Этические проблемы, связанные с достижением пенсионного возраста

(Солодухина Д. П.)

("Социальное и пенсионное право", 2009, N 4)

Текст документа

ЭТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ДОСТИЖЕНИЕМ

ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Д. П. СОЛОДУХИНА

Солодухина Д. П., доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения Курского государственного медицинского университета, кандидат социологических наук.

Согласно классификации возраста, утвержденной Всемирной организацией здравоохранения, к пожилым относятся лица 60 - 74 лет, к старческому возрасту - 75 - 89 лет, к престарелым-долгожителям - 90 лет и старше. Вместе с тем известно, что нет точных календарных границ старости. Еще древнегреческий ученый-энциклопедист Аристотель отмечал несовпадение календарного и биологического сроков старости, деля ее на позднюю и раннюю, подчеркивая некоторые причины такого сложного явления, как старение. Он указывает, что "хорошая старость" является следствием хороших физических качеств человека и благоприятной судьбы [2].

"Паспортный возраст, - пишет наш современник, врач и писатель П. Бейлин, - не совпадает с биологическим, психологическим, социальным" [1]. Раннее или позднее наступление старости определяется многими психологическими, интеллектуальными, морально-этическими, социальными и прочими факторами. Преждевременно старят человека некоторые особенности характера - недружелюбность, агрессивность, завистливость, мрачность. Также чем выше интеллект, тем больше старый человек сохраняет черты, характерные для молодости. Примечательно суждение Г. Фриндеталя: "Самые умные живут всего долее". Однако они и творят больше, так как сохраняют дольше способность работать [2].

Старение - это процесс, неизбежно связанный со снижением трудоспособности, производительности труда, увеличением числа допускаемых в работе ошибок, ухудшением памяти, способности усваивать новые методики в работе. По П. Бейлину, средняя сохранность жизненных функций в возрасте 65 - 69 лет по сравнению с нормой составляет 70 - 90%. Среди этих функций - речь и выражение мысли, реакция на световые и звуковые сигналы, скорость кровотока, основной обмен и другие [1, 2].

Нам кажется, что трудовая деятельность после пенсионного возраста для многих пожилых является спасительной тонизирующей активностью, дающей много положительных стимулов. Прежде всего, работая, человек придерживается определенного режима и распорядка дня, соблюдает необходимую продолжительность периодов сна и бодрствования. "Бездействие и бессмысленная суета действуют на человека самым опошляющим образом", - предупреждал русский публицист и литературный критик XIX в. Д. М. Писарев [2]. При наличии неограниченного свободного времени пожилой человек теряет дисциплинированность, становится вялым, пассивным, неподвижным. Это негативно отражается на самочувствии, особенно психологическом: человека могут часто посещать депрессивные мысли о ненужности, отверженности, неминуемости смерти. Для того чтобы хорошо выглядеть и плодотворно работать, нужно сохранять себя в хорошей физической форме, следить за своим здоровьем и образом жизни. Подтянутость, хорошая осанка, бодрость духа - залог того, что коллеги воспримут пожилого сотрудника как равного и уважаемого ветерана труда. Кроме того, оставаясь дольше трудоустроенным, человек поддерживает социальные контакты - общение с коллегами по работе или другими людьми (клиентами, студентами, покупателями), часто более молодого возраста. Это важно для психологического состояния пожилых, они ощущают себя нужными обществу, которому отдали многие трудовые годы. Несомненно, работающий пенсионер должен быть квалифицированным работником, ценным для коллектива и производственного процесса.

Отметим, что не последнюю роль для российских пенсионеров в продолжении трудовой деятельности играет и заработок, пусть даже и небольшой. В связи с тем что размер пенсии в большинстве случаев соотносим лишь с прожиточным минимумом, заработная плата позволяет пожилому человеку иметь хорошее питание, приобретать необходимые лекарства да и просто радовать близких членов семьи символическими подарками. По результатам наших социологических опросов пожилых людей выявлено, что многие российские пенсионеры со своими скромными доходами умудряются оказывать материальную помощь своим детям и внукам.

Рядовой россиянин, вступая в пенсионный возраст, встречается с достаточно сложными биоэтическими проблемами. Так, до 80% пожилых служащих не владеют компьютером, до 70% не умеют пользоваться Интернетом, более 60% не могут пользоваться всеми возможностями мобильного телефона. К тому же у лиц старшего возраста часто снижается чувство критики. Нередко молодые коллеги, стремясь занять привлекательные в плане оплаты труда должности пожилых сотрудников, позволяют себе бестактное поведение, нарушая общепринятые этические нормы. Однако старость должна иметь право на жизнь, она может адаптироваться к жизни деятельной, плодотворной, в том числе и трудовой. Для ее успешной реализации необходима соответствующая законодательная база.

Для примера можно рекомендовать расширение установленных ограничений на занятие отдельных должностей молодыми работниками, как это имеет место в армии, государственной службе, для руководящего состава вузов. Также приемлема система конкурсного отбора кадров, применяемая в системе высшего образования, в некоторых вузах широко практикуется избрание профессорско-преподавательского состава на краткие сроки (1 - 3 года) после достижения 60-летнего возраста.

Еще в 70-е годы прошлого столетия правительством ставился, но так и не был радикально решен вопрос об отмене так называемых льготных пенсий по спискам N 1 и 2. Нигде в мире нет досрочного выхода на пенсию здоровых лиц в связи с работой во вредных условиях, эта работа просто достойно оплачивается, а заболевшие профессиональными заболеваниями получают соответствующую материальную компенсацию и высококвалифицированную медицинскую помощь. В настоящее время размер льготной пенсии настолько мал, что практически никто из оформивших эту пенсию с работы не увольняется, в связи с чем возникают этические проблемы в трудовых коллективах, так как молодые коллеги высказывают претензии на занятие более престижных должностей.

Некоторые эксперты в области социальной политики предлагают вообще отказаться от регламентации пенсионного возраста в ближайшем будущем, предположительно к 2012 г. Это означает, что каждый гражданин РФ в определенный день, когда он сам готов себя считать пенсионером, увольняется с работы и обращается в местное отделение Пенсионного фонда за установлением пенсии. Однако для достижения такого результата государству необходимо решить другой важный вопрос - дать нашим пенсионерам достойную пенсию, чтобы они, будучи на заслуженном отдыхе, не искали дополнительных заработков. Это, пожалуй, самая серьезная этическая проблема, стоящая перед обществом и государством.

По концепции, предлагаемой в стране пенсионной реформы, человек, вышедший на пенсию, не должен работать. Так было и в Советском Союзе, но в то же время советский пенсионер мог работать на рабочих должностях без ущерба для своей пенсии. Врачи и школьные учителя имели право работать с тем, чтобы пенсия и заработная плата суммарно не превышали 300 руб. в месяц, а служащие имели право работать без ограничения зарплаты до двух месяцев в календарном году. В связи с дефицитом неквалифицированных кадров при нынешней демографической ситуации законодателю, наверное, придется предусмотреть в пенсионном законодательстве возможность трудоустройства пенсионеров на низкооплачиваемые и непрестижные должности, например, младшего медицинского персонала в больницах, обслуживающего персонала в других бюджетных учреждениях. В таких обстоятельствах обществу придется примириться с этическими издержками, когда санитаркой в больнице работает пожилая учительница, а лифтером - старый инженер, вышедший на пенсию.

На наш взгляд, оправдала себя и с этических позиций тоже советская практика внедрения в штаты вузов должностей профессоров-консультантов, когда пожилой ветеран, получая заметную для бюджета семьи (40% от ставки заведующего кафедрой) зарплату, выполняет посильную работу по руководству кандидатскими и докторскими диссертациями. Аналогичные должности можно ввести и в школах - учитель-методист, на промышленных предприятиях - мастер-наставник и т. д.

Таким образом, выход на пенсию является достаточно сложным психологическим и социальным испытанием для пожилого человека. Необходимо помнить, что пенсионеры заслуживают от государства, общества, администрации по месту работы, сослуживцев, родных и близких внимания и тактичного отношения к себе. При предстоящем реформировании пенсионной системы государству предстоит решить ряд экономических и этических вопросов, затрагивающих гражданское и трудовое законодательство.

Список использованной литературы

1. Бейлин П. Поговори со мною, доктор. Киев, 1981.

2. Орлов А. Н. Клиническая биоэтика: Учебное пособие. М.: Медицина, 2003.

------------------------------------------------------------------

Название документа