Минздравсоцразвития России представило проект нового Закона об основах социального обслуживания населения

(Муратова Д. А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПРЕДСТАВИЛО ПРОЕКТ НОВОГО

ЗАКОНА ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 14 мая 2012 года

Д. А. МУРАТОВА

Муратова Д. А., к. ю.н.

В начале мая Минздравсоцразвития России разместило на своем официальном сайте проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее — проект). Проект призван заменить два ныне действующих Закона:

— Федеральный закон от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее — Закон об обслуживании инвалидов);

— Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (далее — Закон N 195-ФЗ).

Основные планируемые изменения связаны с совершенствованием предоставления социальной помощи нуждающимся в ней слоям населения. Положения проекта более четко по сравнению с действующим законодательством определяют основания предоставления такой помощи, виды социальных услуг, а также основания предоставления социальной помощи на безвозмездной и возмездной основе.

Основания предоставления социального обслуживания

Социальные услуги предоставляются прежде всего тем, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Поэтому законодательное определение понятия трудной жизненной ситуации крайне важно для установления оснований получения такой помощи. Проект уточняет это понятие по сравнению с Законом N 195-ФЗ. Так, согласно проекту трудной жизненной ситуацией считается не только ситуация, которая нарушает жизнедеятельность гражданина, но и ситуация, которая создает риск для такого нарушения. Кроме того, важным дополнением является норма, согласно которой можно применять это понятие не только к одному человеку, но и к семье в целом (ст. 3 проекта), что дает возможность претендовать на социальные услуги и социальное обслуживание всей семьей.

Большинство перечисленных в ст. 18 проекта оснований предоставления социального обслуживания фактически и сейчас содержатся в различных положениях Закона N 195-ФЗ и Закона об обслуживании инвалидов, однако они не систематизированы должным образом. Среди оснований признания гражданина нуждающимся в помощи, которые содержатся в проекте, но отсутствуют в действующих законах, можно отметить:

— семейное неблагополучие, социально опасное положение (конфликты в семье, жестокое обращение, асоциальное поведение детей и (или) родителей, отсутствие одного или обоих родителей). Например, в Законе N 195-ФЗ лишь указывается на конфликты и жестокое обращение в семье как признаки трудной жизненной ситуации, более подробное регулирование отсутствует;

— наличие ВИЧ-инфицированных, алкогольно-, наркозависимых членов семьи. Такого основания оказания социальной помощи в Законе N 195-ФЗ нет.

Перечисленные в ст. 18 проекта основания носят исчерпывающий характер. С одной стороны, наличие таких оснований должно гарантировать получение социальной помощи гражданам, которые будут признаны нуждающимися в ней (п. 2 ст. 18 проекта). С другой стороны, отсутствие таких оснований может повлечь (но не обязательно повлечет) отказ в предоставлении социального обслуживания (п. 1 ст. 21 проекта).

Кроме того, для признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании его жизненные обстоятельства, перечисленные в ст. 22 проекта, такие, как состояние здоровья, потребность в помощи, семейное положение, жилищные условия и т. п., должны быть оценены с точки зрения индивидуального подхода. При этом субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные условия, определяющие «индивидуальную нуждаемость».

Поставщики социальных услуг

Согласно Закону N 195-ФЗ лица, осуществляющие социальное обслуживание, именуются термином «социальные службы», к которым относятся:

— предприятия и учреждения независимо от форм собственности;

— граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица.

Закон об обслуживании инвалидов в гл. IV допускает также оказание социальной помощи пожилым людям и инвалидам как государственным, так и негосударственным сектором.

Проект, как и действующее законодательство, включает в систему социального обслуживания и государственный, и негосударственный элементы (ст. 29 проекта). В проекте указанные лица объединены собирательным понятием «поставщик социальной услуги». Также сформулирован обобщенный перечень таких поставщиков, которыми согласно п. 4 ст. 3 проекта могут быть:

— юрлица независимо от организационно-правовой формы;

— индивидуальные предприниматели;

— благотворители и добровольцы.

Права и обязанности получателей и поставщиков

социальных услуг

Закон N 195-ФЗ и Закон об обслуживании инвалидов преимущественно регулируют права получателей социальных услуг, тогда как обязанности лиц, предоставляющих такие услуги, либо не упоминаются, либо рассеяны по тексту законов и четко не оговорены.

В проекте достаточно подробно описаны как права, так и обязанности участников отношений по социальному обслуживанию. Поставщики в большей степени будут наделены обязанностями, нежели правами (ст. 16, 17 проекта). Среди немногочисленных прав поставщиков социальных услуг наибольший интерес представляет право на отказ в предоставлении социальных услуг в случае нарушения получателем условий договора, заключенного с поставщиком.

Отдельная глава проекта (гл. 4) отведена правам и обязанностям получателей социальных услуг и их законных представителей. Интерес вызывает ст. 15 проекта, устанавливающая в том числе следующие обязанности получателей:

— обязанность предоставлять сведения, необходимые для решения вопроса о предоставлении социальных услуг;

— обязанность своевременно информировать поставщиков социальных услуг об изменении обстоятельств, влияющих на предоставление социальных услуг.

Санкций за неисполнение получателями услуг этих обязанностей проект не предусматривает.

Ограничение действия принципа добровольности

социального обслуживания

Проектом уточняется, в каких случаях социальное обслуживание может предоставляться независимо от согласия получателя социальных услуг. Это касается, в частности, случаев, когда получатель услуг недееспособен или неспособен к самообслуживанию, причем он лишен заботы со стороны представителей или родственников. В этой ситуации учет его мнения исключается для его же блага (п. 3 ст. 21 проекта). Стационарное социальное обслуживание таким лицам предоставляется на основании решения суда.

В Законе N 195-ФЗ такой нормы нет, а Закон об обслуживании инвалидов содержит аналогичные положения, касающиеся только лиц пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в помощи (ст. 9, 15 Закона об обслуживании инвалидов). Таким образом, в случае принятия проекта можно будет говорить о распространении данного правила на более широкий круг лиц.

Предоставление социальных услуг за плату и бесплатно

Действующее законодательство разграничивает платные и бесплатные социальные услуги. Так, в Законе N 195-ФЗ имеется перечень оснований, при которых социальные услуги должны предоставляться бесплатно (ст. 16 Закона N 195-ФЗ). Закон об обслуживании инвалидов отсылает к законодательству субъектов РФ в части установления условий предоставления услуг бесплатно или за плату (ст. 24 Закона об обслуживании инвалидов).

В случае принятия проекта на федеральном уровне будут закреплены универсальные основания предоставления социальных услуг на безвозмездной основе. В этом отношении проект почти полностью повторяет положения Закона N 195-ФЗ, дополняя уже существующий перечень имеющих право на бесплатное социальное обслуживание лиц следующими категориями граждан:

— дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;

— пенсионеры, достигшие 80 лет, проживающие одиноко или в семье, состоящей из неработающих пенсионеров.

Также проект определяет случаи предоставления социальных услуг за плату (п. 2 ст. 37 проекта). Оплата услуг происходит на основании договора между получателем и поставщиком услуг. На условиях полной или частичной оплаты социальные услуги будут предоставляться:

— тем, чей среднедушевой доход превышает региональную предельную величину;

— тем, кто не способен к самообслуживанию в связи с возрастом, болезнью, инвалидностью, но при этом имеет родственников, способных позаботиться о них.

Также проект устанавливает предельный размер частичной оплаты социальных услуг для различных категорий граждан (п. 3 — 4 ст. 37 проекта) в зависимости от вида социального обслуживания:

— стационарное обслуживание лиц пожилого возраста и инвалидов (кроме детей-инвалидов) — не более 75 процентов пенсии получателя;

— полустационарное и (или) надомное обслуживание — не более 25 процентов разницы между среднедушевым доходом получателя и региональной предельной величиной среднедушевого дохода.

Напомним, что действующее законодательство позволяет частным организациям самостоятельно определять условия и порядок оказания платных услуг, тогда как для государственных социальных служб порядок оказания платных услуг устанавливается законодательством регионов (п. 3 и 4 ст. 15 Закона N 195-ФЗ).

Виды социальных услуг

Проект систематизирует виды социальных услуг с учетом уже имеющегося на сегодняшний день правового регулирования. Так, предлагается деление социального обслуживания на виды в зависимости от условий предоставления услуг (п. 1 ст. 24 проекта):

— стационарное;

— полустационарное;

— социальное обслуживание на дому.

Еще одним критерием систематизации социальных услуг станут цели их оказания, например:

— социально-бытовые;

— социально-медицинские;

— социально-правовые;

— социально-экономические;

— социально-реабилитационные и др.

Проект содержит подробный перечень видов таких услуг и указание на то, в рамках какого из видов обслуживания (стационарного, надомного или полустационарного) они могут быть оказаны (ст. 26 — 28 проекта).

Согласно проекту порядки предоставления социальных услуг будут утверждаться на уровне субъектов РФ и включать среди прочего стандарт социальной услуги (подп. 7 п. 3 ст. 34 проекта). По содержанию такой стандарт сходен с административными регламентами оказания государственных услуг. Например, он должен будет содержать детальную характеристику социальной услуги и условий ее предоставления.

Отметим, что согласно проекту получатель услуги будет принимать непосредственное участие в определении необходимого ему объема услуг, сроков их предоставления и других вопросов (ст. 23 проекта). Органы исполнительной власти субъекта РФ будут при участии получателя услуги разрабатывать индивидуальную программу предоставления социальных услуг. Эта программа станет неотъемлемой частью договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком услуги и ее получателем.

Информационное обеспечение социального обслуживания

Проектом предлагается создание реестров поставщиков и регистров получателей социальных услуг (ст. 32 — 33 проекта). Реестры будут включать, в частности, информацию о поставщике социальных услуг, а также о видах услуг, которые он предоставляет, и результатах их предоставления. Что касается получателей, то в отношении их регистры будут включать полную информацию о личности получателя, а также об основаниях получения социальной помощи.

Кроме того, предполагается использование электронных способов коммуникации для обращения за социальным обслуживанием, для информирования о причинах отказа в социальном обслуживании и т. д. (см., например, ст. 19 проекта).

Порядок вступления проекта в силу в случае принятия

Большинство положений проекта должны будут вступить в силу со дня официального опубликования. Иные правовые акты должны быть приведены в соответствие с положениями проекта в шестимесячный срок.

Для некоторых положений момент вступления в силу будет отсрочен. Так, предполагается, что до 2014 г. оказание услуг будет происходить на основании ранее утвержденных стандартов социального обслуживания, тогда как новые стандарты должны начать действовать с 2014 г. С этой же даты вступят в силу положения проекта об информационных системах, реестрах поставщиков и регистрах получателей услуг.

Ожидается, что с 1 июля 2013 г. вступят в силу положения проекта об индивидуальной программе и условиях предоставления услуг, включая особенности, касающиеся инвалидов (ст. 23 и 24 проекта).

Предполагается, что с принятием проекта с 1 января 2013 г. утратят силу Закон об обслуживании инвалидов и Закон N 195-ФЗ, а также ряд положений других законов, нормы которых взаимосвязаны с указанными.

Документ: проект Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (текст проекта размещен на сайте Минздравсоцразвития России http://www. minzdravsoc. ru/docs/mzsr/projects/1625).

——————————————————————