Информация по вопросу парламентских слушаний «Законодательное обеспечение практики внедрения ювенальных технологий в деятельность судов общей юрисдикции и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» (Омская область)

(Домашенко В. В.)

(«Вопросы ювенальной юстиции», 2010, N 1)

ИНФОРМАЦИЯ ПО ВОПРОСУ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

«ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ ВНЕДРЕНИЯ ЮВЕНАЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

И КОМИССИЙ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ»

(ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ)

В. В. ДОМАШЕНКО

Домашенко В. В., руководитель Департамента по делам несовершеннолетних и защите их прав Министерства по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, заместитель председателя КДНиЗП при Правительстве Омской области.

С системой правосудия в отношении несовершеннолетних, как правило, связывают прежде всего специализированные судебные органы, предназначенные для рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних.

Вместе с тем специализированные судебные органы — лишь некоторая часть системы ювенальной юстиции.

Сегодня необходимо говорить о тех ювенальных технологиях, которые позволяют избежать «ненужных» контактов ребенка или подростка с судебной системой.

Система ювенальной юстиции должна быть ориентирована в первую очередь на социальную реабилитацию несовершеннолетних.

Такой подход сформулирован в ряде важнейших международно-правовых актов, в том числе в Конвенции о правах ребенка, а также в Минимальных стандартных правилах ООН (Пекинские правила).

Правосудие в отношении несовершеннолетних основано не на снисхождении к правонарушителям, а на понимании причин преступного поведения и поиске эффективных способов воздействия на виновных с учетом их возрастных особенностей, оно должно способствовать социальной реабилитации ребенка.

В то же время, как справедливо замечают зарубежные исследователи, политика в области правосудия в отношении несовершеннолетних — это не политика, если она не включает в себя профилактические меры. При этом наиболее эффективной признается ранняя профилактика преступлений, связанная с обеспечением благополучного физического и нравственного развития детей, а также оказанием помощи несовершеннолетним из группы риска.

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», вступивший в силу с 30 июня 1999 г., определил правовые основы проведения профилактической работы с определенной категорией несовершеннолетних, например освобожденными судом от уголовной ответственности, условно осужденными и др. Этим же Законом определен судебный порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Однако от ювенальных технологий эти учреждения пока еще достаточно далеки.

Не следует умалять значимости существующей уже более 90 лет государственной системы — комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Это наш уникальный национальный опыт. Сегодня в непростых социально-экономических условиях, условиях законодательного несовершенства подтвердилась действенность комиссий, их способность решать проблемы на региональном и муниципальном уровнях. И не только это. Без участия комиссий многие детские проблемы, вызванные увеличением неблагополучных семей, новой социальной обстановкой, нарушающей процессы детской социализации, решать невозможно.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав — важное звено в системе власти, действующее гласно, формирующее определенное общественное мнение, которое способно выявить обстоятельства, негативно влияющие на развитие ребенка, и оказать адекватное противодействие этим обстоятельствам, помочь ребенку в его становлении как члена общества и, следовательно, защитить его права. Комиссия — это орган, работающий индивидуально с ребенком, поведение которого выходит за рамки социальной нормы.

И наконец, еще одно преимущество, вытекающее из межведомственного характера комиссии: поскольку в ее составе, как правило, работают руководители основных ведомственных служб, занимающихся вопросами образования и воспитания, охраны общественного порядка, здравоохранения, социальной защиты, культуры, спорта, средств массовой информации, комиссия способна дать адекватный и комплексный ответ в случаях отклонений в воспитании, обучении, недостатках физического развития.

Конечно, возникает вопрос: не отведена ли комиссиям роль своеобразной пожарной команды, иными словами, приходить на помощь ребенку лишь тогда, когда им уже совершены какие-то противоправные действия, когда отклонения в его поведении становятся очевидными для окружающих, вызывают тревогу и возмущение? Нет! Потому что при хорошо организованной работе комиссии по делам несовершеннолетних, и в первую очередь ее основного районного звена, основные усилия направляются на упреждающую, профилактическую работу с детьми и их семьями.

Комиссии по делам несовершеннолетних есть специфическое учреждение, ориентированное исключительно на работу с несовершеннолетним и для обеспечения нормального развития несовершеннолетних. Это не карательный, а в первую очередь профилактический орган, преследующий воспитательные, восстановительные цели, когда речь идет о детской судьбе. И как профилактический орган комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав стали, по сути, экспериментальной базой для совершенно новой, продиктованной временем системы работы с детьми — восстановительного правосудия, применимого к подросткам, совершающим различные правонарушения.

На территории Омской области сложилась определенная система в организации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Законодательным Собранием Омской области 8 октября 2001 г. принят Закон Омской области N 307 «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области».

Закон дал старт формированию единого правового пространства и обеспечению единых подходов к организации межведомственной профилактической работы, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних на территории Омской области в условиях изменившегося законодательства.

Установлен порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области, а также порядок организационного, материально-технического и кадрового обеспечения их деятельности.

Для осуществления единого организационного и правового обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав 27 апреля 2005 г. создан Департамент по делам несовершеннолетних и защите их прав.

На конкурсной основе в штат Департамента принято 38 специалистов, являющихся государственными служащими, на которых возложены обязанности ответственных секретарей территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также 4 человека в аппарат Департамента. Организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности территориальных комиссий и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области осуществляется из областного бюджета.

В Омской области с 2005 г. система в работе по выявлению неблагополучных семей сложилась посредством формирования территориальных и регионального банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (далее — СОП). Ведение банка данных СОП осуществляется в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области от 29 ноября 2005 г., и Порядком формирования и использования единого банка данных СОП, утвержденным Постановлением Правительства Омской области от 22 июля 2009 г. N 126-п.

В Омской области зарегистрировано 5035 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитывается 8863 ребенка.

Территориальным администратором банка данных являются учреждения органов социальной защиты населения, региональным банком данных — Министерство труда и социального развития Омской области.

В соответствии с компетенцией территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — комиссии) координируют вопросы, связанные с обеспечением взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по формированию территориального банка данных о несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, проведением ими индивидуальной профилактической работы с данной категорией семей и несовершеннолетних.

В настоящее время банк данных СОП является источником, отражающим основные показатели состояния семейного неблагополучия и безнадзорности несовершеннолетних.

В соответствии с установленными правовыми нормами деятельности территориальные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Омской области ведут учет несовершеннолетних, в отношении которых необходимо проведение индивидуальной профилактической работы.

Основой индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, состоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, является программа индивидуальной профилактической работы, разрабатываемая территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав с участием заинтересованных субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также с участием несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, иных заинтересованных лиц и утверждаемая постановлением указанной комиссии (ст. 8 Закона Омской области N 307-ОЗ).

Положение о программе индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, состоящим на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждено Постановлением Правительства Омской области от 5 апреля 2006 г. N 36-п.

В настоящее время комиссиями разработаны программы в отношении 2 тыс. подростков. Программа предусматривает комплекс мероприятий с несовершеннолетним и семьей, определяет основного исполнителя программы и соисполнителей из числа специалистов органов системы профилактики, общественности, иных авторитетных для подростка граждан.

Комиссия ведет учет состояния индивидуальной профилактической работы.

В настоящее время в Омской области продолжается работа по совершенствованию деятельности органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе межведомственного сотрудничества на региональном и муниципальном уровне.

При формировании системы ювенальной юстиции следует сконцентрировать усилия на усилении роли комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в части внедрения социально-реабилитационных технологий и закрепления этой работы в соответствующей нормативной базе как элемента системы ювенальной юстиции.

Предлагается:

— в целях единых правовых подходов по формированию банка данных о семьях и несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, разработать и утвердить постановлением Правительства Российской Федерации соответствующее положение о банке данных;

— в целях формирования условий для эффективного развития системы профилактики асоциальных явлений в молодежной среде и воспитания подрастающего поколения принять на федеральном уровне программу развития воспитания детей;

— внести дополнения в Семейный и Уголовный кодексы РФ в части возложения на родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию детей, обязанности принять участие в специальной программе реабилитации, в целях изменения поведения родителей, формирования у них ответственного отношения к осуществлению родительских прав и обязанностей;

— рассмотреть возможность разработки законопроекта «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации»;

— внести следующие дополнения в Федеральный закон N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

— ст. 14 «Вопросы местного значения поселения» главы 3 «Вопросы местного значения» дополнить следующим пунктом: «Участие в осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

— ст. 15 «Вопросы местного значения муниципального района» главы 3 «Вопросы местного значения» дополнить следующим пунктом: «Участие в организации и осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

— ст. 16 «Вопросы местного значения городского округа» главы 3 «Вопросы местного значения» дополнить следующим пунктом: «Участие в организации и осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

——————————————————————

Вопрос: Организация просит разъяснить, учитываются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ, при принятии органом контроля за уплатой страховых взносов решения о взыскании страховых взносов, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов?

(«Налоги» (газета), 2010, N 2)

Вопрос: Организация просит разъяснить, учитываются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренные Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон N 212-ФЗ), при принятии органом контроля за уплатой страховых взносов решения о взыскании страховых взносов, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов?

Ответ: Закон N 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 1 ст. 1 Закона N 212-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Согласно ч. 2 ст. 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельством, отягчающим ответственность за совершение правонарушения, признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (ч. 4 ст. 44 Закона N 212-ФЗ).

В соответствии с ч. 14 ст. 19 Закона N 212-ФЗ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет иного имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 20 Закона N 212-ФЗ.

Как установлено в ч. 1 ст. 20 Закона N 212-ФЗ, в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 19 Закона N 212-ФЗ, орган контроля за уплатой страховых взносов вправе взыскать страховые взносы за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 19 Закона N 212-ФЗ.

На основании ч. 2 ст. 20 Закона N 212-ФЗ решение о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика страховых взносов — организации или индивидуального предпринимателя принимается руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных ст. 20 Закона N 212-ФЗ.

Положения, предусмотренные ст. 20 Закона N 212-ФЗ, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, взимаемых в случаях, предусмотренных Законом N 212-ФЗ (ч. 11 ст. 20 Закона N 212-ФЗ).

На основании ч. 1 ст. 62 Закона N 212-ФЗ данный Закон, за указанными в нем исключениями, вступает в силу с 1 января 2010 г.

Законом N 212-ФЗ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, учитываются органом контроля за уплатой страховых взносов при привлечении к ответственности в соответствии с Законом N 212-ФЗ.

Закон N 212-ФЗ не предусматривает положений, согласно которым обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, учитываются при вынесении решения о взыскании страховых взносов, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов.

Таким образом, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, предусмотренные Законом N 212-ФЗ, при принятии органом контроля за уплатой страховых взносов решения о взыскании страховых взносов, пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов за счет имущества плательщика страховых взносов не учитываются.

Ю. М.Лермонтов

Консультант Минфина

——————————————————————