Краткий курс самостоятельного расчета размера пенсии по случаю потери кормильца

(Шикалова О. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4) Текст документа

КРАТКИЙ КУРС САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РАСЧЕТА РАЗМЕРА ПЕНСИИ ПО СЛУЧАЮ ПОТЕРИ КОРМИЛЬЦА

О. В. ШИКАЛОВА

Шикалова О. В., кандидат юридических наук.

В N 1 и N 3 за 2009 г. журнала «Право в Вооруженных Силах» нами были рассмотрены вопросы самостоятельного расчета размеров пенсии за выслугу лет и пенсии по инвалидности. Продолжая начатый разговор, в настоящей статье мы рассмотрим порядок расчета размера пенсии по случаю потери кормильца. 1. Основания назначения пенсии по случаю потери кормильца. Семьи умерших граждан, проходивших военную службу по контракту, а также пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца при наличии условий, закрепленных военно-пенсионным законодательством Российской Федерации. Такими условиями, определяющими право на пенсию по случаю потери кормильца, в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…») являются: 1) смерть (гибель) военнослужащего (кормильца) во время прохождения военной службы (независимо от причины смерти (гибели)); 2) смерть (гибель) кормильца, уволенного с военной службы, не позднее трех месяцев со дня увольнения (независимо от причины смерти (гибели)); 3) смерть (гибель) кормильца, уволенного с военной службы, позднее трех месяцев со дня увольнения, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы. Перечисленные условия являются основанием для назначения пенсий по случаю потери кормильца семьям лиц, проходивших военную службу. Семьи пенсионеров из числа этих лиц имеют право на пенсию по случаю потери кормильца в следующих случаях: 1) смерти (гибели) гражданина (кормильца), уволенного с военной службы, в период получения им пенсии за выслугу лет или по инвалидности, назначенной на основании Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»; 2) смерти (гибели) кормильца, уволенного с военной службы, в период до пяти лет с момента прекращения выплаты ему пенсии. При этом семьи бывших военнослужащих, умерших во время пребывания в плену (при условии, что пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступление против Родины), и семьи военнослужащих, пропавших без вести в период военных действий, приравниваются к семьям погибших на фронте. 2. Лица, имеющие право на назначение пенсии по случаю потери кормильца. Члены семьи умершего (погибшего) военнослужащего, проходившего военную службу по контракту, или пенсионера из числа лиц, уволенных с военной службы, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, если они соответствуют одновременно всем критериям, установленным ст. 29 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». Так, претендующие на назначение пенсии по случаю потери кормильца лица должны соответствовать двум условиям: 1) быть нетрудоспособными. Данное условие означает отсутствие у лица в силу объективных причин (т. е. в силу определенного возраста либо состояния здоровья) способности трудиться и иметь самостоятельный заработок, являющийся источником средств к существованию; 2) состоять на иждивении умершего (погибшего) военнослужащего <1>. ——————————— <1> Под иждивением понимается обеспечение неработающего (несовершеннолетнего, престарелого, больного и т. п.) средствами, необходимыми для существования.

В соответствии с действующим законодательством независимо от нахождения на иждивении гражданина, проходившего военную службу, или пенсионера из числа граждан, уволенных с военной службы, право на пенсию по случаю потери кормильца имеют следующие категории граждан: а) нетрудоспособные дети (согласно п. 2 ст. 29 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»), а также учащиеся дети граждан, проходивших военную службу, умерших вследствие лучевой болезни, иного вызванного воздействием радиации заболевания или увечья (травмы); б) нетрудоспособные родители и супруг в случае утраты ими после смерти кормильца источника средств к существованию (п. 2 ст. 29 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»). При этом к числу утративших источник средств к существованию относятся родители или супруг, у которых все имеющиеся доходы в их совокупности либо доля доходов, приходящаяся на каждого из них, ниже минимального размера пенсии, предусмотренного п. «б» ст. 37 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» на одного трудоспособного члена семьи (т. е. ниже 150% расчетного размера пенсии, что составляет с 1 марта 2009 г. 2925 руб.). Независимо от размера имеющихся доходов не считаются утратившими источник средств к существованию родители или супруг, имеющие совершеннолетних трудоспособных детей, в том числе проживающих отдельно. При этом дети, проходящие военную службу по призыву, исключаются из числа совершеннолетних трудоспособных детей, обязанных содержать своих нетрудоспособных родителей; в) нетрудоспособные родители и супруги граждан, проходивших военную службу, умерших вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе полученных в связи с пребыванием на фронте, прохождением службы за границей в государствах, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы (п. 2 ст. 29 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»), в том числе супруги умерших граждан, проходивших военную службу, если они достигли возраста: жена — 50 лет, муж — 55 лет; г) супруг или один из родителей либо дедушка, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если он (она) занят уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет, и не работает (подп. «в» п. 3 ст. 29, ст. 57 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»). Для супругов умерших граждан, проходивших военную службу, и пенсионеров из числа граждан, уволенных с военной службы, занятых уходом за детьми умерших, не достигшими 14 лет, а также для супругов граждан, проходивших военную службу, умерших вследствие военной травмы, которые заняты уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, предусмотрено исключение: перечисленные лица имеют право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет. Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» определены категории граждан, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца на льготных условиях. К числу таких граждан относятся: а) супруги лиц, проходивших военную службу, умерших вследствие военной травмы, — по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, — независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу или нет; б) родители лиц, проходивших военную службу, умерших (погибших) вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), — по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». Статьей 7 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» определены лица, имеющие право на получение одновременно двух пенсий: а) супруги лиц, проходивших военную службу и погибших вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак. Им может устанавливаться: — пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…») и трудовая пенсия по старости (инвалидности) в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; — либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…») и социальная пенсия в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (за исключением социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца); — либо пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…») и пенсия за выслугу лет (по инвалидности), предусмотренная данным Законом; б) родители лиц, проходивших военную службу, умерших (погибших) вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий). Им может устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца (ст. 30 Закона) независимо от получения другой пенсии (за исключением пенсии по случаю потери кормильца и социальной пенсии, назначаемой в связи со смертью кормильца). 3. Условия назначения пенсии по случаю потери кормильца. Пенсия по случаю потери кормильца назначается на весь период, в течение которого член семьи умершего военнослужащего или военного пенсионера считается нетрудоспособным в соответствии со ст. 29 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», а членам семьи, достигшим возраста: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет, — пожизненно. По заявлению члена семьи причитающаяся ему доля пенсии по случаю потери кормильца выделяется и выплачивается отдельно (с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором поступило заявление). Выделение доли пенсии производится с учетом норм исчисления пенсии, предусмотренных Законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» для члена семьи, обратившегося за ее выделением. Если в составе семьи, которой была назначена пенсия по случаю потери кормильца, произойдет изменение, в результате которого отдельные члены семьи или семья в целом утратят право на пенсию, уменьшение размера пенсии или прекращение ее выплаты производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором произошло это изменение. 4. Размеры пенсии по случаю потери кормильца. В соответствии со ст. 36 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» пенсия по случаю потери кормильца устанавливается в следующих размерах: а) семьям военнослужащих, умерших вследствие военной травмы, пенсия устанавливается в размере 40% соответствующих сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. По такой же норме устанавливается пенсия, независимо от причины смерти кормильца, семьям умерших пенсионеров, являвшихся на день смерти инвалидами вследствие военной травмы, а также на детей, потерявших обоих родителей, и на детей умершей одинокой матери; б) семьям лиц, умерших вследствие заболевания, полученного в период военной службы, пенсия устанавливается в размере 30% сумм денежного довольствия кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи. 5. Надбавки к пенсии по случаю потери кормильца <2>. ——————————— <2> Размеры надбавок к пенсии по инвалидности см. в Приложении к настоящей статье.

В соответствии со ст. 38 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» к пенсии по случаю потери кормильца установлены следующие надбавки: а) членам семьи, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, к назначаемой им пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере) начисляется надбавка на уход за ними в размере 100% расчетного размера пенсии (что с 1 августа 2008 г. составляет 1794 руб., с 1 марта 2009 г. — 1950 руб., с 1 сентября 2009 г. — 2460 руб. <3>); ——————————— <3> Поэтапное увеличение размера базовой части трудовой пенсии по старости, учитываемой при исчислении размеров надбавок к военным пенсиям (с 1 марта и с 1 декабря 2009 г.), предусмотрено Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения уровня материального обеспечения отдельных категорий граждан», вступившим в силу с 1 января 2009 г.

б) к пенсии по случаю потери кормильца (в том числе исчисленной в минимальном размере), назначаемой детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, либо указанным детям умершей одинокой матери, начисляется надбавка в размере 32% расчетного размера пенсии (что составляет с 1 августа 2008 г. — 574 руб., с 1 марта 2009 г. — 624 руб., с 1 сентября 2009 г. — 787 руб. 20 коп.). 6. Применение районных коэффициентов. Пенсионерам из числа рассматриваемых в статье лиц, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсия за выслугу лет, надбавки к пенсии, предусмотренные ст. 38 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей (п. 1 ст. 48 названного Закона). 7. Повышения пенсий отдельным категориям военных пенсионеров. Статьей 45 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» определены основания установления повышений пенсий отдельным категориям военных пенсионеров (Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, участникам Великой Отечественной войны, необоснованно репрессированным лицам, чемпионам Олимпийских игр и другим категориям граждан). Указанные повышения применяются без учета районных коэффициентов. При назначении пенсии по случаю потери кормильца нескольким нетрудоспособным членам семьи повышения пенсий, предусмотренные ст. 45 указанного Закона, устанавливаются к пенсии по случаю потери кормильца, полагающейся каждому члену семьи, имеющему право на соответствующие повышения пенсии. При наличии права на получение одновременно двух пенсий в соответствии со ст. 7 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» надбавки и повышения соответственно начисляются и устанавливаются к одной пенсии. 8. Как самостоятельно рассчитать пенсию по случаю потери кормильца. Таким образом, для того чтобы произвести расчет размера пенсии по случаю потери кормильца, необходимо выполнить следующие действия: 1) определить основания и условия права на пенсию по случаю потери кормильца и категорию инвалидности в зависимости от причины смерти кормильца: вследствие военной травмы либо вследствие заболевания, полученного в период военной службы; 2) определить размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсии (Д):

Д = О + О + Н + И, где: д Зв в

О — размер оклада по воинской должности, которую занимал умерший д военнослужащий на момент смерти (гибели);

О — размер оклада по воинскому званию умершего военнослужащего; Зв Н — процентная надбавка за выслугу лет умершего, которая исчисляется по в формуле: (О + О ) x (%); д Зв И — выплаты в связи с индексацией денежного довольствия;

3) определить размер пенсии на каждого нетрудоспособного члена семьи с учетом норм ст. 36 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…» (Р): а) по п. «а» ст. 36 вышеназванного Закона (когда смерть военнослужащего связана с исполнением обязанностей военной службы):

Р = Д x 40%

б) по п. «б» ст. 36 вышеназванного Закона (когда смерть военнослужащего не связана с исполнением обязанностей военной службы):

Р = Д x 30%

4) в соответствии с Приложением к настоящей статье определить размер подлежащей начислению надбавки (Н) к пенсии по случаю потери кормильца, а также размер подлежащих начислению повышений к пенсии (П); 5) при необходимости применить районный коэффициент (К) к пенсии по случаю потери кормильца и к надбавкам, установленным ст. 38 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».

С учетом изложенного размер пенсии по случаю потери кормильца (П ) пспк определяется по формуле:

П = (Р + Н <4>) x К <5> + П <6>. пспк

——————————— <4> При наличии права на надбавку к пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренную ст. 38 вышеназванного Закона. <5> При наличии права на применение районного коэффициента. <6> При наличии права на повышение пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренное ст. 45 вышеназванного Закона.

Приложение

Расчет минимальных размеров пенсии и надбавок к пенсии по случаю потери кормильца по Закону «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…»

Основания установления минимальных размеров Минимальные размеры пенсий, размеры пенсий, увеличения пенсии, а также надбавок увеличения пенсий, а также надбавок к к пенсиям пенсиям исходя из расчетного размера пенсии (размера базовой части трудовой пенсии по старости)

с 1 августа с 1 марта с 1 сентября 2008 г. 2009 г. 2009 г.

Расчетный размер пенсии 1794 руб. 1950 руб. 2460 руб.

Минимальный размер пенсии по случаю потери кормильца:

а) при исчислении пенсии в соответствии с п. «а» ст. 36 Закона (семья военнослужащих, 3588 руб. 3900 руб. 4920 руб. смерть которых наступила вследствие военной травмы)

б) при исчислении пенсии в соответствии с п. «б» ст. 36 Закона (семья военнослужащих, 2691 руб. 2925 руб. 3690 руб. смерть которых не связана с исполнением служебных обязанностей)

Надбавки к пенсии по случаю потери кормильца:

— членам семьи, являющимся инвалидами I группы или достигшим 80-летнего возраста, на уход за пенсионером 1794 руб. 1950 руб. 2460 руб. — членам семьи, являющимся инвалидами, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени, — на уход за пенсионером

— детям-инвалидам и инвалидам с детства I и II групп, потерявшим обоих родителей, 574 руб. 624 руб. 788 руб. телей, либо указанным детям умершей одинокой матери

——————————————————————

Название документа Вопрос: В период с мая 2001 г. по январь 2003 г. проходил военную службу по призыву в СКВО, г. Шали. Записи в военном билете имеются. Выдано удостоверение «Ветеран боевых действий». В настоящее время военнослужащий по контракту. Вопрос: есть ли у меня право на льготную пенсию в соответствии с Федеральным законом 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»? Если право на льготную выслугу лет имею, то обязаны ли сейчас пересчитать мою выслугу лет с учетом льготного исчисления, т. е. 1 день за 3 дня? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4) Текст документа

Вопрос: В период с мая 2001 г. по январь 2003 г. проходил военную службу по призыву в СКВО, г. Шали. Записи в военном билете имеются. Выдано удостоверение «Ветеран боевых действий». В настоящее время военнослужащий по контракту. Вопрос: есть ли у меня право на льготную пенсию в соответствии с Федеральным законом 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом»? Если право на льготную выслугу лет имею, то обязаны ли сейчас пересчитать мою выслугу лет с учетом льготного исчисления, т. е. 1 день за 3 дня?

Ответ: Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, регулируется специальным законом. В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 данного Закона, в льготном исчислении (военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, в ст. 1 Закона не указаны). Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 вышеназванного Закона, определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 5 Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее — срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении. Как видим, в указанном пункте периоды участия в контртеррористических операциях не предусмотрены. В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» (действовал до 1 января 2007 г.) военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет для назначения пенсий засчитывается один день службы за полтора дня, а во время участия в проведении контртеррористической операции — один день службы за три дня (если законодательством Российской Федерации не предусматривается более льготное исчисление выслуги лет). В соответствии со ст. 23 Федерального закона «О противодействии терроризму», действующего в настоящее время, военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, проходящим (проходившим) службу в подразделениях, непосредственно осуществляющих (осуществлявших) борьбу с терроризмом, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсий один день службы засчитывается за полтора дня, а время непосредственного участия в контртеррористических операциях — из расчета один день службы за три дня. При этом периоды непосредственного участия военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти в контртеррористических операциях для льготного исчисления выслуги лет (трудового стажа) для назначения пенсий устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» предусмотрен зачет периодов участия в указанных мероприятиях сотрудникам и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии на льготных условиях. К сожалению, для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, такой льготы не предусмотрено. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 17 июля 2003 г. N 268-О указал: «Пенсия за выслугу лет как мера государственной социальной защиты военнослужащих, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, обусловлена их особым правовым статусом, предопределяемым характером военной службы. В целях поддержки и поощрения лиц, избравших своей профессиональной деятельностью военную службу и осуществляющих специфические задачи обороны страны, сопряженные с опасностью для их жизни и здоровья, государство вправе, исходя из особенностей условий прохождения военной службы, предусматривать для них льготы по пенсионному обеспечению, касающиеся, в частности, и исчисления выслуги лет для назначения пенсии при прохождении ими службы в особых условиях, равно как и определять порядок реализации этих льгот во времени и по кругу лиц. Установление такого рода льгот по исчислению выслуги лет для военнослужащих, проходивших военную службу в особых условиях в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и, соответственно, дифференциация в пенсионном обеспечении, в том числе в правилах исчисления выслуги лет в зависимости от того, осуществлялась ли военная служба на профессиональной, контрактной основе либо она проходила по призыву, не могут рассматриваться как не согласующиеся с требованиями конституционного принципа равенства всех перед законом и судом и равенства прав и свобод человека и гражданина (части 1 и 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации) и нарушающие право на пенсионное обеспечение (статья 39 Конституции Российской Федерации)».

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Название документа Вопрос: Офицер, в 1986 — 1987 гг. проживал в зоне с правом на отселение (БССР). Согласно Закону РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» положена ежегодная компенсация на оздоровление. Орган соцзащиты отказывает на основании Постановления от 30.08.2005 N 542. Начфин отказывает, ссылаясь на отсутствие Приказа ВС РФ. В казначействе ответили: мы работаем с решением суда. Военный суд отказал, сославшись на Постановление от 31.12.2004 N 907. Куда нам обращаться? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4) Текст документа

Вопрос: Офицер, в 1986 — 1987 гг. проживал в зоне с правом на отселение (БССР). Согласно Закону Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 13 ст. 17) положена ежегодная компенсация на оздоровление. Орган социальной защиты населения отказывает в выплате на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2005 г. N 542. Начфин гарнизона отказывает, ссылаясь на то, что в Вооруженных Силах Российской Федерации нет такого приказа на выплату. Обращался в казначейство — ответ: мы работаем с решением суда. Военный суд Мурманского гарнизона в удовлетворении заявления отказал, сославшись на Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907. Так куда мне и моей жене (служащей ВМФ) обращаться? Помогите, пожалуйста.

Ответ: Действительно, п. 13 ст. 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется выплата ежегодной компенсации на оздоровление в размере 100 руб. (с учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. N 171 с 1 января 2009 г. — 170,74 руб.). В развитие данной законодательной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 907 были утверждены Правила выплаты гражданам компенсаций за вред, нанесенный здоровью вследствие чернобыльской катастрофы, компенсации на оздоровление, а также компенсаций семьям за потерю кормильца. В соответствии с указанными Правилами ежегодная денежная компенсация на оздоровление выплачивается следующим гражданам: — гражданам, эвакуированным (в том числе выехавшим добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения или переселенным (переселяемым), в том числе выехавшим добровольно, из зоны отселения в 1986 г. и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития; — гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 г. и в последующие годы. При этом суд, вынесший решение по делу, применил нормативный правовой акт, подлежащий применению. Однако в связи с тем, что в редакцию копии судебных постановлений представлены не были, ответить более конкретно, в полном объеме на Ваш вопрос, к сожалению, не представляется возможным.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Название документа Вопрос: 27 ноября 2008 г. по Первому каналу ОРТ было сообщено, что Конституционным Судом Российской Федерации базовая часть МРОТ в 100 руб. объявлена «вне закона» с июля 2008 г. Хотелось бы узнать, будет ли пересматриваться в связи с этим ежегодная денежная компенсация на санаторно-курортное лечение, выплачиваемая сегодня согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4) Текст документа

Вопрос: 27 ноября 2008 г. по Первому каналу ОРТ было сообщено, что Конституционным Судом Российской Федерации базовая часть МРОТ в 100 руб. объявлена «вне закона» с июля 2008 г. Хотелось бы узнать, будет ли пересматриваться в связи с этим ежегодная денежная компенсация на санаторно-курортное лечение, выплачиваемая сегодня согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»?

Ответ: Статьей 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» были внесены изменения в п. 4 ст. 16 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которым слова «в размере шести установленных федеральным законом на момент убытия в основной отпуск минимальных размеров оплаты труда» были заменены словами «в размере 600 рублей», слова «в размере трех установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда» заменены словами «в размере 300 рублей». Данные изменения вступили в силу с 1 января 2001 г. Таким образом, ежегодная денежная компенсация на санаторно-курортное лечение пересматриваться не должна.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Название документа Вопрос: Военнослужащая по контракту. В районах Крайнего Севера пенсионный возраст установлен в 55 лет — для мужчин и 50 лет — для женщин. Имеет ли право уволенный в 1998 г. военнослужащий, получающий пенсию за выслугу лет и продолжающий трудовую деятельность, на получение второй пенсии — по старости по достижении возраста 55 лет и имеющий страховой стаж более 5 лет? Год рождения — 1953. («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4) Текст документа

Вопрос: Военнослужащая по контракту. В районах Крайнего Севера пенсионный возраст установлен в 55 лет — для мужчин и 50 лет — для женщин. Имеет ли право уволенный в 1998 г. военнослужащий, получающий пенсию за выслугу лет и продолжающий трудовую деятельность, на получение второй пенсии — по старости по достижении возраста 55 лет и имеющий страховой стаж более 5 лет? Год рождения — 1953.

Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет страхового стажа. В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 этого Закона, в частности, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет. При этом в соответствии со ст. 11 названного Закона в страховой стаж засчитываются периоды прохождения военной службы. Если указанный Вами гражданин соответствует этим условиям, то он в соответствии с ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» имеет право на одновременное получение пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части).

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Название документа Вопрос: Военнослужащая по контракту. Имеет ли право командир части привлекать военнослужащего, освобожденного от исполнения служебных обязанностей в связи с необходимостью ухода за больным ребенком, к мероприятиям, проводимым в воинской части? Если имеет, то к каким? Правовые основания? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4) Текст документа

Вопрос: Военнослужащая по контракту. Имеет ли право командир части привлекать военнослужащего, освобожденного от исполнения служебных обязанностей в связи с необходимостью ухода за больным ребенком, к мероприятиям, проводимым в воинской части? Если имеет, то к каким? Правовые основания?

Ответ: В соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. При этом необходимо отметить, что единого законодательного акта об охране семьи, материнства и детства нет. Вместе с тем вопросы охраны семьи, материнства и детства регулируются как законодательными актами, так и подзаконными нормативными актами. Так, в соответствии со ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов), имеют право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Для ухода за больным ребенком с освобождением от выполнения служебных обязанностей (занятий) необходимо получить справку соответствующего медицинского учреждения (подразделения). Справка об освобождении от выполнения служебных обязанностей выдается продолжительностью в соответствии с Порядком выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности (с изменениями от 27 октября 2008 г.), утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 1 августа 2007 г. N 514. В соответствии с п. 35 названного выше Порядка листок нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи выдается медицинским работником одному из членов семьи (опекуну, попечителю, иному родственнику), фактически осуществляющему уход. При этом законодательством не предусматривается возможность непредоставления социальных гарантий, предусмотренных п. 9 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в том числе и досрочное прекращение ухода за больным членом семьи по каким-либо причинам.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Название документа Вопрос: Я — вдова офицера — инвалида афганской войны. Почему не распространяется Указ Президента Российской Федерации 2007 г. N 1373 о компенсации военным пенсионерам, ушедшим на пенсию с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г. по Закону от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, на вдову или детей, находящихся на иждивении? («Право в Вооруженных Силах», 2009, N 4) Текст документа

Вопрос: Я — вдова офицера — инвалида афганской войны. Почему не распространяется Указ Президента Российской Федерации 2007 г. N 1373 о компенсации военным пенсионерам, ушедшим на пенсию с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г. по Закону от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, на вдову или детей, находящихся на иждивении?

Ответ: Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373с «О некоторых мерах по обеспечению социальной защиты отдельных категорий пенсионеров» предписано: на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1994 г. N 1349 «О дополнительных мерах по усилению социальной защиты личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск и органов внутренних дел» за период с 1 января 1995 г. по 28 февраля 1998 г. ПРОИЗВЕСТИ ЛИЦАМ, ПРОХОДИВШИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ (выделено мной. — С. Ш.), службу в органах внутренних дел Российской Федерации, единовременную доплату к пенсиям, назначенным в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в связи с увеличением военнослужащим и сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации окладов по воинской должности (должностных окладов) на 25% за службу в Федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, органах контрразведки Российской Федерации (органах федеральной службы безопасности), Пограничных войсках Российской Федерации, Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации и органах внутренних дел Российской Федерации. При этом, в соответствии с правилами ст. 36 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», размер пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в процентном соотношении к соответствующим суммам денежного довольствия кормильца, в связи с чем любое повышение денежного довольствия (его составных частей) должно за собой повлечь и увеличение пенсии по случаю потери кормильца. Однако Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373с данное право, по сути, было ограничено, поскольку указанным нормативным правовым актом право на повышение пенсии было гарантировано только лицам, проходившим военную службу. Таким образом, содержанием Указа Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. N 1373с нарушаются Ваши права и свободы, в связи с чем Вы имеете право за защитой своих прав обратиться в соответствующий суд.

С. В.Шанхаев Преподаватель Военного университета, кандидат юридических наук, капитан юстиции

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *