Социальная поддержка

(Шипунова Е.)

("ЭЖ-Юрист", 2009, N 21)

Текст документа

СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА

Е. ШИПУНОВА

Ева Шипунова, кандидат юридических наук, адвокат.

Может ли инвалид I группы, состоящий на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, получить субсидию на приобретение жилья в качестве члена семьи ветерана ВОВ (муж - участник ВОВ, состоял на учете, умер в 2007 г.)?

Н. Коноплина, г. Воронеж

В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников ВОВ (включающие в том числе и меры по обеспечению жилыми помещениями), предоставляются, в частности, следующим категориям граждан:

- нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации;

- супруге погибшего (умершего) участника ВОВ, ставшей инвалидом вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), не вступившей в повторный брак;

- супруге погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей в повторный брак и проживающей одиноко. В том случае, если автор вопроса может быть отнесен к одной из указанных категорий граждан, он имеет право на получение жилого помещения в качестве члена семьи умершего участника ВОВ.

Согласно п. 3 ст. 23.2 названного Закона объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов РФ, определяется для членов семей умерших участников ВОВ исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, общей площади жилья в 22 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, устанавливаемой для субъекта РФ федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Статья 23.2 указанного Закона закрепляет, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года. Более того, "форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации". Следовательно, для определения возможности предоставления субсидии необходимо обратиться к соответствующему нормативно-правовому акту субъекта РФ, где стоит на учете член семьи умершего участника ВОВ (Закон Воронежской области от 07.07.2006 N 66-03).

Однако необходимо отметить, что согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" данное лицо (инвалид, нуждающийся в улучшении жилищных условий) имеет право на получение субсидии на приобретение жилого помещения.

Вместе с тем в соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" необходимо завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".

Следует отметить, что указанные положения устанавливают конкретный срок, по истечении которого члены семьи умершего участника ВОВ должны быть обеспечены жилыми помещениями. Поэтому хотелось бы посоветовать автору вопроса (при условии соблюдения перечисленных выше обстоятельств, касающихся срока постановки на учет, отнесения к категориям граждан - членов семьи умерших участников ВОВ) проинформировать органы местного самоуправления о произошедших изменениях для составления уточненного списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и получения субсидии в кратчайший срок.

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Стаж работы на должности начальника секретной части - 10 лет. Образование - среднее техническое. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 оклад по занимаемой мной должности - от 6180 до 7320 руб. Решением аттестационной комиссии, утвержденной военкомом, определили оклад по максимуму. Финансисты не разрешили, ссылаясь на отсутствие высшего образования. Правомерны ли действия финансовых органов?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Стаж работы на должности начальника секретной части - 10 лет. Образование - среднее техническое. Согласно Приказу Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 555 оклад по занимаемой мной должности - от 6180 до 7320 руб. Решением аттестационной комиссии, утвержденной военкомом, определили оклад по максимуму. Финансисты не разрешили, ссылаясь на отсутствие высшего образования. Правомерны ли действия финансовых органов?

Ответ: В соответствии с п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации 2008 г. N 555 заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, начальникам (руководителям) организаций Вооруженных Сил Российской Федерации приказано обеспечить установление оплаты труда гражданского персонала в подчиненных бюджетных учреждениях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом утвержденных профессиональных квалификационных групп и государственных гарантий по оплате труда. Следует указать, что в связи с изданием Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 665 утратило силу Постановление Министерства труда Российской Федерации от 25 декабря 1995 г. N 72 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников бюджетной сферы Министерства обороны Российской Федерации", которым были установлены следующие требования к квалификации начальника секретной части: высшее профессиональное образование, специальная подготовка по установленной программе для работников секретных органов и стаж работы по профилю не менее двух лет или среднее профессиональное образование, специальная подготовка по установленной программе для работников секретных органов и стаж работы по профилю не менее пяти лет.

Нового документа в редакции не имеется.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 8 августа 2008 г. N 394н Ваша должность отнесена к профессиональной квалификационной группе должностей служащих четвертого уровня.

Рекомендуем Вам обратиться с Вашим вопросом в организации, указанные в ответе на вопрос 123456, опубликованном в настоящем номере.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Подполковник, уволен в 1994 г. 30 лет выслуги, 24 года - календарной, 4 года - льготной. Начальник разведывательного подразделения. Уволен по болезни в соответствии с подп. "а" ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". Было ли при увольнении с военной службы положено пособие по болезни? Если было положено, то куда теперь обратиться? Болезнь возникла во время службы. Могут ли мне быть назначены дополнения к пенсии? Могу ли обратиться на ВВК, чтобы установили инвалидность?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Подполковник, уволен в 1994 г. 30 лет выслуги, 24 года - календарной, 4 года - льготной. Начальник разведывательного подразделения. Уволен по болезни в соответствии с подп. "а" ч. 1 ст. 49 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе". Было ли при увольнении с военной службы положено пособие по болезни? Если было положено, то куда теперь обратиться? Болезнь возникла во время службы. Могут ли мне быть назначены дополнения к пенсии? Могу ли обратиться на ВВК, чтобы установили инвалидность?

Ответ: В соответствии с п. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г. N 4338-1 при получении военнослужащими в связи с исполнением ими обязанностей военной службы увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, исключающих для них возможность дальнейшего прохождения военной службы, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания.

Порядок выплаты единовременного пособия был определен Приказом Министра обороны Российской Федерации 1993 г. N 246. При этом военнослужащие имели право на единовременное пособие, если была установлена причинная связь заболевания, связанная с исполнением обязанностей военной службы. Именно такая формулировка должна была быть указана в заключении ВВК (в настоящее время в таких случаях выносится заключение "военная травма"). Исходя из информации, содержащейся в вопросе, у Вас было другое заключение - "заболевание получено при прохождении военной службы", в связи с чем Вы не имели права на получение единовременного пособия.

В соответствии со ст. 17 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсионерам, являющимся инвалидами I группы или инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности III степени, либо достигшим 80-летнего возраста, к пенсии за выслугу лет начисляется надбавка - на уход за ними в размере 100% расчетного размера пенсии.

Военно-врачебная комиссия инвалидность не устанавливает.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке и условиях признания лица инвалидом" от 20 февраля 2006 г. N 95 Вам необходимо для установления инвалидности пройти медико-социальную экспертизу в бюро медико-социальной экспертизы. Направление на экспертизу Вы можете взять в поликлинике по месту жительства.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Имеет ли право вдова умершего 7 мая 2004 г. военного пенсионера на перерасчет недоплаченной мужу пенсии за продовольственный паек за период с 1 марта 1993 г. по 31 декабря 1999 г.?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Имеет ли право вдова умершего 7 мая 2004 г. военного пенсионера на перерасчет недоплаченной мужу пенсии за продовольственный паек за период с 1 марта 1993 г. по 31 декабря 1999 г.?

Ответ: В соответствии со ст. 58 Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон) сумма пенсии, начисленная пенсионеру, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением.

Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Согласно ст. 63 Закона сумма пенсии, причитавшаяся пенсионеру и оставшаяся недополученной в связи с его смертью, выплачивается членам семьи умершего пенсионера:

а) если они производили его похороны, без включения этих сумм в состав наследства;

б) в других случаях, если они признаны наследниками умершего пенсионера, на общих основаниях, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, толкование и применение указанной нормы зависит от того, что понимается под суммой пенсии, причитавшейся пенсионеру:

а) сумма, которая должна была быть начислена и выплачена пенсионеру в соответствии с законодательством, в том числе реально не начисленная на день его смерти;

б) сумма, которая была начислена пенсионеру, но не получена им по какой-либо причине.

Автору представляется, что более правильной является первая позиция. В рассматриваемом случае, даже если пенсионер при жизни не обращался в пенсионные органы за назначением и выплатой этой суммы пенсии (за перерасчетом пенсии), представляется, что у него было субъективное право на получение этой суммы недополученной пенсии (на перерасчет пенсии), т. е. она ему причиталась.

Однако судебная практика в настоящее время ориентируется на другую позицию. Так, Определением Верховного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2006 г. N 83-В06-17 в удовлетворении иска истицы о перерасчете и выплате недополученной пенсии умершего мужа (не военного пенсионера. - Прим. авт.) отказано, поскольку при жизни мужу истицы не были начислены данные денежные суммы пенсии, а значит, они не входят в состав наследственного имущества.

Изложенную позицию Верховный Суд Российской Федерации мотивировал следующим.

Недополученные при жизни пенсионера суммы пенсии в соответствии с п. 3 ст. 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях. В том случае, если истица вступила в права наследования после смерти мужа, о чем ею было получено свидетельство о праве на наследство, ей подлежат выплате недополученные мужем суммы пенсии. Однако такое право предоставляется в отношении тех денежных сумм, которые входят в состав наследственной массы, т. е. реально начислены, но не были по различным причинам получены ко дню открытия наследства.

Вместе с тем согласно ч. 2 ст. 1112 ГК РФ не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя (в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина, и др.). Правом на перерасчет пенсии с учетом надбавок и повышений, а также на выплату недополученных сумм обладает исключительно тот гражданин, который являлся получателем пенсии, поскольку такое право связано с его личным субъективным правом.

Таким образом, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, в том случае, если погибший (умерший) супруг истицы при жизни с заявлением о перерасчете пенсии ни в судебные, ни в пенсионные органы не обращался, вследствие чего ему не были начислены указанные денежные суммы пенсии, на получение которых претендует истица, то согласно ст. ст. 1112, 1183 ГК РФ они не входят в состав наследственного имущества. При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения требований истицы о взыскании недополученной пенсии ее супруга не имеется.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Гарантируется ли гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, использование дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 14, на которую ссылаются ст. 17, ст. 22 названного Закона?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Гарантируется ли гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1, использование дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней, предусмотренного п. 5 ч. 1 ст. 14, на которую ссылаются ст. 17, ст. 22 названного Закона?

Ответ: Нет. В ст. 22 говорится, что гражданам, указанным в п. 11 ч. 1 ст. 13 Закона от 15 мая 1991 г. N 1244-1, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные ст. 17 данного Закона (т. е. непосредственно указанные в ст. 17). Отсылочная норма к ст. 14, содержащаяся в ст. 17, относится лишь к гражданам, указанным в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Я был призван в ряды Советской Армии 18 марта 1945 г. (последний военный призыв в 17 лет). Проходил военную службу в запасном полку. В июле 1945 г. был зачислен в маршевую роту, а затем был возвращен в свой полк. Прошу разъяснить, как засчитывается в выслугу лет период времени с марта по 3 сентября 1945 г. в соответствии с подп. "в" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Я был призван в ряды Советской Армии 18 марта 1945 г. (последний военный призыв в 17 лет). Проходил военную службу в запасном полку. В июле 1945 г. был зачислен в маршевую роту, а затем был возвращен в свой полк.

Прошу разъяснить, как засчитывается в выслугу лет период времени с марта по 3 сентября 1945 г. в соответствии с подп. "в" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 для назначения пенсии уволенным со службы военнослужащим на льготных условиях в период Великой Отечественной войны в воинских частях, не входящих в состав действующей армии.

Ответ: В соответствии с подп. "в" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается на льготных условиях: один месяц службы за два месяца в период Великой Отечественной войны в воинских частях, штабах и учреждениях, не входивших в состав действующей армии, и органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе (кроме случаев, указанных в абз. 3 и 5 подп. "б" названного пункта).

При этом в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" период Великой Отечественной войны определен с 22 июня 1941 г. по 9 (11) мая 1945 г.

Таким образом, в выслугу лет на льготных условиях у Вас должен быть засчитан период времени до 9 мая 1945 г.

Р. А.Закиров

Адъюнкт Военного университета,

старший лейтенант юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Каким образом можно преодолеть неравноправие в получении льготы по уплате земельного налога, предусмотренного ст. 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. и Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, для предъявителей свидетельства о праве на льготы, если ветеранам, имеющим удостоверение ветерана боевых действий, эта льгота не предоставляется?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Каким образом можно преодолеть неравноправие в получении льготы по уплате земельного налога, предусмотренного ст. 3 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. и Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69, для предъявителей свидетельства о праве на льготы, если ветеранам, имеющим удостоверение ветерана боевых действий, эта льгота не предоставляется?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается, в частности, гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации.

Указанным Вами Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 октября 2000 г. N 69 утверждена Инструкция о порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом "О ветеранах".

Данная Инструкция разработана в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" и на основании Постановлений Правительства Российской Федерации от 27 апреля 1995 г. N 423, от 5 октября 1999 г. N 1122 и определяет порядок и условия реализации прав и льгот, установленных Федеральным законом "О ветеранах".

Льготы, предоставляемые на основании свидетельства о праве на льготы и удостоверения ветерана, имеют различное правовое регулирование и не могут быть соотнесены между собой, в связи с чем автором неравноправие не усматривается.

Аналогичную позицию занимает Министерство финансов Российской Федерации, в письме которого от 26 декабря 2006 г. N 03-06-01-02/55В, в частности, указывается:

"Так, согласно пункту 2 статьи 4 Закона налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия.

Понятие "интернациональный долг" законодательством Российской Федерации не определено, однако оно в общепринятом смысле предполагает выполнение каких-либо международных обязательств.

Что касается Чеченской Республики или иных регионов Российской Федерации, то они не могут рассматриваться как "другие страны".

Кроме того, из формулировки "выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия" не следует, что само выполнение интернационального долга ограничивается исключительно участием в боевых действиях.

Вместе с тем положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", предусматривающие, что к ветеранам боевых действий относятся, в частности, военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Российской Федерации, не могут служить основанием для признания их участвовавшими в выполнении интернационального долга в других странах и соответственно для применения к ним пункта 2 статьи 4 Закона.

Таким образом, правовых оснований для предоставления льгот по налогу на имущество физических лиц налогоплательщикам, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и других территориях Северного Кавказа и имеющим удостоверения ветерана боевых действий, не имеется.

Однако, учитывая, что в соответствии со статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам и полностью поступает в бюджеты соответствующих муниципальных образований, пунктом 4 статьи 4 Закона органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками".

По поводу льготы по уплате земельного налога ветеранами боевых действий см. ответ на следующий вопрос.

С. В.Шанхаев

Преподаватель Военного университета,

кандидат юридических наук, капитан юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Подполковник Минобороны России. Семья из 5 человек. В 2006 г. реализовал жилищный сертификат. С учетом ссуды, приобрел в г. Казани трехкомнатную квартиру общей площадью 53 кв. м. Сейчас общая площадь менее учетной нормы. Признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Но КЭЧ г. Казани не ставит на учет, т. к. я реализовал сертификат. 1. Имею ли я право на улучшение жилищных условий? 2. Могут ли меня уволить в запас без предоставления недостающего жилья? 3. Имею ли я право на получение недостающего мне по норме жилья?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Подполковник Минобороны России. Состав семьи - 5 человек. Семья не имела жилья. В 2006 г. получил и реализовал государственный жилищный сертификат с учетом ссуды, полученной в Сбербанке, приобрел в г. Казани трехкомнатную квартиру общей площадью 53 кв. м, жилой - 36 кв. м, так как из-за роста цен на жилье ничего большего не удавалось приобрести. В настоящее время у меня общая площадь менее учетной нормы (12 кв. м x 5 человек = 60 кв. м). Жилищной комиссией части признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Но КЭЧ г. Казани не ставит на автоматизированный учет в качестве нуждающегося, так как, по их мнению, я получил государственный жилищный сертификат, реализовал его и больше не имею права на получение жилплощади. Вопросы: 1. Имею ли я все же право на улучшение жилищных условий и как его реализовать? 2. Какие мои действия по реализации своего жилищного права по отношению КЭЧ при увольнении в запас по предельному возрасту (контракт был продлен сверх предельного возраста на три года). И могут ли меня уволить в запас без предоставления недостающего жилья? 3. Имею ли я право на получение недостающего мне по норме жилья - однокомнатной квартиры общей площадью до 37 кв. м, не сдавая уже имеющегося? И как реализовать это право военнослужащему и членам его семьи, которые являются в равной доле собственниками уже имеющегося в их пользовании жилья?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие военную службу по контракту, в период прохождения ими военной службы имеют право на улучшение жилищных условий с учетом норм, очередности и социальных гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с правилами ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Более подробно ответить на Ваш вопрос не представляется возможным, поскольку в соответствии с правилами ч. ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Таким образом, если размер занимаемого Вами жилого помещения не соответствует учетной норме, установленной муниципальным образованием - г. Казань, то, соответственно, Вы и члены Вашей семьи могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Однако при этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 (а также ранее действовавшими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), военнослужащим - гражданам Российской Федерации, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, ПОДЛЕЖАЩИМ УВОЛЬНЕНИЮ (выделено автором. - С. Ш.) с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, в последний год военной службы Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором ф едеральным законом предусмотрена военная служба) по желанию военнослужащего - гражданина Российской Федерации выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Таким образом, получение и реализация государственного жилищного сертификата возможны лишь при условии увольнения военнослужащего с военной службы по одному из оснований, указанных выше (в Вашем случае - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе), в связи с чем прохождение Вами военной службы нельзя признать правомерным и Ваши действия можно квалифицировать по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество).

С. В.Шанхаев

Преподаватель Военного университета,

кандидат юридических наук, капитан юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ) я проходил службу с 1983 по 1986 г. в Эфиопии. СССР не признавал боевых действий, и подтверждения того, что я принимал участие в боевых действиях, нет. Как мне доказать в суде, что я являлся участником боевых действий на территории Эфиопии?

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ) я проходил службу с 1983 по 1986 г. в Эфиопии. СССР не признавал боевых действий, и подтверждения того, что я принимал участие в боевых действиях, нет. Как мне доказать в суде, что я являлся участником боевых действий на территории Эфиопии?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г., в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1957 г.;

3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;

6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

При этом Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному Федеральному закону (п. 3 ст. 3).

Так, согласно Федеральному закону от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ, внесшему изменения в указанный Перечень, боевые действия в Эфиопии проводились с декабря 1977 г. по ноябрь 1990 г.

Таким образом, Вы действительно имеете право на получение удостоверения "Ветеран боевых действий".

В судебном заседании Вам необходимо подтвердить факт прохождения службы в Эфиопии в период с 1983 по 1986 г. Доказательствами в данном случае могут быть выписки из приказов о направлении Вас (в том числе в составе подразделения, части) на территорию Эфиопии, которые могут храниться в Вашем личном деле (в соответствующем архиве, военном комиссариате). Также доказательствами участия Вас в боевых действиях на территории Эфиопии могут быть различного рода фотографии, сделанные на фоне объектов инфраструктуры Эфиопии, почтовая переписка, а также показания свидетелей и др.

С. В.Шанхаев

Преподаватель Военного университета,

кандидат юридических наук, капитан юстиции

------------------------------------------------------------------

Название документа

Вопрос: Почему гражданским пенсионерам индексируют пенсии, а военным пенсионерам добавляют редко? В связи с этим пенсии гражданским становятся выше военных. Прошу прокомментировать такое положение.

("Право в Вооруженных Силах", 2009, N 6)

Текст документа

Вопрос: Почему гражданским пенсионерам индексируют пенсии, а военным пенсионерам добавляют редко? В связи с этим пенсии гражданским становятся выше военных. Прошу прокомментировать такое положение.

Ответ: Согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел..." (с последующими изменениями) военнослужащим, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

При наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости (достижение возраста: женщины 55 лет, мужчины соответственно 60 лет) "военные" пенсионеры имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных вышеназванным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В 2008 г. Министерством обороны Российской Федерации утверждена Стратегия социального развития Вооруженных Сил на период до 2020 г. (далее - Стратегия). Этим документом предусмотрены мероприятия по совершенствованию структуры денежного довольствия военнослужащих, заработной платы лиц гражданского персонала, пенсий гражданам, уволенным с военной службы.

В настоящее время в рамках Стратегии разрабатывается законопроект о реформе денежного довольствия военнослужащих. Денежное довольствие военнослужащих будет состоять из трех компонентов: оклада денежного содержания, включающего оклады по воинскому званию и воинской должности; компенсационных выплат (надбавка за особые условия военной службы; районные коэффициенты и процентные надбавки за службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями; выплата за заключение контракта о прохождении военной службы); стимулирующих выплат (процентная надбавка за выслугу лет; премия за добросовестное исполнение должностных обязанностей; надбавка за классную квалификацию; надбавки, стимулирующие прохождение службы на определенных воинских должностях (несущим боевое дежурство, эксплуатирующим сложную и дорогостоящую технику).

В настоящее время средние размеры пенсий граждан, уволенных с военной службы, составляют 25 - 40% от общего объема денежного довольствия военнослужащих. Стратегией предусмотрено достижение к 2017 г. соотношения среднемесячной пенсии граждан, уволенных с военной службы, и среднемесячного денежного довольствия военнослужащих до 60 - 80%.

В. И.Ковалев

Кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Российской Федерации,

профессор Военного университета

------------------------------------------------------------------

Название документа