Минздравсоцразвития России подготовило проект Закона о социальной защите инвалидов

(Денисова А.)

(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2012)

Текст документа

Подготовлен для системы КонсультантПлюс

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ ПОДГОТОВИЛО

ПРОЕКТ ЗАКОНА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 16 мая 2012 года

А. ДЕНИСОВА

На официальном интернет-сайте Минздравсоцразвития России размещен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (далее — проект). В частности, предусматривается создание федерального реестра инвалидов, проведение мероприятий, обеспечивающих доступ в музеи, библиотеки и др., а также возможность использовать транспортную инфраструктуру. Принятие данного документа необходимо для приведения российского законодательства в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов [1]. Отметим, что указанная Конвенция была ратифицирована Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ [2]. Следовательно, с момента вступления в силу (15 мая 2012 г.) ее положения приобретут для России обязательный характер. В случае одобрения проекта большинство его положений начнет действовать с 1 июля 2013 г.

Наибольшее количество предлагаемых проектом поправок коснется Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон N 181-ФЗ).

Статья 4 Конвенции о правах инвалидов предусматривает обязанность государств-участников обеспечивать полную реализацию всех прав человека и основных свобод в отношении инвалидов без их дискриминации. Для этого необходимо осуществить ряд мероприятий, перечисленных в указанной статье. В целях исполнения предписаний Конвенции разработчики проекта предлагают дополнить Закон N 181-ФЗ положениями, которые в дальнейшем обеспечат соблюдение международных норм при изменении российского законодательства. Так, во избежание принятия нормативных правовых актов, содержащих элементы дискриминации по признаку инвалидности, проектом предлагается следующая процедура: проекты документов, затрагивающих права инвалидов, будут направляться в Минздравсоцразвития России на экспертизу для оценки их соответствия нормам международных договоров и законодательства РФ о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности. Порядок и методику проведения такой экспертизы определит Правительство РФ.

Федеральный реестр инвалидов

В ст. 31 Конвенции о правах инвалидов указывается, что ее участники обязуются производить сбор необходимой информации, в частности статистических данных, позволяющей разрабатывать и осуществлять стратегии в целях выполнения требований названного документа. Действующее отечественное законодательство (п. 20 ст. 4 Закона N 181-ФЗ) предусматривает установление единой системы учета инвалидов, однако в Законе о персональных данных [3] предпосылки ведения персонифицированной базы данных инвалидов отсутствуют, что является препятствием для ее создания. В связи с этим в настоящее время не существует такой системы учета, которая бы содержала сведения об инвалидах, о преимущественном виде помощи, в которой они нуждаются, и другие параметры, необходимые для более эффективного управления процессами социальной защиты инвалидов. Для устранения этого несоответствия проектом предлагается дополнить Закон N 181-ФЗ нормой, предусматривающей создание федерального реестра инвалидов в России с 1 января 2014 г.

Реабилитация инвалидов

Согласно проекту стандарты и порядок осуществления мероприятий и услуг по реабилитации инвалидов будут установлены Минздравсоцразвития России. Проектом предполагается дополнить Закон N 181-ФЗ отдельным положением о том, что реабилитацию инвалидов осуществляют:

— юрлица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, предметом деятельности которых согласно их учредительным документам является оказание одного или нескольких видов услуг по основным направлениям реабилитации инвалидов;

— индивидуальные предприниматели, заявившие при госрегистрации о намерении оказывать услуги по реабилитации инвалидов.

Отметим, что в настоящее время деятельность по реабилитации инвалидов осуществляют социальные службы (п. 1 ст. 3, ст. 14 Закона о социальном обслуживании [7]).

Поскольку деятельность по реабилитации относится к услугам, то требования к ним в соответствии со ст. 1 Закона о техрегулировании [8] устанавливаются на добровольной основе. Как считают авторы проекта, это может привести к ситуации, при которой данные услуги могут оказываться в недостаточном объеме и иметь низкое качество, что представляется опасным, поскольку непосредственно затрагивает здоровье граждан. В связи с таким подходом проектом предлагается исключить из сферы применения Закона о техрегулировании отношения, возникающие при оказании реабилитационных услуг и проведении реабилитационных мероприятий.

Помимо этого, предлагается наделить органы медико-социальной экспертизы (МСЭ) правом получения необходимой информации от реабилитационных учреждений по предписываемым мероприятиям. Для этого госорганы, учреждения и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, иные госорганы и органы местного самоуправления, а также подведомственные этим органам организации, на которые возложено проведение мероприятий, указанных в индивидуальной программе реабилитации инвалида, будут обязаны предоставлять информацию об исполнении возложенных на них мероприятий в федеральные учреждения МСЭ.

Абилитация инвалидов

В целях реализации положений ст. 26 Конвенции о правах инвалидов проектом предлагается ввести в действующее законодательство институт абилитации инвалидов. Под ней следует понимать систему и процесс формирования способности инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Абилитация будет осуществляться в соответствии с нормами Закона N 181-ФЗ о реабилитации.

Право инвалидов на информацию о товарах

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов необходимо выявлять и устранять барьеры, мешающие инвалидам получать необходимую информацию.

Однако в ст. 10 Закона о защите прав потребителей [4], устанавливающей необходимость доведения до потребителей достоверной информации о товарах (работах, услугах), отсутствует положение, обязывающее предоставлять ее в доступной для инвалидов форме. По мнению авторов проекта, это не позволяет людям с ограниченными возможностями пользоваться такой важной информацией наравне с другими гражданами, что содержит признаки дискриминации.

Для решения данной проблемы проектом предлагается определить особенности доведения информации по отдельным видам товаров (работ, услуг) до инвалидов в рамках перечня и способов доведения информации до потребителя, устанавливающихся Правительством РФ.

Реализация права инвалидов на доступ к объектам

социальной и транспортной инфраструктуры

Согласно ст. 30 Конвенции о правах инвалидов государство обязано принимать все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к местам культурных мероприятий или услуг (театры, музеи, кинотеатры, библиотеки, туристические услуги), а также к памятникам и объектам, имеющим национальную культурную значимость.

Как отмечают разработчики проекта, на сегодняшний день значительная часть учреждений культуры, архивов, музеев, библиотек не оснащены необходимыми техническими средствами и условиями для использования культурных ценностей инвалидами по слуху и по зрению (субтитрированием, дублированием голосовой информации текстовой информацией, надписями или световыми сигналами, знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля), инвалидами с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

В связи с этим проектом предусмотрено установление порядка обеспечения доступности для инвалидов объектов культурного назначения. Федеральные органы исполнительной власти и органы госвласти субъектов РФ установят обязательные требования по обеспечению доступности для инвалидов культурных благ, которые предоставляют организации, физлица для удовлетворения инвалидами своих культурных потребностей.

В частности, в отношении органов госвласти и органов местного самоуправления, учреждений и организаций всех форм собственности, являющихся учредителями библиотек, также будут установлены дополнительные полномочия и обязанности по обеспечению доступности библиотек для инвалидов.

На основании п. 2 ст. 8 Закона о библиотечном деле [5] слепые и слабовидящие вправе получать в специализированных государственных и других общедоступных библиотеках документы и информацию на спецносителях. Однако порядок действий библиотек по созданию условий для реализации данного права инвалидов нормативно не определен. В результате, по мнению авторов проекта, большая часть общедоступных библиотек не имеют фондов библиотечных документов, изготовленных на специальных носителях в доступном для инвалидов формате. Согласно проекту определять порядок реализации рассматриваемого права будет Минздравсоцразвития России.

Проектом предлагается дополнить ст. 5 Закона о господдержке кинематографии [6], регулирующую порядок и условия выдачи прокатных удостоверений, положением об обеспечении доступности фильмов для инвалидов посредством их обязательного субтитрирования или сурдоперевода в порядке, определяемом Правительством РФ.

Кроме прочего, в действующее российское законодательство будут введены нормы, которые должны способствовать обеспечению беспрепятственного пользования инвалидами автомобильным, железнодорожным, внутренним водным транспортом, что соответствует нормам Конвенции.

Обратим внимание, что проект предлагает включить в число требований, необходимых для получения разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, требование об обеспечении организацией или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими такую деятельность, условий доступности перевозки инвалидов.

Отметим, что согласно проекту соответствие объектов социальной инфраструктуры требованиям доступности и пригодности для использования инвалидами будет обеспечиваться по нормам законодательства о техническом регулировании. Как отмечают разработчики проекта, введение данной нормы в действующее законодательство позволит обеспечить единый подход к нормативно-правовому регулированию проектирования и производства зданий и сооружений в части соблюдения нормативов их доступности для инвалидов.

Ответственность за уклонение от исполнения требований

об обеспечении условий для доступа инвалидов к объектам

социальной, транспортной и инженерной инфраструктур

В соответствии с п. «b» ч. 2 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов государство должно обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов. Для реализации этого положения проектом предлагается значительно повысить размеры установленных ст. 9.13 КоАП РФ штрафов за уклонение от исполнения требований об обеспечении условий для доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур. Так, для должностных лиц размер штрафа составит 10 тыс. руб., при отягчающих обстоятельствах — 15 тыс. руб., а для организаций — соответственно 100 тыс. руб. и 200 тыс. руб.

Напомним, что в настоящее время за данное правонарушение может быть наложен административный штраф на должностных лиц в размере от 2 до 3 тыс. руб., а на юрлиц — от 20 до 30 тыс. руб.

Документ:

проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (с текстом можно ознакомиться по адресу: http://www. minzdravsoc. ru/docs/doc_projects/834).

[1] Конвенция о правах инвалидов (принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Резолюцией 61/106 на 76-м пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН). Россия подписала Конвенцию 24.09.2008.

[2] Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».

[3] Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных».

[4] Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

[5] Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле».

[6] Федеральный закон от 22.08.1996 N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».

[7] Федеральный закон от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

[8] Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании».

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *