О необходимости обложения НДФЛ доплат к пенсиям муниципальных служащих

(Лермонтов Ю. М.)

(«Право и экономика», 2009, N 2)

Текст документа

О НЕОБХОДИМОСТИ ОБЛОЖЕНИЯ НДФЛ ДОПЛАТ

К ПЕНСИЯМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

Ю. М. ЛЕРМОНТОВ

Лермонтов Юрий Михайлович, консультант Министерства финансов РФ, специалист по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Родился 12 октября 1981 г. в г. Москве. В 2000 г. окончил юридический факультет Международного института экономики и права, в 2003 г. — экономический факультет Финансовой академии при Правительстве РФ. С 2001 г. работает в системе финансовых и налоговых органов.

Автор ряда статей по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.

С наступлением нового года окончился налоговый период по налогу на доходы физических лиц. Для бухгалтера, в том числе бухгалтера бюджетного учреждения, это означает, что необходимо готовиться к представлению налоговой отчетности. В данной статье рассмотрен вопрос о том, облагается ли НДФЛ сумма доплаты к государственной пенсии, выплачиваемая муниципальным служащим за счет средств местного бюджета.

Как установлено п. 2 ст. 217 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) пенсии по государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, назначаемые в порядке, установленном действующим законодательством.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон N 166-ФЗ) условия предоставления права на пенсию государственным служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.

Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (далее — Закон N 8-ФЗ) ежемесячная доплата к государственной пенсии муниципального служащего не предусмотрена.

Между тем, как установлено ст. 18 Закона N 8-ФЗ, на муниципального служащего в области пенсионного обеспечения в полном объеме распространяются права государственного служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Поскольку такая ежемесячная доплата к государственной пенсии муниципального служащего предусмотрена законом субъекта Российской Федерации, следовательно, она подпадает под действие ст. 217 НК РФ и не подлежит обложению НДФЛ.

Из п. 2 ст. 19 Закона N 8-ФЗ также следует, что стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе.

Кроме того, в настоящее время действует Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Закон N 25-ФЗ). Пункты 5, 6 ст. 5 Закона N 25-ФЗ устанавливают взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, которая обеспечивается посредством соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных и государственных гражданских служащих, соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Подпункт 5 п. 1 ст. 23 Закона N 25-ФЗ устанавливает в качестве гарантий муниципального служащего пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей.

В соответствии с п. 9 Перечня должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, утв. Указом Президента РФ от 17 декабря 2002 г. N 1413, в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) на выборных муниципальных должностях и муниципальных должностях муниципальной службы.

На основании п. 13 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы (утв. Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 1999 г. N 1233), при исчислении стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии, учитывается время замещения муниципальных должностей муниципальной службы и выборных муниципальных должностей.

Таким образом, все установленные законом права для государственных служащих в области пенсионного обеспечения распространяются и на муниципальных служащих.

По мнению Минфина России, выраженному в письмах от 15 июня 2007 г. N 03-04-06-01/190, от 7 сентября 2007 г. N 03-04-06-01/315, от 14 июня 2007 г. N 03-04-03-01/5, ежемесячные доплаты к трудовой пенсии не являются пенсиями, устанавливаемыми в соответствии с Законом N 166-ФЗ. Поэтому суммы ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемые работникам муниципальных служб за счет бюджета субъекта Российской Федерации на основании соответствующего законодательного акта, не подпадают под действие п. 2 ст. 217 НК РФ и подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.

Подобное утверждение свидетельствует о противоположных позициях финансового органа и арбитражных судов по рассматриваемому вопросу, поскольку, по мнению арбитражных судов, пенсия за выслугу лет, выплачиваемая муниципальным служащим за счет средств местного бюджета, относится к пенсии, назначаемой в порядке, установленном действующим законодательством, и в соответствии с п. 2 ст. 217 НК РФ не подлежит обложению НДФЛ (см., например, Постановления ФАС Московского округа от 6 июля 2006 г., 13 июля 2006 г. N КА-А41/6202-06, ФАС Центрального округа от 25 сентября 2007 г. N А09-3119/07-3).

Суть дела.

Налоговым органом вынесено решение о привлечении администрации муниципального образования к налоговой ответственности в связи с тем, что администрация в качестве налогового агента не удержала НДФЛ с доплаты к государственной пенсии муниципального служащего в пользу бывшего работника.

Не согласившись с решением налогового органа, налогоплательщик обжаловал его в арбитражный суд.

Позиция суда.

Не может быть признан обоснованным отказ налогового органа в применении налоговой льготы, предусмотренной п. 3 ст. 217 НК РФ, в соответствии с которым не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации компенсационных выплат, связанных с исполнением трудовых обязанностей, по следующим основаниям.

Налоговый орган ошибочно указал, что освобождение от уплаты НДФЛ не распространяется на дополнительные гарантии, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Как установлено ст. 165 ТК РФ, работникам помимо общих гарантий и компенсаций предоставляются гарантии и компенсации в случаях, установленных федеральными законами.

Положениями пп. 4 п. 1 ст. 15 Закона N 8-ФЗ муниципальному служащему гарантируется медицинское обслуживание его и членов его семьи, в том числе после выхода муниципальных служащих на пенсию.

Соответственно, все выплаты, связанные с реализацией предусмотренной федеральным законом гарантии, не подлежат обложению НДФЛ и у администрации не возникло обязанности налогового агента.

Требования о признании недействительным решения налогового органа были удовлетворены.

(По материалам Постановления ФАС Московского округа от 13 марта 2008 г. N КА-А40/1452-08.)

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *