранительными органами является открытие под руководством автора данной статьи Юридической клиники Воронежского института МВД России на базе Центра. Под контролем квалифицированных преподавателей лучшие студенты, курсанты, слушатели института бесплатно оказывают «скорую правовую помощь» социально незащищенным слоям населения, детям из семей группы социального риска. Специализация клиники основывается на консультировании по юридическим вопросам из разных отраслей права: уголовного, гражданского, семейного, административного и др., а также на профилактических мероприятиях, связанных с повышением правовой культуры и правосознания граждан (например, проведение лекций-бесед с родителями, учителями школ, воспитателями детских садов, социальными педагогами; организация выездов в детские лагеря и т. д.). В процессе беседы с детьми и сотрудниками Центра выясняются факты насильственных деяний, совершенных в отношении малолетних, о которых сообщается в ПДН по территориальности, а в последующем консультантами клиники отслеживается принятие окончательного решения: возбуждение уголовного дела, предупреждение или постановка на учет. Примечателен опыт многих ОВД по взаимодействию с общественными и религиозными организациями в получении от них важной информации о фактах насильственных деяний в отношении малолетних и решении вопросов оказания помощи детям, оказавшимся в социально опасном положении. Например, сотрудниками Северо-Кавказского УВДТ систематически проводятся выступления в мечетях, беседы с представителями духовенства с целью проведения ими работы среди населения, в том числе с несовершеннолетними. В ходе таких бесед выясняются обстоятельства по уже известным фактам насильственных преступлений, совершенных в отношении малолетних, по которым ведется расследование, а также устанавливаются новые сведения. Резюмируя сказанное, отметим, что перечень форм непроцессуального взаимодействия, в отличие от перечня форм процессуального взаимодействия, не является исчерпывающим. Практика раскрытия и расследования насильственных преступлений, совершаемых в отношении малолетних, настолько динамична, что в ходе ее осуществления могут быть выработаны и другие формы непроцессуального взаимодействия.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *