Некоторые правовые вопросы в области пенсионного обеспечения, возникающие при применении международных соглашений от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств — участников СНГ»

(Ефремов А. В.) («Право в Вооруженных Силах», 2012, N 11)

НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ ОТ 13 МАРТА 1992 ГОДА «О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ В ОБЛАСТИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ» И ОТ 24 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА «О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ГОСУДАРСТВ — УЧАСТНИКОВ СНГ»

А. В. ЕФРЕМОВ

Ефремов А. В., начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики.

Автором рассмотрены некоторые правовые вопросы в области пенсионного обеспечения, возникающие при применении международных соглашений от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и от 24 декабря 1993 года «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств — участников СНГ».

Ключевые слова: военные комиссариаты, практика деятельности, анализ.

The author of the following some of the legal issues in the areas of pensions and in the application of international agreements March 13, 1992 «On guarantees of the rights of citizens of the CIS member states in the areas of pensions» and December 24, 1993 «On the order of pensions and national insurance law enforcement officers States».

Key words: military recruitment, practice activities, and analysis.

Дело С-1/11-96 <1> было возбуждено Экономическим судом Содружества Независимых Государств по запросам Совета министров обороны государств — участников СНГ и Министерства обороны Российской Федерации. Они просили дать толкование положений Соглашения между государствами — участниками СНГ о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г.; Соглашения о гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г.; Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ от 15 мая 1992 г. в части обязательного государственного страхования военнослужащих и членов их семей, проживающих на территориях государств — участников Соглашения, в целях разрешения спорных вопросов в случае коллизии норм национального законодательства государств — участников СНГ с нормами, содержащимися в межгосударственных (межправительственных) соглашениях. ——————————— <1> Решение Экономического суда СНГ от 4 сентября 1996 г. N С-1/11-96.

Экономический суд, изучив указанные соглашения и проанализировав представленные документы по делу, в решении от 4 сентября 1996 г. указал, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств — участников СНГ, Объединенных Вооруженных Сил СНГ, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по этим вопросам — на условиях, по нормам и в порядке, которые были установлены законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, установленный законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением от 14 февраля 1992 г., не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР. В случае отсутствия национального законодательства в государствах — участниках упомянутых соглашений, регулирующего указанные вопросы, применяются нормы законодательства и другие нормативные акты бывшего Союза ССР. В случае коллизии норм внутреннего законодательства государств — участников СНГ с положениями соглашений от 14 февраля 1992 г., от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. применяются положения указанных соглашений, что соответствует принципу Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. и обязательствам соблюдения общепризнанных принципов международного права, закрепленных в конституциях государств — участников СНГ. Однако, как показывала практика, в отдельных государствах — участниках СНГ решение Экономического суда от 4 сентября 1996 г. трактовалось неоднозначно, делались противоположные выводы относительно выплат страховых сумм членам семей погибших военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, если эти члены семей проживали за пределами России — на территориях государств — участников Соглашения от 15 мая 1992 г. В связи с изложенным выше Экономический суд посчитал необходимым по собственной инициативе истолковать решение Экономического суда от 4 сентября 1996 г. и разъяснить вопрос о том, кто обязан произвести выплаты страховых сумм членам семьи погибшего военнослужащего — государство, в котором военнослужащий проходил службу и был застрахован, или государство, на территории которого проживают члены семьи погибшего. В Определении Экономического суда от 20 марта 1997 г. об официальном толковании решения N С-1/11-96 было указано, что выплаты страховых сумм членам семьи погибшего военнослужащего должны производиться страховой организацией того государства, в Вооруженных Силах которого служил и где был застрахован военнослужащий, независимо от того, проживают ли члены семьи на территории данного государства или же на территориях других государств — участников Соглашения. Дело 13/95/С-1/6-96 также касалось сферы применения Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников СНГ от 15 мая 1992 г., в частности ее распространения на выплату пособий членам семей умерших военнослужащих и военных пенсионеров. Экономический суд при осуществлении толкования пришел к выводу, что сфера применения Соглашения от 15 мая 1992 г. охватывает непосредственно обеспечение военнослужащих и членов их семей пенсиями, а также пособиями по обязательному государственному страхованию. Названное Соглашение, принятое в развитие Соглашения о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 г., распространяется также на выплату пособий членам семей умерших пенсионеров из числа военнослужащих (в частности, единовременного пособия по случаю смерти кормильца, пособия на погребение), размеры которых зависят от размера пенсии лица, уволенного с военной службы. Указанные пособия назначаются на условиях, по нормам и в порядке, предусмотренным законодательством государства — участника Соглашения от 15 мая 1992 г., в соответствии с которым выплачивалась пенсия лицу, уволенному с военной службы, ко дню его смерти. Совет министров обороны государств — участников СНГ дважды обращался в Экономический суд с запросами о толковании. По делу 01-1/5-99 <2> требовалось истолковать применение ч. 1 ст. 2 вышеупомянутого Соглашения от 15 мая 1992 г. в связи с неоднозначным толкованием государственными органами при исчислении выслуги лет для назначения пенсии военнослужащим, проживающим на территориях государств — участников СНГ и ранее проходившим службу на территориях бывших союзных республик СССР. Разногласия касались, в частности, вопроса о том, законодательство какого государства — места проживания военнослужащего (и, следовательно, назначения пенсии) либо места службы должно применяться при льготном исчислении военнослужащему выслуги лет за период его службы в Вооруженных Силах СССР на территориях бывших союзных республик, а также возможности применения при этом законодательства государства-участника по месту службы военнослужащего (а именно Республики Казахстан), если оно устанавливает основание для льготного исчисления выслуги лет, которое не было предусмотрено законодательством бывшего Союза ССР, в период действия которого проходил службу военнослужащий. ——————————— <2> Решение Экономического суда СНГ от 28 февраля 1996 г. N 13/95/С-1/6-96.

Экономический суд, изучив действующее законодательство государств — участников СНГ, пришел к выводу, что при назначении государством — участником Соглашения от 15 мая 1992 г. пенсии военнослужащему его служба в другом государстве — участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 г. Что же касается порядка исчисления выслуги лет, определенного ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 г., то Экономический суд посчитал, что она должна применяться к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств — участников Соглашения от 15 мая 1992 г., в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства. В соответствии с п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1) действие данного Закона распространяется на лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц — при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают. В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в Вооруженных Силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств — участников СНГ и государств, не являющихся участниками СНГ, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договора (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей вышеуказанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями). Согласно п. «б» ст. 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 Министерством внутренних дел Российской Федерации осуществляется пенсионное обеспечение в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также членов их семей. Следовательно, если гражданин состоял, например, на службе в органах военизированной пожарной охраны Министерства внутренних дел Киргизской ССР, а после провозглашения государственного суверенитета Республики Кыргызстан 15 декабря 1990 г. проходил службу в Министерстве чрезвычайных ситуаций Республики Кыргызстан, которому передали противопожарную службу, и впоследствии был уволен 5 августа 2008 г. в запас, переехав при этом на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации, то он имеет право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации. Так и поступили с гр. Р. в военном комиссариате Волгоградской области, когда он вставал на воинский учет как числящийся в запасе, передав при этом его пенсионное дело в Центр пенсионного обслуживания, непосредственно подчиненный Главному управлению внутренних дел по Волгоградской области. Однако гр. Р. получил отказ в назначении ему пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации, отказ был мотивирован отсутствием правовых оснований для соответствующих выплат, в том числе и назначения пенсии за выслугу лет, поскольку подразделение, в котором проходил службу гр. Р., имело воинский статус и не входило в систему органов внутренних дел, а также отсутствием на сегодняшний день межгосударственного соглашения о порядке пенсионного обеспечения сотрудников МЧС. Суд первой инстанции, куда обратился гр. Р. за защитой своих нарушенных прав на пенсионное обеспечение, удовлетворяя исковые требования, основывался на нормах межгосударственных соглашений от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и от 24 декабря 1993 г. «О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств — участников СНГ», ратифицированных, в частности, Российской Федерацией и Республикой Кыргызстан, а также на положениях Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и пришел к выводу о том, что гр. Р. имеет право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств и по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации. Не согласившись с таким решением суда первой инстанции, представители Главного управления внутренних дел по Волгоградской области, в ведении которого находится центр пенсионного обслуживания, обжаловали данное судебное решение кассационным порядком на тот момент времени. Суд кассационной инстанции отказал в удовлетворении иска гр. Р., указав при этом на то, что правовых оснований для признания за гр. Р. права на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 не имеется, поскольку такое право у него возникло и пенсия ему была назначена по прежнему месту жительства в Кыргызской Республике. С таким выводом суда кассационной инстанции не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, которая в Определении от 6 июля 2012 г. по гражданскому делу N 16-ВПР12-11 указала на то, что суд кассационной инстанции пришел к вышеприведенному выводу, основанному на неправильном толковании и применении норм материального и процессуального права, регулирующего возникшие правоотношения, поскольку гр. Р. до переезда в Российскую Федерацию являлся получателем пенсионного обеспечения за выслугу лет и при переезде приобрел соответствующее право на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации на основании Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. «О гарантиях прав граждан государств — участников СНГ в области пенсионного обеспечения». Иное толкование вышеназванных норм международного Соглашения ограничивало бы права граждан Российской Федерации на получение пенсионного обеспечения в случаях и размерах, определенных действующим законодательством. Таким образом, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев 6 июля 2012 г. гражданское дело N 16-ВПР12-11, отменила Определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 29 июня 2011 г. и оставила в силе решение суда первой инстанции в части признания права гр. Р. на получение пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации. Автору настоящей статьи хотелось бы обратить внимание читателей на то, что в ст. 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. и в статье 1 Соглашения от 15 мая 1992 г., основывающегося на первом из названных Соглашений, предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством государств — участников перечисленных соглашений, на территориях которых проживают указанные лица. Суд исходит из того, что под пенсионным обеспечением понимается весь комплекс отношений между государством и военнослужащим (членом его семьи), включая определение круга лиц, имеющих право на получение пенсии, исчисление стажа, необходимого для назначения пенсии, назначение, исчисление, выплату, перерасчет пенсий. Государства — участники указанных соглашений сделали единственное изъятие из общего правила, установленного ст. 1 Соглашения от 15 мая 1992 г., предусмотрев в ст. 2 того же Соглашения, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба в Вооруженных Силах и других воинских формированиях в порядке, установленном законодательством государства, на территории которого военнослужащие проходили службу. Следовательно, все остальные вопросы пенсионного обеспечения регулируются законодательством государства, в котором проживает подлежащее пенсионному обеспечению лицо. Отсюда следует, что расходы по выплате пенсий производятся из бюджета того государства, на территории которого проживает пенсионер. Суд полагает, что Соглашение от 14 февраля 1992 г. и Соглашение от 15 мая 1992 г. однозначно определяют, что уровень прав и льгот военнослужащих и членов их семей, в том числе права на пенсионное обеспечение, предоставляемых этим лицам государствами — участниками Содружества, не может быть ниже, нежели уровень, установленный ранее для соответствующих категорий лиц законодательством Союза ССР. Поэтому государства-участники упомянутых соглашений не вправе устанавливать в своем законодательстве правила, которые ухудшали бы положение военнослужащих и членов их семей в области пенсионного обеспечения по сравнению с положением, предусмотренным законодательными и иными актами бывшего СССР. Если в государстве, где проживают военнослужащий или члены его семьи, нормативный акт, регулирующий пенсионное обеспечение этой категории лиц, не принят, обеспечение этих лиц пенсиями осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, действовавшим в СССР <3>. ——————————— <3> Решение Экономического суда СНГ от 4 сентября 1996 г. N С-1/11-96.

——————————————————————