Конституционные обязанности государства и приоритеты социальной политики в России и зарубежных странах

(Стародубцева И. А., Шелудякова Т. В.) («Социальное и пенсионное право», 2012, N 3)

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГОСУДАРСТВА И ПРИОРИТЕТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ <*>

И. А. СТАРОДУБЦЕВА, Т. В. ШЕЛУДЯКОВА

——————————— <*> Starodubtseva I. A., Sheludyakova T. V. Constitutional duties of the state and priorities of social policy in Russia and foreign countries.

Стародубцева Инна Алексеевна, доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета, кандидат юридических наук.

Шелудякова Татьяна Васильевна, преподаватель кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета.

В статье исследованы нормы Конституции Российской Федерации и конституций зарубежных стран, предусматривающие обязанности государства и приоритеты государственной политики в социальной сфере. Авторами обосновываются приоритеты российской социальной политики. Одним из них выделяется поддержка молодежи. Его предлагается закрепить в Конституции Российской Федерации.

Ключевые слова: конституция, обязанности государства, государственная политика, социальная политика, приоритеты государственной политики, поддержка молодежи.

The article is devoted to the norms of the Constitutions of the Russian Federation and foreign countries, stipulating the duties of the state and the priorities of the state policy in the social sphere. The authors are substantiating the priorities of Russian social policy. One of them is the support of young people, which is secured in the Constitution of the Russian Federation.

Key words: the constitution, the responsibilities of the state, public policy, social policy, priorities of the state policy, support of young people.

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Воплощение в жизнь данного конституционного принципа — основная конституционная обязанность государства, согласно которому создание данных условий не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. Именно успехи в социальной политике являются показателем плодотворной и многогранной деятельности государства <1>. Указанная конституционная норма означает, что у государства существуют определенные обязанности в социальной сфере, однако они прямо не закреплены в тексте Основного закона России. Конституция РФ гарантирует широкий круг социальных прав, а в соответствии со ст. 2 признание, соблюдение и защита прав и свобод — обязанность государства. В науке конституционного права детально исследуются социальные права, их гарантии, но недостаточно внимания уделяется соответствующим обязанностям государства. Поэтому данный вопрос является актуальным и требует научного исследования. ——————————— <1> Окуньков Л. А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. М.: БЕК, 1996. С. 36.

По мнению Б. С. Эбзеева, обязанности государства перед народом, различными социальными структурами, а также личностью имеют глубокие основы, коренятся в самом укладе общественных отношений. Юридическую основу изучаемого явления составляют нормы Конституции РФ, закрепляющие обязанности государства, государственных органов и должностных лиц (конституционные государственные обязанности) по обеспечению и защите прав граждан <2>. ——————————— <2> Эбзеев Б. С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: НОРМА, 2007. С. 96.

В теории государства и права юридическая обязанность определяется как возникающая в пределах статутной обязанности и на основе конкретных юридических фактов точная мера должного поведения конкретного обязанного лица. Основываясь на указанном определении, конституционная обязанность государства в социальной сфере — это установленная конституционно-правовыми нормами мера должного поведения, проявляющаяся в решениях и действиях органов государственной власти, направленных на обеспечение социальной поддержки и защиты граждан Российской Федерации. Основными признаками конституционной обязанности государства в социальной сфере являются: 1) нормативное закрепление обязанности; 2) принятие решений и совершение действий органами государственной власти в рамках своей компетенции; 3) цель — достижение определенного блага — социальная поддержка и защита граждан России. Конституционные обязанности государства в социальной сфере реализуются через государственную политику, они определяют основные направления социальной политики. По мнению Б. С. Эбзеева, конституционные обязанности Российского государства по защите граждан носят не разовый, а постоянный характер и требуют высокой степени активности государства в обеспечении материального производства, развитии экономики и формах управления ею для обеспечения индивидуальной и социальной жизни <3>. В. Д. Зорькин отмечает, что, по смыслу Конституции РФ, социальная политика, основанная на принципе социального государства, — это не произвольная по своей природе благотворительная деятельность, движимая нравственным чувством сострадания к социально незащищенным слоям, но конституционно-правовая обязанность государства гарантировать и защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых прав на основе правовой справедливости <4>. ——————————— <3> Там же. С. 87. <4> Зорькин В. Д. Права человека в контексте глобальной юриспруденции // Журнал конституц. правосудия. 2009. N 2. С. 12.

Средствами государственной социальной политики должны создаваться условия, обеспечивающие достойную жизнь граждан. Государство обязано заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности путем реализации государственной социальной политики. Все направления государственной политики должны быть основаны на конституционных нормах. Пробелом Конституции РФ является отсутствие принципов и направлений государственной политики в целом, в том числе и в социальной сфере. В связи с этим интересным является исследование конституций зарубежных стран, которые такие нормы предусматривают. Некоторые конституции, принятые в XX — XXI вв., детально регулируют основные направления государственной политики, в том числе и социальной. Так, Конституция Королевства Таиланд (2007) и Конституция Республики Филиппины (1987) <5> прямо предусматривают принципы и направления государственной политики. В структуру Конституции Королевства Таиланд входит отдельная гл. V «Направляющие принципы фундаментальной государственной политики», в которой содержится ч. 4 «Политика в сфере религии, социальной сфере, сфере здравоохранения, образования и культуры». В ней первым принципом, в соответствии с которым должно действовать государство в социальной сфере, является защита и развитие детей и молодежи, обеспечение питания и образования детей (ст. 80). Конституция Республики Филиппины в ст. II «Декларация принципов и государственной политики» устанавливает, что государство осуществляет справедливую и динамичную социальную политику, которая обеспечивает процветание и независимость государства, освобождение народа от бедности при обеспечении соответствующих социальных услуг, полной занятости, растущего уровня жизни и улучшения качества жизни каждого (разд. 9). ——————————— <5> Конституции государств Азии: В 3 т. / Под ред. Т. Я. Хабриевой. М.: Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации; Норма, 2010. Т. 3: Дальний Восток. 1040 с.

Конституция Народной Республики Бангладеш (1972) <6> включает отдельную ч. II «Основополагающие принципы государственной политики». Социальной сферы в ней касается гарантия бесплатного обязательного всеобщего образования, а также обязанность государства решать проблемы улучшения питания и совершенствования общественного здравоохранения, принимать меры по предотвращению употребления алкогольных и иных опьяняющих напитков и препаратов, вредных для здоровья, распространения проституции и азартных игр (ст. ст. 17 — 18). Такие особенности Конституции Народной Республики Бангладеш обусловлены тем, что в ней приоритетными провозглашаются принципы ислама. ——————————— <6> Конституции государств Азии / Под ред. Т. Я. Хабриевой. Т. 2. С. 56 — 58.

В Конституции Республики Индия (1949) <7> также отдельная ч. IV посвящена руководящим принципам государственной политики. В ней закреплено, что государство стремится улучшать благосостояние народа, обеспечивая и охраняя социальный порядок, при котором социальная, экономическая и политическая справедливость определяет сущность всех учреждений. Государство стремится свести к минимуму неравенство в доходах и устранить неравенство в статусе, условиях и возможностях не только среди отдельных лиц, но и среди групп населения, проживающих в различных местностях или практикующих различные профессии (ст. 38). В тексте Конституции Республики Индия употребляется термин «обязанность государства» применительно к обязанности поднять уровень питания и стандарты жизни и улучшить состояние народного здравоохранения (ст. 47). ——————————— <7> Там же. С. 192.

Обязанности государства прямо закреплены и в Политической конституции Республики Гватемала (1985) <8> (ст. 119), среди которых есть обязанность проявлять заботу о повышении уровня жизни и семейного благополучия всех жителей страны. Принципом социально-экономического строя Республики Гватемала провозглашается социальная справедливость (ст. 118). ——————————— <8> Конституции государств Америки: В 3 т. / Под ред. Т. Я. Хабриевой. М.: Ин-т законодательства и сравн. правоведения при Правительстве Рос. Федерации, 2006. Т. 1: Северная и Центральная Америка. С. 184 — 185.

В Конституции РФ отсутствуют принципы и приоритеты государственной политики. По нашему мнению, конституционные приоритеты социальной политики — это основанные на конституционных нормах направления развития общества, которые имеют преобладающее значение для государства, оказывающего особую поддержку субъектам социальной политики. Такими приоритетами социальной политики Российской Федерации должны являться: обеспечение достойной жизни каждого человека; формирование высокоразвитого общества; поддержка молодежи как субъекта, от которого зависит развитие общества. Хотя первый приоритет уже нашел свое отражение в Конституции РФ (ч. 1 ст. 7), предусматривающей достойную жизнь каждого как результат социальной политики, утверждение о том, что свободное развитие человека относится к приоритетам социального государства и проводимой социальной политике — неточно. Это скорее характеристика правового государства. Второй и третий приоритеты взаимосвязаны и дополняют друг друга. Для успешно развивающейся страны, ее процветания требуется стратегическая многоуровневая политика нации, которая будет стимулировать каждого на активное развитие. Необходимо такое совершенствование экономической, демографической и социальной политики государства, которое будет иметь целью дальнейшее всестороннее развитие общества и прежде всего молодежи. Итоги правильно проводимой социальной политики — благополучие, прогрессивное развитие и процветание не только нынешних поколений, но и будущих. Для эффективного проведения социальной политики ее приоритеты должны быть отражены в Конституции РФ. Преамбула Основного Закона содержит указание только на благополучие и процветание России, но в ее тексте нет нормы о формировании высокоразвитого общества и отдельного упоминания о молодежи, что является ее недостатком. Перечень субъектов, поддержка которых гарантируется ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, не включает молодежь как важную часть общества, от которой зависит его развитие. Для устранения указанного недостатка предлагается дополнить перечень субъектов, указанных в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, которым необходима государственная поддержка: «В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, молодежи, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Конституционные принципы и приоритеты должны получать свое развитие в текущем законодательстве. Одним из приоритетов социальной политики Российской Федерации, на наш взгляд, должна быть поддержка молодежи. Действующее федеральное законодательство по данному вопросу необходимо совершенствовать — принять Федеральный закон «О молодежной политике», в котором определить понятие, механизм и формы реализации молодежной политики, полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере осуществления молодежной политики, а также закрепить дополнительные гарантии для отдельных групп молодых людей. В случае реализации данных предложений будет создана конституционная база для государственной поддержки молодежи как одного из приоритетов социальной политики, а также созданы реальные дополнительные гарантии прав молодых людей, активная деятельность которых в различных сферах обеспечит развитие всего государства.

——————————————————————