Наследование отдельных видов имущества по действующему российскому законодательству в контексте соотношения интересов государства и личности

(Демичев А. А.)

(«Наследственное право», 2013, N 4)

НАСЛЕДОВАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИМУЩЕСТВА ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ

РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ В КОНТЕКСТЕ СООТНОШЕНИЯ

ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ

А. А. ДЕМИЧЕВ

Демичев Алексей Андреевич, профессор кафедры гражданского права и процесса Нижегородской академии МВД России, доктор юридических наук, кандидат исторических наук, профессор.

В статье анализируется наследование отдельных видов имущества, регламентируемое главой 65 Гражданского кодекса Российской Федерации, через призму соотношения интересов государства и личности. Автор приходит к выводу, что в данной сфере имеет место приоритет интересов личности над интересами государства.

Ключевые слова: наследственное право, наследование, государство, личность.

Inheritance of individual types of property according to the current Russian legislation in the context of the ratio of the interests of the state and the personality

A. A. Demichev

Demichev A. A., professor of the Chair of Civil Law and Procedure of Nizhnij Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of juridical sciences, candidate of historical sciences, professor.

The article analyzes the inheritance of individual types of property that is regulated Chapter 65 of the Civil code of the Russian Federation, through the prism of the ratio of the interests of the state and the personality. The author comes to the conclusion that in this area takes place priority of personal interests over the interests of the state.

Key words: law of succession, inheritance, state, personality.

Одним из проявлений демократизации и гуманизации российского законодательства является смена акцентов в соотношении интересов государства и личности. В советский период отечественной истории приоритет интересов государства над интересами личности был всеобъемлющим и затрагивал практически все сферы жизни. Наследование здесь не являлось исключением. Вообще, анализ института наследования в контексте соотношения интересов государства и личности в Советской России, РСФСР и Российской Федерации приводит к выводу, что наследственное право эволюционировало от полного приоритета интересов государства над интересами личности (в условиях отмены наследования) через разрешение наследования, постепенное расширение круга наследников и снятие различных ограничений в наследственном правопреемстве к практически полному преобладанию интересов личности над интересами государства.

В данной статье мы ограничимся лишь рассмотрением наследования отдельных видов имущества в Российской Федерации через призму соотношения интересов государства и личности.

Глава 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) регламентирует наследование отдельных видов имущества; ст. 1176 посвящена наследованию прав, связанных с участием в хозяйственных товариществах и обществах, производственных кооперативах, ст. 1177 — наследованию прав, связанных с участием в потребительском кооперативе, ст. 1178 — наследованию предприятия, ст. 1179 — наследованию имущества члена крестьянского (фермерского) хозяйства, ст. 1180 — наследованию вещей, ограниченно оборотоспособных, ст. 1181 — 1182 — наследованию земельных участков, ст. 1183 — наследованию невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, ст. 1184 — наследованию имущества, предоставленного наследодателю государством или муниципальным образованием на льготных условиях, и, наконец, ст. 1185 — наследованию государственных наград, почетных и памятных знаков.

С точки зрения соотношения интересов государства и личности интерес представляет наследование:

1) ограниченно оборотоспособных вещей;

2) государственных наград, почетных и памятных знаков;

3) невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию;

4) имущества, предоставленного наследодателю государством или муниципальным образованием на льготных условиях;

5) земельных участков.

Что касается наследования остального имущества, названного в главе 65 ГК РФ, то оно в условиях конституционной гарантированности права частной собственности либо не может перейти вообще государству, либо может перейти (конечно, кроме случаев, когда наследодатель завещал имущество государству) только в качестве выморочного.

Статья 1180 ГК РФ установила новый (по сравнению с предшествующим законодательством) порядок наследования ограниченно оборотоспособных вещей. В настоящее время оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях. Чтобы принять такое имущество, не требуется никакого специального разрешения. Обратим внимание, что ранее было необходимо предоставить соответствующее разрешение до выдачи свидетельства о праве на наследство. По-видимому, отмена этой нормы была обусловлена демократизацией наследственного права и минимизацией интересов государства при наследовании имущества гражданами.

Гражданам предоставляется возможность наследовать оборотоспособные вещи, однако практическая реализация этого права обладает определенной спецификой. Очевидно, что ограничения при наследовании оружия, ядовитых, наркотических веществ и т. д. необходимы в целях обеспечения безопасности государства, общества в целом и отдельных лиц в частности.

Кстати, чаще всего среди ограниченно оборотоспособных вещей наследуется оружие. А получение свободного доступа к оружию лицам с неустойчивой психикой, недееспособным, судимым и т. д. представляет серьезную социальную угрозу. А. А. Серебрякова верно отмечает, что если на момент открытия наследства и на момент его принятия у наследника нет необходимого разрешения или лицензии, то это обстоятельство не является основанием для отказа в выдаче свидетельства о праве на наследство [9]. Однако если наследнику в дальнейшем будет отказано в выдаче соответствующего разрешения, то его право собственности на данное ограниченно оборотоспособное имущество подлежит прекращению в соответствии со ст. 238 ГК РФ, а само имущество реализуется. Вырученные же средства передаются наследнику (естественно, за вычетом расходов на реализацию).

В период с момента открытия наследства и до получения разрешения или отказа в его получении действует особый порядок охраны ограниченно оборотоспособного имущества. В соответствии со ст. 20 ФЗ «Об оружии» «в случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие незамедлительно изымается для ответственного хранения органами внутренних дел, его зарегистрировавшими» [15]. Что касается уведомления органов внутренних дел о наличии оружия в составе наследства, то оно входит в обязанности нотариуса и представляет собой меру по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей [6]. Если оружие представляет историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, то нотариус обязан сообщить об этом в соответствующие органы государственной власти или местного самоуправления [7].

Обратим внимание, что введенная Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» ст. 20.1 ФЗ «Об оружии» прямо указывает, что продажа, дарение и наследование боевого короткоствольного ручного стрелкового наградного оружия не допускаются [14]. Соответственно, оно должно быть сдано в органы внутренних дел.

К ограниченно оборотоспособным вещам относятся и государственные награды, почетные и памятные знаки. Однако законодатель выделил их из числа прочих ограниченно оборотоспособных вещей, посвятив порядку их наследования ст. 1185 ГК РФ. Названная статья подразделяет государственные награды на два вида:

1) на которые распространяется законодательство РФ о государственных наградах;

2) на которые не распространяется законодательство РФ о государственных наградах.

Государственные награды из второй группы входят в наследственную массу и наследуются в общем порядке. А вот государственные награды из первой группы не входят в состав наследства. Это означает, что их получение кем-либо после смерти лица, ими награжденного, не означает принятия наследства, не ведет к наследованию долгов умершего и т. д. Передача таких наград другим лицам осуществляется в ином порядке, чем наследование, — в порядке, установленном законодательством о государственных наградах Российской Федерации.

Следует отметить, что в литературе спорным является вопрос, что считать законодательством о наградах [1; 3; 6; 10]. Тем не менее основным нормативным актом в сфере наградного законодательства в настоящее время является, по нашему мнению, Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» [13].

В п. 47 действующего Положения о государственных наградах Российской Федерации закрепляется правило, что «государственные награды и документы к ним лиц, награжденных посмертно, передаются (вручаются) для хранения супруге (супругу), отцу, матери, сыну или дочери награжденного лица (далее — наследники)». В п. 12 ранее действовавшего Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 «О государственных наградах Российской Федерации» [12], имелась похожая формулировка: «Государственные награды и документы к ним лиц, награжденных посмертно, передаются для хранения как память одному из супругов, отцу, матери, сыну или дочери (далее именуются «наследники»)…» Однако при этом четко оговаривалась цель передачи государственных наград и документов к ним — «для хранения как память». В действующем законодательстве аналогичной нормы нет.

Итак, перечень лиц, кому могут быть переданы государственные награды, является исчерпывающим. О. Е. Блинков справедливо отмечает, что в данном случае «неприменимы правила ГК РФ о наследовании по праву представления, о призвании к наследованию лиц в соответствии с установленной очередностью и тем более правил о наследовании по завещанию, когда завещано все имущество. Именование указанных лиц наследниками условно (далее по тексту — наследники), они — суть близкие родственники, но не более того…» [1]. Тем не менее фактически законодатель среди лиц, к которым могут перейти государственные награды умершего, назвал исключительно наследников первой очереди.

Несмотря на то, что в тексте Положения о государственных наградах Российской Федерации употребляется понятие «наследники», речь в данном документе идет не о передаче им государственных наград в собственность именно в порядке наследования, а только о передаче на хранение. Пункт 50 Положения о государственных наградах Российской Федерации устанавливает, что «в случае смерти награжденного лица государственные награды и документы к ним хранятся у наследников. При отсутствии наследников государственные награды и документы к ним подлежат возврату в Администрацию Президента Российской Федерации».

Особый порядок наследования государственных наград свидетельствует о внимании государства к данной группе ограниченно оборотоспособных вещей. Причем это внимание обусловливается не экономическими причинами, а причинами идеологическими, воспитательно-патриотическими. Дело в том, что в соответствии с п. 1 Положения о государственных наградах Российской Федерации государственные награды являются высшей формой поощрения граждан России за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры и пр. Соответственно, государство заинтересовано в том, чтобы по каким-либо причинам ценность этих наград не снижалась. Отсюда и особый порядок их наследования.

Дискуссионным является вопрос, каков должен быть порядок наследования государственных наград из первой группы после смерти лица, к которому они перешли после того, кто был ими непосредственно награжден. Среди специалистов высказывается мнение об утрате в этом случае наградами их особого мемориального статуса [4; 5; 11]. Соответственно, в этом случае государственные награды превращаются в обычный объект наследования по закону и по завещанию.

Ряд ученых придерживается иной позиции [1; 6]. «Особый статус и порядок передачи государственных наград определяются ГК и законодательством о государственных наградах РФ и не зависят от статуса лиц, фактически владеющих ими, или числа переходов этих наград от одного лица к другому» [6]. Кроме того, наследование государственных наград в общем порядке после наследника награжденного ими лица противоречит замыслу законодателя, когда он установил в ст. 1185 ГК РФ особый порядок наследования этого вида имущества, и не соответствует воспитательной функции награждения граждан государственными наградами.

О. Е. Блинков полагает, что после смерти последнего из лиц, указанных в п. 50 действующего Положения о государственных наградах Российской Федерации (т. е. другого супруга, отца, матери, сына или дочери), государственные награды и документы к ним должны быть возвращены в Администрацию Президента Российской Федерации [1]. Теоретически названный автор прав, однако при отсутствии системы контроля за судьбой врученных государственных наград и при отсутствии юридической ответственности за невозврат наград в Администрацию Президента РФ на практике такое маловероятно.

Статья 1183 ГК РФ определяет порядок наследования невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию. Часть 1 названной статьи устанавливает особый порядок наследования подлежащих выплате, но не полученных наследодателем при жизни сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, а также пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию. Как отмечает С. П. Гришаев, «под иными суммами можно, в частности, понимать рентные платежи либо другие суммы, причитавшиеся по гражданским договорам наследодателю» [2].

Все перечисленные выше средства переходят проживавшим совместно с умершим членам семьи и нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с ним или нет. Заявить о соответствующих правах необходимо в четырехмесячный срок с момента открытия наследства. В противном случае (или же если умерший проживал один и у него не было иждивенцев) все соответствующие суммы наследуются на общих основаниях. Однако ч. 3 ст. 23 ФЗ от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» противоречит положению ст. 1183 ГК РФ, устанавливая не четырехмесячный, а шестимесячный срок для обращения за выплатой начисленных, но не полученных пенсионных сумм: «Начисленные суммы трудовой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами трудовой пенсии причитающиеся им суммы трудовой пенсии делятся между ними поровну».

Исключения из общих правил наследования, введенные ст. 1183 ГК РФ, свидетельствуют о социальной направленности действующего российского законодательства. Ведь обычно именно лица, совместно проживавшие с наследодателем, и несут основные расходы по погребению, оплачивают поминки и т. д. В этой ситуации получение дополнительных выплат всегда кстати. Правда, в данном контексте не совсем рациональным представляется особый порядок наследования нетрудоспособными иждивенцами, не проживавшими совместно с умершим. Во-первых, вряд ли они станут нести расходы, связанные с похоронами. Во-вторых, в плане социальных гарантий они не будут обойдены вниманием, так как имеют право на обязательную долю в наследстве.

Необходимо акцентировать внимание и еще на одном моменте, который касается начисленной, но не полученной заработной платы. Она входит и, несомненно, должна входить в состав наследства. Логика здесь такова: работник выполнил свои функции по трудовому договору, за что ему и была начислена заработная плата. То обстоятельство, что он не получил ее вследствие смерти, не дает кому бы то ни было (ни работодателю, ни государству, ни кому-либо еще, кроме наследников по закону или по завещанию) оснований претендовать на ее получение.

С выплатами по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, ситуация несколько сложнее. Дело в том, что они непосредственно связаны с личностью умершего и обусловливались фактом причинения ему вреда при жизни. Вероятна возможность, что именно причиненный вред как раз и стал причиной смерти. В этом случае выплата не полученных наследодателем при жизни сумм возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, представляет собой своеобразную компенсацию родственникам расходов на погребение и иных связанных с ним расходов.

Другие выплаты, указанные в ст. 1183 ГК РФ, носят социальный характер (пенсии, стипендии, пособия). Они ориентированы на предоставление конкретному субъекту средств к существованию от государства. Следовательно, в случае смерти гражданина, получающего пенсию, пособия и т. д., оно и не должно передавать эти целевые суммы наследником, так как те, по сути, не имеют к ним никакого отношения. Однако, в силу социальной направленности, государство включает соответствующие суммы в состав наследственной массы. Это является еще одним подтверждением, что государство не имеет экономических интересов при наследовании гражданами имущества.

Особняком в перечне выплат наследникам стоят алименты. По своей сути они близки к пенсиям, стипендиям и пособиям, так как носят целевой и индивидуальный характер. Принципиальным же их отличием является то, что плательщиком алиментов выступает не государство, а конкретные физические лица, определенные в законе. Семейный кодекс Российской Федерации устанавливает, что алиментные обязательства возникают между родителями и детьми (глава 13), между супругами и в некоторых случаях между бывшими супругами (глава 14), а в определенных случаях между другими членами семьи (глава 15). Обратим внимание, что речь в ст. 1183 ГК РФ идет не о наследовании алиментных обязательств (это не допускается), а только о наследовании невыплаченной суммы алиментов.

Интересные положения в плане соотношения интересов государства и личности содержит ст. 1184 ГК РФ. В ней закрепляется правило, что транспортные средства (обычно легковые автомобили с ручным управлением) и другое имущество (например, кресла-коляски, слуховые аппараты, протезные изделия и пр.), предоставленное государством или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях. При этом нужно обратить внимание на два момента: 1) речь в ст. 1184 ГК РФ идет исключительно о движимом имуществе; 2) не имеет значения, полностью безвозмездной или частично безвозмездной была передача в собственность наследодателю такого имущества.

В литературе высказано мнение, что назначение ст. 1184 ГК РФ состоит в том, «чтобы дополнительно защитить права и интересы наследников, которые могут пострадать от произвола государственных (муниципальных) чиновников и их «усердия» при восстановлении государственной (муниципальной) собственности за счет проведения «посмертной конфискации» [3].

По нашему мнению, отказываясь от притязаний на наследование имущества, переданного ранее по льготам, государство делает своеобразный «жест доброй воли». Действительно, льготное предоставление такого имущества носит адресный характер, предназначается конкретному лицу. А в некоторых случаях оно настолько индивидуализировано, что не может быть использовано другими лицами (например, протезы). Однако, когда речь идет о транспортных средствах, ситуация становится несколько иной. По большому счету было бы справедливо, чтобы после смерти лица, получившего на льготных условиях, например, автомобиль с ручным управлением, он бы возвращался государству или муниципальному образованию (если передавался безвозмездно), либо наследники получали право выкупа, либо государство само выкупало его (если автомобиль был продан по льготной цене). Тем не менее государство отказывается от каких бы то ни было собственных интересов при наследовании имущества, названного в ст. 1184 ГК РФ, что в очередной раз подтверждает наличие принципа приоритета интересов личности над интересами государства в наследственном праве Российской Федерации.

Наследование земельных участков также представляет некоторый интерес в контексте соотношения интересов государства и личности. Если Декретом «О земле» от 27 октября 1917 г. вся земля национализировалась и она не могла находиться в частной собственности весь период советской истории, то в настоящее время право частной собственности на землю гарантируется ст. 36 Конституции РФ. Однако, конкретизируя это право граждан вкупе с конституционными гарантиями права наследования (ч. 4 ст. 35 Конституции РФ), ст. 1181 ГК РФ не проливает свет на проблему соотношения интересов государства и интересов личности при наследовании земельных участков. Она лишь устанавливает, что «принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях» и какого-либо специального разрешения на это не требуется. Кроме того, вместе с земельным участком по наследству переходят находящиеся в его границах почвенный слой, замкнутые водные объекты искусственного происхождения, находящиеся на нем растения.

Тем не менее из анализа содержания п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. «О судебной практике по делам о наследовании» вытекает, что государство не стремится ограничить возможности граждан при наследовании земельных участков. Более того, оно создает гражданам своеобразный режим благоприятствования. Последний заключается, в частности, в том, что «открытие наследства до вынесения в установленном порядке решения о передаче земель в собственность при реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий (либо после вынесения такого решения, но до выдачи свидетельства о праве собственности на земельную долю) не является основанием для отказа в удовлетворении требования наследника о включении земельной доли в состав наследства…» [8]. Тем самым Верховный Суд РФ занимает последовательную позицию (наследование земельных участков в данной ситуации — лишь один из частных случаев), сохраняя за гражданами право наследования даже тогда, когда наследодатель по каким-то причинам не оформил право собственности на имущество или оно было оформлено ненадлежащим образом.

В п. 82 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. указывается еще достаточно широкий спектр ситуаций, когда суд вправе признать за наследниками право собственности в порядке наследования на земельные участки. Например, когда идет речь о наследовании земельных участков, предоставленных до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве постоянного (бессрочного) пользования. Таким образом, при наследовании земельных участков, как и при наследовании других видов имущества, интересы граждан стоят выше интересов государства.

Итак, подводя итоги статье, отметим, что в сфере наследования отдельных видов имущества действующее российское законодательство четко реализует принцип приоритета интересов личности над интересами государства.

Библиографический список

1. Блинков О. Е. Наследование государственных наград, почетных и памятных знаков // Наследственное право. 2010. N 4. С. 22 — 26.

2. Гришаев С. П. Наследственное право: Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2011. 184 с.

3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть третья: Учебно-практический комментарий (постатейный) / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, В. В. Грачев и др.; Под ред. А. П. Сергеева. М.: Проспект, 2011. 392 с.

4. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / М. П. Бардина, Б. А. Булаевский, Н. Г. Вилкова и др.; Под ред. Н. И. Марышевой, К. Б. Ярошенко. 3-е изд., испр. и доп. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2010. 672 с.

5. Крайнова Т. К. Наследование наград // Нотариальный вестник. 2006. N 12. С. 25 — 28.

6. Наследственное право: Постатейный комментарий к разделу V Гражданского кодекса Российской Федерации / Е. Р. Аминов, И. А. Андреев, И. Л. Арсентьев и др.; Под общ. ред. М. А. Димитриева (подготовлен для системы «КонсультантПлюс») // СПС «КонсультантПлюс», 2012.

7. Посадков А. Н. Наследование холодного оружия: современное состояние и перспективы развития // Наследственное право. 2011. N 2. С. 33 — 36.

8. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» // Российская газета. 06.06.2012.

9. Серебрякова А. А. Наследование гражданского и наградного оружия // Наследственное право. 2007. N 2. С. 32 — 33.

10. Тимошин Ю. В. Некоторые вопросы наследования государственных наград // Бюллетень нотариальной практики. 2010. N 6. С. 18 — 20.

11. Тимошин Ю. В. Правовое регулирование наследования государственных наград, почетных и памятных знаков: прошлое и настоящее // Нотариальный вестник. 2009. N 8. С. 33 — 45.

12. Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. N 442 «О государственных наградах Российской Федерации» (с «Положением о государственных наградах Российской Федерации») // Российская газета. 10.03.1994.

13. Указ Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации») // СЗ РФ. 2010. N 37. Ст. 4643.

14. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оружии» // СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4856.

15. Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» // Российская газета. 18.12.1996.

——————————————————————