Основные направления политики государства в области занятости. Выплата пособий по безработице

(Симанович Л. Н.)

(«Налоги» (газета), 2009, N 26)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В ОБЛАСТИ ЗАНЯТОСТИ. ВЫПЛАТА ПОСОБИЙ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

Л. Н. СИМАНОВИЧ

Симанович Л. Н., кандидат юридических наук, доцент, член Ассоциации юристов России.

К числу основных гарантий социальной поддержки безработных со стороны государства относится выплата пособий по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного. Пособие по безработице представляет собой возмещение работнику утраты заработка в связи с временной потерей работы на период поиска нового рабочего места.

Согласно п. 1 ст. 31 Закона РФ о занятости пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными. Решение о назначении пособия принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Таким образом, гражданин, отвечающий требованиям, предъявляемым к безработным гражданам, представивший документы, необходимые для признания его безработным, получает право на выплату пособия по безработице при отсутствии подходящей работы с первого дня представления указанных документов.

По общему правилу пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному по последнему месту работы, за три последних месяца работы.

В п. 1 ст. 30 Закона о занятости даны обстоятельства, в зависимости от которых определяется размер выплаты пособия по безработице в процентном отношении к среднему заработку уволенного гражданина. Во-первых, таким обстоятельством является наличие у гражданина стажа работы на условиях полного рабочего времени в течение 26 календарных недель в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы. Во-вторых, к числу этих обстоятельств отнесено наличие у гражданина оплачиваемой работы на условиях неполного рабочего времени, в пересчете равного 26 календарным неделям полного рабочего времени в течение 12 месяцев, которые предшествовали безработице. Следовательно, условием выплаты пособия по безработице в процентном отношении к заработку уволенного гражданина является наличие страхового стажа, равного 26 календарным неделям полного рабочего времени, которые приходятся на 12 месяцев, предшествовавших признанию гражданина безработным.

Размер пособия по безработице, назначаемого перечисленным гражданам, установлен в ст. 33 Закона. Его величина зависит от среднего заработка, получаемого по последнему месту работы, и от продолжительности безработицы. Так, в первом (12-месячном) периоде пособие по безработице выплачивается в первые три месяца безработицы — 75% среднего месячного заработка по последнему месту работы, за последующие четыре месяца — 60% среднего заработка, в дальнейшем — 45% среднего заработка (размер пособия по Московской обл.). Во втором (12-месячном) периоде выплаты предусмотрены в размере минимальной величины пособия по безработице. При этом величина пособий увеличивается на размер районного коэффициента, применяемого в конкретном регионе РФ. Во всех случаях выплаты не могут превышать максимальной или быть ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента. Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице ежегодно определяются Правительством Российской Федерации. Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев. Пособие выплачивается органами службы занятости ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Пособие по безработице во всех иных случаях, в том числе гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим), стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; уволенным по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель, а также гражданам, направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, — устанавливается в кратном отношении к минимальной величине пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 8 декабря 2008 г. N 915 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2009 год» минимальная величина пособия по безработице в 2009 г. равна 850 руб., а максимальная — 4900 руб.

Гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с ч. 4 ст. 10 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», где применяются районные коэффициенты к заработной плате за проживание в тяжелых природно-климатических условиях, размер пособия по безработице увеличивается пропорционально действующим на указанных территориях районным коэффициентам.

В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 1 января 1998 г. детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившейся в субъекте РФ.

На основании п. 4 ст. 30 Закона РФ о занятости гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварий и катастроф, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Размер дополнительного пособия в данном случае установлен законодателем в зависимости от продолжительности проживания граждан на соответствующей территории зоны радиоактивного загрязнения в отличие от ранее действовавшего правила, когда пособие по безработице выплачивалось в повышенном в процентном отношении размере с учетом зоны проживания.

В настоящее время размер дополнительного пособия не связан с размером основного пособия по безработице, а зависит от величины минимальной заработной платы. Так, дополнительное пособие выплачивается в следующем размере:

— постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания на территории зоны до 1 января 1991 г. — в размере 50% установленного законом минимального размера оплаты труда;

— постоянно проживающим на территории зоны проживания с правом на отселение — в размере установленного законом минимального размера оплаты труда;

— постоянно проживающим в зоне отселения до их переселения в другие районы — в двукратном размере установленного законом минимального размера оплаты труда.

Поскольку дополнительное пособие является компенсацией за неблагоприятные условия проживания, его выплата осуществляется за счет средств федерального бюджета, а не фонда занятости населения.

Безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, имеющим стаж работы продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, необходимый для назначения пенсии по возрасту (по старости), в ст. 32 Закона РФ о занятости предусмотрено продление сроков выплаты пособия по безработице. Срок выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий требуемый для назначения пенсии по старости (по возрасту) стаж. Общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Законодатель также устанавливает гарантийную норму выплаты пособия по безработице в тех случаях, когда безработный гражданин несет определенные материальные обязательства перед другими лицами. Так, согласно п. 5 ст. 30 Закона РФ о занятости закрепляется, что все виды удержаний с пособий по безработице производятся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В п. 2 ст. 35 Закона РФ о занятости перечислены случаи прекращения выплаты пособия по безработице с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного. В следующих пунктах указанной статьи определены основания, в каких случаях может быть приостановлена или сокращена выплата пособий по безработице и в какие периоды эта выплата не производится. При наличии перечисленных оснований органы службы занятости обязаны прекратить выплату пособия по безработице. Решение о прекращении выплаты пособия по безработице, как и решение о ее приостановлении, должно быть законным и обоснованным. Обязанность доказать законность и обоснованность данных решений лежит на представителях органа службы занятости, принявшего такое решение. Нужно обратить внимание на то, что гражданин не может быть лишен права на получение пособия по безработице по формальным соображениям. В частности, длительная неявка безработного в органы службы занятости может стать законным основанием для прекращения выплаты пособия по безработице лишь в том случае, если гражданину в этот период могла быть предложена подходящая работа. Применение такого основания для прекращения выплаты пособия по безработице, как получение пособия обманным путем, предполагает недоказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина. К числу обстоятельств, доказанность которых позволяет прекратить выплату пособия по безработице, относится, например, сокрытие гражданином сведений о получаемом заработке (доходе).

В том случае, когда безработный гражданин считает, что решение, принятое органом службы занятости, неправомерно, он имеет право обжаловать действия должностных лиц в судебном порядке.

Хочется отметить, что в соответствии со ст. 36 Закона РФ о занятости безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного законом периода его выплаты, органами службы занятости может оказываться материальная помощь. Особо следует подчеркнуть, что органы службы занятости могут, но не обязаны оказывать материальную и иную помощь. А это, в свою очередь, определяет, что безработный гражданин не вправе требовать ее предоставления. Решение об оказании (отказе) материальной помощи, ее видах и форме, размерах и периоде выплаты принимается органами службы занятости по каждому безработному отдельно в течение 7 дней со дня получения от безработного заявления на оказание материальной помощи и оформляется соответствующим приказом. О принятом решении безработный извещается письменно. Материальная помощь может оказываться органами службы занятости в виде периодических (ежемесячных) либо единовременных (разовых) денежных выплат. Основными формами оказания материальной помощи являются: выплаты в денежной форме; перечисление средств, а также оплата счетов и иных платежных документов предприятий, учреждений, организаций, оказывающих соответствующие услуги. Оказание этой помощи регулируется Примерным положением «О порядке и условиях оказания материальной и иной помощи за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации безработным и членам семей безработных, находящимся на их иждивении», утвержденным Приказом ФСЗ России от 18 июня 1993 г. N 78. Решение же о лишении безработного материальной помощи принимается администрацией центра занятости и оформляется приказом. Рассматривая проблемы занятости безработных, нельзя не отметить факт, что встречается и такая точка зрения, что в механизме защиты граждан от безработицы отсутствует принцип социальной справедливости. В законодательстве необходимо пересмотреть условия и порядок признания граждан безработными и выплаты пособий по безработице, при расчете которых решающим фактором должен быть не размер средней заработной платы за последние три месяца работы, а конкретное участие гражданина в общественном производстве, т. е. его трудовой стаж. Я думаю, что здесь есть над чем подумать законодателю.

Литература

1. Декларация МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда». Л., 1998.

2. Конвенция МОТ N 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий», 1958 г.

3. Конвенция МОТ N 122 «О политике в области занятости», 1964 г. // МОТ. Конвенции и рекомендации. Т. 2. Женева, 1991.

4. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Гимн РФ. Новосибирск: Изд-во Сиб. ун-та, 2004.

5. Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», с изм. и доп. в ред. от 25.12.2008 N 287-ФЗ // Российская газета. N 84. 1996. 6 мая.

6. Закон г. Москвы от 1 октября 2008 г. N 46 «О занятости населения в городе Москве».

8. Трудовой кодекс Российской Федерации. 7-е изд. М.: Ось-89, 2007.

——————————————————————