Чем больше стаж — тем выше пенсия

(Тресков В.)

(«ЭЖ-Юрист», 2012, N 42)

Текст документа

ЧЕМ БОЛЬШЕ СТАЖ — ТЕМ ВЫШЕ ПЕНСИЯ

В. ТРЕСКОВ

Василий Тресков, член Союза журналистов, г. Москва.

Соотношение трудового стажа и размера пенсии в новой пенсионной стратегии развития пенсионной системы Российской Федерации стало предметом обсуждения на всероссийском селекторном совещании. Основной посыл авторов нового документа — пенсионная система нуждается в срочной реформе, иначе дальше уровень пенсий относительно зарплат будет снижаться. Тем более в перспективе прогнозируются увеличение числа пенсионеров и снижение количества наемных работников. В дискуссии приняли участие представители Минтруда, пенсионных фондов и СМИ.

Глава российского Пенсионного фонда Антон Дроздов считает, что необходимо добиться справедливости в пенсионном распределении средств, что нельзя мириться с тем фактом, когда человек, отработавший пять лет, получает соизмеримую пенсию с тем, кто отработал 30 — 40 лет. Размер необходимого трудового стажа для назначения пенсии пока в процессе обсуждения. Но нынешней российской нормы — пять лет трудового стажа для назначения пенсии — нет нигде в мире. «Мы считаем, что справедливым будет распределение в солидарной системе, если человек дольше работает, значит, большую пенсию он должен получать», — заявил А. Дроздов. В новой стратегии прописано действенное пенсионное правило, которое позволит обеспечить сбалансированность пенсионной системы страны. Оно подразумевает, что при 40-летнем стаже и уплате страхового взноса в ПФР в размере 20% человек сможет получать пенсию в размере 40% от среднего заработка в течение 20 лет.

Замминистра труда РФ Андрей Пудов также подчеркнул, что стаж трудовой деятельности будет давать ряд преимуществ при выходе на пенсию. Вместе с тем было четко заявлено, что новая стратегия не содержит предложений, которые могли бы привести к завуалированному повышению пенсионного возраста. При этом он особо подчеркнул, что основные задачи реформы — гарантировать социально приемлемый уровень пенсионного обеспечения и добиться финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Все пенсионные накопления, которые граждане успели скопить к моменту реформы, также останутся в целости и сохранности. Накопительная система сама по себе не отменяется, она просто переходит в более гибкий формат, позволяющий эффективнее размещать пенсионные накопления.

Среди нерешенных вопросов пенсионной системы назывались также отсутствие достаточных страховых источников для поддержания размера трудовых пенсий на социально приемлемом уровне, нарастающие риски, связанные с сохранностью накопительной части пенсии, большое количество льготников.

Для того чтобы пенсии продолжали расти, необходимо, по словам Андрея Пудова, поменять стратегию развития пенсионной системы. К 2030 году в России планируется реализовать новую трехступенчатую модель формирования пенсионных выплат. Первый уровень составит трудовая пенсия в рамках государственной системы обязательного пенсионного страхования. За счет этого уровня коэффициент замещения утраченного заработка составит около 40%. Вторым уровнем станет пенсия корпоративная, которая будет формироваться работодателем на основании трудового договора. Это еще около 15%. Третья составляющая новой системы — частная пенсия, которую будет формировать сам работник. Эта составляющая может дать еще около 5% от утраченной зарплаты. При этом общеустановленный пенсионный возраст повышаться не будет.

Основным направлением реализации стратегии авторы называют совершенствование тарифно-бюджетной политики. Ключевой принцип — обязательность уплаты страховых взносов, а также установление единых тарифов в отношении всех категорий работодателей. Предлагается поэтапное приведение в соответствие с уровнем пенсионных выплат размера страхового взноса для индивидуальных предпринимателей. К примеру, сегодня их платеж в ПФР рассчитывается исходя из одного минимального размера оплаты труда и составляет 14,3 тыс. руб. в год, тогда как размер страхового взноса наемного работника достигает 112 тыс. руб. в год. При этом пенсии обеих категорий граждан являются соразмерными.

В стратегии прописаны меры по решению проблемы с некоторыми льготниками, льготы которых уже не могут быть оправданы в связи с изменениями условий труда. Технический прогресс позволил автоматизировать ряд трудоемких операций, которые ранее причислялись к категории «вредных для здоровья» и которые сегодня не угрожают здоровью работника. В проекте стратегии развития пенсионной системы РФ предлагается в 2013 году увеличить для работодателей тариф страховых взносов в ПФР за работников, занятых на местах, по первому и второму спискам — на 4 и 2% соответственно. Списки 1 и 2 содержат перечень производств, профессий и должностей, работа на которых дает право на досрочную пенсию по старости. В список 1 включены работники, занятые на подземных работах и на производствах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда; в список 2 — с вредными и тяжелыми условиями труда. Число граждан, получающих досрочные пенсии, сегодня превышает 3,2 млн. человек.

К 2015 году доптарифы будут увеличены до 9% по первому списку и до 6% — по второму.

Параллельно с введением дополнительного взноса предлагается создать механизмы вывода работников, которые уходят на пенсию досрочно, в корпоративную пенсионную систему. Предполагается, что для таких пенсионных программ будет создана нормативная база и у работодателей, создавших системы для обеспечения досрочных пенсий, повышенный тариф будет передаваться в корпоративные программы.

Планируется, что уже в этом году будут подготовлены законопроекты, и к 15 декабря нужно разработать необходимые законодательные акты. После того как эти законы будут разработаны, уже в следующем году, в период весенней сессии, они будут обсуждаться в парламенте. Если они будут приняты, то новая пенсионная система заработает с 2014 года.

——————————————————————

Название документа