О приобретении права на пенсию за выслугу лет и исчислении общего трудового стажа при назначении пенсии за выслугу лет

(Закиров Р. А.)

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11)

Текст документа

О ПРИОБРЕТЕНИИ ПРАВА НА ПЕНСИЮ ЗА ВЫСЛУГУ

ЛЕТ И ИСЧИСЛЕНИИ ОБЩЕГО ТРУДОВОГО СТАЖА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ

ПЕНСИИ ЗА ВЫСЛУГУ ЛЕТ

Р. А. ЗАКИРОВ

Закиров Р. А., адъюнкт Военного университета, старший лейтенант юстиции.

В практике пенсионного обеспечения бывших военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов часто возникают вопросы о праве на пенсию за выслугу лет граждан, у которых соответствие всем трем условиям назначения пенсии, указанным в п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон), наступает после их увольнения со службы. Нередко указанные граждане при наступлении указанных обстоятельств обращаются в пенсионные органы за назначением им пенсии по основанию, предусмотренному п. "б" ст. 13 Закона, а в случае отказа оспаривают действия должностных лиц пенсионных органов в суде или обжалуют положения ст. 13 Закона как противоречащие Конституции Российской Федерации.

Вопросы подобного рода возникают, например, у лиц, которые на момент увольнения с военной службы не имели требуемого 45-летнего возраста или требуемого 25-летнего трудового стажа, из которых не менее 12 лет 6 месяцев составляет военная служба.

Однако законных оснований для назначения таким гражданам пенсии за выслугу лет не имеется.

Так, в соответствии со ст. 13 Закона право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;

б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, для приобретения права на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. "б" ст. 13 Закона гражданин должен отвечать одновременно трем условиям:

1) увольнение с военной или правоохранительной службы по одному из трех оснований: в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе; по болезни; в связи с организационно-штатными мероприятиями;

2) достижение на день увольнения возраста 45 лет;

3) наличие на день увольнения общего трудового стажа 25 лет и более, из которых не менее 12,5 лет составляет военная и правоохранительная служба.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий лишает лицо, уволенное с военной (правоохранительной) службы, права на пенсию за выслугу лет.

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2008 г. N 199-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Барсукова Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав положением пункта "б" части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" выражена правовая позиция, которая заключается в следующем.

Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление оснований приобретения права на пенсии и круга их получателей, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

Пенсия за выслугу лет по нормам Закона назначается независимо от возраста лицам, уволенным с военной службы либо со службы в правоохранительных органах, если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более (п. "а" ч. 1 ст. 13).

В изъятие из данного правила пенсия за выслугу лет может быть назначена и лицам, не имеющим на день увольнения полной выслуги лет, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба и (или) служба в правоохранительных органах. При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения 45-летнего возраста, а также увольнение со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями (п. "б" ч. 1 ст. 13).

Такое правовое регулирование устанавливает льготный порядок назначения пенсии за выслугу лет при отсутствии полной выслуги и не может рассматриваться как умаляющее, в частности, право на социальное обеспечение, закрепленное в ст. 39 Конституции Российской Федерации.

При этом конституционно-правовой смысл понятий "пенсия за выслугу лет" и "выслуга лет" раскрыт в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 г. N 6-П.

Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы. Достижение требуемой для назначения пенсии выслуги освобождает от необходимости продолжения службы, но не влечет обязанности прекратить ее. Как указывается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 июня 1995 г. по делу о проверке конституционности абз. 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР "О милиции", увольнение в связи с наличием выслуги, дающей право на пенсию, является дополнительной льготой, установленной с учетом специфики службы и отражающей социально оправданную правовую дифференциацию.

Пенсия за выслугу лет в системе действующего нормативного правового регулирования пенсионного обеспечения является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы по желанию самого гражданина либо в силу объективных обстоятельств, препятствующих ее продолжению, в том числе в случаях, когда гражданин уже не отвечает тем повышенным требованиям, которые предъявляются к лицам, проходящим соответствующую службу.

Что же касается назначения пенсии за выслугу лет по п. "а" ст. 13 Закона, то в данном случае необходимо наличие одновременно двух условий для приобретения права на пенсию:

1) факт увольнения с военной или правоохранительной службы;

2) наличие на день увольнения выслуги (в льготном исчислении) 20 лет и более.

Можно сделать вывод, что гражданам, проходившим военную или правоохранительную службу, имеющим на день увольнения выслугу 20 лет и более, пенсия за выслугу лет подлежит назначению независимо от основания увольнения со службы, за исключением увольнения в связи с лишением воинского (специального) звания по приговору суда (при условии, если приговор вступил в законную силу до назначения данному лицу пенсии).

Так, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 октября 2005 г. N 379-О разъяснено, что лицо, проходившее военную или правоохранительную службу, лишенное воинского или специального звания, теряет право на назначение и получение пенсии только в том случае, если приговор суда о лишении звания вступил в законную силу до назначения ему пенсии.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 г. N 11-П выражена правовая позиция, согласно которой права гражданина в области пенсионного обеспечения производны от его трудовой или иной общественно полезной деятельности; пенсии, назначаемые в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, заработаны, заслужены предшествующим трудом, военной службой, выполнением других значимых для общества обязанностей, что предопределяет содержание и характер обязанностей государства по отношению к тем гражданам, которые приобрели право на получение таких пенсий. Из этого следует, что государство обязано выплачивать им пенсии независимо от того, отбывают они по приговору суда наказание в виде лишения свободы или нет: право гражданина на получение полагающейся ему пенсии в силу правовой природы пенсий, носящих характер трудовых, не может связываться с такими условиями. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, лишение граждан пенсии в период нахождения в местах лишения свободы, в том числе путем приостановления выплаты пенсии в период отбывания наказания, представляет собой ограничение их права на социальное обеспечение, гарантированное ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации. Такие ограничения в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации могут быть установлены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

При определении права на пенсию возникают также вопросы, касающиеся порядка исчисления выслуги лет на военной службе и общего трудового стажа, указанных в п. "б" ст. 13 Закона, являющихся условием для назначения пенсии за выслугу лет.

Как указано в п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона, право на пенсию за выслугу лет имеют лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

Из вышесказанного следует, что общий трудовой стаж должен быть календарным, т. е. его определение производится в календарном исчислении (день за день). Следовательно, как выслуга лет на военной службе в количестве не менее 12 лет и 6 месяцев, так и трудовой стаж определяются в календарном исчислении.

При этом при определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 13 Закона в общий трудовой стаж включаются:

а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В то же время, как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 20 марта 2008 г. N 199-О-О, такое правовое регулирование устанавливает льготный порядок назначения пенсии за выслугу лет при отсутствии полной выслуги и не может рассматриваться как умаляющее, в частности, право на социальное обеспечение, закрепленное в ст. 39 Конституции Российской Федерации.

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Вдова военнослужащего, пенсионер Министерства обороны Российской Федерации, 51 год. Имею ли я право на получение второй пенсии по случаю потери кормильца? Муж, военнослужащий, умер при исполнении обязанностей военной службы, заболевание связано со службой, участник боевых действий, выслуга - 26 лет. На дочь получила 40%.

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11)

Текст документа

Вопрос: Вдова военнослужащего, пенсионер Министерства обороны Российской Федерации, 51 год. Имею ли я право на получение второй пенсии по случаю потери кормильца? Муж, военнослужащий, умер при исполнении обязанностей военной службы, заболевание связано со службой, участник боевых действий, выслуга - 26 лет. На дочь получила 40%.

Ответ: В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 супруги лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 данного Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право получать две пенсии. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 названного Закона) и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 вышеназванного Закона) и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца), либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 указанного выше Закона) и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная данным Законом.

Вам следует обратить внимание на то, что право на две пенсии имеют супруги военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы. Ваш муж умер при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем Вам, к сожалению, не может быть назначена вторая пенсия.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Пенсионные законы предусматривают сохранение "северных" надбавок независимо от места жительства при наличии военного или трудового стажа не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, а вот смешанный стаж при такой же норме трудовой деятельности не учитывается. Разве это справедливо, если пенсионер проживает в районе с неблагоприятными климатическими условиями?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11)

Текст документа

Вопрос: Пенсионные законы предусматривают сохранение "северных" надбавок независимо от места жительства при наличии военного или трудового стажа не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, а вот смешанный стаж при такой же норме трудовой деятельности не учитывается. Разве это справедливо, если пенсионер проживает в районе с неблагоприятными климатическими условиями?

Ответ: Не совсем понятно, о каких "северных" надбавках Вы пишете. В следующий раз просим Вас излагать вопрос более подробно.

В соответствии с п. 4.2 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2340 руб. в месяц.

Согласно п. 4.6 ст. 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, размер базовой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 2028 руб. в месяц.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа.

Таким образом, при наличии "смешанного стажа" в 15 лет или 20 лет, который будет состоять из трудового стажа и определенной выслуги лет, которая также является трудовым стажем, размер базовой части трудовой пенсии по старости за работу на Крайнем Севере или приравненных к нему районах должен устанавливаться в повышенных размерах, если страховой стаж у мужчин будет не менее 25 лет и у женщин не менее 20 лет.

Если же Вы имеете в виду военное пенсионное законодательство, то в соответствии со ст. 48 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с данным Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные ст. ст. 17, 24 и 38 данного Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 данного Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки, предусмотренные ст. ст. 17 и 24 данного Закона, и увеличения, предусмотренные ст. 16 указанного Закона) была исчислена с применением ч. 1 ст. 48, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 вышеназванного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с указанным Законом (включая надбавки, предусмотренные ст. ст. 17 и 24 данного Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 названного Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер районного коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.

Таким образом, военным пенсионерам, не имеющим именно выслугу (соответственно не менее 15 и 20 календарных лет) в указанных местностях, при перемене места жительства пенсия будет исчисляться без районного коэффициента.

Вопрос "почему?" следует адресовать законодателям.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Возможен ли выход на пенсию по п. "а" ст. 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, если на день увольнения со службы выслуга лет на военной службе будет составлять 20 лет, из них 16 лет - в льготном исчислении и 4 года - в календарном исчислении?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11)

Текст документа

Вопрос: Возможен ли выход на пенсию по п. "а" ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, если на день увольнения со службы выслуга лет на военной службе будет составлять 20 лет, из них 16 лет - в льготном исчислении и 4 года - в календарном исчислении?

Ответ: В соответствии с п. "а" абз. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 данного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более.

Таким образом, если Вы относитесь к категории лиц, указанных в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, то у Вас появится право на пенсию за выслугу лет при увольнении с военной службы, так как Ваша выслуга лет на военной службе на момент увольнения будет составлять 20 лет. При этом учитывается выслуга лет на военной службе в льготном исчислении.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Сохраняется ли действие п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ после выхода Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, который согласно ст. ст. 11, 12 устанавливает зачет в страховой стаж периода военной службы по призыву в календарном, а не в льготном исчислении?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11)

Текст документа

Вопрос: Сохраняется ли действие п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ после выхода Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, который согласно ст. ст. 11, 12 устанавливает зачет в страховой стаж периода военной службы по призыву в календарном, а не в льготном исчислении?

Ответ: Действие п. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" сохраняется. Но Вам необходимо обратить внимание на то, что в нем речь идет о включении периодов в трудовой стаж, а в ст. ст. 11, 12 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" речь идет о периодах, включаемых в страховой стаж. О необходимости изменения п. 3 и п. 4 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в части замены трудового стажа на страховой стаж говорилось и писалось много, но соответствующего законопроекта до сих пор нет.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Майор, в Вооруженных Силах России с 1990 г. В 1995 г. принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, однако удостоверения "Ветеран боевых действий" не имею. В 2004 г. обращался с рапортом по команде, но было отказано, требуют несуществующие документы (денежную ведомость, командировочное удостоверение и т. д.). В суде также отказали из-за давности лет. Каковы мои действия в данной ситуации?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11)

Текст документа

Вопрос: Майор, в Вооруженных Силах Российской Федерации с 1990 г. В 1995 г. принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики, однако удостоверения "Ветеран боевых действий" не имею, о чем имеется запись в личном деле. В 2004 г. обращался с рапортом по команде, но было отказано, требуют несуществующие документы (денежную ведомость, командировочное удостоверение и т. д.). В суде также отказали из-за давности лет. Каковы мои действия в данной ситуации?

Ответ: В соответствии с п. п. 2, 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом министра обороны Российской Федерации "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 марта 2004 г. N 77, основанием для выдачи удостоверений лицам, указанным в п. 1 данной Инструкции, кроме лиц гражданского персонала, является документально подтвержденный факт выполнения ими задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций" от 31 марта 1994 г. N 280.

Выдача удостоверений производится при наличии документов:

- подтверждающих прохождение военной службы (работу) в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в перечень органов военного управления, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск Российской Федерации, принимавших участие и привлекавшихся к выполнению задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.;

- подтверждающих прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах военного управления, соединениях, воинских частях, организациях, входящих в соответствующие перечни, в период выполнения ими задач в зоне вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.;

- подтверждающих прикомандирование или нахождение в служебных командировках в органах государственного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, выполнявших задачи в ходе вооруженного конфликта в Чеченской Республике с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г.

В качестве подтверждающих документов рассматриваются выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) о непосредственном участии военнослужащих в боевых действиях или реализованный наградной материал.

Таким образом, для получения удостоверения ветерана боевых действий Вам следует собрать перечисленные выше документы и повторно обратиться в соответствующую инстанцию. Для сбора документов Вам следует обратиться в воинскую часть, в которую Вы прикомандировывались, и в архивы.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Может ли быть установлена пенсия по случаю потери кормильца отцу военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга, призванного на военную службу по призыву, одновременно с получаемой пенсией за выслугу лет по нормам Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с учетом Федерального закона от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ?

("Право в Вооруженных Силах", 2008, N 11)

Текст документа

Вопрос: Разъясните, пожалуйста, может ли быть установлена пенсия по случаю потери кормильца отцу военнослужащего, погибшего при исполнении воинского долга, призванного на военную службу по призыву, одновременно с получаемой пенсией за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 с учетом Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ?

Ответ: Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 родители лиц, указанных в ст. 1 данного Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в п. "а" ст. 21 названного Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 указанного Закона) независимо от получения другой пенсии (за исключением пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца).

К сожалению, Вы не имеете права на получение двух пенсий, так как Ваш сын не относится к категории лиц, перечисленных в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.

В пп. 3 п. 3 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено, что родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий), может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с применением п. 5) ст. 15 названного Федерального закона, и трудовая пенсия по старости (инвалидности) или пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная п. 4 (с приме нением п. 5) ст. 15 данного Федерального закона, и социальная пенсия, предусмотренная ст. 18 указанного Федерального закона (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца). Возможность получения пенсии за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, не предусмотрена.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа