О некоторых вопросах административной ответственности за нарушение законодательства о социальной защите ветеранов боевых действий

(Сабодаш А. Н.) («Бизнес, Менеджмент и Право», 2012, N 2) Текст документа

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ВЕТЕРАНОВ БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ

А. Н. САБОДАШ

Сабодаш А. Н., начальник отдела по борьбе с коррупцией в органах государственной власти и местного самоуправления УВД по Челябинской области, соискатель кафедры административного права Южноуральского государственного университета.

Статья посвящена проблемам административной ответственности и правового регулирования предоставления ветеранам боевых действий мер социальной защиты. Автор анализирует сложившуюся практику выполнения расходных обязательств государства по социальной защите ветеранов боевых действий, членов их семей, семей погибших, а также иные меры их социальной защиты на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.

Ключевые слова: ветераны, административная ответственность, боевые действия, социальная защита.

On some issues of administrative responsibility for violation of legislation on social protection of veterans fighting A. N. Sabodash

The article is devoted to the problems of administrative responsibility and legal regulation of measures of social protection provision to the combat veterans. The author analyzes established practice of meeting state expenditure commitments for social protection of the combat veterans, members of their families, families of the deceased, and other measures of social protection on the level of constituent entities of the RF and municipalities.

Key words: veteran, administrative responsibility, armed hostilities, social protection.

С принятием Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» <1> (в ред. от 02.01.2000) (далее — Закон о ветеранах) создана единая правовая основа для реализации основных направлений социальной политики в сфере поддержки ветеранов боевых действий. Вместе с тем нормативная база, составляющая систему правового регулирования социальной защиты ветеранов, помимо названного Закона включает в себя большое количество постановлений, положений, перечней, инструкций и прочих нормативных актов. Это свидетельствует о том, что регулирование государством в лице его уполномоченных органов деятельности должностных лиц и граждан, несмотря на провозглашенную политику «снижения административных барьеров», является весьма существенным. Во многом это можно объяснить тем, что законодательство о статусе ветеранов боевых действий находится на стыке различных отраслей правового регулирования. ——————————— <1> Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 161.

Согласно п. 1 ст. 16 Закона о ветеранах к мерам социальной защиты ветеранов боевых действий отнесены: 1) льготы по пенсионному обеспечению; 2) обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 3) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей жилой площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади), в том числе членами семей ветеранов, совместно с ними проживающими, и т. д. В процессе реализации ветеранами боевых действий своих прав на социальную защиту нередко допускаются нарушения этих прав. Причины здесь могут быть разные. Критический анализ восстановления нарушенных прав ветеранов, деятельности надзорных органов, привлечения лиц к юридической ответственности, в том числе административной, позволяет с определенной долей обобщения сформулировать эти причины по трем видам жалоб и обращений: 1) обращение с жалобами на действия должностных лиц в вышестоящие органы и судебные инстанции на неправомерное применение норм законодательства в части предоставления установленных льгот по обеспечению жильем; 2) задержки единовременных выплат; 3) недостаточная профессиональная подготовка государственных служащих, занимающихся вопросами социальной защиты населения. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <2> (далее — КоАП РФ) содержит ряд статей, предусматривающих административную ответственность за нарушение прав ветеранов боевых действий по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. В частности, ст. 19.5 за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) об устранении нарушений законодательства, в соответствии с изменениями, внесенными в КоАП РФ Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 26.12.2008 N 293-ФЗ, от 23.07.2010 N 171-ФЗ) <3> и Федеральным законом от 22.06.2007 N 116-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 210-ФЗ, от 09.02.2009 N 9-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 23.11.2009 N 261-ФЗ, от 28.12.2009 N 380-ФЗ, от 18.07.2011 N 237-ФЗ, от 02.04.2012 N 30-ФЗ) <4>, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. ——————————— <2> Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Отв. ред. А. Ф. Ноздрачев. М., 2010. <3> http: www. consultant. ru/popular/koap13_20.html <4> http: www. consultant. ru/popular/koap13_20.html

Такие предписания или исковые заявления в суд очень часто направляются в субъектах РФ органами прокуратуры по результатам выявления нарушений действующего законодательства в части соблюдения прав ветеранов боевых действий на предоставление социальных льгот. Надзор за правильностью правоприменения в сфере социальной защиты ветеранов боевых действий является одним из основных направлений государственной политики в данной сфере <5>. ——————————— <5> См.: Каткова Л. В., Приказнова Л. С. Административно-правовая защита социальных интересов населения в России // Административное право и процесс. 2010. N 6. С. 43.

Например, прокуратурой Новгородской области проведена проверка по обращению 68-летней жительницы г. Окуловка об отказе в получении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Установлено, что женщина является вдовой участника боевых действий по защите границы СССР в районе острова Даманский в марте 1969 г. По действующему законодательству ей должны предоставляться льготы и меры социальной поддержки, в том числе улучшение жилищных условий, если они не отвечают требованиям закона. Жилье, занимаемое вдовой, признано непригодным для проживания еще в июне 2011 года. Но в дальнейшем Комитет по ЖКХ Новгородской области отказал в предоставлении нетрудоспособной пенсионерке единовременной денежной выплаты, объясняя такое решение мнением, что меры социальной поддержки, установленные для членов семей участников Великой Отечественной войны, на нее не распространяются. Полагая такой отказ незаконным, препятствующим реализации права вдовы участника боевых действий, прокуратура Нижегородской области направила в Новгородский районный суд исковое заявление с требованием обязать ЖКХ и ТЭК области в течение одной недели с момента вступления решения суда в законную силу включить пенсионерку в областной сводный список граждан — получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. 28 мая 2012 года решением Новгородского районного суда исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме <6>. ——————————— <6> http/procrf. ru/news/46093-isk-prokuraturyi-oblasti-v. html

Объектом правонарушения здесь являются общественные отношения, связанные с обеспечением прав по предоставлению льгот и мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий участникам боевых действий. Субъектами правонарушения могут быть должностные лица. Субъективной стороной здесь выступают как умысел, так и неосторожность. Важно пояснить, что в соответствии с действующим законодательством категории граждан, на которые распространяются меры социальной поддержки, определяются в зависимости, с одной стороны, от уровня заслуг перед государством, опасности и реальности риска для жизни гражданина в период военной службы, а с другой — от степени нуждаемости в социальной поддержке. Статья 1 Закона о ветеранах выделяет следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда. В свою очередь, вся совокупность граждан, являющихся ветеранами боевых действий, в зависимости от адресованного им набора мер социальной поддержки подразделяется на три большие группы. К первой группе относятся те категории ветеранов, которые перечислены в пп. 1 — 4 п. 1 ст. 3 Закона о ветеранах. Для этой группы ветеранов боевых действий установлены меры социальной поддержки, которые содержатся в пп. 1 п. 1 ст. 16 Закона о ветеранах. Во вторую группу ветеранов боевых действий включены лица (в том числе члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил РФ, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР или РФ за участие в обеспечении этих боевых действий. К третьей группе ветеранов боевых действий относятся лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 г. по декабрь 1989 г., отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. По этим трем группам ветеранов боевых действий предоставляются различные льготы: этот принцип характерен и для жилищной сферы. Но при этом требуется учитывать Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 25.02.2005 N 18 «Об утверждении Методических рекомендаций для субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по определению порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению таким гражданам жилых помещений по договору социального найма» <7>. ——————————— <7> http://www. adm. yar. ru/rek/norm/rf/pr_minreg17.htm

Первой группе ветеранов предусмотрено обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, если они встали на учет до 1 января 2005 г., в порядке, предусмотренном ст. 23.2 Закона о ветеранах. Это означает, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем нуждающихся ветеранов боевых действий (наряду с другими категориями нуждающихся, например инвалидами войны, участниками Великой Отечественной войны). Во исполнение этого предписания Закона о ветеранах органы государственной власти субъектов РФ принимают собственные нормативные правовые акты, которые определяют, в какой форме осуществляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильем. Например, в Красноярском крае, как и в других субъектах РФ, действует Закон от 25 марта 2010 г. N 10-4487 «О порядке обеспечения жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий» (в ред. Закона Красноярского края от 07.10.2010 N 11-4997), в котором говорится (статья 5), что социальная поддержка по обеспечению жильем названных в Законе граждан предоставляется в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность граждан <8>. ——————————— <8> http: szn24.ru:16080/feedback/law/4544

Финансирование связанных с этим расходов осуществляется в пределах средств, поступающих в краевой бюджет из федерального бюджета. Вместе с тем, учитывая то обстоятельство, что в Законе наряду с ветеранами боевых действий названо еще несколько категорий нуждающихся граждан, можно предположить, что обеспечение такими социальными выплатами происходит с большими задержками, жалобы и обращения граждан — ветеранов боевых действий в органы государственной власти поступают с определенным временным интервалом. Это свидетельствует о том, что субъектами административных правонарушений остаются должностные лица на разных уровнях государственного управления. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ, т. е. с учетом положений главы 7 Жилищного кодекса РФ, регламентирующей основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма. При этом никаких преимуществ ветеранам боевых действий названный Кодекс не устанавливает. В отношении ветеранов боевых действий, относящихся ко второй группе, действует положение, закрепленное Законом о ветеранах, об обеспечении жильем при наличии у ветерана инвалидности, и только в том случае, если он выселяется из занимаемого служебного жилого помещения (и опять же в случае, если ветеран встал на учет до 1 января 2005 г.). Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Ветеранам боевых действий третьей группы вообще никаких жилищных льгот не установлено <9>. ——————————— <9> Петрова Е. И. Блеск и нищета федерального законодательства о ветеранах // http://krasn. prav0.ru/analytic/view/28315/.

По сути, федеральный законодатель в значительной мере переложил на плечи регионов задачи по действенной поддержке ветеранов боевых действий и не только в части жилищной политики, что повлияло на увеличение административных правонарушений со стороны должностных лиц. Многие чиновники не в полной мере знают достаточно сложную структуру законодательства в сфере социальной поддержки ветеранов боевых действий и тем самым нарушают права ветеранов боевых действий при неправильной квалификации каждого конкретного случая. В соответствии со ст. 23.1 Закона о ветеранах членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий полагаются ежемесячные денежные выплаты, размер которых индексируется раз в год. Выплаты производит территориальный орган Пенсионного фонда РФ. В адрес Уполномоченного по правам человека Республики Дагестан в 2011 г. поступило обращение от гражданки, которая является вдовой ветерана боевых действий. После смерти мужа ее дочь получает пособие по случаю потери кормильца. Длительное время вдова не имела достоверной информации от органов государственной власти по причине удаленности места жительства от центральных городов Республики Дагестан. Узнав о том, что ее дочь имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты, женщина собрала пакет необходимых документов и обратилась с ними в Управление Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан. Но в предоставлении денежной выплаты ей было отказано. Ответ мотивировался тем, что ее муж не погиб при исполнении служебных обязанностей, а умер, следовательно, ежемесячная денежная выплата ее дочери не полагается <10>. ——————————— <10> Меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий // http://pravo. ru/review/view/65011/.

Отсутствие необходимой квалификации не позволило государственным служащим Управления Пенсионного фонда РФ по Республике Дагестан учесть тот факт, что Федеральным законом от 22.07.2010 N 160-ФЗ внесено изменение в п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах», расширившее и уточнившее основания предоставления мер социальной поддержки членам семей погибших (умерших) ветеранов боевых действий. В соответствии с этими изменениями меры социальной поддержки, в том числе ежемесячная денежная выплата, предоставляются родителям и супругам погибших (умерших) военнослужащих независимо от состояния их трудоспособности. Муж заявительницы имеет статус ветерана боевых действий, следовательно, заявительница входит как супруга в категорию лиц, которым положено назначение ежемесячной денежной выплаты. По представлению Уполномоченного по правам человека в Республике Дагестан права гражданки на льготы были восстановлены. Объектом правонарушения здесь является порядок реализации прав ветеранов боевых действий в сфере их социальной защиты. Объективная сторона выражается в действиях должностных лиц, противоречащих установленному порядку реализации прав ветеранов. Субъектами правонарушений являются должностные лица. Субъективная сторона выступает в виде прямого умысла. Профессиональная подготовка государственных служащих предполагает целую систему знаний. Во многом эффективность государственного регулирования экономики, политики и т. д. объясняется высочайшим профессионализмом, гибкостью и ответственностью государственных служащих, которые обеспечиваются прежде всего отработанным механизмом их подготовки. Именно по этим причинам подготовка, переподготовка и повышение квалификации занимают в системе государственной службы такое существенное положение. В этой связи Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий, с гарантией переподготовки и повышения квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения <11>. ——————————— <11> Собрание законодательства РФ. 2004. N 31. Ст. 3215.

Этим же Федеральным законом закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы. Под профессионализмом понимаются глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности. Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности. Таким образом, государственный служащий должен быть разносторонне развитым, компетентным во многих отраслях знаний и жизнедеятельности человеком. Эти профессионализм и компетентность должны закладываться госслужащему во время подготовки специалиста, представляющей целую систему организаций и учреждений, а также закладки профессиональных и этических ценностей. К сожалению, далеко не для всех государственных служащих органов государственной власти, осуществляющих государственную защиту ветеранов боевых действий, эти правила приобрели обязательный характер, что в конечном итоге влияет на не уменьшающееся количество жалоб и обращений ветеранов боевых действий и членов их семей. Может быть, по этой причине органы государственной власти субъектов РФ вынуждены обращаться со специальными письмами к структурам, занимающимся реализацией мер социальной защиты ветеранов, и давать в них рекомендации по исключению формализма и самоуправства в деятельности государственных служащих, принимающих решения по жизненно важным для граждан вопросам социального характера. В этом плане не будет излишним напоминать, что КоАП РФ содержит статьи, предусматривающие правонарушения, препятствующие реализации ветеранами своих прав в области социальной защиты, в том числе по обеспечению жильем ветеранов боевых действий. Статья 19.1 «Самоуправство» определяет его как самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам. Самоуправство влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей. Объектом правонарушения здесь является порядок реализации прав ветеранов боевых действий в сфере их социальной защиты. Объективная сторона выражается в действиях граждан и должностных лиц, противоречащих установленному порядку реализации прав ветеранов. Субъектами правонарушений могут быть и граждане, и должностные лица. Субъективная сторона выступает в виде прямого умысла. По результатам проведенного анализа особенностей административной ответственности в области социальной защиты ветеранов боевых действий можно утверждать, что зачастую усложнение их жизни происходит и по причине разночтений в законодательстве на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления. Кроме того, самостоятельно отстаивать ветеранам боевых действий свои права зачастую мешает их разрозненность и нескоординированность по месту жительства. Комиссия по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей при Общественной палате РФ по результатам различных проверок на территориях отмечает множество проблем, касающихся социально-правового положения ветеранов различных категорий. Среди них: ограниченные возможности получить в полном объеме своевременную и квалифицированную медицинскую помощь, услуги социального патронажа; отсутствие реабилитационных структур в сельской местности; нарушение законодательства о социальной защите ветеранов боевых действий и др. В какой-то мере многие из этих проблем могут быть устранены через создание в стране органа государственной власти по делам ветеранов, который может выступить координатором многочисленных научно-исследовательских, медицинских и социальных программ содействия послевоенной адаптации и социальной поддержки вчерашних солдат и офицеров. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях содержит целый ряд статей, предусматривающих административную ответственность за нарушение прав ветеранов боевых действий. Так, ст. 5.41 устанавливает ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей за непредоставление на безвозмездной основе услуг, предусмотренных гарантированным перечнем услуг по погребению, а равно за невыплату социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществлять погребение умершего. В данной статье КоАП РФ речь идет об ответственности за нарушение правовых норм об оказании ритуальных услуг. Согласно ст. 24 Федерального закона «О ветеранах» погребение погибших (умерших) ветеранов боевых действий производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих — с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ним служба. Объектом указанного выше административного правонарушения являются общественные отношения по погребению ветеранов боевых действий, урегулированные нормами права. Объективная сторона состоит в действии или бездействии должностных лиц, которые уполномочены на предоставление ритуальных услуг. Субъект правонарушений — должностное лицо органа исполнительной власти. Субъективная сторона выражается в умысле или неосторожности. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.41 КоАП РФ, составляют должностные лица соответствующих органов исполнительной власти, в которых проходили службу ветераны боевых действий, также должностные лица органов социальной защиты населения. В случаях конкурентных полномочий по составлению протоколов дело возбуждается должностным лицом того органа, в который поступила информация об административном правонарушении. Дела рассматриваются мировыми судьями. Статья 5.42 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение прав инвалидов в области трудоустройства и занятости: отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух до трех тысяч рублей, а необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного (ч. 2) — также от двух тысяч до трех тысяч рублей. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с приемом на работу ветеранов боевых действий, признанных инвалидами, в пределах установленной квоты. Данные отношения регулируются Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 21), Законом РФ от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 20 апреля 1996 г.) (ст. 13), а также законодательством субъекта РФ. Согласно ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» работодатели обязаны соблюдать установленную квоту для трудоустройства инвалидов, ежемесячно предоставлять органам службы занятости информацию о выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Объективная сторона данного правонарушения заключается в необоснованном отказе работодателя в приеме на работу ветерана боевых действий, являющегося инвалидом, в пределах установленной квоты. Субъект правонарушения здесь — работодатель. В соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения — умысел. Правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.42 КоАП РФ, выявляется как по жалобам граждан — ветеранов боевых действий, так и в процессе осуществления контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты. Порядок осуществления контроля регулируется Административным регламентом исполнения государственной функции контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 1 ноября 2011 г. N 1314н. Исполнение указанной функции производится государственными гражданскими служащими органов исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения. Работник, ответственный за проведение проверки приема на работу инвалидов из числа ветеранов боевых действий в пределах установленной квоты, в зависимости от признаков состава административного правонарушения возбуждает дело о правонарушении и составляет протокол. Затем он извещает руководителя организации, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, о наличии события административного правонарушения, дате и месте составления протокола, знакомит руководителя организации с протоколом, направляет протокол в суд общей юрисдикции. Часть вторая ст. 5.42 КоАП РФ предусматривает ответственность за необоснованный отказ в регистрации инвалида в качестве безработного. Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, которые связаны с признанием инвалидов из числа ветеранов боевых действий безработными. Эти отношения регулируются нормами ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» и Порядка регистрации безработных граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 30 сентября 2010 г. N 847н. Объективная сторона правонарушения состоит в необоснованном отказе должностных лиц учреждений занятости населения в регистрации инвалидов из числа ветеранов боевых действий в качестве безработных. Поэтому субъектами правонарушений здесь выступают те должностные лица учреждений занятости населения, которые правомочны принимать решения о признании граждан безработными. При этом ответственность лиц наступает лишь при наличии умысла. В ст. 5.43 КоАП РФ содержится состав правонарушения, заключающийся в нарушении требований законодательства, которые предусматривают выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных транспортных средств инвалидов. Это правонарушение влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей. В качестве объекта данного правонарушения выступают общественные отношения по социальной защите инвалидов из числа ветеранов боевых действий, которые касаются обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры (статьи 15 — 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») и транспортного обслуживания инвалидов (ст. 30 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Объективная сторона рассматриваемого правонарушения состоит в неисполнении обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Субъектами правонарушения могут быть как должностные лица, так и юридические лица. Субъективной стороной здесь выступают либо умысел, либо неосторожность. Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов внутренних дел либо должностные лица органов социальной защиты населения. Следующая статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение прав ветеранов боевых действий, — это ст. 5.57. Она предусматривает ответственность за нарушение права на образование и предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций. Представляется, что здесь можно вести речь о нарушении закрепленного в ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» права ветеранов боевых действий на прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям, на выплату стипендий, устанавливаемых Правительством РФ. В ч. 1 ст. 5.57 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение или незаконное ограничение права на образование, выразившееся в нарушении или ограничении права на получение общедоступного и бесплатного образования, а равно незаконный отказ в приеме в образовательную организацию либо отчисление (исключение) из образовательной организации. Это правонарушение влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. В части второй ст. 5.57 КоАП РФ содержится правонарушение в виде нарушения или незаконного ограничения предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. Эти нарушения влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти т ысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Объект перечисленных выше административных правонарушений — общественные отношения по реализации прав ветеранов боевых действий в сфере образования. Объективная сторона указанных выше правонарушений — это действия или бездействие, следствием которых явились ограничения или нарушения прав ветеранов боевых действий в сфере образования. Субъектами правонарушений могут быть как должностные лица, так и юридические лица. Субъективная сторона рассматриваемых правонарушений может выражаться как в умысле, так и в неосторожности. Часть третья ст. 5.57 КоАП РФ устанавливает, что совершение правонарушения, предусмотренного частью первой данной статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Из других статей КоАП РФ, предусматривающих правонарушения, препятствующие реализации ветеранами своих прав в области социальной защиты, можно отметить ст. ст. 19.1, 15.32, 15.33, 15.34. Статья 19.1 «Самоуправство» определяет самоуправство как самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку, осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам. Самоуправство влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей, на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей. Объектом правонарушения здесь является порядок реализации прав ветеранов боевых действий в сфере их социальной защиты. Объективная сторона выражается в действиях граждан и должностных лиц, противоречащих установленному порядку реализации прав ветеранов. Субъектами правонарушений могут быть и граждане, и должностные лица. Субъективная сторона выступает в виде прямого умысла. Статья 15.32 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение определенного законодательством РФ об обязательном социальном страховании срока регистрации в органах государственных внебюджетных фондов. Данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей. Объектом правонарушения здесь являются общественные отношения по обеспечению прав застрахованных лиц из числа ветеранов боевых действий в указанной сфере. Объективная сторона состоит в совершении действий (бездействия), влекущих нарушение законодательно определенных сроков регистрации страхователей и снятия их с регистрационного учета в исполнительных органах страховщика. Что касается субъектов правонарушений, то ими могут быть не только должностные лица органов государственных внебюджетных фондов, как это утверждают некоторые авторы, но и должностные лица страхователей (работодателей). Субъективная сторона выражается в умысле или неосторожности. Общий объект правонарушений здесь — общественные отношения по обеспечению прав застрахованных лиц из числа ветеранов боевых действий в данной сфере. Согласно ст. 15.33 КоАП РФ административную ответственность влечет нарушение установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании порядка и сроков представления документов и (или) иных сведений в органы государственных внебюджетных фондов. Статья 15.33 имеет довольно сложную структуру. Часть первая включает состав нарушения установленного законодательством РФ о страховых взносах срока предоставления в органы государственных внебюджетных фондов информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации. Это нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей. Объективная сторона правонарушений по ч. 1 ст. 15.33 состоит в совершении действий (бездействия), влекущих нарушение установленных сроков представления в органы государственных внебюджетных фондов информации об открытии и закрытии счета в банке или иной кредитной организации. По части второй ст. 15.33 КоАП РФ административный штраф на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей предусмотрен за нарушение установленных законодательством РФ о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов. Объективная сторона здесь выражается в действиях или бездействии, которые влекут нарушение сроков предоставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам. В части третьей ст. 15.33 КоАП РФ закреплен состав правонарушений, которые выражаются в непредставлении в установленный законодательством РФ срок либо отказе от представления в органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой страховых взносов, а также их должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование, а равно предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Данные правонарушения влекут административный штраф на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей. Объективная сторона здесь — совершение перечисленных выше действий либо бездействие. Часть четвертая ст. 15.33 КоАП РФ предусматривает ответственность должностных лиц за непредставление в установленный законодательством РФ о страховых взносах срок либо отказ от представления в орган государственного внебюджетного фонда, осуществляющий контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также его должностным лицам оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью выплаты страхового обеспечения, а равно предоставление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде. Санкция — административный штраф в размере от трехсот до пятисот рублей. Перечисленные выше действия (бездействие) и составляют объективную сторону данных правонарушений. Субъектами правонарушений, предусмотренных ст. 15.33 КоАП РФ, являются не просто должностные лица, а должностные лица организаций-страхователей. Субъективная сторона состоит в умысле или неосторожности. Статья 15.34 КоАП РФ — сокрытие страхового случая. Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей, на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей, на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Объект правонарушений — общественные отношения по обеспечению прав страховщиков, страхователей и застрахованных лиц в области обязательного социального страхования и обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Объективная сторона состоит в перечисленных выше действиях (бездействии). Субъекты правонарушений — граждане, должностные лица, юридические лица — страхователи. Субъективная сторона выражается в умысле. Дела о правонарушениях рассматриваются должностными лицами Федеральной инспекции труда. Ответственность за отдельные правонарушения, посягающие на права ветеранов боевых действий, предусмотрена в законодательстве некоторых субъектов РФ. Так, в Законе Свердловской области от 14 июня 2005 г. N 52-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Свердловской области» содержится ст. 5 «Нарушение порядка предоставления мер социальной поддержки или оказания государственной социальной помощи». Данная статья предусматривает административный штраф на должностных лиц в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей. Таковы некоторые вопросы административной ответственности за нарушение законодательства о защите ветеранов боевых действий.

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *