Особенности организации сбора, эвакуации и захоронения погибших (умерших) военнослужащих при ведении боевых действий

(Кочешев С.)

("Военно-юридический журнал", 2009, N 8)

Текст документа

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СБОРА, ЭВАКУАЦИИ И

ЗАХОРОНЕНИЯ ПОГИБШИХ (УМЕРШИХ) ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

ПРИ ВЕДЕНИИ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

С. КОЧЕШЕВ

Кочешев С., помощник главнокомандующего Сухопутными войсками по правовой работе - начальник юридической службы, полковник.

Сбор, эвакуация и захоронение тел погибших (умерших) военнослужащих выполняются в целях недопущения случаев мародерства (ограбления тел погибших и умерших), установления личности погибших (умерших), их погребения с достоинством и честью в соответствии с общечеловеческими и нравственно-этическими принципами, предупреждения возникновения и распространения очагов эпидемий заболеваний (инфекций).

Командир (начальник) обязан принять все возможные меры к своевременному сбору, эвакуации и захоронению тел погибших (умерших) военнослужащих с поля боя.

Мероприятия по сбору, эвакуации и захоронению военнослужащих включают розыск тел погибших (умерших), их своевременный вынос (вывоз) с поля боя, опознание, подготовку к эвакуации, отправку к местам захоронений и захоронение.

Сбору подлежат все погибшие и умершие, независимо от их принадлежности. Проведение этих мероприятий является обязательным.

Контроль за сбором, выносом, опознанием и эвакуацией тел погибших (умерших), как правило, возлагается на заместителя командира (начальника) по тылу, а за соблюдением санитарно-гигиенических требований при очистке поля боя - на начальника медицинской службы объединения (соединения, воинской части).

При участии войск (сил) в вооруженных конфликтах, контртеррористических и миротворческих операциях, а также в обороне и при применении десантов непосредственная организация и выполнение мероприятий по сбору, выносу, опознанию и эвакуации тел погибших (умерших) с поля боя, как правило, возлагаются на командира роты (батареи).

В наступлении, при передвижении войск (сил) и в ряде других случаев выполнение мероприятий по сбору, выносу, опознанию и эвакуации тел погибших (умерших) с поля боя возлагается на специально назначенные решением командира соединения (воинской части) подразделения.

До начала боя командир роты (батареи) обязан назначить военнослужащих, отвечающих за вынос тел погибших с поля боя, определить порядок поиска и выноса тел погибших (умерших) и назначить места сбора тел.

По окончании боя командир роты (батареи) обязан проверить наличие личного состава, установить количество и составить поименные списки погибших и пропавших без вести, организовать поиск, сбор, вынос, опознание и эвакуацию тел погибших (умерших) с поля боя, доложить старшему командиру (начальнику) о каждом погибшем в бою (умершем), с указанием места, времени и обстоятельств гибели.

Тела и останки погибших (умерших) сосредотачиваются в установленном командиром роты (батареи) месте сбора тел погибших, которое, как правило, назначается на удалении 50 - 100 м от медицинского поста роты. Тело погибшего (умершего) доставляется с места гибели в место сбора военнослужащими, как правило, непосредственно принимавшими участие в бою.

На месте сбора тел погибших изымается оружие погибшего (умершего), боеприпасы и взрывчатые вещества, проверяется наличие удостоверяющих личность документов и личного номера военнослужащего. На собственные вещи, личные документы и награды, обнаруженные при теле, составляется акт в двух экземплярах.

Факт смерти погибших (умерших) по возможности констатируется представителем медицинской службы.

Командир роты (батареи) составляет акт опознания погибшего (умершего), который подписывается командиром роты. Акты опознания тел погибших (умерших) военнослужащих своих войск также подписываются военнослужащими, лично знавшими погибшего.

При невозможности установить личность погибшего (умершего) на месте командиром роты (батареи) составляется докладная записка, в которой в произвольной форме указываются обстоятельства гибели (смерти), обстоятельства обнаружения тела погибшего (умершего), время и место обнаружения, причины, по которым невозможно установить личность погибшего.

После сосредоточения тел погибших в месте сбора погибших роты (батареи) командир организует их эвакуацию на место сбора тел погибших батальона (дивизиона).

Перед отправкой тел погибших к месту сбора погибших батальона (дивизиона) командир роты (батареи) обязан проверить наличие и правильность оформления актов опознания на каждого погибшего (умершего); наличие документов, удостоверяющих личность, личного номера и собственных вещей погибшего (умершего); наличие и правильность оформления актов на собственные вещи каждого погибшего (умершего); отсутствие при теле погибшего боеприпасов и взрывчатых веществ.

На месте сбора тел погибших батальона (дивизиона) командир подразделения организует прием тел погибших, актов опознания погибших (умерших), акта на личные вещи погибшего (умершего) и их наличие, наличие документов, удостоверяющих личность и личного номера погибшего, укладку тел в транспортировочные мешки и отправку в кратчайший срок в пункт приема, обработки и отправки погибших соединения (воинской части).

При отправке тел погибших в пункт приема, обработки и отправки погибших соединения (воинской части) проверяются наличие и правильность оформления акта опознания погибшего (умершего), правильность оформления акта на собственные вещи погибшего (умершего) и их наличие, наличие документов, удостоверяющих личность и личный номер погибшего; назначаются сопровождающие лица.

До завершения мероприятий, необходимых для установления личности погибшего (умершего) военнослужащего, запрещается изымать документы, удостоверяющие личность, личные номера, личные вещи и другие предметы, которые могут помочь установить личность погибшего военнослужащего.

Документы, удостоверяющие личность и личный номер военнослужащего, после проверки остаются на теле погибшего.

С телом погибшего (умершего) на пункт приема, обработки и отправки погибших соединения (части) отправляются дублирующий элемент двойного опознавательного медальона или вторая его половина (если таковые имеются), акт опознания погибшего (умершего), второй экземпляр акта на собственные вещи погибшего (умершего) (второй экземпляр), докладная записка (для неопознанных тел погибших (умерших)).

Другие документы, личные вещи и их опись (первый экземпляр) запечатываются в конверт и под роспись передаются сопровождающему.

Сопровождающий вкладывает конверт с документами, личными вещами и их описью в карман транспортировочного мешка. Карман транспортировочного мешка пломбируется. Номер на конверте должен соответствовать номеру на транспортировочном мешке. У сопровождающего остается акт на собственные вещи погибшего (умершего) (первый экземпляр), находящиеся в кармане транспортировочного мешка.

Отправка тел погибших (умерших) осуществляется средствами старшего начальника, транспортом соединения (воинской части) обратного назначения.

При расположении пункта приема, обработки и отправки погибших соединения (воинской части) в 50 км и более от района боевых действий для перевозки тел погибших (умерших) выделяется воздушный транспорт (вертолет) или специальный автотранспорт с автономным охлаждением.

Тела погибших (умерших) из числа военнослужащих противника, а также других жертв вооруженных конфликтов сосредотачиваются и транспортируются отдельно от тел погибших (умерших) военнослужащих своих войск.

В ходе мероприятий по установлению личности, при наличии идентификационной информации (документы, личный идентификационный знак - жетон) составляются поименные списки погибших и умерших, с указанием: государственной принадлежности (гражданства); личного номера; фамилии; полного имени; даты рождения; других сведений, содержащихся в удостоверении личности или опознавательном медальоне; даты и места смерти; сведений, касающихся характера ранений (увечий), болезни и причины смерти.

При невозможности опознания, если позволяет обстановка, производится описание внешности (облика) погибшего (умершего), дактилоскопирование пальцев рук и ладоней, составляется его карточка или производится фотографирование анфас и в профиль для возможности установления его личности в последующем.

Захоронение тел погибших (умерших) из числа военнослужащих противника, других жертв вооруженных конфликтов, а также оформление могил (кладбищ) производится подразделениями (командами) во главе с офицерами, назначенными приказом командира соединения (воинской части). В распоряжение командиров этих подразделений (команд) выделяются необходимые транспортные средства, инструменты, материалы и дезинфицирующие средства.

Для кладбищ (захоронений) и отдельных могил выбираются участки открытой и сухой местности. Кладбища (могилы) после соответствующего оформления сдаются по актам представителям местных органов власти или военным комендантам, которые в дальнейшем отвечают за их состояние.

Захоронение погибших (умерших) или их останков должно производиться по возможности индивидуально, согласно обычаям и обрядам религии, к которой они принадлежали.

Сжигание трупов производится только в том случае, если это продиктовано соображениями санитарного порядка или мотивами, связанными с религией погибших (умерших).

Дублирующий элемент опознавательного медальона или сам медальон, если он не содержит дублирующего элемента, остается на теле погибшего (умершего) как при захоронении, так и при сжигании.

После погребения составляется акт о его проведении, с описанием места погребения (указанием точных координат), приложением поименных списков опознанных тел, указанием количества неопознанных тел и их описанием. Акт составляется в двух экземплярах.

Акт о произведенном погребении и поименные списки погибших (умерших) заверяются подписью лица, ответственного за проведенные мероприятия, приложением гербовой печати войсковой части (организации) и утверждаются вышестоящим командиром (начальником).

Первый экземпляр акта о произведенном погребении, а также первые экземпляры описей личных вещей погребенных с сопроводительным письмом направляются в штабы объединений. Второй экземпляр этого акта с приложениями, пакеты с вещами погибших и умерших, как только позволит обстановка или по окончании боевых действий, передаются по каналам международной связи компетентным органам государственной власти противной стороны.

Данные положения включены в проект Наставления по применению норм международного гуманитарного права в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Предложения и замечания по проекту Наставления направлять по адресу: 119160, г. Москва, Фрунзенская набережная, дом 22/2, Главное командование Сухопутных войск (юридическая служба).

------------------------------------------------------------------

Название документа