Муниципально-правовые аспекты реабилитации инвалидов

(Радуто В. И.) ("Социальное и пенсионное право", 2009, N 4) Текст документа

МУНИЦИПАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

В. И. РАДУТО

Радуто В. И., старший научный сотрудник отдела проблем организации медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Института проблем медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов Федерального государственного учреждения "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г. А. Альбрехта Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию".

Определение муниципально-правовых начал реабилитации инвалидов является актуальной научно-практической проблемой. Актуальность в данном случае следует усматривать, в первую очередь, в положительном или отрицательном ответе на вопрос о презумпции участия муниципальных организационно-правовых образований в процессе реабилитации инвалидов или в обозначении степени их участия. Ответ на данный вопрос, в свою очередь, поможет наиболее полно высветить степень реализации права инвалидов на реабилитацию. При анализе данной проблематики следует принимать во внимание разноотраслевой характер правового регулирования. Во-первых, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 7, иными положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <1> (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов") реабилитация инвалидов является мерой социальной защиты инвалидов и поэтому относится к предмету правового регулирования нормативно-правовых актов в области социальной защиты инвалидов <2>. -------------------------------- <1> Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 48. Ст. 4563. <2> Часть 1 ст. 2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 35. Ст. 3607.

В этой связи следует выделить также нормативную правовую базу в области социального обслуживания, в частности Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (далее - Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 32. Ст. 3198); Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 50. Ст. 4872). Во-вторых, сам предмет правового регулирования в области реабилитации инвалидов в силу обозначения основных направлений реабилитации <3> подвержен регламентации также и нормами правовых актов, относящихся к обособленным структурным образованиям системы права. Среди указанных актов необходимо, в частности, выделить: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 <4> (далее - Основы законодательства об охране здоровья граждан); Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" <5>) (далее - Закон Российской Федерации "Об образовании"); Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <6>; Трудовой кодекс Российской Федерации <7>; Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации") <8> (далее - Закон Российской Федерации "О занятости населения"). -------------------------------- <3> Часть 2 ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ст. 9 в редакции Федерального закона от 23 октября 2003 г. N 132-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам реабилитации инвалидов") // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 43. Ст. 4108. <4> Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1318. <5> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 3. Ст. 150. <6> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 35. Ст. 4135. <7> Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ: Трудовой кодекс // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3. <8> Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 17. Ст. 1915.

Важность обозначения данной градации обусловлена тем, что вышеозначенные структурные компоненты системы права <9>, в свою очередь, наделяют муниципальные образования соответствующими полномочиями в отдельных отраслях общественных отношений. -------------------------------- <9> В правовой науке их принято именовать отраслями.

В-третьих, в свете всего вышесказанного нельзя обойти стороной и такое правовое образование, как муниципальное право, которое устанавливает основы правового статуса муниципальных образований <10>. -------------------------------- <10> Среди основополагающих в данном случае необходимо отметить Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления") // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822.

Нормы международных правовых актов обозначают ответ на вопрос об участии местных властей в области реабилитации инвалидов. Положения п. 5 Правила 3 Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов" <11> презюмируют функционирование служб реабилитации в общинах, в которых проживают инвалиды. -------------------------------- <11> Приняты в Нью-Йорке 20 декабря 1993 г. Резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН.

Участие местных властей подразумевается нормами Конвенции о правах инвалидов <12> в области абилитации и реабилитации (комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания должны способствовать вовлечению и включению инвалидов в местное сообщество... и быть доступны для инвалидов как можно ближе к местам их непосредственного проживания, в том числе в сельских районах <13>). -------------------------------- <12> Принята в Нью-Йорке 13 декабря 2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Российская Федерация подписала Конвенцию - распоряжение Президента Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 450-рп "О подписании Конвенции о правах инвалидов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 32. Ст. 3785. <13> Подпункт "b" п. 1 ст. 26.

Конституция Российской Федерации <14> обозначает право на самостоятельное решение населением вопросов местного значения <15>, среди которых положения ч. 1 ст. 132 выделяют управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, установление местных налогов и сборов, осуществление, охрану общественного порядка, а также решение иных вопросов местного значения. -------------------------------- <14> Российская газета. 25.12.1993. N 237. <15> Часть 1 ст. 130 Конституции Российской Федерации.

В рамках настоящей работы необходимо выделить также право муниципальных образований: - на формирование структуры органов местного самоуправления <16>; -------------------------------- <16> Часть 1 ст. 131 Конституции Российской Федерации.

- наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств <17>. -------------------------------- <17> Часть 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации.

Буквальное толкование перечня вопросов местного значения, установленного в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления", показывает, что вопросы реабилитации инвалидов не входят в их круг, поэтому степень участия муниципальных правовых формирований в реабилитации инвалидов следует определять путем анализа иных правовых актов и прежде всего Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Помимо систематического толкования как норм структурных частей ст. 9 "Понятие реабилитации инвалидов", статей всей главы III "Реабилитация инвалидов" Федерального закона "О социальной защите инвалидов", необходимо также принимать во внимание и иные положения Закона, обозначающие, в частности: - обязательность исполнения решения учреждения медико-социальной экспертизы соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (ч. 4 ст. 8) <18>; -------------------------------- <18> С изменением, внесенным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

- участие органов местного самоуправления и подведомственных организаций: - в обеспечении доступа инвалидов к информации и объектам различных инфраструктур (ч. 1 ст. 14 <19>, ч. 1 ст. 15 <20>); -------------------------------- <19> В редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. <20> В редакции Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 123-ФЗ "О внесении изменений и дополнения в ст. ст. 15 и 16 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3426.

- в обеспечении инвалидов жилой площадью (ч. 8 ст. 17 <21>); -------------------------------- <21> В редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 1 (ч. I). Ст. 25.

- в реализации инвалидами права на получение профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ч. 4 ст. 19); - в создании инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (ч. 1 ст. 23, п. 2 ч. 2 ст. 24); Нормы законодательства Российской Федерации устанавливают также компетенцию органов местного самоуправления в смежных отраслях общественных отношений, в частности: - здравоохранения (ст. 8 <22> Основ законодательства об охране здоровья граждан); -------------------------------- <22> В редакции Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 43. Ст. 5084.

- образования (ст. 31 <23> Закона Российской Федерации "Об образовании"); -------------------------------- <23> В редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21; а также Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6236.

- труда и занятости (абзац 7 ч. 1 ст. 5 <24> Трудового кодекса Российской Федерации; ст. 7.2 <25> Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации"); -------------------------------- <24> В редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 27. Ст. 2878. <25> Введена Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ), в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 1. Ст. 10.

- социального обслуживания (п. п. 3, 4 ст. 4 Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения"; ст. 25 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" <26>); -------------------------------- <26> С изменением, внесенным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

- физической культуры и спорта (ст. ст. 9, 9.1 <27>, ч. 1 ст. 10, ч. ч. 1 - 3 ст. 13, ч. 4 ст. 19, ч. 9 ст. 20, ст. 30, ч. ч. 6, 7 ст. 31 <28>, п. 4 ст. 38, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" <29>). -------------------------------- <27> Введена Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ. <28> Положения частей обозначают участие органов местного самоуправления: - в интеграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему физической культуры, физического воспитания и спорта посредством физкультурно-спортивных организаций; - в организации проведения физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий с участием инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; - в создании детско-юношеских спортивно-адаптивных школ, адаптивных детско-юношеских клубов физической подготовки. <29> Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 50. Ст. 6242.

В ракурсе рассматриваемой проблемы чрезвычайно важным представляется обозначение норм Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", устанавливающих полномочия органов местного самоуправления: - на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа <30>; -------------------------------- <30> Пункт 3 ч. 1 ст. 17.

- на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами <31>; -------------------------------- <31> Пункт 4 ч. 1 ст. 17.

- на принятие и организацию выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования <32>; -------------------------------- <32> Пункт 6 ч. 1 ст. 17.

- на формирование структуры органов муниципальной власти (в части исполнительной ветви) <33>; -------------------------------- <33> Статья 36 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3104; Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к замещению государственных и муниципальных должностей" (далее - Федеральный закон от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3427; Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ; Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ; Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 19. Ст. 2280. Статья 37 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 53-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 25. Ст. 2484; Федеральным законом от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ; Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 24-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения требований к лицам, замещающим государственные или муниципальные должности, а также должности государственной или муниципальной службы" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 10. Ст. 1151; Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ; Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ.

- на принятие муниципальных правовых актов <34>; -------------------------------- <34> Глава 7 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ; Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ; Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с организацией и ведением регистра муниципальных нормативных правовых актов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 46. Ст. 5556; Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ; Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ.

- на формирование и расходование местных бюджетов <35>; -------------------------------- <35> Статья 52 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 декабря 2005 г. N 198-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. N 1. Ст. 9. Статья 53 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ.

- на осуществление отдельных государственных полномочий <36>; -------------------------------- <36> Статья 63.

- на осуществление межмуниципального сотрудничества <37>. -------------------------------- <37> Глава 9, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ; Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ.

Положения ч. 4 ст. 8, ч. ч. 2, 7 ст. 11 вкупе с положениями п. п. 7, 8 ст. 4 <38> Федерального закона "О социальной защите инвалидов" предполагают участие органов местного самоуправления и подведомственных организаций в реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов. -------------------------------- <38> С изменениями, внесенными Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. N 2. Ст. 167.

К подведомственным организациям в данной связи следует относить организации как общего типа, так и специализированные (реабилитационные учреждения). Нормы права различных отраслей презюмируют функционирование муниципальных реабилитационных учреждений, в частности, в области: - здравоохранения (Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения <39>); -------------------------------- <39> Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 7 октября 2005 г. N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 42; с изменениями, внесенными Приказом Минздравсоцразвития России от 19 февраля 2007 г. N 120 "О внесении изменений в Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 года N 627 "Об утверждении Единой номенклатуры государственных учреждений здравоохранения" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. N 15.

- образования (абзац 1 п. 1 <40> Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии <41>); -------------------------------- <40> С изменением, внесенным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 617 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации об образовательных учреждениях, в которых обучаются (воспитываются) дети с ограниченными возможностями здоровья" Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 34. Ст. 3926. <41> Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. N 288 "Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. N 11. Ст. 1326.

- социального обслуживания (Номенклатура учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов <42>). -------------------------------- <42> Утверждена письмом Минтруда России от 5 января 2003 г. N 30-ГК "О Номенклатуре учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" // Социальная защита. 2003. N 3.

Принимая во внимание положения Федерального закона "О социальной защите инвалидов", Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", иных законодательных актов, следует сказать, что полномочиями в области реабилитации инвалидов могут обладать не все муниципальные образования, а только те, которые имеют сложившуюся структуру органов муниципальной исполнительной власти (с обязательным наличием органов управления социальной защиты населения, здравоохранения и образования). Из определения направлений реабилитации инвалидов <43> следует, что при регламентации отношений в области реабилитации регламентации подвергаются также отношения в области здравоохранения, образования, труда и занятости, социального обслуживания, физической культуры и спорта и т. д. с присущими им организационными системами (секторами), в том числе и муниципальными. К последним относятся (относились), в частности, системы (секторы) здравоохранения <44>, образования <45>, социального обслуживания <46>. -------------------------------- <43> Часть 2 ст. 9 Федерального закона "О социальной защите инвалидов". <44> Ст. ст. 12 - 14 Основ законодательства об охране здоровья граждан. Примечание: ст. 13 Основ законодательства об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ. <45> Статья 8 Закона Российской Федерации "Об образовании" с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 92-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3103; Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ; Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 49. Ст. 6070. <46> Статья 25 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", с изменением, внесенным Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ. Статья 27 Федерального закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", нормы которой обозначали функционирование муниципального сектора социального обслуживания, была признана утратившей силу Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ.

Так как отношения в области здравоохранения, образования, труда и занятости, социального обслуживания являются частью отношений по реабилитации инвалидов, система реабилитации инвалидов в вопросах подходов к ее формированию не должна отличаться от других аналогичных систем. В связи с вышесказанным предлагается применить системный подход к вопросам организации и в области реабилитации инвалидов, обозначив презумпцию функционирования муниципальной системы реабилитации инвалидов, для чего в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов" следует внести изменение, дополнив его ст. 12 следующего содержания: "Статья 12. Система реабилитации инвалидов Система реабилитации инвалидов в Российской Федерации - совокупность органов управления, реабилитационных служб и учреждений, осуществляющих деятельность в области реабилитации инвалидов. Система реабилитации инвалидов включает в себя государственную, муниципальную и частную системы реабилитации инвалидов. Реабилитационными являются службы и учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с индивидуальными реабилитационными программами. Координация деятельности в сфере реабилитации инвалидов осуществляется органами социальной защиты населения. Порядок организации и функционирования системы реабилитации инвалидов определяется Правительством Российской Федерации". Основными структурообразующими составляющими государственной и муниципальной систем реабилитации инвалидов должны стать соответствующие каждой (федеральные, региональные и муниципальные) органы управления и реабилитационные службы и учреждения. Резюмируя все вышесказанное, необходимо отметить, что: - нормы международного права обозначают, в отдельных случаях путем обязывания, осуществление мероприятий в области реабилитации инвалидов на местном уровне; - полномочиями в области реабилитации инвалидов могут обладать не все муниципальные образования, а только те, которые имеют сложившуюся структуру органов муниципальной исполнительной власти (с обязательным наличием органов управления социальной защиты населения, здравоохранения и образования); - в силу организационных и финансовых возможностей полномочия в области реабилитации инвалидов на муниципальном уровне могут реализовываться также путем межмуниципального сотрудничества либо предоставления субвенций местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в сфере реабилитации инвалидов.

------------------------------------------------------------------

Название документа