Социальное страхование как форма российского социального обеспечения

(Игольникова В. А.) («Социальное и пенсионное право», 2011, N 3)

СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ КАК ФОРМА РОССИЙСКОГО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ <*>

В. А. ИГОЛЬНИКОВА

——————————— <*> Igol’nikova V. A. Social insurance as a form of the Russian social security.

Игольникова Валентина Александровна, аспирант ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова».

В статье рассмотрены правовые аспекты социального страхования как одной из основных форм социального обеспечения в России. С целью определения эффективности социального страхования анализируются его общие принципы, виды и система социального страхования, реализация социального страхования в условиях рыночных отношений и сложившейся экономической сфере.

Ключевые слова: социальное страхование, социальный страховой риск, социально-страховые случаи, система государственного социального страхования, принципы социального страхования, цель социального страхования.

In article legal aspects of social insurance as by one of the basic forms of social security in Russia are considered. For the purpose of definition efficiency of social insurance its general principles, kinds and social insurance system, realization of social insurance in the conditions of market relations and the developed economic sphere are analyzed.

Key words: social insurance, social insurance risk, socially-insured events, system of the state social insurance, social insurance principles, the social insurance purpose.

Исследуя правовые аспекты социального обеспечения и социального страхования как одной из его основных форм, следует согласиться с мнением Е. Е. Мачульской и Ж. А. Горбачевой о том, что в настоящее время в Российском государстве можно выделить следующие формы социального обеспечения: государственное (обязательное) социальное страхование; социальное обеспечение за счет прямых ассигнований из федерального бюджета; государственная социальная помощь <1>. ——————————— <1> Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. М.: Книжный мир, 2001. С. 149.

Указанные формы создаются для защиты населения от социального риска. В ст. 3 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» понятие социального риска сформулировано следующим образом: социальный страховой риск — предполагаемое событие, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование <2>. ——————————— <2> Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» // Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. Ст. 3686.

Согласно теории вероятности, страховой риск — это лишь степень, величина ожидаемой опасности, ее вероятность. Его не следует смешивать со страховым случаем, т. е. фактическим социально значимым обстоятельством, повлекшим ухудшение материального положения. Социальный риск — это вероятность ухудшения материального положения в результате утраты заработка или трудового дохода по объективным социально значимым причинам, а также в связи с дополнительными расходами по содержанию детей и других членов семьи, нуждающихся в помощи, по удовлетворению потребностей в медицинских и социальных услугах. Это определение отражает наиболее существенные признаки социального риска: связь с общественной организацией труда; предполагаемый характер; объективные причины наступления <3>. ——————————— <3> Мачульская Е. Е., Горбачева Ж. А. Указ. соч. С. 151.

Поэтому социальное страхование ориентировано на социально активное население, занятое в сфере труда. Важно то, что социальное страхование трудового населения не только как нельзя лучше вписывается в рыночные отношения, но и способно принести экономической сфере определенную помощь и выгоду. Трудоспособное население в своем большинстве — это работники по найму, и заработная плата — их единственный источник доходов, благосостояния и благополучия. Грамотно построенная социальная политика не только обеспечивает социальную защиту трудящихся с помощью механизма социального страхования, но и позволяет осуществлять инвестиции в сферу производства, доходы от которых идут на повышение квалификации работников и мотивации их труда, на развитие «человеческого капитала» и в итоге способствуют стабилизации общества. Основной организационно-правовой формой является государственное (обязательное) социальное страхование. Суть государственного социального страхования заключается в разложении социального риска между работодателями, наемными работниками и другими занятыми лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию, и государством. Причем утрата заработка и другие указанные обстоятельства могут быть отнесены к категории социального (массового) риска и охвачены обязательным социальным страхованием только в том случае, если они вызваны социально значимыми причинами, которые с точки зрения государства являются уважительными. В частности, утрата заработка может быть следствием безработицы, временной нетрудоспособности, инвалидности и др. Дополнительные расходы могут быть результатом самых разных причин: наличия иждивенцев, в том числе несовершеннолетних детей; инвалидности; потребности в медицинской помощи и лечении; стихийных бедствий и других чрезвычайных событий. Потеря заработка из-за безработицы зависит от деятельности всех участников рынка труда. Наемный работник сам выбирает профессию и совершенствует свои трудовые навыки, поэтому в случае отсутствия спроса на него он должен нести свою долю ответственности в виде части материальных затрат на страхование по безработице. В свою очередь, работодатель, организуя производство, торговлю или бытовое обслуживание, может разориться, в результате чего некоторые из его бывших работников пополнят ряды безработных. Поэтому он должен компенсировать часть расходов на выплату пособий по безработице. Государство также в определенной степени должно нести ответственность за общую социально-экономическую ситуацию, так как оно разрабатывает стратегию развития страны в целом, регулирует и контролирует ее воплощение. Четко разграничить степень ответственности между названными участниками рыночных отношений невозможно, поскольку все их действия и решения слишком тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но можно создать механизм распределения материальных затрат между ними, т. е. механизм государственного (обязательного) социального страхования на случай безработицы. По данной схеме можно рассмотреть и другие социально-страховые случаи, установленные законом. К ним относятся: болезнь, беременность и роды, старость, инвалидность, потеря кормильца и др. <4>. ——————————— <4> Там же. С. 148.

При планировании расходов федерального бюджета и установлении размеров взносов на обязательное социальное страхование государство должно учитывать неблагоприятные для здоровья населения производственные, экологические, эпидемиологические и другие факторы, оценивать влияние социально — экономических условий на состояние рынка труда, материальное положение семей с детьми, одиноких и престарелых граждан, а также принимать во внимание многие другие обстоятельства. Например, если вредный производственный фактор вызывает профессиональное заболевание, то для определения вероятности его наступления необходимо знать частоту заболеваемости людей разного возраста и пола, продолжительность их контакта с конкретными вредными веществами и прочую информацию. В итоге данных исследований будет выявлена математическая закономерность. Очевидно, что чем меньше вероятность наступления социального риска в связи с конкретными обстоятельствами, тем легче и дешевле можно организовать страхование от него. Компетентные государственные органы разрабатывают критерии и стандарты для оценки неблагоприятных для здоровья населения факторов, качества рабочей силы, в том числе степени ее профессиональной подготовки и пригодности для выполнения необходимых трудовых функций, с учетом промышленного развития регионов, уровня жизни в различных климатических зонах страны и пр. На смену единой системе государственного социального страхования сегодня приходит новая, с разветвленной сетью внебюджетных видов страхования: социального, медицинского, пенсионного, а также связанного с проблемой занятости. Социальное страхование существует в различных видах и зависит от причин потери заработка: страхование от несчастных случаев, на случай болезни, по старости, по инвалидности, страхование материнства, на случай потери кормильца и по безработице. Оно имеет разные формы и соответствующие способы их организации: обязательное, добровольное, а также ряд переходных форм, которые можно определить как «условно обязательное страхование». Страхование может иметь общегосударственный характер, а может быть местным. Но, несмотря на наличие разнообразных форм, сохраняются некие общие принципы социального страхования. В частности, в Декларации прав человека социальное страхование определено как форма социальной защиты при наступлении случая социального риска и потере средств к существованию по не зависящим от человека причинам. Отсюда следует, что цель социального страхования — обеспечить трудящимся прежде всего экономическую защиту при наступлении разных случаев, которые приводят к потере дохода и утрате возможности заработка. Одним из важных принципов, обеспечивающих существование и развитие системы соцстраха, должна стать личная ответственность каждого гражданина за сохранение своего благосостояния, которая обеспечивается его участием как в финансировании, так и в управлении системой. Для рыночной экономики, а значит, и для социального страхования принцип личной ответственности является основным. Согласно этому принципу каждый человек должен самостоятельно принимать решение, каким образом он участвует в экономической жизни общества и как он обустраивает свою жизнь. Личная свобода сопряжена с личной ответственностью за принятие решений. Система социального страхования характеризуется также принципом солидарности, что означает: размер взносов зависит от величины доходов страхуемого, а получаемые по системе социального страхования услуги — от состояния его здоровья и соответствующих потребностей. Как уже упоминалось, социальное страхование финансируется за счет страховых взносов как трудящихся по найму, так и предпринимателей, и лишь в некоторых случаях могут привлекаться средства госбюджета. Социальное страхование — это, по сути, институт социального партнерства, солидарности и соглашения, и уровень его развития определяется социальной зрелостью основных субъектов — работников, предпринимателей и государства, балансом сил и согласованностью их интересов. В рамках социального страхования не только производятся материальные выплаты, компенсирующие утрату доходов при наступлении страхового случая, но и оказываются услуги: профилактические, лечебные, реабилитационные, — значение которых с развитием страхования возрастает, и в итоге именно они определяют эффективность этой системы. Цель социального страхования — профилактика, снижение уровня социального риска для трудового населения и компенсация при наступлении страховых случаев.

——————————————————————