Дети-инвалиды в казенных учреждениях

(Мезенцева А., Аносов М.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 25)

Текст документа

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

А. МЕЗЕНЦЕВА, М. АНОСОВ

Мезенцева Алина, юрист, г. Москва.

Аносов Михаил, газета «ЭЖ-Юрист».

Государственная политика в отношении детей с выраженными аномалиями развития до сих пор была построена на приоритете изъятия их из общества и содержания в закрытых стационарных учреждениях. По сей день на поддержание интернатной системы расходуются значительные государственные средства. Рассмотрим, каким образом в этих домах-интернатах проходит процесс реабилитации и адаптации детей-инвалидов.

Государство финансирует!

Инвалидность — это большая беда для любого человека. Дети-инвалиды — беда вдвойне: вместе с детьми страдают их родители. Самое страшное, что родителям чаще всего совершенно невозможно получить для своих детей, имеющих серьезные психоневрологические нарушения, коррекционно-педагогические услуги и иную помощь. Им очень трудно противостоять настойчивым рекомендациям психолого-медико-педагогических комиссий (ПМПК) и сотрудников органов социальной защиты передать больного ребенка на попечение государства. В результате многие из них, не выдержав, соглашаются.

Российское государство упорно продолжает выделять гораздо больше средств на интернаты, чем на поддержку семьи или на альтернативное семейное устройство детей.

Кроме того, детей-инвалидов с расстройствами психики и нервной системы, а также с множественными врожденными нарушениями не принимают в детские сады, в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, им отказывают в предоставлении услуг в центрах и отделениях социального обслуживания. Несмотря на развитие таких центров и отделений, призванных оказывать услуги по реабилитации и адаптации детей-инвалидов, число их заведомо недостаточно, а нормативные документы, регулирующие их работу, ориентированы на помощь детям с минимальными нарушениями. Дети с более тяжелыми формами инвалидности туда не попадают. Им остается только интернат. Хорошо еще, если родители не отказываются от ребенка, навещают его и борются за его здоровье. Но, к сожалению, большинство детей-инвалидов становятся сиротами при живых родителях.

Ситуация меняется?

Если у здоровых детей-сирот еще есть надежда на достойное будущее, то дети-инвалиды, которые стали сиротами или остались без попечения родителей, часто этого лишены, особенно если они — умственно отсталые. Большой проблемой является и то, что устроить такого ребенка в приемную семью крайне сложно.

Усыновление, как и другие формы устройства детей, — само по себе непростое дело. Это большой труд, требующий прежде всего больших душевных затрат (а к ребенку-инвалиду, безусловно, требуется особое отношение). Поэтому число таких детей не уменьшается, а жить и воспитываться они вынуждены в особых интернатах.

Следует отметить, что раньше все задачи сводились только к тому, чтобы поддерживать жизнедеятельность таких детей — государство не было в них заинтересовано. Сегодня ситуация начала меняться. Ведь многие дети, которым поставлен страшный диагноз, совсем небезнадежны, а при правильном лечении и индивидуальном подходе к воспитанию способны вести нормальную жизнь, хотя и с определенными ограничениями.

Для улучшения качества жизни

В России начиная с 90-х годов прошлого века было принято более 300 нормативно-правовых актов, направленных на защиту интересов детей-инвалидов. После принятия Конституции РФ эти права были закреплены в Семейном кодексе РФ, а также в Федеральном законе от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2011), в Федеральном законе от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2008), в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (в ред. от 01.07.2011) и других. Особое значение имеет Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 30.11.2011), определяющий государственную политику, в том числе в области социальной защиты детей-инвалидов, а также Постановление Минтруда России от 08.08.2002 N 54.

Создание дома-интерната для умственно отсталых детей осуществляется в целях:

— предоставления в стационарных условиях социальных услуг умственно отсталым детям (далее — детям-инвалидам), частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

— обеспечения создания соответствующих возрасту и состоянию здоровья детей-инвалидов условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питания и ухода;

— организации посильной трудовой деятельности детей-инвалидов, их отдыха и досуга.

Защита прав и законных интересов

Помимо предоставления социальных услуг детям-инвалидам в доме-интернате реализуются индивидуальные программы их реабилитации. Также там проводятся мероприятия по социально-трудовой реабилитации детей с ограниченными возможностями в целях восстановления или компенсации утраченных или нарушенных способностей к бытовой, социальной и профессиональной деятельности, интеграции их в общество. Кроме того, организуется досуг таких детей. Большое внимание в интернате уделяется физическому воспитанию детей-инвалидов с учетом возраста и состояния здоровья, позволяющего развить их способности в пределах максимальных возможностей.

Воспитанникам интерната оказывается защита их прав и законных интересов в порядке, предусмотренном законодательством РФ, а также осуществляется их обучение с учетом физических возможностей и умственных способностей.

Обычно в интернате для детей-инвалидов создаются: отделение медико-социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической помощи, отделение социально-трудовой реабилитации, отделение социально-консультативной помощи, отделение милосердия, группа дневного пребывания и другие отделения, которые необходимы для жизнедеятельности детского дома. Каждое из этих отделений создано с определенной целью и направлено на улучшение качества жизни детей-инвалидов.

Медико-социальная и психолого-педагогическая реабилитация

В частности, Отделение медико-социальной реабилитации предназначено:

— для освоения и использования традиционных и новых эффективных методик и технологий в проведении реабилитационных мероприятий;

— направления детей-инвалидов при необходимости и по согласованию с органами здравоохранения в медицинские учреждения для получения специализированной медицинской помощи;

— обеспечения взаимодействия специалистов отделения с родителями и законными представителями (если таковые имеются) детей-инвалидов ради достижения непрерывности реабилитационных мероприятий и социальной адаптации детей-инвалидов в семье, осуществления обучения родителей либо законных представителей детей-инвалидов основам медико-психологических и медико-социальных знаний, навыкам и умениям для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

— проведения лечебных и физкультурно-оздоровительных мероприятий с детьми-инвалидами.

Отделение психолого-педагогической помощи создается в целях:

— оказания практической помощи в организации обучения детей-инвалидов, разработки образовательных программ исходя из особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей;

— проведения психолого-коррекционной работы с детьми-инвалидами;

— подготовки и проведения мероприятий по организации досуга детей-инвалидов вместе с их родителями (законными представителями), проведения медико-социального патронажа семей, имеющих детей-инвалидов;

— обучения детей-инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, а также навыкам общения и другим приемам бытовой адаптации;

— организации игротерапии детей-инвалидов;

— проведения развернутой диагностики психического развития детей-инвалидов в целях определения форм и методов психокоррекционной работы.

Консультации и индивидуальные программы

Отделение социально-трудовой реабилитации необходимо:

— для проведения мероприятий по оказанию психолого-профориентационных услуг детям-инвалидам;

— проведения мероприятий, способствующих развитию и освоению детьми-инвалидами профессиональных навыков и умений;

— организации трудотерапии и предпрофессионального трудового обучения детей-инвалидов на базе учебно-производственных мастерских исходя из местных условий;

— решения вопросов будущего трудоустройства детей-инвалидов на специализированные предприятия для инвалидов в установленном порядке.

Отделение социально-консультативной помощи проводит консультирование родителей (законных представителей) по психолого-педагогическим вопросам семейного воспитания и развития личности детей-инвалидов, а также оказывает социально-консультативную помощь семьям, воспитывающим детей-инвалидов, по вопросам социально-правовой защиты и обеспечения их жизнедеятельности.

В задачи Отделения милосердия входит организация реабилитационных групп, объединяющих детей-инвалидов с учетом их возраста и тяжести заболевания, и обеспечение деятельности таких групп на основе индивидуальных программ реабилитации.

В группе дневного пребывания реализуются индивидуальные программы медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов. А также обеспечивается режим временного содержания детей-инвалидов с учетом их семейных обстоятельств и интересов.

Принимаются на проживание

В интернат для детей-инвалидов принимаются дети от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании и находящиеся в иной трудной жизненной ситуации. Дети-инвалиды принимаются на постоянное, временное (на срок до шести месяцев), пятидневное в неделю проживание и дневное пребывание. Социально-реабилитационная работа с родителями (законными представителями) проводится в течение всего срока проживания или пребывания детей-инвалидов в интернате.

Основанием для помещения в такой детский дом является путевка, выданная органом социальной защиты населения субъекта РФ или органом местного самоуправления. Путевка для помещения ребенка-инвалида может выдаваться и на основании заявления его родителей (законных представителей). На каждого проживающего в интернате заводится личное дело, в котором хранятся путевка, история болезни, к которой приобщается медицинская карта, справка из учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы, индивидуальная программа реабилитации, амбулаторная карта, поступившая из медицинского учреждения, все медицинские и другие документы со времени нахождения ребенка-инвалида в данном учреждении.

Не принимаются в такой детский дом дети-инвалиды, страдающие по заключению медицинских учреждений психическими, онкологическими, кожно-венерологическими и другими формами инфекционных заболеваний, требующих лечения в специализированных стационарных медицинских учреждениях.

На платной основе

Стационарное обслуживание детей-инвалидов осуществляется на платной основе, включающей затраты на приобретение продуктов питания и мягкого инвентаря, содержание предоставляемых жилых помещений в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.04.2002 N 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов».

Плата производится на основании договора о стационарном обслуживании, заключаемого между родителями ребенка-инвалида (законными представителями) и домом-интернатом в соответствии с Положением о порядке заключения, изменения и расторжения договоров о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, а также Формой примерного договора о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, утвержденными Постановлением Минтруда России от 17.05.2002 N 35 (зарегистрировано в Минюсте России 13.06.2002, рег. N 3511).

Детям-инвалидам за счет денежных средств их родителей (законных представителей) могут предоставляться дополнительные платные или частично оплачиваемые услуги по индивидуальному уходу, питанию, лечению и другие, перечень и стоимость которых утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Выписан на время

Временное выбытие ребенка-инвалида из детского дома осуществляется только по заявлению родителей (законных представителей) и с согласия его директора на срок не более трех месяцев или на период каникул.

При выписке из интерната выдаются личные вещи ребенка-инвалида и ценности, хранившиеся в нем, а также справка с указанием времени пребывания в детском доме, медицинские и другие документы, имеющиеся в личном деле ребенка-инвалида и не подлежащие дальнейшему хранению.

Отметим в заключение, что, каким бы хорошим ни был детский дом, это все-таки казенное учреждение. А любому ребенку, здоровому либо страдающему каким-либо заболеванием, очень важно иметь семью.

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье (ст. 54 Семейного кодекса РФ).

Разумеется, данное право распространяется и на лишенных попечения родителей детей-инвалидов.

Таким образом, если родная семья отказалась от ребенка-инвалида, задачей государственной важности становится найти ему добрых, сильных и чутких родителей, способных бороться за его жизнь и здоровье.

——————————————————————

Название документа