Административно-правовая защита социальных интересов населения в России

(Каткова Л. В., Приказнова Л. С.) («Административное право и процесс», 2010, N 6) Текст документа

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА СОЦИАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИИ

Л. В. КАТКОВА, Л. С. ПРИКАЗНОВА

Каткова Лариса Владимировна, заведующая кафедрой Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, кандидат философских наук.

Приказнова Лилия Сергеевна, студентка 4-го курса Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета.

Россия, являющаяся в соответствии с Конституцией социальным государством, сумела в чрезвычайно сложных социально-экономических и финансовых условиях создать основы для развития полноценной системы социального обслуживания населения.

Ключевые слова: социальное государство, социальная политика, принцип патернализма, государственные социальные программы, социальная инфраструктура, социальная реабилитация.

Administrative-law regulation of social protection of population in Russia L. V. Katkova, L. S. Prikaznova

Russia which is a social state in accordance with the Constitution managed to create the grounds for development of full-fledged system of social service of population in extremely complicated social-economy conditions.

Key words: social state, social policy, principle of paternalism, state social programs, social infrastructure, social rehabilitation.

Вопрос о социальной защите населения видится актуальным в связи с тем, что, во-первых, отношения в сфере социальной защиты представляют собой развивающийся, постоянно изменяющийся процесс, а это значит, что постоянно изменяется законодательство, регулирующее данные правоотношения, меняется направление политики органов государственного управления, изменяется структура органов государственной власти, а значит, необходимы анализ и изучение изменений правового регулирования социальной защиты населения; во-вторых, если ранее полномочия в сфере социальной защиты осуществляло Министерство труда и социального развития РФ, то сейчас данные полномочия осуществляются Министерством здравоохранения и социального развития РФ, что делает актуальным изучение деятельности этого органа, и, наконец, актуальность данной темы объясняется ее жизненным характером и широким практическим применением. Социальная защита в широком смысле — это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, а в узком смысле — это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения. Российская Федерация, определенная в Конституции РФ как социальное государство, решает ряд задач как общества в целом, так и отдельных его категорий посредством комплексной системы социальной защиты: — снижения социальной напряженности в обществе; — оказания социальной помощи семьям, отдельным гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию; — адаптации населения к новым социально-экономическим условиям, социальной реабилитации граждан, в том числе несовершеннолетних, являющихся инвалидами; — создания благоприятных условий для людей, нуждающихся в стационарном социальном обслуживании, а также во временном приюте; — защиты прав и интересов детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, профилактики правонарушений среди несовершеннолетних. Определяя круг объектов, подлежащих социальной защите, стоит заметить, что круг объектов может рассматриваться как в узком, так и в широком смысле. В широком смысле объектами социальной защиты являются все граждане РФ, так как правом на социальные гарантии со стороны государства обладают все граждане. Право на социальную защиту всех граждан России закреплено в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, которая гласит, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. В узком смысле к объектам социальной защиты относятся социально слабые группы населения — граждане, которые по своим объективным возможностям не могут самообеспечиваться без мер социальной помощи. К социально слабым слоям населения следует относить: инвалидов, ветеранов, граждан пожилого возраста и граждан, достигших возраста 80 лет, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также многодетные и неполные семьи. Политика государства в области социальной защиты населения — политика и целенаправленные действия, а также средства, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения. Правоотношения по реализации социальной защиты населения регулирует ряд законов, а именно: ФЗ «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и другие. Политика государства в области социальной защиты населения основывается на следующих принципах. Во-первых, принцип поощрительности властными структурами с целью общественно-политического резонанса на те или иные социально значимые события, получившие общественную оценку, либо для поддержания государственных важных деяний принимаются решения, ориентированные на социальную поддержку отдельных социальных групп, слоев населения, а в некоторых случаях — индивидов. Во-вторых, принцип заявительности, т. е. социальная помощь предоставляется нуждающемуся гражданину по мере письменного обращения заявителя или лица, представляющего его интересы. В-третьих, принцип патернализма, обозначающего государственную опеку («отеческую заботу») по отношению к социально и экономически незащищенным слоям и группам населения. Для осуществления государственной политики в сфере социальной защиты населения существует Министерство здравоохранения и социального развития РФ, деятельность которого направлена на осуществление государственной политики по защите населения, реализации государственных социальных программ, а также в структуру Министерства включен Департамент социальной защиты, непосредственно занимающийся обеспечением деятельности Министерства по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, а также по оказанию государственных услуг в сфере социальной защиты. Основными направлениями государственной политики, направленной на социальную защиту населения, являются меры, предпринимаемые государственными органами для создания и поддержания нормального уровня жизни социально незащищенных категорий граждан, совершенствования законодательства в сфере социальной защиты и контроля за правильностью правоприменения. В политике государства в зависимости от объекта социальной защиты можно выделить следующие направления: 1) социальная защита детей, детства и отрочества, в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Предполагает создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей. В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образование, имущественные интересы важную роль играет прокурорский надзор, надзор судебных и правоохранительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Минздравсоцразвития России, иным федеральным и региональным органам власти; 2) социальная защита социально слабых трудоспособных групп населения. Создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам; 3) социальная защита нетрудоспособных категорий граждан. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие: — всем лицам, постоянно проживающим на территории РФ, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств; — полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей; — жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущение ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных; — осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечение социальной защищенности инвалидов, создание им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации; — проживание в семье; — сохранение денежных сбережений и ценных бумаг; — имущественные интересы; — достойное обеспечение ритуальными услугами; 4) социальная защита семьи. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентированная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, — неотъемлемая часть социальной защиты населения. Спорным вопросом является проблема льгот и их замена денежными компенсациями, так называемая монетизация льгот, проведенная в 2005 г. Данная реформа вызвала сильнейшее недовольство среди населения. Причинами этому послужил ряд обстоятельств: во-первых, многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее; во-вторых, не был учтен разрыв между получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января; в-третьих, денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам — потребителям дорогостоящих лекарств — нет. Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала от монетизации. Модернизация политики льгот, а именно так следует рассматривать эту проблему, требует концептуальной проработки, терпения и мудрости государственных и политических деятелей, привлечения к ее решению квалифицированных специалистов, владеющих проблемой. Еще одной проблемой в сфере социальной защиты населения является необходимость стандартизации, т. е. деятельности, направленной на достижение оптимального уровня упорядочения социальной сферы общественной жизни посредством задания требований (правил, условий, обязательных для выполнения) к объектам стандартизации. Главная цель социальной стандартизации — формирование и применение системы социальных стандартов для совершенствования управления социальной сферой, повышения эффективности регулирования качества и уровня жизни населения. Суть социальной стандартизации, объектом которой выступает одна из основных подсистем общества — социальная сфера общественной жизни, состоит в том, чтобы способствовать оптимальному развитию условий и образа жизни членов общества, повышению уровня и качества их жизни. Система социальной стандартизации должна быть построена таким образом, чтобы автоматически поддерживать нормальный уровень качества жизни населения, в том числе и планку социальной защиты, на должном уровне. Социальный стандарт выполняет следующие основные функции: — порождает вид деятельности — социальную стандартизацию, являющуюся сервисной по отношению к экономике; — является инструментом задания требований к объектам социальной стандартизации по выделенным направлениям <1>. ——————————— <1> Ренкас Н. Н. Социальные стандарты — инструмент управления качеством жизни населения региона // Социальное и пенсионное право. 2006. N 4.

Следует заметить, что государственные социальные программы дают положительные результаты. Как известно, 2008 г. был объявлен Годом семьи в РФ. В «Российской газете» были опубликованы предварительные итоги социальной программы. Одним из главных итогов Года семьи должна стать новая концепция семейной политики в России, которую готовит рабочая группа, созданная совместно Комитетом Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей и Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике. Концепция вместе с пакетом соответствующих законов должна быть разработана до конца года. После объявления 2008 г. Годом семьи был принят и уже вступил в силу ряд законов, направленных на защиту семьи и самых социально незащищенных ее членов. Это, во-первых, Указ Президента России от 26 марта 2008 г. «О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», в апреле был принят Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» — первый в России единый документ, регулирующий отношения опекунов, попечителей и их подопечных, который вступил в силу 1 сентября. Закон упорядочивает процедуры установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства, определяет полномочия органов опеки и попечительства, правовой статус опекунов и попечителей, а также определяет формы их поддержки государством <2>. ——————————— <2> Семейные ценности // Рос. газета. Спецвыпуск. 6 ноября 2008 г.

Еще одной немаловажной программой государства является программа «Здоровье», в рамках которой государство решает такие задачи, как улучшение качества медицинской помощи, профилактическая деятельность медицинских учреждений, финансирование высокотехнологических видов медицинской помощи. Забота о здоровье граждан должна стать первоочередной задачей всех органов власти. Основными направлениями государственной политики, направленной на социальную защиту населения, являются меры, предпринимаемые государственными органами, на создание и поддержание нормального уровня жизни социально незащищенных категорий граждан, совершенствование законодательства в сфере социальной защиты и контроль за правильностью правоприменения. Основанная на законах, продуманная с учетом социальных изменений, урегулированная административно-правовыми нормами политика государства в сфере социальной защиты является залогом благополучия общества и государства в целом.

——————————————————————

Название документа Вопрос: Унитарное предприятие, основным видом деятельности которого является уборка территории и тому подобная деятельность, применяет упрощенную систему налогообложения. Планируем оказывать услуги населению по захоронению (выкапывание могил, доставка тела к месту захоронения). Эти услуги подпадают под ЕНВД, или можно также применять УСНО? («ЭЖ-Юрист», 2010, N 29) Текст документа

Вопрос: Унитарное предприятие, основным видом деятельности которого является уборка территории и тому подобная деятельность, применяет упрощенную систему налогообложения. Планируем оказывать услуги населению по захоронению (выкапывание могил, доставка тела к месту захоронения). Эти услуги подпадают под ЕНВД, или можно также применять УСНО? А. Неделина, г. Владивосток

Ответ: Согласно Общероссийскому классификатору услуг населению ОК 002-93, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163 (далее — ОКУН), услуги по захоронению (код 019505) относятся к бытовым услугам (как и все ритуальные услуги). Бытовые услуги подпадают под ЕНВД, при этом под бытовыми понимаются платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные ОКУН, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных домов (подп. 1 п. 2 ст. 346.26, ст. 346.27 НК РФ). ЕНВД может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Поэтому если нормативным актом местного уровня, действующим по месту нахождения вашей организации, введена система налогообложения в виде ЕНВД (в том числе в отношении бытовых услуг), то в отношении услуг по захоронению нужно будет платить ЕНВД. В отношении услуг по доставке тел к месту захоронения могут возникнуть следующие проблемы. По мнению Минфина, услуги специализированного вида автотранспорта по транспортировке тел умерших входят в группировку 023410 «Услуги специально оборудованных машин для обслуживания гражданских обрядов» раздела «Транспортные услуги» ОКУН и, соответственно, под ЕНВД не подпадают (письмо от 04.06.2007 N 03-11-04/3/202). Иное мнение высказывало УФНС Московской области в письме от 22.08.2006 N 22-19-И/0366. Налоговики сослались на гарантированный перечень услуг, предоставляемых специализированной организацией по вопросам похоронного дела, который приведен в подп. 3 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.96 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». В него входит в том числе перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий). В этой связи, по мнению УФНС, услуги по транспортировке тел умерших, оказываемые специализированной организацией в рамках услуг по погребению, не являются самостоятельным видом предпринимательской деятельности и должны считаться ритуальными услугами. Аналогичное мнение можно увидеть и в судебных решениях (см. Постановления ФАС МО от 24.11.2005 N КА-А40/11712-05, ФАС СЗО от 30.07.2004 N А44-646/04-С15, ФАС УО от 20.10.2004 N Ф09-4375/2004-АК). На наш взгляд, в отношении услуг по доставке тел умерших к месту погребения также следует применять ЕНВД, если он введен в месте деятельности налогоплательщика. При этом, учитывая спорность вопроса, нельзя исключать возможность конфликта с налоговым органом.

Мария Мошкович Газета «ЭЖ-Юрист»

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *