Решение социальных проблем в Китае в условиях перехода к рыночной экономике

(Островский А. В.) («Журнал российского права», 2011, N 5) Текст документа

РЕШЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В КИТАЕ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

А. В. ОСТРОВСКИЙ

Островский Андрей Владимирович, главный научный сотрудник отдела восточноазиатских правовых исследований ИЗиСП, заместитель директора Института Дальнего Востока РАН, доктор экономических наук, профессор.

Исследуется опыт Китая по решению социальных проблем в условиях перехода от плановой к рыночной экономике, делается вывод о том, что главной целью китайской экономической реформы была не либерализация экономики как самоцель, а повышение жизненного уровня постоянно растущего населения страны на базе всестороннего развития производства.

Ключевые слова: экономическая реформа, рыночная экономика, социальные проблемы, опыт Китая, доходы населения, инфляция.

Solution of social problems in China in conditions of transition to market economy A. V. Ostrovsky

Article devoted to the analysis of the Chinese experience in decision of social problems in the course of economic reform. The author considers that the main task of the economic reform in China was not liberalization of the economy, but the increase of living standard for growing population on the basis of industrial and agricultural development.

Key words: economic reform, market economy, social problems, Chinese experience, population income, inflation.

Одной из основных задач экономической реформы в Китае стало формирование рыночной инфраструктуры. Руководство КНР обратило особое внимание на три составляющие рыночной инфраструктуры: инвестиционный спрос, внутренний рынок и система ценообразования. В ходе проведения реформы было признано, что товаром являются не только средства производства, но и факторы производства. Реформа системы ценообразования — это главное условие для формирования рыночного механизма, в котором существуют рынок капитала, рынок информации и рынок рабочей силы. Вместе с тем для развития всех видов рынка — средств производства, предметов потребления и факторов производства — в КНР основным инструментом был избран контроль над ценообразованием. В период первого этапа реформы в 1980 — 1990-х гг. был взят курс на государственный контроль над ценами и сохранение директивных цен на основные сырье и материалы при установлении так называемой двухколейной системы цен. В результате ее использования китайскому руководству удалось снизить инфляцию и не допустить выхода ее из-под контроля. Опыт Китая в сфере перехода к рынку и либерализации цен показывает, что главным является формирование механизма ценообразования в условиях рынка, а также государственный контроль над ценами в условиях монополии покупателя (государственные закупки сельскохозяйственной продукции, торговля факторами производства) и необходимость сохранения в течение довольно длительного периода «двухколейной» системы цен на средства производства, а по мере формирования институциональных основ функционирования рыночного механизма ценообразования — ее устранение. Комплекс мер по контролю за формированием рыночной экономики за годы реформ привел к конкретным результатам, выраженным в снижении доли расходов госбюджета в объеме ВВП, значительном увеличении инвестиций в основные производственные фонды и постоянном росте их доли в объеме ВВП, росте потребительских доходов населения при сохранении низкой инфляции. Однако эти процессы в экономике КНР одновременно сопровождались ростом денежной массы (М2) в обращении, куда включаются не только сумма наличной денежной массы в обращении (М0) плюс сумма текущих счетов на балансе (М1), но и срочные вклады, вклады в сберегательных кассах и прочие депозиты. В результате государственного контроля за денежным обращением и процессами ценообразования темпы инфляции в Китае существенно снизились по сравнению со странами с переходной рыночной экономикой в Восточной Европе и особенно с Россией. В КНР заметно увеличился объем денежной массы в обращении, в частности в 1994 г. доля денежной массы (М2) в ВВП составляла 97,3% при индексе потребительских цен 124,1, в то время как в 2008 г. доля денежной массы в обращении (М2) увеличилась до 157,8% при индексе потребительских цен 105,9, а в 2010 г. — 183,0% при индексе потребительских цен 103,3 (см. табл. 1, 2).

Таблица 1

Динамика ВВП, прироста денежной массы и объема инвестиций в КНР <1>

——————————— <1> Составлено по: Чжунго тунцзи няньцзянь (Китайский статистический ежегодник). 2006. С. 57, 188, 281, 772; Чжунго тунцзи чжайяо (Китайский статистический справочник). 2008. С. 10, 53, 68, 80; 2010-нянь гоминь цзинцзи юньсин тайши цзунти лянхао (Общие показатели изменения ситуации в национальной экономике в 2010 году), ГСУ КНР, 20 января 2010 г.

* Год 1978 1985 1990 1994 1997 2000 2002 2008 2009 2010 * * Основные * показатели *

ВВП (млрд. 346,5 901,6 1866,8 4819,8 7897,3 9921,5 12033,3 3067,0 33535,3 39798,3 юаней)

Денежная — — 1529,3 4692,4 9099,5 13461,0 18500,7 47516,6 60600,0 72600,0 масса (М2) (млрд. юаней)

Доля М2 в — — 81,9 97,3 115,2 135,7 153,7 157,8 180,7 183,0 ВВП (%)

Денежная — — 695,0 2054,1 3482,6 7088,2 7088,2 16621,7 22000,0 26700,0 масса (М1) (млрд. юаней)

Доля М1 в — — 37,2 42,6 44,1 58,9 58,9 55,3 65,6 67,0 ВВП (%)

Наличная — — 264,4 728,9 1017,8 1727,8 1727,8 3421,9 3824,6 4500,0 денежная масса в обращении и (М0) (млрд. юаней)

Доля М0 в — — 14,2 15,1 12,9 14,4 14,4 11,3 11,4 11,3 ВВП (%)

Расходы 112,2 200,4 308,4 579,2 923,4 1588,6 2205,3 6242,7 7587,4 — госбюджета (млрд. юаней)

Доля расходов 32,4 22,2 16,5 12,0 11,7 16,0 18,3 28,0 22,6 — госбюджета в ВВП (%)

Объем инвестиций — 254,3 451,7 1704,2 2494,1 3291,8 4350,0 17229,0 22485,0 27814,0 в основные производственные фонды (млрд. юаней)

Доля инвестиций — 28,2 24,2 35,4 31,6 33,2 36,2 57,3 67,0 69,9 в ВВП (%)

Таблица 2

Динамика изменений роста цен и уровня жизни населения в КНР (в % к предыдущему году) <2>

——————————— <2> Составлено по: Чжунго тунцзи чжайяо (Китайский статистический ежегодник). 2008. С. 22, 47, 48, 92, 109; Чжунго тунцзи няньцзянь (Китайский статистический справочник). 2010; 2010-нянь гоминь цзинцзи юньсин тайши цзунти лянхао (Общие показатели — изменения ситуации в национальной экономике в 2010 году), ГСУ КНР, 20 января 2010 г.

Год Прирост Прирост Прирост Прирост Индекс Индекс Индекс ВВП номинальной реальной доходов потребительских товарных оптовых заработной заработной сельского цен розничных цен на платы платы населения цен промышленные товары

1978 11,7 6,8 6,0 — 100,7 100,7 100,1

1979 7,6 8,6 6,6 19,2 101,9 102,4 101,5

1980 7,8 14,1 6,1 16,6 107,5 106,0 100,5

1981 5,2 1,3 -1,2 15,4 102,5 102,4 100,2

1982 9,1 3,4 1,3 19,9 102,0 101,9 99,8

1983 10,9 3,5 1,5 14,2 102,0 101,5 99,9

1984 15,2 17,9 14,8 13,6 102,7 102,8 101,4

1985 13,5 17,9 5,3 7,8 109,3 108,8 108,7

1986 8,8 15,8 8,2 3,2 106,5 106,0 103,8

1987 11,6 9,8 0,9 5,2 107,3 107,3 107,9

1988 11,3 19,7 -0,8 6,4 118,8 118,5 115,0

1989 4,1 10,8 -4,8 -1,6 118,0 117,8 118,6

1990 3,8 10,6 9,2 1,8 103,1 102,1 104,1

1991 9,2 9,3 4,0 2,0 103,4 102,9 106,2

1992 14,2 15,9 6,7 5,9 106,4 105,4 106,8

1993 14,0 24,3 7,1 3,2 114,7 113,2 124,0

1994 13,1 34,6 7,7 5,0 124,1 121,7 119,5

1995 10,9 21,2 3,8 5,3 117,1 114,8 114,9

1996 10,0 12,9 3,8 9,0 108,3 106,1 102,9

1997 9,3 4,2 1,1 4,6 102,8 100,8 99,7

1998 7,8 6,6 7,2 4,3 99,2 97,4 95,9

1999 7,6 11,6 13,1 3,8 98,6 97,0 97,6

2000 8,4 12,3 11,4 2,1 100,4 98,5 102,8

2001 8,3 16,0 15,2 4,2 100,7 99,2 98,7

2002 9,1 14,3 15,5 4,8 99,2 98,7 98,8

2003 10,0 13,0 12,0 4,3 101,2 99,9 102,3

2004 10,1 14,1 10,5 6,8 103,9 102,8 106,1

2005 10,4 14,6 12,8 6,2 101,8 100,8 104,9

2006 11,6 14,4 12,7 7,4 101,5 101,0 103,0

2007 13,0 18,7 13,6 9,5 104,8 103,8 103,1

2008 9,0 17,2 11,0 8,0 105,9 105,9 106,9

2009 8,7 12,0 13,0 8,5 99,3 98,8 94,6

2010 10,3 — 7,8 10,9 103,3 104,6 105,5

В целом руководству КНР на протяжении 20 лет реформы удавалось сдерживать инфляцию, за исключением двух периодов. Первый период (1988 — 1989 гг.), характеризующийся относительно невысокой инфляцией (по сравнению со странами Восточной Европы и Россией), был связан с политическими событиями и дебатами китайского руководства по вопросам перехода к рыночным ценам. Инфляция второго периода (1992 — 1994 гг.) была в большей степени связана с быстрым ростом инвестиций в основные производственные фонды, которые не обеспечивались соответствующей продукцией. Тем не менее китайским реформаторам удалось с помощью экономических мер стабилизировать ситуацию в стране. Была проведена налоговая реформа, создана система «двойного бюджета» — регулярного государственного бюджета и инвестиционного бюджета на новое строительство, проведена реформа в области труда и заработной платы, в результате которой часть персонала пришлось сократить с предприятий общественных форм собственности — государственных и коллективных. Все это способствовало переходу рабочих из одних отраслей в другие, темпы роста заработной платы стали соответствовать темпам роста производительности труда, в стране появилось большое количество предприятий необщественных форм собственности, составляющих конкуренцию предприятиям общественных форм собственности. В период перехода к рыночной экономике руководству КНР удалось сдержать инфляцию, несмотря на быстрый рост доли денежной массы в обращении (М2) по отношению к ВВП. Как показывают данные таблицы 1, была обеспечена стабильность многих других экономических показателей, благодаря которым в стране сохранялись низкие темпы инфляции, переходящие порой даже в дефляцию (например, в 1998 — 2002 гг.). За годы реформ удалось обеспечить три важных показателя, сдерживающих рост инфляции в стране: долю наличной денежной массы в обращении (М0) к ВВП на уровне 13 — 15% (в дальнейшем — до 11 — 12%), долю расходов госбюджета к ВВП на уровне 17 — 19% (при вынужденном антикризисном росте доли государственных расходов в 2008 — 2009 гг.) и увеличение доли инвестиций в основные производственные фонды с 24,2% ВВП в 1990 г. до 57,3% в 2008 г. и почти до 70% объема ВВП в 2009 — 2010 гг. Кроме того, в Китае сохраняется нормальное соотношение между процентами на депозит и банковским процентом за кредит. В 1998 г. по текущим депозитам процент составлял 1,71% в год, на пять лет — 6,66%, банковский процент по краткосрочному кредиту составлял 7 — 8%, а по долгосрочному — 9 — 10,5%. В конце 2008 г. как проценты на депозит, так и банковский процент по кредиту заметно снизились, и по текущим депозитам процент составлял всего 0,36% в год, на пять лет — 3,60% в год, в то время как банковский процент по краткосрочному кредиту — 4,86 — 5,31%, а по долгосрочному — 5,40 — 5,94%. В этих условиях избыточная денежная масса была направлена не на потребительский рынок, а на банковские депозиты или рынок инвестиционных товаров, что позволило снизить банковскую учетную ставку в среднем до 6% годовых, сдержать инфляцию и обеспечить дополнительный прирост производственных мощностей. Все эти меры в конечном счете способствовали быстрым темпам роста производства и увеличению экспортного потенциала страны. Как показывают статистические данные по доходам и расходам финансовых учреждений за 2009 г., определяющим фактором, способным обеспечить стабильность финансовой системы КНР, является огромное количество вкладов населения и предприятий, хранящихся на банковских депозитах, — свыше 75% всех кассовых доходов финансовых организаций и учреждений. В то же время, как показано в таблицах 3 и 4, значительную часть кассовых расходов составляют платежи другим финансовым организациям и учреждениям денежных сумм, имеющихся на банковских депозитах, — 76,7%.

Таблица 3

Кассовые доходы финансовых организаций в КНР в 2008, 2009 гг. <3>

——————————— <3> См.: Чжунго тунцзи няньцзянь. 2010. С. 342, 734.

Статьи доходов 2008 2009

трлн. % трлн. % юаней юаней

Итоговые доходы 80,8 100 86,6 100

Доходы с продаж товаров 6,8 8,4 6,9 8,0

Доходы с продаж услуг 2,8 3,5 2,8 3,2

Доходы с налогов 0,52 0,6 0,53 0,6

Доходы от частного бизнеса в городе 2,2 2,7 2,2 2,5 и деревне

Доходы с банковских депозитов 60,2 74,5 65,1 75,2

в том числе депозиты населения 21,8 27,0 26,1 30,1

Доходы от других финансовых организаций 0,18 0,22 0,17 0,2

Доходы от возврата кредитов населением 1,34 1,7 1,45 1,7

Доходы с валютных переводов 0,47 0,58 0,46 0,53

Доходы от ценных бумаг 0,07 0,09 0,07 0,08

Прочие доходы 6,2 7,7 6,9 8,0

в том числе от обмена валюты 0,77 0,95 0,8 0,92

Таблица 4

Кассовые расходы финансовых организаций в КНР в 2008, 2009 гг. <4>

——————————— <4> Там же.

Статьи доходов 2008 2009

трлн. % трлн. % юаней юаней

Итоговые расходы 81,1 100 87,0 100

На заработную плату 4,2 5,2 4,2 4,8

Закупка сельскохозяйственной продукции и 1,6 2,0 1,5 1,7 подсобных промыслов

Административно-управленческие расходы 1,3 1,6 1,1 1,3 правительственных органов

Расходы на частный бизнес в городе 3,3 4,1 3,2 3,7 и деревне

Платежи другим финансовым организациям 60,7 74,8 66,7 76,7

Расходы по депозитам 2,8 3,5 2,7 3,1

Расходы на кредиты населению 1,9 2,3 1,6 1,8

Расходы по валютным переводам 0,9 1,1 1,0 1,1

Расходы на закупки промышленной 0,27 0,33 0,25 0,29 продукции и сырья

Расходы по ценным бумагам 0,08 0,1 0,07 0,08

Прочие расходы 5,7 7,0 6,1 7,0

Главной целью проведения китайской экономической реформы была отнюдь не либерализация экономики, а повышение жизненного уровня населения страны на базе всестороннего развития производства. Действительно, в этом случае государство освобождало себя от постоянного контроля за деятельностью экономических агентов, но осуществляло это постепенно, в течение многих лет, и при этом по-прежнему контролировало топливно-энергетические отрасли, транспорт, банковское дело с помощью различных экономических рычагов, обеспечивая таким образом на первых этапах реформы за счет фиксированных цен на продукцию этих отраслей возможности для создания предприятий различных форм собственности и рыночной конкуренции между ними. Лишь после того, как была сформирована конкурентная среда, государство стало «освобождать» цены на основные средства производства. В теории системы распределительных отношений разработано четыре основных тезиса: 1) о возможности значительного повышения доходов для отдельных категорий населения; 2) о проведении политики оптимальной эффективности с учетом принципа социальной справедливости; 3) о распределении доходов в зависимости от участия факторов производства при сохранении принципа распределения по труду в качестве основного; 4) о создании многообразной системы социального обеспечения для трудящихся. В настоящее время выдвинутый руководством КНР курс на всемерное расширение внутреннего спроса в значительной степени связан с возможностями реализации четырех вышеупомянутых тезисов. Относительно низкий уровень доходов населения Китая и недостаточно развитая система социального обеспечения, особенно в сельской местности, приводят к тому, что население привыкло ограничивать свои расходы: доля сбережений граждан в объеме ВВП в настоящее время крайне высока — около 78%. Использование «двухколейной» системы цен в процессе перехода от плановой к рыночной экономике при сохранении относительно высокой доли расходной части государственного бюджета в ВВП также во многом способствовало сдерживанию инфляционных процессов в Китае. Лишь в отдельные годы показатели потребительских, товарных и оптовых цен были выше прироста заработной платы и доходов населения (табл. 2). Однако при этом по всей стране доля рыночных цен постоянно увеличивалась, а доля устанавливаемых и регулируемых государством цен сокращалась. В начале XXI в. государство продолжало устанавливать и регулировать цены на электроэнергию, местную телефонную связь и оптово-волоконную сеть, почтово-телеграфную сеть, систему навигационного слежения и контроля в гражданской авиации, железнодорожную информационную сеть и сеть монорельсовых дорог, сеть водоснабжения и систему газопроводов. В результате принятых мер по развитию рыночной инфраструктуры в экономике произошли успешные изменения, в частности в системе ценообразования и инвестиционной политике. Несмотря на рост инвестиций в основные производственные фонды, КНР удалось сохранить низкий рост цен и повысить доходы населения. Таких результатов добились благодаря созданию рыночной инфраструктуры в экономике страны. Стали более полно проявляться действия рыночного механизма, формирующего основные приоритеты развития и интересы государства, предприятия и отдельной личности. Как видно из таблицы 5, за 20 лет жизненный уровень сельского и городского населения значительно вырос. Тем не менее согласно разработанному в конце 80-х гг. XX в. показателю ИРЧП (Индекс развития человеческого потенциала), определяющему уровень развития страны по трем компонентам — средняя ожидаемая продолжительность жизни, средняя и ожидаемая продолжительность обучения и ВВП на душу населения, Китай в 2010 г. находился на 93-м месте с показателем 0,663, отставая от Туркменистана и Доминиканской Республики и опережая Шри-Ланку и Таиланд. Это объясняется в первую очередь численностью населения — примерно 1,340 млрд. человек. Средняя заработная плата рабочих и служащих в 2009 г. составила 32 736 юаней на одного человека в год. Средний годовой доход на жителей городов и поселков равен 21 033 юаней на душу населения (2010 г.). Среднедушевой чистый доход сельских жителей — 5919 юаней в год. Коэффициент Энгеля для городского и сельского населения составляет соответственно 35,8 и 43,0%. В последние годы заметно выросли затраты семей на покупку предметов длительного пользования (компьютеры, легковые машины), получение образования, приобретение жилья и на медицинское обслуживание. Постоянно увеличивается разрыв в доходах между богатыми и бедными. Если коэффициент Джини (соотношение доходов между 10% населения с наименьшими доходами и 10% с наивысшими) в 1980 г. составлял 0,33, то в 2000 г. — 0,45, а в 2010 г. — 0,415. Для сдерживания дифференциации доходов в 2006 г. был повышен не облагаемый подоходным налогом минимальный доход с 800 до 1600 юаней в месяц на человека (со 100 до 200 долл.). Общий объем денежных сбережений у населения Китая составил 26,1 трлн. юаней, или 19 537 юаней (примерно 2916 долл.) на одного человека. На наш взгляд, важным индикатором является доля расходов в государственном бюджете на образование и здравоохранение. Если взять за основу этот показатель, то мы увидим, что доля расходов на образование и здравоохранение в КНР неуклонно растет. Так, в 1980 г. она составила 12,9% всех расходов госбюджета, в 1996 г. — 21,5%, а в 2009 г. — 23,1%, что превышает показатели Тайваня в 1994 г. — 15,5% <5>. К этому следует добавить введение обязательного девятилетнего школьного образования, хотя выборочные социологические опросы показывают, что среди детей в возрасте старше 15 лет наблюдается небольшой процент неграмотных: 6,72% в 2000 г. и 7,1% в 2009 г. <6>. Однако, как показывают данные таблицы 5, большинство детей продолжают образование. ——————————— <5> См.: Островский А. В. Тайвань накануне XXI века. М., 1996; Чжунго тунцзи няньцзянь. 1981. С. 397; Чжунго тунцзи няньцзянь. 1996. С. 234; Чжунго тунцзи няньцзянь. 2009. С. 294 — 295. <6> См.: Чжунго тунцзи няньцзянь. 2010. С. 98, 110.

Таблица 5

Основные показатели роста жизненного уровня населения Китая (период с 1990 по 2009 г.) <7>

——————————— <7> См.: Чжунго тунцзи няньцзянь. 2010. С. 340, 341.

Основные показатели 1990 2000 2008 2009

Доходы на душу населения в городе 1510 6280 15781 17175 (юани)

Доходы на душу населения в деревне 686 2253 4761 5153 (юани)

Вклады на душу населения в банках 623 5076 16407 19537 (юани)

Коэффициент Энгеля в городе 54,2 39,4 37,9 36,5

Коэффициент Энгеля в деревне 58,8 49,1 43,7 41,0

Количество автомобилей на 100 человек — 0,5 8,83 10,89 в городе

Количество мотоциклов на 100 человек 0,89 21,94 52,45 56,64 в деревне

Количество мобильных телефонов на 100 0,002 6,77 48,53 56,27 человек

Охват населения системой 19,1 45,4 89,6 91,4 газоснабжения

Охват населения водопроводной 48,0 63,9 94,7 96,1 системой

Количество цветных телевизоров на 100 59,0 116,6 132,9 135,7 семей в городе

Количество цветных телевизоров на 100 4,7 48,7 99,2 108,9 семей в деревне

Количество компьютеров на 100 семей в — 9,7 59,3 65,7 городе

Количество компьютеров на 100 семей в — 0,5 5,4 7,5 деревне

Поступающие в вузы из полной средней 27,3 73,2 72,7 77,6 школы (%)

Поступающие в полную среднюю школу из 40,6 51,2 83,4 85,6 начальной средней школы (%)

Поступающие из начальной в неполную 74,6 94,9 99,7 99,1 среднюю школу (%)

До конца XX в. сохранялся сравнительно низкий удельный вес расходов по фонду социального страхования и пенсионному фонду в КНР. Как показывают статистические данные, расходы на социальные нужды в ВВП Китая были невелики как до реформы (1970 г. — 0,3%, в 1978 г. — 0,5%), так и во время ее проведения (1980 — 1990-х гг. — 0,2 — 0,3%) ВВП. Дело в том, что в отличие от граждан СССР лишь незначительная часть китайского населения пользовалась различными льготами по социальному страхованию, предоставляемыми непосредственно из госбюджета. В частности, бесплатное медицинское обслуживание получали только занятые в государственном секторе кадровые работники, представители науки, образования, здравоохранения и культуры. Рабочие и служащие, не имевшие высшего и среднего специального образования, пользовались услугами по социальному страхованию (пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, материальная помощь) только за счет средств предприятия. То же самое касается китайского крестьянства, на которое распространяется «система пяти обеспечений» за счет местных средств. Расходы по фонду социального страхования, предусмотренные государственным бюджетом, включают, как и раньше, пенсии для инвалидов и членов семей, потерявших кормильца; пенсии для ветеранов труда; общие расходы (медицинское обслуживание, оплата бюллетеней и отпусков для служащих государственного сектора) и расходы по фонду для пострадавших от стихийных бедствий и др. В XXI в. расходы государственного бюджета на цели социального страхования заметно увеличились. В частности, в 2009 г. они составили 785,1 млрд. юаней, включая страхование для безработных (или 10,0% расходов консолидированного государственного бюджета КНР). На образование из государственного бюджета было затрачено 987 млрд. юаней (16,7%), а на здравоохранение — 393 млрд. юаней (6,4%). Таким образом, общая доля расходов на социальную сферу (без учета расходов на науку, культуру, спорт и средства массовой информации, а также на охрану окружающей среды) составила примерно треть всех расходов государственного бюджета КНР <8>. В результате в 2009 г. системой городского пенсионного обеспечения пользовалось 235,5 млн. человек, системой страхования по безработице — 127,2 млн., системой медицинского страхования в городах — 164 млн., системой страхования от несчастных случаев на производстве — 149,0 млн. и системой страхования при родах — 108,8 млн. человек <9>. Безусловно, одной из основных проблем Китая является распространение системы социального страхования в сельской местности: судя по всему, данная проблема будет решена по мере роста урбанизации. На наш взгляд, уровень охвата системой социального страхования пока еще не очень высок по причине огромной численности населения страны, но уровень социального страхования в городе значительно выше, чем был до начала реформы. Поэтому можно с уверенностью сказать, что в Китае действительно реализуется модель развития «социализма с китайской спецификой», которая коренным образом отличается от социалистической системы СССР и стран Восточной Европы. Однако, как показывают результаты проводимых в Китае многочисленных социологических исследований, с 1990-х гг. по мере развития рыночных отношений имело место усиление социальной дифференциации. С одной стороны, произошел абсолютный рост доходов в городе (405 юаней — в 1978 г. и 21 033 юаня — в 2010 г.) и в деревне (138 юаней — в 1978 г. и 5919 юаней — в 2010 г.). С другой стороны, постоянно увеличивался разрыв доходов бедных и богатых. Тем не менее, несмотря на усиливающуюся социальную дифференциацию в китайском обществе, в целом жизненный уровень населения вырос, о чем свидетельствуют улучшения жилищных условий граждан — примерно 27 кв. м на человека. Рост жизненного уровня населения Китая в городе и деревне возможен не только посредством повышения номинальных доходов людей, но и за счет низких темпов инфляции — 3 — 4% годовых. ——————————— <8> См.: Чжунго тунцзи няньцзянь. 2010. С. 294 — 295. <9> Там же. С. 910.

Библиографический список

Островский А. В. Тайвань накануне XXI века. М., 1996. Чжунго тунцзи няньцзянь. 1981, 1996, 2009, 2010. Чжунго тунцзи чжайяо. 2008.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *