Единственный поставщик и расходы на участие

(Авдеев В. В.)

("Налоги" (газета), 2013, N 41)

Текст документа

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОСТАВЩИК И РАСХОДЫ НА УЧАСТИЕ

В. В. АВДЕЕВ

Общим способом размещения заказов при госзакупках являются торги, проводимые в форме конкурса или аукциона, с победителем которых обычно и заключается контракт на удовлетворение нужд государства или нужд бюджетных учреждений. В то же время в некоторых случаях законодательство допускает возможность госзакупок у единственного поставщика. О таком способе размещения заказов в сфере госзакупок и расходах участника мы и поговорим в настоящей статье.

Напомним читателю, что российская система госзакупок основана на специальном порядке размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа). Причем основным нормативным документом в сфере размещения заказов сегодня выступает Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ).

Однако с 1 января 2014 г. Закон N 94-ФЗ утратит силу, а отношения в сфере размещения заказов будут регулироваться нормами Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Вместе с тем до конца 2013 г. Закон N 94-ФЗ остается действующим, в силу чего при размещении заказов сегодня заказчики и участники размещения заказов обязаны руководствоваться нормами Закона N 94-ФЗ. При этом обращаем ваше внимание на то, что с 7 июня 2013 г. Закон N 94-ФЗ действует в редакции, обновленной Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 114-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 114-ФЗ).

Отметим, что поправки, внесенные в действующие правила размещения заказов, в основном касаются возможности расторжения контракта в связи с односторонним отказом стороны контракта от его исполнения.

Обратите внимание! Размещение государственных оборонных заказов и заказов на поставку материальных ценностей в государственный резерв осуществляется с учетом особенностей, установленных соответственно следующими Федеральными законами:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе";

- Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве".

Кроме того, отдельный федеральный закон определяет специфику размещения заказов на поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд государства, на что указывает Федеральный закон от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд".

Субъектами отношений, регулируемых Законом N 94-ФЗ, выступают заказчики и участники размещения заказов. При этом Закон N 94-ФЗ делит всех заказчиков на две категории - на государственных (муниципальных) заказчиков и иных заказчиков. В первую группу включаются соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, казенные учреждения и иные получатели средств бюджетов различного уровня при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. То есть все те, кто наделен правом заключения контрактов от имени Российской Федерации, ее субъектов, а также муниципальных образований.

Иными заказчиками признаются бюджетные учреждения, которые сегодня, как известно, не являются получателями бюджетных средств, а значит, не наделены правом заключения контрактов от имени государства. Эта категория заказчиков вправе заключать лишь гражданско-правовые договоры от имени самого бюджетного учреждения.

Вместе с тем тип заказчика не влияет на сам порядок размещения заказов, т. к. Закон N 94-ФЗ устанавливает единый порядок размещения заказов в целях:

- обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов;

- эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования;

- расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия;

- развития добросовестной конкуренции;

- совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов;

- обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов;

- предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере госзакупок.

Обратите внимание! Порядок размещения заказов, установленный Законом N 94-ФЗ, не распространяется на услуги, оказываемые международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, а также международными финансовыми организациями, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры.

Для справки. Перечень указанных международных финансовых организаций утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1968-р "О перечне международных финансовых организаций, на которые при размещении заказов на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд не распространяются положения Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, в силу пп. 1 и 2 п. 4 ст. 1 Закона N 94-ФЗ положения Закона N 94-ФЗ не применяются соответственно к отношениям, связанным с:

- назначением адвоката органом дознания, органом предварительного следствия, судом для участия в качестве защитника в уголовных делах или в качестве представителя в гражданском судопроизводстве;

- привлечением адвоката к оказанию гражданам бесплатной юридической помощи.

Ну и наконец, в силу прямого указания ст. 4 Федерального закона от 16 октября 2012 г. N 174-ФЗ "О Фонде перспективных исследований" положения Закона N 94-ФЗ не распространяются на Фонд перспективных исследований. Во всех иных случаях в целях удовлетворения нужд государства и нужд бюджетных учреждений в товарах, работах или услугах размещение заказов осуществляется в соответствии с правилами Закона N 94-ФЗ.

Причем размещать заказы, в том числе на поставку товаров для нужд заказчиков, могут сами заказчики, уполномоченные органы (при их наличии) или же специализированные организации, привлекаемые заказчиками для этих целей. Кстати, отметим, что выбор специализированной организации осуществляется заказчиком тоже путем размещения заказа на оказание услуг для нужд заказчиков в порядке, определенном Законом N 94-ФЗ, на что прямо указывает п. 2 ст. 6 Закона N 94-ФЗ.

Статьей 8 Закона N 94-ФЗ определено, что участниками размещения заказов могут выступать любые юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. При этом в силу п. 2 ст. 8 Закона N 94-ФЗ участие в размещении заказов может быть ограничено только в случаях, предусмотренных Законом N 94-ФЗ и иными федеральными законами.

Как следует из ст. 10 Закона N 94-ФЗ, размещение заказа может осуществляться заказчиком:

- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на биржах).

Способ размещения заказа определяется заказчиком самостоятельно, но с учетом положений Закона N 94-ФЗ.

Анализ указанного Закона позволяет сказать, что общепринятым способом размещения заказов являются торги. Все остальные способы могут применяться заказчиком только в случаях, непосредственно предусмотренных самим Законом N 94-ФЗ. На это указывает Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2010 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 июня 2010 г.

Итак, в некоторых случаях Закон N 94-ФЗ позволяет заказчикам размещать заказы и без проведения торгов. Одним из исключительных способов размещения заказа выступает способ размещения заказов у единственного поставщика, которому в Законе N 94-ФЗ посвящена гл. 6 "Размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и особенности размещения заказа в соответствии с решением Правительства Российской Федерации".

Отметим, что в силу ст. 55 Закона N 94-ФЗ под размещением заказа на поставку товаров у единственного поставщика понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в отдельных случаях и иной гражданско-правовой договор, только одному поставщику.

Нужно сказать, что в первую очередь такой способ размещения заказа может использоваться заказчиком при размещении заказов, в том числе на поставку товаров, если сумма поставок одноименных товаров в течение квартала не превышает установленный Банком России предельный размер расчетов наличными деньгами.

Забегая немного вперед, отметим, что в отношении поставки одноименных товаров для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек и архивов такой предел составляет 400 000 руб., на что указывает пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ.

Причем, как сказано в Письме ФАС России от 9 февраля 2012 г. N АЦ/3704 "О разъяснении положений законодательства Российской Федерации о размещении заказов в части заключения контрактов на основании пункта 14.1 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов", перечисленные в данной норме заказчики помимо размещения заказов на одноименные товары, работы, услуги без проведения торгов на основании пп. 14.1 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ также вправе размещать заказы на одноименные товары, работы, услуги без проведения торгов, если цена заказа не превышает 100 000 руб.

Напоминаем, что с 20 июля 2007 г. в соответствии с Указанием Банка России от 20 июня 2007 г. N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" предельный размер расчетов наличными денежными средствами в Российской Федерации составляет 100 000 руб. по одному договору.

При этом, как сказано в п. 1 Официального разъяснения Банка России от 28 сентября 2009 г. N 34-ОР, указанный лимит распространяется на расчеты наличными деньгами между организациями, между организацией и индивидуальным предпринимателем, а также между индивидуальными предпринимателями.

Напоминаем, что п. 6.1 ст. 10 Закона N 94-ФЗ относит к одноименным товарам товары, относящиеся к одной группе товаров в соответствии с Номенклатурой товаров, работ, услуг для нужд заказчиков, утверждаемой Минэкономразвития России (далее - Номенклатура).

Заметим, что с 9 августа 2011 г. применяется Номенклатура, утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2011 г. N 273 "Об утверждении номенклатуры товаров, работ, услуг для нужд заказчиков".

Поэтому, прежде чем избрать такой способ размещения заказа, заказчику следует внимательно проанализировать состав товаров, планируемых к закупке. Если однотипные товары включены в одну группу Номенклатуры (например, столы и стулья отнесены Номенклатурой в состав одной группы "мебель"), то использовать такой способ размещения заказа заказчик сможет только при условии, что сумма поставки в течение квартала не превысит 100 000 руб. Аналогичного мнения на этот счет придерживаются и чиновники Минэкономразвития России в Письме от 14 декабря 2010 г. N Д22-2236.

Кроме того, применение данного способа размещения заказа, но уже без указанного ценового ограничения применяется в случаях, прямо перечисленных в п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, а именно если:

- поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях";

- осуществляется оказание услуг водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения (за исключением услуг по реализации сжиженного газа), подключение (технологическое присоединение) к сетям инженерно-технического обеспечения по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам);

- заключается договор энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии;

- осуществляются поставки культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;

- выполняются работы по мобилизационной подготовке в Российской Федерации;

- возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативными правовыми актами федерального и регионального уровня;

- возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.

Обратите внимание! Так как в законодательстве Российской Федерации нет четкого перечня обстоятельств непреодолимой силы, то при выборе способа размещения заказа у единственного поставщика по данному основанию нужно быть крайне аккуратным. Если заказчику не удастся доказать наличия обстоятельств непреодолимой силы, то это приведет к конфликту с антимонопольной службой со всеми вытекающими отсюда последствиями. В качестве примера можно привести Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 26 декабря 2012 г. по делу N А02-277/2012;

- производство товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются учреждениями и предприятиями уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных Правительством Российской Федерации;

- представлена только одна заявка на участие в конкурсе, аукционе или одна котировочная заявка при размещении заказа путем запроса котировок;

- только один участник размещения заказа, подавший заявку на участие в конкурсе или в аукционе, признан участником конкурса или аукциона;

- участвовал только один участник аукциона;

- конкурс или аукцион признан несостоявшимся и контракт не заключен;

- размещается заказ на оказание услуг связи для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;

- при повторном размещении заказа путем запроса котировок не подана ни одна котировочная заявка;

- у заказчика возникла потребность в опубликовании в официальном печатном издании извещения о проведении открытого конкурса, извещения о проведении открытого аукциона, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе или протокола аукциона;

- осуществляется размещение заказа на поставку российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственным производителем, у поставщика таких вооружения и военной техники, включенного в реестр единственных поставщиков таких вооружения и военной техники;

- осуществляется размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у поставщика (исполнителя, подрядчика), определенного указом или распоряжением Президента Российской Федерации. При подготовке соответствующего проекта указа или распоряжения Президента Российской Федерации к такому проекту прилагаются документы и сведения, содержащие обоснование цены контракта в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ;

- заказ на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд размещается в установленных решениями или поручениями Президента Российской Федерации случаях у поставщика (исполнителя, подрядчика), определяемого распоряжением Правительства Российской Федерации. При подготовке соответствующего проекта распоряжения Правительства Российской Федерации к такому проекту прилагаются документы и сведения, содержащие обоснование цены контракта в соответствии с положениями ст. 19.1 Закона N 94-ФЗ;

- осуществляется размещение заказов на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для нужд заказчиков в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы;

- осуществляется размещение заказов на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий;

- осуществляется размещение заказа на посещение зоопарка, театра, кинотеатра, концерта, цирка, музея, выставки, спортивного мероприятия;

- осуществляется размещение заказа на оказание услуг нескольким заказчикам по участию в мероприятии, проводимом для нужд заказчиков, заказчиком, являющимся организатором такого мероприятия, выбран поставщик (исполнитель, подрядчик) в порядке, предусмотренном Законом N 94-ФЗ;

- осуществляется размещение заказа на оказание преподавательских услуг физическими лицами;

- театром, учреждением, осуществляющим концертную деятельность, в том числе концертным коллективом (танцевальным коллективом, хоровым коллективом, оркестром, ансамблем), телерадиовещательным учреждением, цирком, музеем, домом культуры, дворцом культуры, клубом, государственным образовательным учреждением осуществляется размещение заказа на создание определенных произведений литературы или искусства у конкретного физического лица или конкретных физических лиц - автора сценария, артиста-исполнителя, балетмейстера, ведущего теле - или радиопрограммы, дизайнера, дирижера, драматурга, дрессировщика, инженера цирковых номеров, композитора, концертмейстера, либреттиста, оператора кино-, видео-, звукозаписи, писателя, поэта, режиссера, репетитора, скульптора, хореографа, хормейстера, художника, художника-постановщика, художника по костюмам, художника-декоратора, художника-бутафора, художника-гримера либо на исполнения, а также на изготовление и поставки декораций, сценических мебели, костюмов (в том числе головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания и (или) исполнения произведений указанными выше организациями;

- осуществляется размещение заказа на оказание услуг по авторскому контролю за разработкой проектной документации объектов капитального строительства, авторскому надзору за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов капитального строительства соответствующими авторами;

- осуществляется размещение заказа на проведение технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проекта;

- осуществляется размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку, а также с участием в проведении фестивалей, концертов, представлений и подобных культурных мероприятий (в том числе гастролей) на основании приглашения на указанные мероприятия. При этом под услугами понимается обеспечение проезда к месту служебной командировки, месту проведения указанных мероприятий и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания;

- осуществляется размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку (проезд к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания);

- осуществляется размещение заказа на оказание услуг, связанных с обеспечением визитов глав иностранных государств, глав правительств иностранных государств, руководителей международных организаций, парламентских делегаций, правительственных делегаций, делегаций иностранных государств (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания);

- осуществляется размещение заказа на оказание услуг, связанных с обеспечением выездных мероприятий, проводимых Президентом Российской Федерации, палатами Федерального Собрания Российской Федерации, Правительством Российской Федерации (гостиничное, транспортное обслуживание, эксплуатация компьютерного оборудования, обеспечение питания);

- осуществляется размещение заказа по управлению многоквартирным домом на основании выбора собственниками помещений в многоквартирном доме или органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством управляющей организации, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной собственности и государственной собственности или муниципальной собственности;

- осуществляется размещение заказа на оказание услуг по техническому содержанию, охране и обслуживанию одного или нескольких нежилых помещений, переданных в безвозмездное пользование заказчику, в случае, если данные услуги оказываются другому лицу или лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные в безвозмездное пользование заказчику;

- осуществляется размещение заказа на поставку спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх;

- бюджетное учреждение, являющееся исполнителем по государственному или муниципальному контракту либо заключенному с другим бюджетным учреждением гражданско-правовому договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ, привлекает в ходе исполнения государственного или муниципального контракта либо гражданско-правового договора иных лиц для поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, необходимых для выполнения указанных в таких контракте либо договоре работ;

- выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ осуществляется бюджетным учреждением за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов Российской Федерации, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;

- осуществляется размещение заказа на оказание услуг по реализации входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и зрелищно-развлекательных мероприятий, экскурсионных билетов и экскурсионных путевок, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности.

Не забудьте, что решение разместить заказ способом у единственного поставщика, принятое в результате признания конкурса (аукциона) несостоявшимся либо в результате отсутствия котировочных заявок при повторном запросе котировок, нужно предварительно согласовать с Федеральной антимонопольной службой.

Напоминаем, что Порядок согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) утвержден Приказом Минэкономразвития России от 3 мая 2006 г. N 124.

Нужно сказать, что способ размещения заказа у единственного поставщика является, наверное, самым простым из всех способов размещения заказа, предусмотренных Законом N 94-ФЗ. Практически вся процедура заключения контракта на поставку товаров или же гражданско-правового договора, например договора поставки, сводится к трем стадиям. На первой - заказчиком готовится проект контракта с учетом всех требований, установленных ст. 9 Закона N 94-ФЗ, на второй - потенциальному партнеру направляется предложение о заключении соглашения, а на третьей - производится непосредственно подписание контракта или гражданско-правового договора.

Заметим, что в данном случае законодатель не ограничивает заказчика какими-то сроками в части размещения заказа. В силу этого разместить заказ таким способом заказчик может в течение одного рабочего дня.

О контракте, заключенном с единственным поставщиком, заказчик должен проинформировать соответствующий орган исполнительной власти, в полномочия которого входит ведение реестра контрактов. Причем, как сказано в п. 3 ст. 18 Закона N 94-ФЗ, подать сведения о заключенном контракте нужно в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта. Обращаем ваше внимание на то, что если цена заключенного контракта или иного гражданско-правового договора не превышает 100 000 руб., то подавать в реестр контрактов указанные сведения нет необходимости, на что прямо указано в п. 1 ст. 18 Закона N 94-ФЗ.

Теперь что касается расходов участника размещения заказа.

Как известно, в общем случае при размещении заказов участники торгов могут нести определенные расходы. Так, например, для участия в конкурсе или аукционе участник торгов может:

- предоставлять денежное обеспечение заявки на участие в торгах, которое в большинстве случаев подлежит возврату в дальнейшем;

- оплачивать предоставляемую заказчиком в письменном виде конкурсную или аукционную документацию;

- оплачивать расходы по аккредитации, в случае если торги проводятся в электронном виде;

- оформлять электронно-цифровую подпись;

- нести иные дополнительные расходы на участие.

Кроме того, заказчиком при проведении торгов может предусматриваться условие о том, что контракт подписывается только с лицом, предоставившим обеспечение исполнения государственного контракта.

При размещении заказов у единственного поставщика перечисленные выше виды расходов могут возникать в случае, если данный способ размещения заказа применяется заказчиком в случаях, перечисленных в пп. 8 - 11, 13 п. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ.

А вот обеспечение исполнения контракта может предусматриваться заказчиком, размещающим заказ у единственного поставщика и по иным основаниям. Причем заказчик наделен правом самостоятельного определения обязательств по контракту, которые подлежат обеспечению.

Если требование об обеспечении контракта установлено заказчиком, то обычно оно не превышает 30% от начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении торгов или же в самом контракте. Если контрактом предусмотрено условие об авансе, то размер обеспечения не может быть менее суммы аванса. Формами предоставления такого обеспечения в соответствии с Законом N 94-ФЗ могут выступать:

- безотзывная банковская гарантия, выданная банком или иной кредитной организацией;

- передача в залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).

Напоминаем, что до 23 июля 2012 г. участники размещения заказа могли использовать в качестве обеспечения исполнения контракта еще и договоры поручительства. Однако Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" исключил обеспечение исполнения контракта в форме договора поручительства из Закона N 94-ФЗ.

Аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме ФАС России от 30 июля 2012 г. N ИА/24213 "О разъяснении положений законодательства Российской Федерации о размещении заказов".

Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником размещения заказа, с которым заключается контракт самостоятельно. Если участник размещения заказа в качестве обеспечения исполнения контракта намерен использовать банковскую гарантию, то имеет смысл ознакомиться с Письмом ФАС России от 18 декабря 2012 г. N ИА/42795/12 "О банковских гарантиях", в котором чиновники антимонопольной службы приводят признаки подделок банковских гарантий и говорят о способах проверки их подлинности.

Причем этот способ обеспечения связан у участника размещения заказа с расходами по оплате услуг банка, ведь они не являются бесплатными, а оказываются на возмездной основе.

Если участником размещения выступает организация, то у нее возникает необходимость отражения таких расходов в бухгалтерском и налоговом учете.

С точки зрения бухгалтерского учета уплата комиссии банка за предоставленную банковскую гарантию, в частности у поставщика товаров по государственному или муниципальному контракту, представляет собой не что иное, как коммерческие расходы, связанные с продажей товаров.

На основании п. п. 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. N 33н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Расходы орга низации" ПБУ 10/99" (далее - ПБУ 10/99), расходы по оплате услуг банка за предоставленную им банковскую гарантию включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.

Причем признавать их в бухгалтерском учете поставщик может с помощью двух вариантов.

Вариант 1. Единовременное включение в состав бухгалтерских расходов. Такой вариант учета вытекает из п. п. 9, 16 и 18 ПБУ 10/99. В этом случае в день получения вся сумма банковской комиссии отражается в бухгалтерском учете поставщика по дебету счета 44 "Расходы на продажу" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Вариант 2. Равномерное включение банковской комиссии в состав бухгалтерских расходов в течение срока действия банковской гарантии. Основание - п. 19 ПБУ 10/99 и п. 8.6.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике Российской Федерации, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом ИПБ 29 декабря 1997 г.

Так как комиссия банка за получение банковской гарантии не является активом, то участник размещения заказа может предварительно учитывать ее на счете 97 "Расходы будущих периодов" с последующим равномерным отнесением на затраты в течение срока действия банковской гарантии. На это указывает п. 19 ПБУ 10/99, а также п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н. Кроме того, аналогичные разъяснения на этот счет приведены в Письме Минфина России от 12 января 2012 г. N 07-02-06/5.

Так как из норм бухгалтерского права вытекает два возможных варианта признания расходов по комиссии банка, взимаемой за предоставление банковской гарантии, то порядок ее списания лучше закрепить в учетной политике компании.

Для целей налогообложения организация вправе учесть любые расходы, прямо не поименованные в ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), отвечающие критериям ст. 252 НК РФ.

Напомним, что в соответствии с указанной нормой расходами налогоплательщика признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком в целях получения дохода. Так как экономическая обоснованность данных затрат не вызывает сомнений, как и то, что они связаны с получением доходов, то при наличии документов, подтверждающих указанные расходы, организация может учесть их при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

На основании пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ организация может учесть их в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, или же на основании пп. 15 п. 1 ст. 265 НК РФ отнести в состав внереализационных расходов. Руководствуясь п. 4 ст. 252 НК РФ, организация вправе самостоятельно решить, в составе каких расходов ею будут учитываться расходы на оплату услуг банка по предоставлению безотзывной банковской гарантии по обеспечению исполнения контракта.

------------------------------------------------------------------

Название документа