Социальные риски как обстоятельства, влекущие возникновение социально-обеспечительных отношений

(Благодир А. Л.) («Социальное и пенсионное право», 2011, N 1)

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ КАК ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ВЛЕКУЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ <*>

А. Л. БЛАГОДИР

——————————— <*> Blagodir A. L. Social risks as circumstances entailing arising social-security relations.

Благодир Алла Леонтьевна, доцент Института (филиала) МГЮА имени О. Е. Кутафина (г. Киров), кандидат юридических наук.

Статья посвящена выявлению сущностных характеристик понятия социального риска, выделяемого автором в качестве базового критерия для отрасли социального права. Автор исследует научно-теоретическую эволюцию понятия социального риска, а также иллюстрирует его выделением набора юридических фактов, влекущих возникновение социально-обеспечительных отношений.

Ключевые слова: право социального обеспечения, социальный риск, социальное страхование, трудное жизненное обстоятельство.

The article is devoted to revealing essential characteristics of concept social risk by the author as a basic criterion for the branch of social law. The author studies scientific-theory evolution of concept social risk and also illustrates it by emphasizing the set of juridical facts entailing arising social-security relations.

Key words: law of social security, social risk, social insurance, difficult life circumstance.

В общей части отрасли права социального обеспечения помимо основного института, института правосубъектности, следует также выделить самостоятельный институт — институт оснований, влекущих возникновение права на социальное обеспечение. Для того чтобы определить его место в общей части отрасли права социального обеспечения, нам необходимо решить ряд важных задач, а именно: рассмотреть понятие «социальный риск», доказать, что социальный риск так или иначе оказывает влияние на возникновение всех материальных отношений, как страховых, так и нестраховых, регулируемых особенной частью названной отрасли. И наконец, обосновать тот феномен, что «социальные риски» — это не что иное, как юридические факты со специфическим отпечатком, отражающим социальную направленность, которые влекут возникновение социально-обеспечительных правоотношений. До настоящего времени понятие «социального риска» не было подвергнуто достаточно глубокой научной разработке с позиции расположения норм, касающихся социальных рисков в системе права социального обеспечения. В той или иной степени «социальный риск» рассматривался при исследовании проблем социального страхования. Так, в первой половине XX в. к исследованию феномена социального страхования обращались Н. А. Видгорчик, Л. В. Забелин, З. Теттенборн <1>, в шестидесятые — семидесятые годы — В. С. Андреев, К. С. Батыгин, В. А. Лукьянова <2>, в девяностые — Г. В. Сулейманова, В. Д. Роик <3>. В начале XXI в. с учетом построения в России новых социально-экономических отношений ученые (М. О. Буянова, В. П. Галаганов, Е. Е. Мачульская, Т. К. Миронова, М. Ю. Федорова и др.) <4> вновь обращаются к понятию «социального риска». ——————————— <1> См., напр.: Вигдорчик Н. А. Социальное страхование. Пг.: «Муравей», 1917; Вигдорчик Н. А. Теория и практика социального страхования. Вып. 1. Теоретические основы социального страхования. Изд. 4-е. Л.-М.: «Книга», 1925; Забелин Л. В. Пути и судьбы социального страхования. Краткий очерк теории социального страхования. М.: Вопросы труда, 1926; Теттенбонр З. Социальное обеспечение и социальное страхование. ВСОБ. N 5 — 6. 1921; и др. <2> См., напр.: Андреев В. С. Некоторые вопросы теории социального страхования. 1964; Батыгин К. С. Правовые проблемы социального страхования в СССР: Дис. … докт. юрид. наук. 1975; Социальное страхование в СССР: Дис. … канд. экон. наук. 1963. <3> См., напр.: Сулейманова Г. В. Социальное обеспечение и социальное страхование. Экспертное бюро. 1997; Роик В. Д. Социальное страхование: история, проблемы, пути совершенствования. М., 1994. <4> См., напр.: Буянова М. О. Социальное обслуживание граждан России в условиях рыночной экономики: Теоретико-правовой аспект: Монография. М.: ООО «Издательство Проспект», 2002; Галаганов В. П. Правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию: Проблемы теории и практики: Автореф. дис. … докт. юрид. наук. М., 2009; Мачульская Е. Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной экономики: теория и практика правового регулирования: Автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М.: МГУ, 2000; Миронова Т. К. Право и социальная защита. М.: Права человека, 2006; Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: Монография. Омск: Омский госуниверситет, 2003.

В рамках данного исследования мы не ставим перед собой задачи анализа социальных рисков в рамках социального страхования. Это уже было сделано указанными выше учеными. Тем не менее полагаем необходимым обратиться к основным положениям, касающимся понятия «социального риска», высказанными некоторыми из них. Так, Н. А. Видгорчик писал: «Слово «социальный» употребляется для обозначения всего того, что так или иначе связано с устройством общественной жизни. Так, неравенство между людьми, зависящее от богатства одних и бедности других, называют «социальным» неравенством. Все те меры, которые направлены к изменению общественного устройства, называют «социальными» мероприятиями. К социальному страхованию ученый относил следующие виды страхования: на случай болезни; от несчастных случаев (на случай увечья); на случай инвалидности (т. е. потери работоспособности на долгое время или навсегда); на случай старости; на случай смерти (т. е. страхование вдов и сирот); страхование материнства (т. е. страхование женщин на случай родов); на случай безработицы <5>. Социальное страхование должно заботиться не только о самих застрахованных, но и об их семьях. И все то, что социальное страхование дает самому застрахованному, оно должно предоставить и его жене, и его детям <6>. ——————————— <5> Вигродчик Н. А. Социальное страхование. Пг.: «Муравей», 1917. С. 11 — 12. <6> Там же. С. 28.

Е. Е. Мачульская определяет социальный риск как вероятностное событие, наступающее в результате утраты заработка или другого трудового дохода, падения уровня жизни ниже отметки прожиточного минимума и по объективным социально значимым причинам создающее необходимость социальной защиты со стороны государства <7>. ——————————— <7> Мачульская Е. Е. Социальный риск как объективная основа социального обеспечения // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 1999. N 1. С. 26 — 27.

М. О. Буянова, уточняя определение, данное Е. Е. Мачульской, говорит о том, что, во-первых, нельзя связывать социальный риск только с вероятностью наступления материальной необеспеченности. Государство обеспечивает инвалидов и престарелых в стационарных и полустационарных учреждениях независимо от их материального положения. Содержание детей в детских учреждениях, предоставление различных услуг инвалидам: протезирование, трудоустройство, профессиональная подготовка, обеспечение транспортными средствами, как правило, тоже не связывается с их материальным положением. Во-вторых, названные причины утраты заработка, дохода или внутрисемейного содержания не охватывают всего спектра оказываемых видов социального обеспечения (одиночество, бедность, вынужденные переселенцы, беженцы и т. д.) <8>. ——————————— <8> Буянова М. О. Указ. соч. С. 23.

По мнению Т. К. Мироновой, старость, болезнь, инвалидность и тому подобные причины являются теми социальными рисками (т. е. возможными опасностями для работников наемного труда), которые приводят к наступлению неблагоприятных последствий для здоровья человека, его материального благополучия. Строго говоря, даже не столько сами эти причины являются «роковыми» для наемного работника, сколько связанная с ними угроза потерять работу и, следовательно, заработок как единственный основной источник их материального обеспечения <9>. ——————————— <9> Миронова Т. К. Право и социальная защита. М.: Права человека, 2006. С. 140.

М. Ю. Федорова, проведя исследование понятия «социальные риски», делает вывод, что социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки гражданина со стороны государства и общества <10>. Это не только риски материальной необеспеченности, но и риски социального неблагополучия (сиротства, безнадзорности, одиночества и др.). Они выступают как основания для социальной защиты и социального обеспечения. Разновидностью социальных рисков являются социально-экономические, которые представляют собой возможность утраты или уменьшения заработка или иного трудового дохода (основные) или несения повышенных социально значимых расходов (дополнительные). Страховым социальный риск становится только в том случае, если он назван в законе или договоре, которые предусматривают его компенсацию за счет обособленного финансового источника (страхового фонда), создаваемого из страховых взносов, начисляемых на заработную плату или иной трудовой доход застрахованных лиц, примерно в одинаковой степени подверженных данному риску <11>. ——————————— <10> Федорова М. Ю. Указ. соч. С. 15, 33. <11> Там же. С. 33 — 34.

Доктрины прав человека, правового государства и солидарности получили свое развитие в концепции социального обеспечения Международной организации труда. Нормы МОТ, касающиеся социальных рисков можно разделить на два этапа: первый — до принятия ООН Всеобщей декларации прав человека 1948 г., второй — с 1948 г. до настоящего времени. В первый период — до 1948 г. МОТ был принят ряд Конвенций, которые в основном распространялись либо на отдельные категории граждан в зависимости от их социального статуса, либо в зависимости от вида предоставляемого обеспечения. В Конвенциях, распространяющихся на отдельные категории граждан (трудящихся, моряков, сельскохозяйственных рабочих), были закреплены обстоятельства, являющиеся социальными рисками, такие как: несчастный случай на производстве <12>, профессиональное заболевание или смерть от такого заболевания <13>, болезнь и травма, происшедшие в период времени между датой начала работы, установленной в трудовом договоре, и датой истечения срока найма <14>, инвалидность, старость, безработица <15>. ——————————— <12> Конвенция МОТ N 17 «О возмещении трудящимся при несчастных случаях на производстве» (1925 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ: Женева. Т. 1. С. 101 — 104. Примечание: устаревшая, нератифицированная. См.: Черняева Д. В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право): Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. С. 189; Конвенция МОТ N 12 «О возмещении при несчастных случаях в сельском хозяйстве» (1921 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ МБТ: Женева. Т. 1. С. 66 — 67. Примечание: промежуточный статус, нератифицированная. См.: Черняева Д. В. Указ. соч. С. 188. <13> Конвенция МОТ N 18 «О возмещении трудящимся при профессиональных заболеваниях» (1925 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ МБТ: Женева. Т 1. С. 109 — 111. Прим.: устаревшая, нератифицированная. См.: Черняева Д. В. Указ. соч. С. 189. <14> Конвенция МОТ N 55 «Об обязательствах судовладельца в случае болезни, травмы или смерти моряков» (1936 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ: Женева. Т. 1. С. 423 — 429 (пересмотрена Конвенцией 2006 г. о морском судоходстве, не ратифицирована). См.: Черняева Д. В. Указ. соч. С. 194. <15> Конвенция МОТ N 70 «О социальном обеспечении моряков» (1946 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ: Женева. Т. 1. С. 693 — 700. Прим.: устаревшая, нератифицированная. См.: Черняева Д. В. Указ. соч. С. 197.

Вторая группа Конвенций устанавливала в зависимости от наличия социальных рисков виды предоставляемого обеспечения. Это право на денежное пособие <16>, в том числе по безработице <17>, право на выплату возмещения заработка, который был утрачен вследствие несчастного случая <18>, право на получение пенсии по старости <19>. Обеспечение могло осуществляться за счет застрахованных лиц и их предпринимателей, участвующих в создании средств для страхования, а также за счет финансовой помощи со стороны государственных органов. ——————————— <16> Конвенция МОТ N 56 «О страховании моряков по болезни» (1936 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ: Женева. Т. 1. С. 430 — 435. Прим.: устаревшая, пересмотрена Конвенцией 2006 г. о морском судоходстве, нератифицированная. См.: Черняева Д. В. Указ. соч. С. 194. <17> Конвенция МОТ N 8 «О пособиях по безработице в случае кораблекрушения» (1920 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ МБТ Женева. Т. 1. С. 45 — 47. Прим.: пересмотрена Конвенцией 2006 г. о морском судоходстве, нератифицированная. См.: Черняева Д. В. Указ. соч. С. 188. <18> Рекомендация МОТ N 22 «О минимальном размере возмещения трудящимся» (1925 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ МБТ: Женева. Т. 1. С. 105 — 106. Прим.: устаревшая. См.: Черняева Д. В. Указ. соч. С. 215. <19> Конвенция МОТ N 36 «Об обязательном страховании по старости трудящихся в сельском хозяйстве» (1933 г.) // Конвенции и Рекомендации МОТ. МБТ: Женева. Т. 1. С. 268 — 276.

Во второй период — после 1948 г. Международная Организация Труда, принимая во внимание положения, закрепленные во Всеобщей декларации прав человека, направила свои усилия на «создание общемировой, глобальной системы правовых стандартов в социально-трудовой сфере» <20> независимо от категорий граждан и их социального статуса. К основополагающим актам МОТ, которые расширили перечень социальных рисков и видов социального обеспечения, можно отнести Конвенцию N 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.) <21>, Конвенцию МОТ N 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения» (1962 г.) <22>, Конвенцию N 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988 г.) <23>. Согласно указанным выше Конвенциям к социальным рискам отнесены: любое болезненное состояние, независимо от вызвавшей его причины; а также беременность, роды и их последствия; нетрудоспособность, влекущая за собой временную или полную потерю способность зарабатывать на жизнь или частичную потерю заработка, в том числе и по причине безработицы, достижение установленного возраста, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, потеря физической полноценности; утрата средств к существованию вдовой или детьми в результате смерти кормильца. ——————————— <20> Черняева Д. В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право): Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2010. С. 30. <21> Конвенции и Рекомендации МОТ МБТ: Женева. Т 1. С. 1055 — 1077. Прим.: актуальная, нератифицированная. См.: Черняева Д. В. Указ. соч. С. 201. <22> Конвенции и Рекомендации МОТ МБТ: Женева. Т. 2. С. 1330 — 1337. Прим.: актуальная, нератифицированная. См.: Черняева Д. В. Указ. соч. С. 204. <23> Конвенции и Рекомендации МОТ МБТ: Женева. Т. 2. С. 2171 — 2174. Прим.: актуальная, нератифицированная. См.: Черняева Д. В. Указ. соч. С. 210.

Признавая социальные риски, МОТ соответственно увеличивает количество видов социального обеспечения и определяет необходимость государствам — членам организации МОТ, обладающим законодательством в сфере социального обеспечения, эффективно применять его к собственным гражданам: медицинскую помощь; пособия по болезни; пособия по беременности и родам; пособия по инвалидности; пособия по старости; пособия по случаю потери кормильца; пособия в случае трудового увечья и профессионального заболевания; пособия по безработице; семейные пособия. Конвенции Международной организации труда — как общие, так и специальные, в соответствии со ст. 38 Статута Международного Суда ООН являются источниками общепризнанных принципов и норм международного права <24>. Следовательно, они в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ должны являться составной частью ее правовой системы. Однако следует констатировать тот факт, что в настоящее время ни одна из выше упомянутых Конвенций МОТ не была ратифицирована ни СССР, ни Российской Федерацией. ——————————— <24> Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. В. В. Лазарев. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Спарк, 2001. С. 101.

Тем не менее российский законодатель, в соответствии с Конституцией РФ, принимая федеральные законы, учитывает положения международных нормативных правовых актов. Так, согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 19 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 24 июля 2009 г.) <25> социальный страховой риск — предполагаемое событие, при наступлении которого осуществляется обязательное социальное страхование, страховой случай — свершившееся событие, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию. В ст. 7 указанного Закона определены виды социальных страховых рисков и страховые случаи. Видами социальных страховых рисков являются: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. ——————————— <25> СЗ РФ. 19.07.1999. N 29. Ст. 3686.

Страховыми случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Обязательное социальное страхование — это только часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законодательством страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Совершенно верно в начале XX в. по этому поводу писал Н. А. Вигдорчик: «Обязательное страхование при всех своих достоинствах имеет один коренной недостаток. Этот недостаток заключается в том, что оно не в состоянии в полной мере осуществить тот принцип, во имя которого оно введено, — принцип всеобщности. Страхование связано здесь с уплатой взносов со стороны страхуемых. Но эта уплата не может быть под силу всем нуждающимся. Известная часть населения вследствие ли безработицы, вследствие ли продолжительных болезней или вследствие других причин не может иногда делать взносов в течение долгих периодов. И в таких случаях эта часть населения на известное время или даже навсегда лишается прав на помощь со стороны институтов социального страхования. Нуждающийся член общества должен получать вспомоществование не потому, что он участвует в той или иной кассе, что он сделал столько-то и столько взносов, а просто потому, что он член данного общества и как таковой имеет право на поддержку в случае нужды <26>. ——————————— <26> Вигдорчик Н. А. Теория и практика социального страхования. Вып. 1. Теоретические основы социального страхования. 4-е изд-е. Л., М.: «Книга», 1925. С. 52 — 53.

Именно поэтому другой частью государственной системы социальной защиты населения в Российской Федерации является социальное обеспечение граждан, независимо от их социального статуса и того факта являются они застрахованными или нет в рамках обязательного социального страхования. В данном случае социальное обеспечение при наличии социального риска осуществляется за счет средств бюджета Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований и средств работодателей, направленных на эти цели. Полагаем, что важнейшей проблемой в настоящее время для уяснения смысла и содержания понятия социального риска именно в рамках отношений по социальному обеспечению является отсутствие единого кодифицированного акта. Тем не менее, проводя анализ массива законодательства различного уровня, можно выявить социальные риски. К ним следует отнести: потерю работы и заработка <27>, ограничение жизнедеятельности <28>, нетрудоспособность, потерю кормильца <29>, радиационное воздействие <30>, малообеспеченность <31>, трудную жизненную ситуацию <32>, поствакцинальные осложнения <33>, смерть <34>, материнство <35>. ——————————— <27> Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. 22.04.1996. N 17. Ст. 1915. <28> Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2009) // СЗ РФ. 27.11.1995. N 48. Ст. 4563. <29> Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (ред. от 25.12.2009) // СЗ РФ. 17.12.2001. N 51. Ст. 4831; Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 17.12.2009) // СЗ РФ. 23.12.1996. N 52. Ст. 5880; Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 09.11.2009) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 04.03.1993. N 9. Ст. 328. <30> Федеральный закон от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. 14.01.2002. N 2. Ст. 128; Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (ред. от 24.07.2009, с изм. от 10.11.2009) // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 21. Ст. 699. <31> Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (ред. от 25.12.2009) // СЗ РФ. 19.07.1999. N 29. Ст. 3699. <32> Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 17.12.2009) // СЗ РФ. 03.08.1998. N 31. Ст. 3802; Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2008) // СЗ РФ. 11.12.1995. N 50. Ст. 4872; Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ред. от 22.08.2004) // СЗ РФ. 07.08.1995. N 32. Ст. 3198. <33> Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» (ред. от 24.07.2009) // СЗ РФ. 21.09.1998. N 38. Ст. 4736. <34> Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ред. от 25.11.2009) // СЗ РФ. 21.09.1998. N 3. Ст. 146. <35> Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (ред. от 24.07.2009) // СЗ РФ. 22.05.1995. N 21. Ст. 1929; Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (ред. от 25.12.2008) // СЗ РФ. 01.01.2007. N 1 (ч. 1). Ст. 19.

Анализ социальных рисков, закрепленных в Конвенциях МОТ и в российском законодательстве, показывает, что в Российской Федерации данное понятие более широкое и включает в себя помимо «классических социальных страховых рисков», такие риски, как малообеспеченность, трудная жизненная ситуация, радиационное воздействие, поствакцинальные осложнения. «Социальные риски в широкой трактовке угрожают практически всем категориям населения и потому выступают как основания для социальной защиты населения» <36>. ——————————— <36> Федорова М. Ю. Теоретические проблемы правового регулирования социального страхования: Монография. Омск: Омский госуниверситет, 2003. С. 18.

Совершенно правильно отмечает М. Ю. Федорова, что социальные риски в широком смысле слова представляют собой возможность возникновения социально неблагоприятных ситуаций, связанных с необходимостью поддержки со стороны государства и общества. Это не только риски материальной необеспеченности, но и риски социального неблагополучия (сиротства, безнадзорности, одиночества и др.). Они выступают как основания для социальной защиты и социального обеспечения <37>. ——————————— <37> Там же. С. 33.

Таким образом, все социальные риски оказывают непосредственное влияние на возникновение материальных отношений (как страховых, так и нестраховых), которые в рамках Особенной части права социального обеспечения реализуются через определенные виды правоотношений. Из теории права известно, что определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений, называются юридическими фактами. Юридические факты многообразны, их изучению посвящена обширная научная литература. Юридические факты есть в любой отрасли права, тем не менее в праве социального обеспечения они несут специфический отпечаток, а именно отражают социальную направленность возникающих правоотношений. Достаточно глубокое исследование данной общетеоретической проблемы было проведено Р. О. Халфиной в ее работе «Общее учение о правоотношении». В частности, ею было отмечено, что «норма права создает юридическую возможность возникновения, изменения и прекращения… правового отношения». Она указывает на те условия, обстоятельства (факты), при наличии которых правовые связи приходят в движение. Благодаря юридическим фактам реализуются создаваемые нормой права возможности движения… правоотношения. Они влекут за собой возникновение, изменение либо прекращение правоотношения <38>. ——————————— <38> Халфина Р. О. Общее учение о правоотношениях. М., 1974. С. 285 — 286.

В своей работе «Юридические факты в области пенсионного обеспечения» В. А. Тарасова достаточно подробно исследует данную правовую категорию и подчеркивает, что юридические факты — это факты реальной действительности <39>. ——————————— <39> Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. С. 8.

Общепризнанным считается деление юридических фактов в зависимости от воли людей на действия и события. Действия в той или иной мере связаны с волей и сознанием человека. События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Различают относительные и абсолютные события. Относительные события — это такие факты, происхождение которых связано с волей людей, хотя эти люди к данному возникающему правоотношению отношения не имеют. Абсолютные события — это факты, происхождение которых вообще не связано с волей человека <40>. ——————————— <40> Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. проф. В. К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993. С. 427.

Спецификой права социального обеспечения является то, что основная масса юридических фактов — это абсолютные события, которые не связаны с волей конкретного человека либо волей других лиц. В зависимости от юридических последствий выделяются юридические факты: правообразующие, правоприменяющие и правопрекращающие. В. А. Тарасова еще в 1974 г. отметила: «Проблема юридических фактов в области социального обеспечения имеет весьма актуальное значение как для выяснения специфики материальных правоотношений в области социального обеспечения, так и процедурных правоотношений, связанных с установлением юридических фактов» <41>. ——————————— <41> Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. Изд-во Моск. ун-та, 1974. С. 12.

К правообразующим, в большинстве правоотношений по социальному обеспечению, можно отнести такие юридические факты, как: утрата заработка, нетрудоспособность (инвалидность, достижение определенного возраста и др.), смерть (потеря кормильца), материнство, трудная жизненная ситуация, нуждаемость и т. д. Утрата заработка. В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) <42>. ——————————— <42> Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.11.2009) // СЗ РФ. 07.01.2002. N 1 (ч. 1). Ст. 3.

С работником, заключившим трудовой договор, он может быть расторгнут как по инициативе работодателя, так и по инициативе самого работника, а также и независимо от воли сторон трудового договора. Во всех случаях гражданин утрачивает заработок, являющийся для него постоянным источником средств существования. К постоянному источнику средств существования помимо утраченного заработка могут быть отнесены также случаи, когда лица находятся на иждивении гражданина, т. е. на его полном содержании, или получают от этого лица помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию. Утрата заработка, источника средств к существованию являются юридическими фактами — событиями, влияющими на возникновение различных видов социально-обеспечительных правоотношений: пенсионных, по поводу пособий, по поводу возмещения вреда здоровью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, по поводу социального обслуживания, мер социальной поддержки. Следующим юридическим фактом, влияющим на возникновение социально-обеспечительных правоотношений, является нетрудоспособность (инвалидность, достижение определенного возраста и др.). Нетрудоспособность может быть как временной (заболевание, травма), так и постоянной (инвалидность). Временная нетрудоспособность — это утрата трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения <43>. ——————————— <43> Федеральный закон от 29. 12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 24.07.2009) // СЗ РФ. 01.01.2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18.

Заболевание — это патологическое изменение клеточных субстанций организма, возникающее в результате внешних воздействий — внедрения вирусов, микробов, паразитов, аллергенов, длительного влияния на организм вредных ядовитых веществ, а также изменения на генном уровне (наследственные заболевания). Травма — телесное повреждение, т. е. нарушение анатомической целостности или физиологических функций органов и тканей человека <44>. ——————————— <44> Указанные определения сформулированы в справочнике врача-терапевта под редакцией А. И. Кассирского (см.: Кассирский А. И. Справочник врача-терапевта. М., Медицинская литература, 1962) // Белянинова Ю. В. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2008.

Инвалидность (от лат. invalidus — «слабый, немощный») — нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты <45>. ——————————— <45> Сулейманова Г. В. Право социального обеспечения: Учебник для вузов. М., 2008. С. 55.

В преамбуле Конвенции «О правах инвалидов» Генеральная Ассамблея ООН признала, что инвалидность — эволюционирующее понятие и является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и средовыми барьерами, которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими (п. «е») <46>. Данной Конвенцией определен круг лиц, к которым относятся инвалиды. Это лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими. В данном определении содержится перечисление различных функциональных нарушений, а также социологические элементы, что дает возможность учитывать местные особенности и концепции развития личности в различных культурно-социальных условиях. ——————————— <46> Овсюк А. М. Конвенция ООН о правах инвалидов — важный договор для защиты уязвимых групп населения // Юрист-международник. 2007. N 3.

Таким образом, следует констатировать, что нетрудоспособность, как временная, так и постоянная (инвалидность), являясь юридическим фактом — событием, влияет на возникновение различных видов социально-обеспечительных правоотношений, как то: пенсионных, по поводу пособий, по поводу возмещения вреда здоровью вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, по поводу оказания медицинской помощи и лечения, по поводу социального обслуживания, мер социальной поддержки. Достижение определенного возраста является правообразующим юридическим фактом — событием, на основании которого возникает пенсионное правоотношение (по старости, по инвалидности, за выслугу лет и др.), правоотношение по социальному обслуживанию того или иного вида. Рождение гражданина — как факт — событие регистрируется органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов гражданского состояния (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании этих записей <47>. ——————————— <47> Федеральный закон от 15.11.1997 N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (ред. от 05.04.2010) // СЗ РФ. 24.11.1997. N 47. Ст. 5340 (ст. 47).

Смерть гражданина также является юридическим фактом — событием, влияющим на возникновение и прекращения правоотношений по поводу пенсионного обеспечения членов семьи умершего, их социального обслуживания, мер социальной поддержки членов семьи умершего, а также по поводу некоторых видов социальных пособий. Смерть гражданина регистрируется органами загса. В соответствии со ст. 45 ГК <48> гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев; днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим; в случае объявления умершим гражданина, пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели. ——————————— <48> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ч. 1) (ред. от 27.12.2009, с изм. от 08.05.2010) // СЗ РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

Факт материнства, так же как и указанные выше обстоятельства, является правообразующим фактом — событием, влияющим на возникновение определенных видов правоотношений по социальному обеспечению. В. Н. Толкунова сформулировала понятие «материнство» следующим образом: это совокупность прав и обязанностей женщины-матери, связанных с рождением, содержанием и воспитанием ребенка <49>. ——————————— <49> Толкунова В. Н. Право женщин на труд в СССР. М.: Юрид. лит., 1980. С. 129.

Конституция Российской Федерации провозглашает принцип защиты и охраны материнства, детства и семьи <50>. Защита государством материнства, детства и семьи, закрепленная в ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, носит комплексный социально-экономический и правовой характер, осуществляется путем принятия государством разнообразных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, обеспечению семейных прав каждого. Как конституционный принцип защита государством материнства, детства и семьи в России впервые была закреплена в 1977 г. Исходя из особой заботы государства по отношению к женщине-матери, «под социальной помощью по материнству понимается целая система оказываемых женщине при беременности, родах, кормлении ребенка грудью, уходе за новорожденными и малолетними детьми различных социальных услуг со стороны государственных органов… а также система материальной помощи в связи с материнством в виде различных пособий и льгот по социальному обеспечению. Женщина может получить помощь по материнству одновременно нескольких видов (например, услуги по родовспоможению, уход за новорожденным, получение пособий по беременности и родам, по случаю рождения ребенка и т. д.).» <51>. Таким образом, факт наступления материнства является значимым обстоятельством, влияющим на возникновение правоотношений по поводу пособий, мер социальной поддержки, а также пенсии по старости. ——————————— <50> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). <51> Толкунова В. Н. Указ. соч. С. 130, 132.

Трудная жизненная ситуация — ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина. В зависимости от субъекта, понятие трудной жизненной ситуации различно: основанием оказания социальной помощи ребенку является сиротство, безнадзорность, малообеспеченность и др.; женщинам как малообеспеченность, одиночество, конфликты и жестокое обращение в семье (опасное состояние для физического и душевного здоровья, психофизическое насилие), так и потеря работы. К трудной жизненной ситуации, нарушающей жизнедеятельность любого гражданина, как основанию возникновения правоотношений по предоставлению некоторых видов социального обслуживания относятся также стихийные бедствия, катастрофы, вооруженные и межэтнические конфликты, происходящие на той территории, где проживает гражданин. Мы разделяем точку зрения М. Л. Захарова и Э. Г. Тучковой, которые к основаниям возникновения правоотношений по социальному обслуживанию предлагает относить нуждаемость. Основаниями возникновения данной группы правоотношений… являются юридические факты, образующие простые юридические составы. К числу таких фактов относятся нуждаемость… в постоянной посторонней помощи, в социальном обслуживании, в профессиональном обучении, в протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения, а также воспитание приемного ребенка, отсутствие родительской опеки над ребенком <52>. Таким образом, в понятие нуждаемости в этом случае включается не только материальное положение гражданина, но и его физическое и психическое состояние, когда этот гражданин не может обслуживать себя самостоятельно и ему требуется поддержка со стороны других членов общества. ——————————— <52> Захаров М. Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. М., 2001. С. 158 — 159.

Особенностью юридических фактов, влияющих на возникновение большинства правоотношений по социальному обеспечению, является то, что каждый из них в отдельности, как правило, не является таковым. Так, например, одного факта нетрудоспособности (достижение гражданином определенного возраста или наступление инвалидности) еще недостаточно для того, чтобы возникло социально-обеспечительное правоотношение того или иного вида. Зачастую необходимо несколько юридических фактов, которые образуют сложный юридический фактический состав непосредственно предшествующий возникновению правоотношения. Следует согласиться с В. А. Тарасовой, что сложные юридические фактические составы — это «совокупность обстоятельств, с наступлением которых право связывает движение этих правоотношений» <53>. ——————————— <53> Тарасова В. А. Юридические факты в области пенсионного обеспечения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. С. 16.

Полагаем, что вполне допустимо к юридическим фактам в праве социального обеспечения применять термин «социальные риски», поскольку он является своеобразным отграничением данной отрасли права от других отраслей российского права и указывают на ее публичный характер.

——————————————————————