Размер единовременного пособия, подлежащего выплате лицам в возмещение вреда здоровью, причиненного при выполнении служебных задач по борьбе с терроризмом, не реализовавшим право на его получение до 1 января 2007 года, после указанной даты определяется Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 6)

РАЗМЕР ЕДИНОВРЕМЕННОГО ПОСОБИЯ, ПОДЛЕЖАЩЕГО ВЫПЛАТЕ ЛИЦАМ В ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ, ПРИЧИНЕННОГО ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ ПО БОРЬБЕ С ТЕРРОРИЗМОМ, НЕ РЕАЛИЗОВАВШИМ ПРАВО НА ЕГО ПОЛУЧЕНИЕ ДО 1 ЯНВАРЯ 2007 ГОДА, ПОСЛЕ УКАЗАННОЙ ДАТЫ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 6 МАРТА 2006 ГОДА N 35-ФЗ «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ТЕРРОРИЗМУ»

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Ключевые слова: военные комиссары, юридическое обеспечение деятельности, проблемные вопросы.

The size of the lump sum payable to persons in respect of harm caused in the performance of office tasks to combat terrorism, not to exercise the right to receive it until January 1, 2007, after a specified date determined by the Federal Law «On Combating Terrorism» on March 6, 2006 N 35-FZ A. V. Efremov

Key words: military commissioners, the legal provision of activities of concern.

Правила возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью лиц в связи с их участием в борьбе с терроризмом (далее — Правила), утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2008 г. N 105. Для получения единовременного пособия, установленного ч. ч. 3 и 4 ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» (далее — Закон N 35-ФЗ), лицо, участвовавшее в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом и получившее увечье или ранение, представляет в федеральный орган исполнительной власти, в котором указанное лицо проходит службу, работает, исполняет обязанности или с которым сотрудничает на постоянной или временной основе (далее — федеральный орган исполнительной власти): а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия; б) медицинские документы, подтверждающие причинение вреда его здоровью (ранение, увечье). Для получения единовременного пособия, установленного ч. 2 ст. 21 Закона N 35-ФЗ, в случае гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, члены его семьи и (или) лица, находившиеся на его иждивении, представляют в федеральный орган исполнительной власти, в котором указанное лицо проходило службу, работало, исполняло обязанности: а) письменное заявление о выплате указанного единовременного пособия; б) копию свидетельства о смерти лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом; в) документы, подтверждающие родственные отношения с лицом, погибшим (умершим) при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, или нахождение на иждивении указанного лица. Федеральный орган исполнительной власти в течение 30 рабочих дней с даты получения документов проводит служебное расследование обстоятельств причинения вреда здоровью или гибели (смерти) лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, в ходе которого устанавливается наличие причинной связи между гибелью (смертью), получением увечья или ранением лица и его участием в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом. На основании заключения, составленного по итогам служебного расследования, руководитель федерального органа исполнительной власти принимает решение о выплате либо об отказе в выплате единовременного пособия. В случае принятия решения о выплате единовременного пособия членам семьи и (или) лицам, находившимся на иждивении лица, погибшего (умершего) при осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, сумма единовременного пособия выплачивается получателям в равных долях. В случае отказа в выплате единовременного пособия заявителю (заявителям) направляется письменное извещение с указанием причин отказа. К членам семьи лица, участвовавшего в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, относятся: а) супруга (супруг), состоящая (состоящий) в зарегистрированном браке с лицом, участвовавшим в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, на день его гибели (смерти); б) родители; в) дети, не достигшие 18 лет, или дети старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18 лет, а также дети, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет <1>. ——————————— <1> Следует отметить, что перечень лиц, относящихся к членам семьи погибшего военнослужащего, приведенный в Правилах, совпадает с перечнем членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, приведенным в ч. 11 ст. 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».

В качестве наглядного примера автор настоящей статьи хотел бы привести следующую судебную практику. Так, 18 августа 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда, рассмотрев гражданское дело N 33-4486 по иску Сухачева С. С. к ГУВД по Воронежской области о признании права и взыскании единовременного пособия в размере 300000 руб. как лицу, принимавшему участие в борьбе с терроризмом и получившему увечье, повлекшее наступление инвалидности, по кассационной жалобе представителя ГУВД по Воронежской области по доверенности гр. Ч. на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 4 апреля 2011 г., установила: Сухачев С. С. обратился в суд с иском к ГУВД по Воронежской области о признании права на получение единовременного пособия в качестве лица, принимавшего участие в борьбе с терроризмом и получившего увечье, повлекшее наступление инвалидности; о взыскании единовременного пособия. В обоснование иска указал, что он проходил службу в органах внутренних дел в должности оперуполномоченного ОВД ЦЧ РУБОП. 9 марта 1996 г., находясь в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, при выполнении боевого задания получил минно-взрывную травму — сотрясение головного мозга, ушиб грудного отдела позвоночника и мягких тканей поясничной области. 28 января 2002 г. впервые освидетельствован ВВК ФГУЗ «Медико-санитарная часть ГУВД Воронежской области», признан ограниченно годным к военной службе на основании п. «в» (военная травма). 26 февраля 2002 г. Приказом начальника ГУВД по Воронежской области N 317 был уволен по п. «з» ч. 6 ст. 19 Закона Российской Федерации «О милиции» (по состоянию здоровья) с выплатой единовременного денежного пособия в размере 10 (десяти) месячных окладов денежного содержания. 4 декабря 2006 г. освидетельствован ФГУ «ГБ МСЭ по Воронежской области», установлена вторая группа инвалидности по военной травме. Ссылаясь на Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ, Сухачев С. С. обратился к ответчику с заявлением о выплате ему единовременного пособия в размере 300000 руб. как лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получившему увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности. Однако в удовлетворении указанного заявления было отказано, в связи с чем он обратился в суд с вышеназванными требованиями (л. д. 3 — 4). Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 4 апреля 2011 года исковые требования Сухачева С. С. удовлетворены (л. д. 48, 49 — 50). В кассационной жалобе представитель ГУВД по Воронежской области просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права (л. д. 53 — 56). Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав прокурора, полагавшего необходимым взыскать сумму в пользу истца в размере 50000 руб., судебная коллегия пришла к следующему. Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 «О судебном решении» решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Между тем судебная коллегия полагает, что принятое по делу решение суда не отвечает приведенным требованиям ст. 195 ГПК РФ. Как видно из материалов дела и установлено судом, истец проходил службу в органах внутренних дел. 9 марта 1996 г., находясь в служебной командировке на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, при выполнении боевого задания получил минно-взрывную травму — сотрясение головного мозга, ушиб грудного отдела позвоночника и мягких тканей поясничной области и в декабре 2006 г. был признан инвалидом с установлением второй группы и причиной инвалидности — военная травма. Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на получение единовременной выплаты. Вместе с тем, несмотря на то, что право на получение указанного пособия у истца возникло в 2006 г. (с момента установления инвалидности), суд, ссылаясь на положения Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ст. 21), предусматривающие выплату единовременного пособия лицу, принимавшему участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получившему увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, в размере 300000 руб., взыскал с ответчика указанную сумму. Однако вышеупомянутая норма вступила в силу с 1 января 2007 г. и на правоотношения, возникшие до указанной даты, распространяться не может. Указания на обратную силу действия в самом Законе не содержатся. Поскольку право на получение единовременного пособия у истца возникло в 2006 г., то при определении размера подлежащей выплате истцу денежной суммы следовало применять нормы Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», согласно ст. 20 которого вред, причиненный здоровью или имуществу лиц, перечисленных в ст. 19 названного Федерального закона, в связи с их участием в борьбе с терроризмом, возмещается в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. В случае если лицо, принимавшее участие в борьбе с терроризмом, при проведении контртеррористической операции получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере 50000 руб. и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации. На основании изложенного судебная коллегия пришла к выводу, что суд, разрешая возникший спор, не применил закон, подлежащий применению, что является существенным нарушением норм материального права и влечет в силу ст. ст. 362 — 363 ГПК РФ отмену состоявшегося решения. Учитывая, что все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, судебная коллегия сочла возможным вынести новое решение, которым взыскать с ГУВД по Воронежской области за счет средств федерального бюджета в пользу истца единовременное пособие в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (в редакции Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ) в размере 50000 руб. В то же время приведенные выводы судебной коллегии по гражданским делам представляются спорными, что подтверждает Определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 2011 г. N 14-В11-18, в котором, в частности, указано. Частично удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции исходил из того, что Сухочев С. С. получил ранение 4 февраля 2000 г., в связи с чем к возникшим правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом», действовавшие на момент получения Сухочевым С. С. ранения, поскольку Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» обратной силы не имеет. С указанным выводом суда первой инстанции согласился и суд кассационной инстанции. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации полагает, что приведенные выводы суда основаны на неправильном толковании норм, регулирующих возникшие правоотношения. На военнослужащих, принимавших участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом и получивших увечье при проведении контртеррористической операции, повлекшее за собой наступление инвалидности, либо ранение, не повлекшее наступления инвалидности, распространяются положения ст. 21 Федерального закона от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (вступила в силу 1 января 2007 г.). Согласно названной статье военнослужащим, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, получившим увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, выплачивается единовременное пособие в размере 300000 руб. (п. 3 ст. 21). Получение этими же лицами ранения, не повлекшего наступления инвалидности, влечет выплату им единовременного пособия в размере 100000 руб. (п. 4 ст. 21). Действовавшим до 1 января 2007 г. Федеральным законом от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» было предусмотрено, что военнослужащим, участвовавшим в борьбе с терроризмом, также подлежало выплате единовременное пособие. При получении увечья, повлекшего наступление инвалидности, единовременное пособие выплачивалось в размере 50000 руб., а при получении ранения, не повлекшего наступления инвалидности, — в размере 10000 руб. (ст. 20). Таким образом, в ст. 21 Федерального закона «О противодействии терроризму» при сохранении тех же оснований и условий выплаты единовременного пособия существенно увеличен его размер, который составил соответственно 300000 и 100000 руб. вместо ранее установленных 50000 и 10000 руб. Поскольку единственным правовым основанием выплаты единовременного пособия на момент рассмотрения дела судом является Федеральный закон «О противодействии терроризму», то суд при разрешении вопроса о размере единовременного пособия должен был руководствоваться именно данным Законом и исходить из тех сумм, которые в нем установлены. При таких обстоятельствах вывод суда о частичном удовлетворении требования и взыскании единовременного пособия в размере … рублей нельзя признать законным. С учетом того, что истец является военнослужащим, принимавшим участие в осуществлении мероприятий по борьбе с терроризмом, приобретшим право на получение единовременного пособия до 1 января 2007 г. и не реализовавшим его до указанной даты на основании Федерального закона «О борьбе с терроризмом» или иного федерального закона, названное пособие подлежало взысканию судом в размере 100000 руб. в связи с причинением истцу ранения, не повлекшего наступления инвалидности. Допущенные судом первой инстанции и не устраненные судом кассационной инстанции вышеуказанные нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможно восстановление прав и законных интересов Сухочева С. С. Данные нарушения могут быть исправлены только посредством отмены состоявшихся по делу судебных постановлений. На основании изложенного Судебная коллегия считает, что состоявшиеся судебные постановления нельзя признать законными, в связи с чем они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

——————————————————————