Правовой статус торгово-промышленной палаты

(Романовская О. В.) («Современное право», 2009, N 11)

ПРАВОВОЙ СТАТУС ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ

О. В. РОМАНОВСКАЯ

Романовская О. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Пензенского государственного университета.

В статье проанализирован правовой статус торгово-промышленной палаты в Российской Федерации, выделены ее особенности. Показано, что палата представляет собой негосударственную некоммерческую организацию, объединяющую российские организации и российских предпринимателей. Одновременно рассмотрены признаки палаты, указывающие на ее особое место в системе юридических лиц. Ключевые слова: Торгово-промышленная палата, негосударственная некоммерческая организация, общественное объединение, публичные функции.

In the article the legal status of Chamber of Commerce and Industry in the Russian Federation is analysed, its features are allocated. It is shown that the chamber represents nongovernmental noncommercial organization consolidating Russian organizations and Russian businessmen. The signs of chamber indicating its special place in system of legal bodies are simultaneously considered. Keywords: Chamber of Commerce and Industry, nongovernmental noncommercial organization, public association, public functions <*>. ——————————— <*> Legal status of Chamber of Commerce and Industry.

Особое место в системе юридических лиц занимают торгово-промышленные палаты (ТПП). В России история ТПП начинается со времен Петра I, создавшего гильдии, имевшие выборных представителей, обсуждавших с городскими властями вопросы торговли и промышленности <1>. В начале XIX века были созданы биржевые комитеты, во многом выполнявшие функции ТПП. Но только перед Октябрьской революцией (29 декабря 1910 г.) было утверждено Положение о Российской экспортной палате, которая приобрела традиционное наименование «палата» и была действительным членом Международной торговой палаты. 6 октября 1917 г. Временным правительством было утверждено первое Положение о торгово-промышленных палатах, в котором были определены основные цели, задачи и полномочия торгово-промышленных палат в России. ——————————— <1> Торгово-промышленная палата Российской Федерации // http://www. tpprf. rU/ru/main/inform/2/ (20 марта 2009 г.).

В советской России возрождение ТПП было вызвано новой экономической политикой. В ноябре 1921 года в Петрограде была учреждена Северо-Западная областная торговая палата (в целях «…облегчения торговых отношений Северо-Западной области с внутренними и внешними рынками, а также развития и упрочения товарооборота области»), в декабре 1922 года в Москве — Российско-Восточная торговая палата. В 1932 году на их основе была образована Всесоюзная торговая палата, которая в 1972 году была преобразована в Торгово-промышленную палату СССР <1>. ——————————— <1> Торгово-промышленная палата Самарской области // http://cci. samara. ru/page-69.html (20 марта 2009 г.).

В октябре 1991 года состоялся учредительный съезд ТПП РСФСР, в котором участвовало 19 региональных торгово-промышленных палат и несколько десятков объединений предпринимателей. Уже в ноябре 1991 года в соответствии с Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 18.11.1991 N 1888-1 «О некоторых вопросах Торгово-промышленной палаты РСФСР» <1> Торгово-промышленная палата РСФСР была объявлена правопреемником Торгово-промышленной палаты СССР в отношении имущества и денежных средств, находящихся на территории РСФСР и за ее пределами, а также в сфере прав Торгово-промышленной палаты СССР в учрежденных ею смешанных торговых палатах, ассоциациях и совместных предприятиях, в том числе и за рубежом. В последующем базовые функции ТПП России были определены Указом Президента РФ от 18.03.1993 N 351 «О торгово-промышленной палате Российской Федерации» (далее — Указ о ТПП РФ), а в дальнейшем Законом РФ от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» (далее — Закон о ТПП РФ) был определен статус ТПП. ——————————— <1> Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. N 47. Ст. 1620.

Статья 1 Закона о ТПП РФ устанавливает, что торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. Как видно, законодатель использует лишь общую формулировку, не дающую точной характеристики самой организационно-правовой формы, хотя именно данный вопрос вызывает наиболее острые дискуссии о типологии юридических лиц, их системе и особенностях организаций частного права, выполняющих публичные функции. В то же время можно с уверенностью утверждать, что в состав торгово-промышленных палат не входят органы государственной власти или органы местного самоуправления. Закон подчеркивает негосударственный статус палаты, которая является объединением предпринимателей и выражает именно их интересы. Добавим, что в понятии ТПП на момент принятия Закона присутствовало слово «общественной», благодаря которому ТПП рассматривалась как вид общественного объединения. В последующем на основании ст. 50 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон об общественных объединениях) данное слово из текста Закона о ТПП РФ было исключено. В то же время законодатель в других статьях Закона о ТПП РФ сохранил упоминание о палате как общественной организации, что нельзя признать удачным с точки зрения юридической техники. Так, в ст. 2 Закона о ТПП РФ можно прочитать следующее правило: наименование «торгово-промышленная палата» и образованные на его основе словосочетания могут быть использованы только в названиях общественных организаций, созданных в соответствии с положениями настоящего Закона. Получается, что ТПП — это общественная организация, но созданная в особом порядке, в соответствии с Законом о ТПП РФ, а не Законом об общественных объединениях. Понятно, что целью приведенной формулы являлось придание специального статуса торгово-промышленным палатам. Отметим, что есть весомые аргументы в пользу признания ТПП неким видом общественного объединения. Например, ст. 2 Закона об общественных объединениях устанавливает: «Действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций)». Формулировка «на все… за исключением» приводит к выводу, что религиозные организации, коммерческие организации и создаваемые ими некоммерческие союзы (ассоциации) — виды общественных объединений, специфика статуса которых обусловлена тем, что на них всего лишь не распространяются нормы Закона об общественных объединениях. Кроме того, ст. 4 этого же Закона устанавливает, что правовое положение отдельных видов общественных объединений может регулироваться специальными законами. Пункт 3 ст. 6 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон о некоммерческих организациях) предусматривает: «Особенности правового положения общественных организаций (объединений) определяются иными федеральными законами». Как видно, о Законах говорится во множественном числе. Получается, что есть весомые аргументы, которые позволяют причислять ТПП к общественным объединениям. Эти доводы позволяют ученым-юристам проводить аналогии между регулированием деятельности торгово-промышленных палат и общественных объединений. Например, проф. А. Н. Козырин неоднократно этим пользуется в постатейных комментариях к Закону о ТПП РФ <1>. Тем не менее нельзя не учитывать, что в соответствии со ст. 6 Закона об общественных объединениях членами и учредителями общественных объединений могут быть только физические и юридические лица — общественные объединения. Субъектный состав членов ТПП несколько иной — хозяйствующие субъекты. Даже граждане, вступающие в члены ТПП, обладают специальным статусом предпринимателя без образования юридического лица. ——————————— <1> Козырин А. Н. Постатейный комментарий Закона РФ «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс». 2001.

Неправительственный характер ТПП раскрывается во взаимодействии с государством, которому посвящена ст. 4 Закона о ТПП РФ, согласно которой государственные органы оказывают торгово-промышленным палатам содействие в выполнении ими своих уставных задач, принимают меры по обеспечению помещениями торгово-промышленных палат. Законодательные установки проявляются в Указе о ТПП РФ, в соответствии с п. 1 которого Правительству РФ поручено привлекать представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации для участия в разработке и осуществлении государственных программ поддержки предпринимательства и развития экономики, в подготовке актов Правительства РФ по вопросам совершенствования хозяйственного механизма, предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей, а также проведения их экспертизы. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.07.1994 N 792 «О вопросах Торгово-промышленной палаты Российской Федерации», министерствам и ведомствам Российской Федерации поручено привлекать представителей Торгово-промышленной палаты Российской Федерации для участия в разработке и осуществлении государственных программ поддержки предпринимательства и развития экономики, в подготовке актов Правительства РФ по вопросам совершенствования хозяйственного механизма, предпринимательской деятельности и внешнеэкономических связей, а также проведения их экспертизы. С некоторыми министерствами и ведомствами ТПП РФ заключила специальные соглашения, предусматривающие порядок взаимодействия и оказания помощи при выполнении уставных задач. В то же время Закон о ТПП РФ подчеркивает, что вмешательство государственных органов и должностных лиц в деятельность торгово-промышленных палат, равно как и вмешательство торгово-промышленных палат в деятельность государственных органов и должностных лиц, не допускается (п. 2 ст. 4). Таким образом, ТПП, выполняя ряд публичных функций на федеральном и региональном уровнях властвования, не входит в систему публичного управления. При этом ТПП — это соучастник государственного администрирования в сфере экономических отношений, обладающий общественным статусом и авторитетом. Данное отличие предопределяет особость торгово-промышленных палат. Это «нестандартное» объединение хозяйствующих субъектов. За рубежом такой акцент непосредственно подчеркивается в законодательных источниках. Например, в соответствии с Законом Республики Молдова от 13.05.1999 N 393-XIV «О Торгово-промышленной палате Республики Молдова» статус палаты определен как «неправительственная, самоуправляемая и независимая организация, представляющая совокупные интересы предпринимателей Республики Молдова, являющаяся юридическим лицом публичного права и в этом качестве пользующаяся поддержкой государства» <1>. Кроме того, российская практика свидетельствует о непосредственном участии государства в процессе создания торгово-промышленных палат. Выше приводились нормативные акты федерального уровня. Региональная практика также указывает, что инициатива предпринимателей воплощалась в жизнь с помощью актов государственного управления. ——————————— <1> Торгово-промышленная палата Республики Молдова // http://www. chamber. md/index. php? id=272 (22 марта 2009 г.).

Основные признаки ТПП показывают, что данному виду организаций надо как-то вписаться в устоявшуюся классификацию юридических лиц, но при этом сохранить свою видовую особенность. Однако О. В. Гутников называет ТПП особой организацией, не подпадающей ни под одну из известных организационно-правовых форм <1>. Профессор А. Ф. Нуртдинова называет ТПП особым объединением работодателей <2>. Понятно, что торгово-промышленная палата — форма некоммерческой организации. Является ли она самостоятельной или охватывается тем перечнем, который есть в Законе о некоммерческих организациях (который не носит исключительного характера)? К ТПП нередко примеряют статус саморегулируемых организаций <3>. При этом сравнивают характеристики, закрепленные в Федеральном законе от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее — Закон о саморегулируемых организациях), и признаки ТПП. К тому же нельзя отрицать: торгово-промышленные палаты — институт самоорганизации хозяйствующих субъектов. В то же время ст. 2 Закона о саморегулируемых организациях указывает, что под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. При некоторой схожести саморегулируемых организаций и торгово-промышленных палат (объединение бизнес-структур, содействие развитию экономики, формированию этических стандартов в предпринимательской деятельности) существуют кардинальные различия. Предназначение саморегулируемых организаций достигается путем создания стандартов и осуществления контроля за соблюдением данных стандартов субъектами предпринимательской деятельности. Торгово-промышленные палаты не призваны осуществлять контроль за их членами. Если ТПП и участвует в выработке этических стандартов бизнеса, то ее цель — содействие, соучастие, самоорганизация, но не саморегулирование и контроль. ——————————— <1> Гутников О. В. Состояние и перспективы развития корпоративного законодательства в Российской Федерации // Журнал российского права. 2007. N 2. С. 36. <2> Нуртдинова А. Ф. Объединения работодателей: их права и обязанности в системе социального партнерства // Подготовлен для системы «КонсультантПлюс». 2003. <3> См.: Зинченко С. А., Галов В. В. Саморегулируемые организации в законодательстве России: проблемы и решения // Корпорации и учреждения: Сб. статей / Отв. ред. М. А. Рожкова. М., 2007.

Торгово-промышленная палата по внешним признакам представляет собой ассоциацию (союз). Г. А. Кудрявцева называет ее «своеобразным видом ассоциации (союза)» <1>. Здесь применимо общее правило п. 4 ст. 50 ГК РФ: «Допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов». Т. В. Сойфер отмечает: «Ассоциация (союз), созданная коммерческими юридическими лицами, имеет строго определенные цели — это координация осуществляемой ими предпринимательской деятельности, представление и защита общих имущественных интересов. Возможность непосредственного осуществления объединением деятельности в иных направлениях, в том числе предпринимательской, исключается. Тем самым правоспособность объединения коммерческих организаций ограничивается, ибо иные некоммерческие организации определяют направления своей деятельности самостоятельно и обладают правом осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности, хотя и на строго определенных условиях» <2>. Пункт 2 ст. 1 Закона о ТПП РФ предусматривает, что торгово-промышленная палата может заниматься предпринимательской деятельностью, лишь поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач. Закон только дополняет, что полученная ею прибыль между членами торгово-промышленной палаты не распределяется. Пункт 5 ст. 121 ГК РФ предусматривает, что наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» или «союз». Это означает, что торгово-промышленная палата должна в обязательном порядке включать в свое наименование вышеуказанные слова, однако ни в одном уставе данное требование не соблюдается. Это указывает на то, что ТПП не рассматривается в полном объеме именно как ассоциация (союз), хотя ГК РФ любое объединение коммерческих и (или) некоммерческих организаций рассматривает именно как ассоциацию (союз). В этой части можно согласиться с Д. В. Новаком, констатирующим, что торгово-промышленные палаты хотя и не охватываются организационно-правовой формой объединения юридических лиц (ассоциации, союза), зафиксированной в ГК РФ, но могут быть к ней безболезненно сведены <3>. Добавим, что ГК РФ был принят гораздо позже Закона о ТПП, но последний был принят раньше Конституции РФ. Ю. Г. Лескова справедливо отмечает, что применительно к торгово-промышленным палатам законодатель использовал выделение нового вида юридического лица, исходя из их направления деятельности. Традиционной все-таки считается классификация, связанная с организационно-правовой формой юридических лиц <4>. Далее Ю. Г. Лескова подытоживает: «…деление юридических лиц, построенное на разных основаниях, включающих как организационно-правовые формы, так и направленности деятельности, приводит к противоречивости норм гражданского законодательства, регулирующих деятельность одного и того же вида юридического лица» <5>. ——————————— <1> См.: Комментарий к статье 121 // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Т. 1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. Т. Е. Абовой, А. Ю. Кабалкина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007. <2> См.: Комментарий к статье 121 // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный) / Под ред. О. Н. Садикова. 3-е изд., испр., доп. и перераб. М., 2005. <3> Новак Д. В. К упорядочению системы некоммерческих организаций // Вестник гражданского права. 2007. N 3. <4> Лескова Ю. Г. Некоторые проблемы определения положения учреждений в системе юридических лиц // Юрист. 2005. N 11. С. 6. <5> Там же. С. 6.

Вывод о том, что торгово-промышленная палата — разновидность ассоциации (союза), разделяется целым рядом известных ученых-юристов <1>. Данное предложение следует поддержать, но оно обусловливает внесение уточняющих изменений в гражданское законодательство, поскольку бесспорно, что в настоящее время ТПП не вписывается в общую систему юридических лиц. Анализ правового статуса торгово-промышленной палаты постоянно выявляет какие-то «особые случаи». ——————————— <1> См.: Суханов Е. А. Некоммерческие организации как юридические лица // Хозяйство и право. 1998. N 5; Беляев К. П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С. С. Алексеева. М., 2000; Сумской Д. А. Статус юридических лиц. М., 2006.

Выше уже отмечалось, что система торгово-промышленных палат сформировалась ранее, чем появился Закон, регулирующий их деятельность. В октябре 1991 года состоялся учредительный съезд Торгово-промышленной палаты РСФСР. Однако уже через месяц Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР N 1888-1 ТПП РСФСР была объявлена правопреемником ТПП СССР в отношении имущества и денежных средств, находящихся на территории РСФСР и за ее пределами. Это означает, что, несмотря на инициативу «снизу», статус палаты с первых дней ее создания не определялся как организации, действующей исключительно в частноправовой сфере. Президиум законодательного органа страны фактически сформировал ее имущественную и правовую базу. В последующем стал происходить процесс создания торгово-промышленных палат в субъектах Российской Федерации. Закон о ТПП РФ закрепил фактически складывающуюся систему палат. Несколько слов о ТПП России. Пункт 2 ст. 15 Закона о ТПП РФ устанавливает, что Торгово-промышленная палата Российской Федерации выполняет свои задачи и функции на федеральном уровне и обладает всеми правами, необходимыми для их осуществления. ТПП России осуществляет представительские функции как в Российской Федерации, так и за границей, объединяет на федеральном уровне торгово-промышленные палаты, осуществляет общую координацию их деятельности. Отношения между федеральной и региональными палатами можно охарактеризовать как координационно-субординационные. Отметим, что в Уставе ТПП России специально указывается, что она свои полномочия на местах осуществляет как через свои филиалы и представительства, так и через торгово-промышленные палаты, созданные на региональном и муниципальном уровнях. Следует подчеркнуть, что в статусе ТПП России в большем объеме присутствуют полномочия, носящие публичный характер. ТПП России в большей мере организация публичного права, чем региональная (муниципальная) торгово-промышленная палата. Так, согласно п. 3 ст. 15 Закона о ТПП РФ, Торгово-промышленная палата Российской Федерации: — выдает разрешения на открытие в Российской Федерации представительств иностранных торговых палат, смешанных торговых палат, федераций, ассоциаций и союзов предпринимателей, а также иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат; — свидетельствует обстоятельства форс-мажора в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров Российской Федерации, а также торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации; — определяет порядок ведения негосударственного Реестра предприятий и предпринимателей, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности как партнеров для предпринимательской деятельности в Российской Федерации и за рубежом. Придание ТПП России функций по выдаче разрешений на открытие представительств фактически связано с легализацией деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации. Именно с открытия представительства потенциальный иностранный инвестор «приходит» на территорию государства. Обращает внимание то, что данное полномочие принадлежит только ТПП России (а не региональным или муниципальным палатам). Разрешение основано на принципе целесообразности, так как выдается только тем иностранным юридическим лицам, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат. Разрешение выдается бессрочно. Свидетельствование обстоятельств форс-мажора имеет большое значение в гражданском обороте, так как освобождает субъектов предпринимательской деятельности от ответственности. Сама фраза «свидетельствование обстоятельств» сближает данную деятельность с нотариальным действием. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус свидетельствует верность копий и удостоверяет факты. Положение о порядке свидетельствования ТПП Российской Федерации обстоятельств форс-мажора (утв. Постановлением Правления ТПП РФ от 30.09.1994 N 28-4) определяет, что «свидетельствование обстоятельств форс-мажора производится ТПП Российской Федерации на основании письменного заявления заинтересованной стороны внешнеторгового контракта, подписанного ее руководителем, а в необходимых случаях — заключения территориальной торгово-промышленной палаты». ТПП России свидетельствует обстоятельства форс-мажора, наступившие на территории Российской Федерации. При этом заявителям выдается сертификат. По просьбе предприятий, объединений и организаций ТПП России на платной основе может проводиться проверка обстоятельств форс-мажора. Некоторые полномочия ТПП России расшифровываются в специальных законодательных актах. Например, в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Торгово-промышленная палата Российской Федерации свидетельствует обычаи морского порта. Обычаи морского порта представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством Российской Федерации. ТПП России непосредственно участвует в формировании обычаев и этики делового оборота. Терминологически торговые обычаи охватываются понятием «обычай делового оборота». Письменным подтверждением обычая могут быть условия публикуемых примерных договоров. Это означает также, что ТПП России может давать официальные заключения по этому вопросу <1>. Постановлением Правления ТПП РФ от 28.06.2001 N 117-13 «Развитие законодательства о предпринимательстве и роль торгово-промышленных палат в этом процессе» Правила Международной торговой палаты для толкования торговых терминов «Инкотермс-2000» были признаны торговым обычаем в Российской Федерации <2>. ——————————— <1> См.: Комментарий к статье 5 // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой (постатейный). Издание третье, исправленное, дополненное и переработанное / Под ред. О. Н. Садикова. М., 2005. <2> Комментарий к статье 1211 // Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части третьей (постатейный) / Под ред. Т. Е. Абовой, М. М. Богуславского, А. Г. Светланова. М., 2004.

Особо следует отметить, что при ТПП России действуют специальные органы по урегулированию экономических споров. К таковым будут относиться: — Международный коммерческий арбитражный суд; — Третейский суд для разрешения экономических споров; — Морская арбитражная комиссия; — Спортивный арбитраж; — Ассоциация диспашеров; — Коллегия посредников по проведению примирительных процедур. Часть из указанных органов создана по инициативе самой ТПП России. Однако Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия являются самостоятельными постоянно действующими арбитражными учреждениями (третейскими судами), осуществляющими свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже». Создание указанных арбитражных учреждений предписано Законом. Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при ТПП России и Положение о Морской арбитражной комиссии при ТПП России утверждены названным Законом «О международном коммерческом арбитраже». Торгово-промышленной палате России делегировано право принять регламенты данных третейских судов. Регламент Морской арбитражной комиссии при Торгово-промышленной палате Российской Федерации утвержден Приказом ТПП РФ от 21.12.2006 N 93. Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации утвержден Приказом ТПП РФ от 18.10.2005 N 76. На основе вышеизложенного сформулируем общие выводы: 1) Торгово-промышленная палата в Российской Федерации представляет собой негосударственную некоммерческую самоуправляемую организацию, объединяющую российские организации и российских предпринимателей. Статус палаты регулируется специальным Законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»; 2) торгово-промышленные палаты, выполняя ряд публичных функций на федеральном и региональном уровнях властвования, не входят в систему публичного управления. ТПП — это соучастник государственного администрирования в сфере экономических отношений, обладающий общественным статусом и авторитетом; 3) торгово-промышленные палаты следует отличать от общественных объединений, объединений работодателей и саморегулируемых организаций. По своей природе ТПП — это объединение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это обусловливает необходимость уточнения понятия ассоциации (союза), после чего оно могло бы охватывать понятие торгово-промышленной палаты; 4) торгово-промышленная палата представляет симбиоз частноправовых и публично-правовых начал. С одной стороны, это негосударственная организация, уполномоченная в том числе на осуществление предпринимательской деятельности. С другой стороны, Закон предписывает выполнение ряда публичных функций. От некоторых функций палата не может отказаться по своему усмотрению. Например, Закон регулирует деятельность специализированных третейских судов, создаваемых при ТПП России.

——————————————————————