Юридическая ответственность страхователя как субъекта обязательного социального страхования

(Галаева Л. А.) («Социальное и пенсионное право», 2010, N 4) Текст документа

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТРАХОВАТЕЛЯ КАК СУБЪЕКТА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ <*>

Л. А. ГАЛАЕВА

——————————— <*> Galaeva L. A. Legal responsibility of insurant as a subject of social insurance.

Галаева Л. А., аспирант кафедры трудового права и права социального обеспечения Академии труда и социальных отношений (г. Москва).

Статья посвящена выявлению специфики отношений в сфере обязательного социального страхования, эволюции системы юридической ответственности в этой сфере и вопросам повышения юридической ответственности страхователя.

Ключевые слова: социальное обеспечение, социальное страхование, социальный страховой риск, страхователь, страховщик, юридическая ответственность страхователя.

The article deals with detection of specifics of relations in the sphere of obligatory social insurance, evolution of the system of legal responsibility in this sphere and the issues of increase of legal responsibility of insurant.

Key words: social service, social insurance, social insurance risk, insurant, insurer, legal responsibility of insurer.

Обязательное социальное страхование в настоящее время является одной из наиболее сложных, но интересных форм социального обеспечения в Российской Федерации. Как известно, в рамках обязательного социального страхования осуществляется защита экономически активного населения от социального страхового риска. Учитывая особую важность обязательного социального страхования, его влияния на общественные процессы, государство активно участвует в совершенствовании его системы, дающей возможность значительной концентрации ресурсов в едином фонде и тем самым обеспечивающей надежную страховую защиту работающего населения страны. Такое участие подтверждается в том числе и закреплением норм юридической ответственности субъектов обязательного социального страхователя. В рамках данной статьи остановимся на особенностях закрепления в законодательстве норм юридической ответственности лишь страхователя как участника отношений по обязательному социальному страхованию. В качестве страхователей в системе обязательного социального страхования в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Закон от 16 июля 1999 г.) <1> выступают организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи). ——————————— <1> СЗ РФ. 1999. N 29. Ст. 3686; 2003. N 1. Ст. 5; N 52. Ст. 5037; 2004. N 10. Ст. 836.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее — Закон от 24 июля 2009 г. N 212) <2> страхователи определяются как плательщики страховых взносов, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (страхователи-работодатели), и лица, не производящие выплаты физическим лицам (страхователи, не являющиеся работодателями). ——————————— <2> СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3738.

Необходимо отметить, что круг обязанностей страхователя достаточно широк. Их перечень мы находим в Законе от 16 июля 1999 г., Законе от 24 июля 2009 г. N 212, а также в федеральных законах о конкретных видах обязательного социального страхования и в отраслевом законодательстве. Строгое исполнение обязанностей, возложенных на страхователя законом, имеет большое значение, так как именно от этого зависит в дальнейшем реализация социальных прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения при наступлении страховых случаев. Следует отметить, что Закон от 16 июля 1999 г. не содержит норм о юридической ответственности страхователя (равно как и других субъектов системы обязательного социального страхования) за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Юридическая ответственность страхователя не имеет единого закрепления и в каком-либо другом нормативном акте. Однако меры юридической ответственности, которые могут быть применены к страхователю при совершении им правонарушения, мы находим в федеральных законах о конкретных видах обязательного социального страхования, в другом отраслевом законодательстве и в законодательстве Российской Федерации. Специфика отношений в сфере обязательного социального страхования заключается в том, что между застрахованным лицом и страховщиком отсутствуют договорные отношения, а страховые взносы уплачиваются в силу закона третьими лицами — страхователями-работодателями. Поэтому главная обязанность страхователя — встать на соответствующий учет и уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы. Штрафные санкции за нарушение страхователем срока регистрации у страховщика мы находим в ст. 27 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» <3> (далее — Закон от 15 декабря 2001 г.), в п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» <4> (далее — Закон от 24 июля 1998 г.). А вот в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и связи с материнством» (далее — Закон от 29 декабря 2006 г.) <5> штрафные санкции за неисполнение данной обязанности не указаны. В такой ситуации возникает вопрос о возможности распространения штрафных санкций, указанных в Законе от 15 декабря 2001 г. и Законе от 24 июля 1998 г., на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. На наш взгляд, применение обозначенных штрафных санкций может иметь место в рамках аналогии закона, которая допускается как метод (способ) преодоления, восполнения пробелов в праве <6>. ——————————— <3> СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 12. <4> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3803; 2002. N 26. Ст. 2521; 2003. N 46. Ст. 4437; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 2; N 6. Ст. 637; 2007. N 10. Ст. 1151; 2009. N 7. Ст. 769. <5> СЗ РФ. 2007. N 1. Ст. 18; 2009. N 7. Ст. 781. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Учебник Н. И. Матузова, А. В. Малько «Теория государства и права» включен в информационный банк согласно публикации — Юристъ, 2004. —————————————————————— <6> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. М.: Юрист, 2007. С. 463.

Представляется, что вполне целесообразно было бы дополнительно установить в Законе от 29 декабря 2006 г. отдельную статью об ответственности на нарушение сроков регистрации страхователя у страховщика либо установить такую же статью в Законе от 24 июля 2009 г. N 212. Другая обязанность страхователя — уплачивать в установленные сроки и в надлежащем размере страховые взносы. В связи с принятием Закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ произошло возвращение в практику социального страхования страховых взносов, вносимых во внебюджетные фонды обязательного социального страхования вместо единого социального налога (ЕСН). Ответственность за правонарушения в части несвоевременной и неполной уплаты страховых взносов их плательщиками наступает теперь не в соответствии с налоговым законодательством, а в соответствии с Законом от 24 июля 2009 г. N 212. Сравним те виды санкций, которые были установлены в НК РФ применительно к плательщикам ЕСН, и те, что названы в упомянутом Законе. Меняет ли Закон от 24 июля 2009 г. N 212 меры юридической ответственности страхователей за неплатежи? Штрафные санкции в ст. 119 НК РФ и ст. 46 Закона от 24 июля 2009 г. N 212 за непредставление налоговой декларации и за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам одинаковы. Однако, в отличие от НК РФ, Закон от 24 июля 2009 г. N 212 прямо предусматривает штрафы за просрочку не только годового, но и квартальных расчетов. Кроме того, если в НК РФ не был прописан минимальный размер штрафа за несвоевременную сдачу отчета более 180 дней, то в Законе от 24 июля 2009 г. N 212 он есть и составляет 1000 руб. Аналогичные нормы за непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам внесены Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» <7> (далее — Закон от 24 июля 2009 г. N 213) в Закон от 24 июля 1998 г. ——————————— <7> Российская газета. 2009. 29 июля.

Идентичными являются ст. 122 НК РФ и ст. 47 Закона от 24 июля 2009 г. N 212, которые указывают на штрафные санкции за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов. Статья 48 Закона от 24 июля 2009 г. N 212 устанавливает аналогичные ст. 126 НК РФ штрафные санкции за отказ или непредставление документов, необходимых для осуществления контроля за уплатой страховых взносов, однако в ней нет ч. 2 из ст. 126 НК РФ, которая была адресована банкам. Теперь это правило перенесено в ст. 49 Закона от 24 июля 2009 г. N 212. Таким образом, Закон от 24 июля 2009 г. в целом сохранил преемственность в определении размера штрафных санкций в отношении страхователя за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, которые могли бы быть и изменены в сторону увеличения по сравнению с НК РФ. Особенности уплаты пеней страхователем в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние сроки определены в Законе от 24 июля 2009 г. N 212 не в главе 6 о нарушениях законодательства о страховых взносах, а в главе 3, посвященной обеспечению исполнения обязанности по уплате страховых взносов, что представляется весьма необоснованным обстоятельством, так как и штраф, и пеня — виды неустойки в общем механизме гражданско-правовой ответственности. В соответствии с п. 6 ст. 25 Закона от 24 июля 2009 г. процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день задержки. В соответствии с п. 2 ст. 18 Закона от 24 июля 2009 г. N 212 в случае неуплаты или неполной уплаты плательщиками страховых взносов производится взыскание недоимки в принудительном порядке по страховым взносам путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов, а также за счет иного имущества плательщиков страховых взносов, которые являются восстановительными мерами по выполнению определенной законом обязанности страхователя. Нарушение обязанности страхователя по неуплате страховых взносов не влияет на право застрахованных лиц в обязательном пенсионном страховании. Так, решением Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 11 января 2008 г. были восстановлены пенсионные права граждан (застрахованных лиц), нарушенные первоначально неисполнением работодателями (страхователями) своих обязанностей по своевременной и в полном объеме уплате страховых взносов за своих работников в бюджет ПФР. За застрахованными лицами признано право на перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости за отработанный ими период, а не исходя из фактически уплаченных страхователем (работодателем) страховых взносов <8>. ——————————— <8> См.: Комментарий судебной практики по спорам, возникающим из трудовых и пенсионных отношений / Отв. ред. Н. Г. Гладков. М.: Юрайт, 2009. С. 467.

Ответственность страхователя за выплату определенных видов страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования обозначена в Законе от 24 июля 1998 г. В соответствии с п. 8 ст. 15 упомянутого Закона при задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному лицу и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5% от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что за годы реформ законодатель выделил специальные составы правонарушений и преступлений по КоАП РФ и УК РФ, которые могут иметь отношение к юридической ответственности страхователя-работодателя. Например, КоАП РФ устанавливает наложение административного штрафа на должностных лиц за непредоставление на безвозмездной основе услуг по погребению, а равно за невыплату социального пособия на погребение (ст. 5.41), за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов (п. 2 ст. 15.14). Законом от 24 июля 2009 г. N 213 в КоАП РФ дополнительно внесены ст. ст. 15.32 — 15.34, регламентирующие нормы ответственности за нарушения в сфере обязательного социального страхования, которые могут параллельно применяться с нормами ответственности страхователя, закрепленными в отраслевом законодательстве. Эти статьи предусматривают наложение административного штрафа за нарушение срока государственной регистрации в органах государственных внебюджетных фондов (ст. 15.32), за нарушение установленных порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов (ст. 15.33), за сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 15.34). Расследование административного правонарушения по сокрытию страхового случая страхователем на практике часто сопровождается выявлением нарушений правил охраны труда в данной организации, что может повлечь уголовную ответственность лиц, обязанных обеспечивать соблюдение этих правил в соответствии со ст. 143 УК РФ «Нарушение правил охраны труда». Состав преступления, выделенного законодателем в ст. 145.1 УК РФ «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат», может иметь отношение к юридической ответственности страхователя-работодателя, поскольку предусматривает уголовную ответственность руководителей организации и работодателей — физических лиц за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенных указанными лицами из корыстной или иной личной заинтересованности. Однако на сегодняшний день данная статья носит декларативный характер, судебная практика по привлечению к уголовной ответственности страхователя (работодателя) отсутствует, и пенсии, пособия подлежат взысканию в порядке гражданского судопроизводства. Ситуация в обязательном социальном страховании в последнее время характеризуется тем, что страховщики все чаще сталкиваются с фальсификациями страховых случаев, т. е. со страховым мошенничеством. Например, очень часто по просьбе лиц, желающих получить максимальное пособие по беременности и родам, работодатели-страхователи (чаще всего небольшие фирмы и индивидуальные предприниматели) незаконно устанавливают таким женщинам значительно большую заработную плату, чем полагается по данной должности, или фальсифицируют документы о заработной плате. При совершении мошенничества в отношении виновного лица ответственность за данное деяние наступает по ч. 1 ст. 159 УК РФ. К сожалению, российское законодательство не знает самостоятельного состава преступления, предусматривающего ответственность за мошенничество в сфере обязательного социального страхования. Обманы относительно наличия страхового случая или размера страховой суммы, повлекшие противоправное завладение имуществом страховщика, квалифицируются как обычное мошенничество. Следует согласиться с высказанной в литературе на этот счет точкой зрения, что дальнейшее развитие страхового рынка приведет к необходимости включения в УК РФ отдельной статьи, устанавливающей ответственность за мошенничество в сфере страхования, в том числе в сфере обязательного социального страхования <9>. ——————————— <9> См.: Дмитриев Д. Б. Мошенничество в сфере обязательного социального страхования: Дис. … канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2004. С. 155.

Дальнейший анализ законодательства о конкретных видах обязательного социального страхования позволил бы выявить другие нормы, касающиеся юридической ответственности страхователя-работодателя как субъекта правоотношений в рассматриваемой сфере. На наш взгляд, фрагментарный разброс норм юридической ответственности усложняет их применение и свидетельствует о необходимости их систематизации путем закрепления в федеральных законах о конкретных видах обязательного социального страхования либо более четкого и подробного изложения содержания и видов юридической ответственности в Законе от 24 июля 2009 г. N 212.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *