Обзор актуальных новостей

(Редакционный материал) («Налоги» (газета), 2010, N 6) Текст документа

ОБЗОР АКТУАЛЬНЫХ НОВОСТЕЙ

После проведения встречной проверки директора обвинили в неуплате налогов

Встречная проверка может закончиться для компании уголовным делом. Совсем недавно Черемушкинский районный суд г. Москвы приговорил к трем годам лишения свободы условно директора ООО «Альта» <*> за неуплату более 11 млн. руб. налогов. ——————————— <*> Название компании изменено.

Инспекторы в 2007 г. заинтересовались агентским договором, заключенным между ОАО «ИНТЕР РАО ЕЭС» и «Альтой». Небольшая компания оказала крупному холдингу услуги на общую сумму 50 млн. руб. Налоговиков насторожило, что сделка была заключена с неизвестной на рынке организацией «Альта», и они пришли в нее со «встречной». В ходе нее выяснилось, что сразу после сделки «Альта» уволила сотрудников и фактически прекратила деятельность. В итоге расходы на агентские услуги инспекторы сняли, доначислили холдингу 14,4 млн. руб., отстояли их в суде, а материалы по подозрительной сделке передали в милицию. Милиционеров заинтересовал уже не холдинг, а именно небольшая компания «Альта». Поскольку, по их мнению, полученные от энергохолдинга деньги переводила на счета однодневки якобы за консультации. Правоохранители посчитали, что ООО «Альта» просто пыталось скрыть от налогов и обналичить деньги. В ходе опросов их подозрения подтвердили бывшие сотрудники «Альты», утверждавшие, что ни о каких консультациях им не известно. Сам обвиняемый также сообщил случайно, что ни разу не встречался с руководством своего контрагента, с которым заключил самую крупную за все существование «Альты» сделку. Несмотря на то что обвиняемый так и не признал свою вину, утверждая, что все сделки были реальны, суд признал его виновным в уклонении от уплаты налогов (ч. 2 ст. 199 Уголовного кодекса). Обжаловать приговор он не планирует. А главного бухгалтера компании к ответственности по уголовному делу привлекать не стали, посчитав, что о схемах ухода от уплаты ей ничего не было известно. Источник: Учет. Налоги. Право.

ПФР уточнит платежи по страховым взносам

Казначейство РФ и Пенсионный фонд РФ выпустили совместное письмо от 20 января 2010 г. N 42-7.4-05/5.4-34/АД-03-24/521, в котором проинформировали об уточнении платежей, отнесенных территориальными органами Казначейства РФ к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет. Речь идет о платежах по КБК 392 1 02 02030 06 0000 160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии) и КБК 392 1 02 02040 06 0000 160 (страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в ПФР на выплату накопительной части трудовой пенсии). Территориальным органам Федерального казначейства предписано обеспечить формирование и направление в отделения ПФР запросов на выяснение принадлежности платежа, сформированных по расчетным документам, в поле 104 которых указаны вышеприведенные КБК. В письме отмечается, что страховые взносы по указанным КБК, поступающие в 2010 г., должны учитываться территориальными органами Федерального казначейства как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет. Уточнение таких невыясненных поступлений осуществляется территориальными органами Федерального казначейства и отделениями Пенсионного фонда. Источник: Российский налоговый курьер.

ВАС РФ запретил признавать зависшие налоги недоимкой

Если компания исполнила свою обязанность по перечислению налога и суд это признал, хотя в бюджет деньги не поступили, инспекция не вправе отражать такие суммы на лицевом счете налогоплательщика как недоимку. Налогоплательщик выиграл судебный спор с инспекцией, но когда провели сверку с бюджетом, оказалось, что суммы, признанные судами уплаченными, все еще висят на лицевом счете компании как недоимка. Исправить эту ошибку налоговики отказались, сославшись на Приказ и письмо тогдашней МНС (а сейчас — ФНС) России. Из них следует, что налог считается неуплаченным, если в бюджет деньги не поступили, хоть и списаны с расчетного счета налогоплательщика. Компания обратилась в Высший Арбитражный Суд РФ с просьбой признать эти положения недействующими. Судьи требования компании удовлетворили, решив, что абз. 2 п. 1.6 Приказа МНС России от 18 августа 2000 г. N БГ-3-18/297 и абз. 8 п. 2 письма МНС России от 9 октября 2000 г. N ВП-6-18/788@ действительно противоречат Налоговому кодексу и фактически возлагают на налогоплательщиков дополнительные обязанности. Источник: Учет. Налоги. Право.

Отчет по форме N 2-аудит должен быть представлен в Минфин до 15 апреля

Форма N 2-аудит — это единственная годовая отчетность для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но ее заполняют часто с ошибками. Чтобы ошибок было меньше, в этом году Минфин России опубликует специальную программу для формирования этого отчета. На официальном сайте Минфина в разделе «Аудиторская деятельность — Общая информация — Отчетность аудиторских организаций» в ближайшее время будет размещена новая версия программного модуля для подготовки аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами отчетов, в частности выявления допущенных ошибок и исправления их до представления отчета в Минфин. Этот программный модуль будет доступен аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам для бесплатного копирования, распаковки и установки. Источник: журнал «Аудит сегодня».

Беднякам предложат работать на пособие

Президент Дмитрий Медведев вводит в систему социальной защиты малоимущего населения элемент модернизации — в РФ должна быть внедрена система социальных контрактов для бедных, при которой трудоспособному населению, находящемуся за чертой бедности, чтобы получать пособие, придется выйти на непрестижную работу. Тестирование новации в нескольких регионах начнется уже в этом году, а до 2012 г. их опыт планируется распространить на всю Россию. Согласно инициативе Администрации Президента до 2012 г. в РФ должна быть внедрена система «социальных контрактов» — речь идет о предоставлении адресной помощи бедным в обмен на выполнение ими оплачиваемой работы. Президент Дмитрий Медведев поручил премьер-министру Владимиру Путину до 1 января 2011 г. «обеспечить проведение в 2010 — 2011 гг. в отдельных субъектах РФ эксперимента по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам на основе социального контракта». В 2010 — 2011 гг. новая система будет тестироваться в отдельных регионах, а опыт ее внедрения должен лечь в основу методических рекомендаций для органов соцзащиты. Поручение Президента также предусматривает внедрение более четкой системы оценки эффективности социальной помощи. Кризис обострил проблему бедных, и система соцзащиты нуждается в модернизации, отмечают опрошенные «Ъ» эксперты. Численность населения с доходами ниже величины прожиточного минимума за год выросла больше чем на 1 млн. человек: если в сентябре 2008 г. в РФ насчитывалось 19 млн. бедных, или 13,5% от общей численности населения, то в сентябре 2009 г. их численность составила уже 20,7 млн. человек, или 14,7%. Задача социального контракта — перейти к активным моделям социальной помощи тем, кто реально в этом нуждается. Также социальный контракт решает проблему иждивенческих настроений среди бедного населения, стимулирует людей на поиски выхода из положения и повышает их экономическую активность. Эксперты отмечают, что новшество нормализирует и финансовую сторону вопроса, отсекая «лишних» получателей госпомощи: сейчас, по данным Независимого института социальной политики, более 60% получателей социальной помощи не являются бедными, а более 50% бедных не имеют доступа к этой системе помощи. «Социальный контракт подразумевает, что человек работает. Пусть и на непрестижной работе, но он обязуется ее выполнять. Тогда используется схема не просто выплаты пособия, а «зарплата плюс пособие» — это больше и лучше», — объясняет директор Независимого института социальной политики Татьяна Малева. Социальный контракт будет предложен тем, у кого есть такой трудовой потенциал, никто не будет заставлять работать инвалидов, добавляет она. «Внедрение социальных контрактов будет большим шагом вперед. Особенно если социальные контракты будут реализованы в программах самозанятости, например, при выплате стартового капитала», — говорит первый заместитель директора НИФИ Академии бюджета и Казначейства Минфина Светлана Мисихина. Идея социального контракта уже успешно работает: по данным Минздрава, хороший опыт накоплен в трех пилотных регионах — Республике Коми, Ростовской и Тульской областях, где социальные контракты с населением начали заключать еще в 2003 г. Позднее такие социальные технологии стали применять еще десять субъектов, среди которых Пермский край, Амурская, Волгоградская, Калининградская, Кемеровская, Нижегородская, Томская и Тюменская области. Согласно заявлению представителя Минздрава в целом заниматься внедрением социальных контрактов на федеральном и региональном уровнях будет Министерство. Но поскольку у него нет бюджета на эти цели, а законодательные полномочия принадлежат регионам, Минздрав, скорее всего, будет обеспечивать методологическое сопровождение новаций, а регионам предстоит разработать и принять соответствующие региональные нормативные правовые акты. Для того чтобы стимулировать эту работу, необходимо внести изменения в законодательство — в частности, в Закон «О государственной социальной помощи», отмечают в Минздраве. Эксперты отмечают, что кризис — удачное время для модернизации соцсферы: «На фоне экономического процветания пойти на такую малопопулярную меру — а у населения может возникнуть сопротивление — было бы труднее. Реформа такого плана с элементами социальной модернизации возможна только на этапе кризиса», — уверена Татьяна Малева. Источник: Коммерсантъ.

Институт кадастровых инженеров создаст конкуренцию на рынке госуслуг

С 1 марта 2010 г. в России начнут действовать новые правила кадастровой деятельности. В соответствии с Законом «О государственном кадастре недвижимости», вступившим в силу 1 марта 2008 г., будет создан институт кадастровых инженеров. Об этом сообщил заместитель Министра экономического развития РФ Игорь Манылов, выступая на «правительственном часе» в Совете Федерации. Ссылаясь на экспертные оценки, он сообщил, что в органы исполнительной власти ежедневно на территории страны поступает порядка 700 тыс. различных заявлений по вопросам кадастрового учета недвижимости, каждый гражданин РФ хотя бы один раз сталкивается с посещением офисов организаций, осуществляющих кадастровый учет. «Реализация любого проекта в сфере строительства, а также любая экономическая деятельность так или иначе связана с оборотом недвижимого имущества», — пояснил представитель МЭР. Однако на сегодняшний день все вопросы, связанные с межеванием и оценкой земель, выходят за рамки деятельности Росреестра, так как ими занимаются кадастровые инженеры, не являющиеся госслужащими. И. Манылов сообщил, что с 1 марта начнется аттестация кадастровых инженеров. Фактически речь идет о легализации деятельности кадастровых инженеров, что, по оценкам МЭР, создаст условия для развития конкуренции на рынке госуслуг в сфере кадастрового учета недвижимости. «Массовый приход кадастровых инженеров даст возможность повысить конкуренцию на рынке и снизить стоимость этих услуг», — пояснил представитель Министерства. По его словам, на сегодняшний день подписан Приказ, регламентирующий порядок работы комиссии по приему экзаменов у кадастровых инженеров. Квалификационный аттестат кадастрового инженера смогут получить как индивидуальные предприниматели, так и сотрудники компаний, работающих в этой сфере. И. Манылов пояснил, что решение вопроса, обеспечивающего доступ для новых участников на рынке услуг, очень важно не только с точки зрения снижения цен на услуги. По его словам, 2010 г. ознаменован массовым реформированием Росреестра в рамках соответствующей Концепции, одобренной Правительством в июле 2009 г. Смысл реформы, которая должна завершиться к концу текущего года, — упрощение процедуры учета и оформления прав на недвижимость. «Реформа проводится в интересах снижения издержек организаций. От нее зависит решение таких крупных государственных задач, как строительство олимпийских объектов и реализация национальных проектов на территории РФ», — утверждает он. Заместитель руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Вадим Андропов сообщил, что в марте 2010 г. будет запущен единый ведомственный портал по оказанию государственных услуг. Однако сведения в нем будут предоставляться только по шести субъектам РФ, а полноценный запуск ресурса запланирован на следующий год. В. Андропов сообщил, что в настоящее время ведомство внедряет автоматизированную информационно-справочную систему взаимодействия между органами кадастрового учета и государственными регистраторами и потребителями. Такая система, по его словам, позволит не только регулировать потоки заявлений на регистрацию, но и отслеживать количество полученных, обслуженных и стоящих в очереди заявлений. В рамках введения в действие этой системы в 2010 г. планируется установить 190 комплектов систем взаимодействия в 53 регионах РФ. Источник: allmedia. ru.

Кредитные кооперативы теперь под надзором Минфина

Отечественные финансисты продолжают бороться с пирамидами. Теперь за деятельностью кредитных кооперативов будет надзирать Министерство финансов. Таким образом, период фактически безнадзорной деятельности этих небанковских кредитных организаций завершен. В свою очередь участники рынка надеются, что новшества уменьшат количество мошенников в этом сегменте рынка. С кредитной кооперацией в большой степени связаны надежды финансовых властей в вопросе обеспечения россиян доступными кредитами. На сегодняшний день именно кредитные кооперативы являются распространенной формой микрофинансовых организаций в России. До кризиса их совокупный кредитный портфель составлял порядка 25 млрд. руб. (более 2 тыс. кооперативов). Однако на протяжении многих лет их деятельность оставалась фактически безнадзорной. «В июле прошлого года был принят Закон о кредитной кооперации, и тогда же заново встал вопрос о том, что внешнего надзора за ними никто не осуществляет, — говорит президент Российского микрофинансового центра (РМЦ) Михаил Мамута. — Решение Правительства назначить таким надзорным органом Минфин мы приветствуем, поскольку ведомство, как регулятор рынка, хорошо знакомо с особенностями деятельности кредитных кооперативов». Кассы взаимопомощи. Кредитные кооперативы, по сути, являются кассами финансовой взаимопомощи. Их могут создавать граждане по принципу общности места жительства, трудовой деятельности, профессиональной принадлежности и другим. В кредитный кооператив, согласно российскому законодательству, не могут входить меньше 15 и больше 2 тыс. человек. Они принимают деньги и выдают ссуды под проценты только своим членам. Размеры выдаваемых ими кредитов, как правило, не превышают 500 тыс. руб. Во многих странах мира кредитные кооперативы работают как строительные сберегательные кассы, финансируя преимущественно строительство жилья. Надзор за саморегулируемыми организациями. По словам Мамуты, в настоящее время в законодательство о кредитной кооперации заложена концепция саморегулируемых организаций. По этой схеме кредитные кооперативы будут в обязательном порядке объединены в саморегулируемые организации (СРО), которые будут выступать агентами государственного надзорного органа и по его поручению выполнять контроль за деятельностью своих членов. По словам президента РМЦ, такая модель надзора распространена во многих странах мира, «является дешевой и эффективной». Ранее в поддержку такой модели высказывался и заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Дмитрий Скрипичников. По его мнению, участники рынка обеспечат более качественный контроль, чем это могли бы сделать государственные чиновники. Он пояснил, что одним из элементов системы надзора через СРО является солидарная финансовая ответственность их членов. Согласно законодательству кредитная деятельность кооперативов требует страхования рисков смерти или потери трудоспособности заемщика. До сих пор для этого кредитные кооперативы в основном создавали свои общества взаимного страхования (контролируются Росстрахнадзором), доработкой нормативной базы для которых также теперь придется заняться Минфину. Мошенники снимут маску кооператоров. Появление у кредитных кооперативов внешнего надзирателя в лице Минфина на практике должно привести к снижению числа мошенничеств на финансовом рынке. «Статистики по мошенничествам кредитных кооперативов нет, но стоит признать, что они не являются сильно распространенными, — говорит Михаил Мамута. — По нашим данным, большая часть мошеннических организаций на финансовом рынке в 2008 г. были зарегистрированы как общества с ограниченной ответственностью, а не как кооперативы». По мнению председателя РМЦ, большинство проблем в деятельности кредитных кооперативов в последние годы были связаны не столько со злым умыслом, сколько с недостаточной квалификацией их менеджеров. «Те кооперативы, под маской которых скрывались микрофинансовые пирамиды, теперь вынуждены будут прекратить свое существование», — уверен он. В дальнейшем, по словам главы РМЦ, рынок микрофинансирования и конкретно кредитной кооперации будет расти быстро. Источник: Газета — GZT. RU.

Товары, доставляемые из-за границы по почте, не будут облагаться пошлинами

Совершать покупки в зарубежных интернет-магазинах станет проще: теперь товары, пересылаемые по почте из-за рубежа, будут идти в обход таможни. Это стало возможным после принятия новых поправок в Таможенный кодекс РФ, которые вступили в силу с начала 2010 г. Таким образом, в России вновь заработал принцип консигнации, закрепленный в международных соглашениях Всемирного почтового союза, — считает президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов. — Он перестал действовать в 2004 г., после вступления в силу новой редакции Таможенного кодекса. Вследствие этого крупнейшие игроки рынка каталожной торговли, в частности зарубежные интернет-магазины, согласно требованиям прежней редакции Таможенного кодекса также должны были для работы в России открывать свои предприятия. На практике, правда, россиянин все-таки мог приобрести товар из заграницы, но для этого ему приходилось уплачивать таможенную пошлину и проходить целый ряд бюрократических процедур. Это породило появление рынка посредников, позволяющих осуществлять заказы у зарубежных торговцев. Для того чтобы упростить процедуру прохождения таможни и уменьшить срок получения заказанного товара, такие крупные игроки каталожной торговли, как Otto и Quelle, открыли в России свои дочерние предприятия со складами. В стоимость товаров, которые поступали с этих складов заказчикам, включались и таможенные сборы. А ряд компаний оказались вынуждены покинуть российский рынок, например британская Freemans (мужская одежда), финская Biltema (автокомплектующие), французская Trois Suisse (одежда). Теперь же, если покупатель, который приобретает через Интернет товар непосредственно за рубежом на сумму не более 10 тыс. руб. в неделю, будет избавлен от бюрократических процедур и таможенных сборов. По мнению экспертов, новация подстегнет рост рынка каталожной торговли в России, который в прошлом году оценивался НАДТ в 3,7 млрд. евро, а потребителям в глубинке позволят почувствовать себя жителями мировых столиц. Впрочем, те компании, которые уже открыли склады в России, вряд ли от них откажутся, а для тех людей, что покупают товары по каталогам с этих складов, ничего не изменится, ведь товары доставляются туда как обычный импорт, с соблюдением всех соответствующих процедур, и пошлины на них никто не отменял. Преимущества получат те зарубежные интернет-магазины, которые хотят торговать с россиянами без посредников. Впрочем, представители отечественных интернет-магазинов не боятся конкуренции с иностранными. По словам исполнительного директора холдинга E-House Владислава Улендеева, судя по тому, что многие зарубежные компании даже не принимают к оплате российские кредитные карты, у них просто отсутствует какой-либо интерес к российскому рынку. Почему же работа с российскими покупателями для иностранцев не слишком выгодна даже с учетом отмены таможенных процедур? Во-первых, наша почта теряет посылки, а продавцы вынуждены пересылать их заново. Россия — единственная европейская страна, куда, скажем, Amazon (книги, диски, развлекательный контент) соглашается доставлять заказы только дорогой курьерской доставкой. Во-вторых, время, которое тратит клиентская служба на обслуживание российского клиента, значительно больше, чем среднее время, потраченное на местного клиента. Россияне не очень хорошо знают иностранные языки, и мало кто берется решать возникшие проблемы по телефону, предпочитая вступать в долгую переписку. Источник: Российская Бизнес-газета.

——————————————————————

Название документа