Самовольно реконструированный дом как объект гражданского оборота

(Вандраков С. Ю.) («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

САМОВОЛЬНО РЕКОНСТРУИРОВАННЫЙ ДОМ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА

С. Ю. ВАНДРАКОВ

Вандраков Сергей Юрьевич, адвокат Адвокатской палаты Краснодарского края.

В статье анализируются практические вопросы, возникающие при рассмотрении судами общей юрисдикции одной из самых распространенных категорий гражданских дел — споров о разделе имущества и признании права собственности на ее часть. Значительное количество отмененных решений судов первой инстанции подтверждает актуальность данной статьи. Анализируются положения законодательства и судебной практики о самовольной постройке и самовольной реконструкции.

Ключевые слова: самовольное строение, реконструкция, собственность, признание права собственности, раздел имущества.

Unwarrantedly reconstructed house as an object of civil turnover S. Yu. Vandrakov

The article analyses practical issues arising when considering by courts of general jurisdiction of one of the most widespread categories of civil cases, disputes on division of property and declaration of title to the part of it. A considerable number of reversed judgments by courts of the first instance confirm topicality of the present article. The author analyses provisions of the legislation and judicial practice on unauthorized construction and unauthorized reconstruction.

Key words: unauthorized construction, reconstruction, ownership, declaration of title, division of property.

Из всего массива гражданских дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, дела о разделе имущества между супругами и признании права собственности на его часть составляют значительное количество. Об особенностях рассмотрения и разрешения данной категории гражданских дел опубликовано много работ. Данные публикации содержат сведения как практического, так и научного характера. Множество исследований, касающихся проблем собственности, казалось бы, не оставляют места для возникновения новых вопросов как в теоретическом плане, так и в практической деятельности. Тем не менее вопросы возникают, суды ошибаются в применении материального законодательства, что приводит к незаконности и необоснованности выносимых решений. И в этой связи хотелось бы вспомнить слова, высказанные в отношении собственности профессором Л. В. Щенниковой: «Удивительным свойством обладает эта категория — «собственность». Стара как мир, изучена и описана и одновременно всегда неожиданно нова и непредсказуема, она желанна и плодотворна для новых и новых исследований…». По одному из дел, рассмотренных Приморским районным судом г. Новороссийска, было вынесено решение, в соответствии с которым за бывшим супругом, истцом по делу, было признано право собственности на часть дома при его разделе. Суд, признавая право собственности на часть домовладения за истцом, не принял во внимание то, что он был получен ответчицей в порядке наследования. Фактическая площадь спорного имущества в период брака была увеличена в четыре раза посредством реконструкции объекта. При этом реконструкция была произведена без получения необходимых разрешения и согласований. Данное обстоятельство на вынесение решения о признании за истцом права собственности на часть незаконно реконструированного объекта не повлияло. Является ли самовольной постройкой самовольно реконструированный объект, и был ли суд вправе признавать право собственности на часть самовольно реконструированного дома? По правилу, установленному п. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Однако поскольку самовольная постройка создается вопреки требованиям закона, лицо, ее создавшее, право собственности на нее не приобретает. В виде исключения право собственности на самовольно возведенный объект может быть признано за лицом, в собственности которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Понятие реконструкции дано в п. 14 ст. 1 ГрК РФ, это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее — этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. Схожее определение содержится в Методологических положениях по системе статических показателей, утвержденных Приказом Росстата от 11.03.2009 N 37. В соответствии с ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства происходит на основании соответствующего разрешения. Согласно частям 1, 4 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Из положений, указанных в нормах ГрК РФ, следует, что разрешение на строительство является единственным законным основанием для осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт без получения разрешения на строительство означают факт самовольной постройки. Таким образом, для приобретения права собственности на вновь возводимый (реконструированный) объект недвижимости и его последующей государственной регистрации необходимо представление совокупности всех документов, предусмотренных законодательством. Отсутствие разрешения на строительство, архитектурно-планировочного задания, архитектурного проекта либо нарушения условий, изложенных в этих документах, являются нарушениями, влекущими признание строительства самовольным. Таким образом, основным последствием самовольного строительства является то, что на построенный объект не возникает права собственности как на объект недвижимости. В то же время сохраняется право собственности на строительные материалы, составляющие постройку. Существующая судебная практика дает необходимые разъяснения относительно прав лица на самовольно возведенный либо реконструированный объект. В частности, в п. 25 Постановления Пленума ВС РФ N 10 и Пленума ВАС РФ N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указанно: «В силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее — правообладатель земельного участка)». Пункт 28 Постановления содержит следующее разъяснение: «Положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект» <1>. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография «Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство)» (под ред. И. К. Пискарева) включена в информационный банк согласно публикации — Городец, 2005. —————————————————————— <1> Пискарев И. К. Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство): Учеб. пособие / Под ред. проф. И. К. Пискарева. М.: Проспект, 2011.

В рассматриваемом примере истец не обладал правом собственности на земельный участок, на котором расположен самовольно реконструированный объект. Земельный участок принадлежал на праве собственности ответчице — бывшей супруге и, следовательно, истец не обладает правом на обращение в суд с требованием о признании за ним права собственности на часть самовольно реконструированного дома. Исходя из п. 25 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 10/22 обязательным условием приобретения права собственности на самовольную постройку является принадлежность земельного участка истцу на том праве, которое указанно в ст. 222 ГК РФ (в настоящее время это право собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования). В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2000 г. указано: при сносе жилого дома, находящегося у гражданина в собственности, и постройке на его месте нового строения либо при возведении пристройки к жилому дому (или надстройки) изменяется объект права собственности гражданина, отличающийся размерами, планировкой, площадью и т. д. Таким образом, следует сделать вывод, что при произведении вышеназванных изменений право на новое строение, являющееся уже новым объектом собственности, подлежит регистрации в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним <2>. ——————————— <2> Скловский К. И. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22. С. 50.

Следует согласиться с утверждением Н. С. Потапенко и А. В. Зарубина, что самовольной постройкой является не только вновь созданный объект недвижимости, но и другой объект, измененный таким образом, что он обрел новые качественные (определенные) характеристики <3>. ——————————— <3> Российская газета. 1997. N 145.

Судебной практикой давно выработана позиция относительно возможности владения самовольно возведенным строением. В частности, в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 21 июня 1985 г. N 9 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение», указано: «Поскольку строения, не законченные строительством или не принятые в эксплуатацию, не подлежат регистрации, факт владения ими не может быть установлен судом» <4>. ——————————— <4> Гражданско-правовые способы защиты права на недвижимость: Научно-практическое пособие по применению гражданского законодательства / Под общ. ред. В. Н. Соловьева. М.: Юрайт, 2011. С. 171 — 172. (Авторы главы — Потапенко Н. С. и Зарубин А. В.)

Данное Постановление Верховного Суда СССР, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2003 N 2, не подлежит применению на территории РФ в части применения гражданского процессуального законодательства. Однако в части применения норм материального права, а в рассматриваемом случае — в части установления права собственности, владения имуществом данное Постановление Пленума Верховного Суда СССР действует. Анализируя решение суда по рассматриваемому делу, а также ряд других аналогичных судебных актов данной категории споров, можно сделать вывод, что суды не уделяют достаточного внимания тому обстоятельству, что обязательным условием квалификации строения как самовольного является создание нового объекта. И вопрос о том, новый это объект или подвергшееся реконструкции строение, должен быть разрешен судом. Требования о признании права собственности на часть в достроенном (реконструированном) доме не должно подлежать удовлетворению, т. к. право собственности сначала должно быть признано на весь дом. И только при выполнении этого условия возможно обращение в суд с иском о признании права на его часть. Признание же права собственности на незаконно реконструированный объект недвижимости возможно только по иску владельца земельного участка. Самовольно реконструированный дом не является объектом гражданских прав, и поскольку реконструкция была произведена без соответствующего разрешения, то ни спорный объект, ни часть его не могут являться объектом права собственности, а значит, и раздел (выдел) невозможен. Так же, как невозможно установление за истцом права владения частью самовольно реконструированного дома. Если реконструкция была произведена за счет общих средств супругов, за истцом сохраняется право на получение денежной компенсации за часть израсходованных строительных материалов, из которых была возведена постройка и произведены улучшения в доме.

Литература

1. Вестник ВАС РФ. 2010. N 6; Бюллетень ВС РФ. 2010. N 7. 2. Гражданско-правовые способы защиты права на недвижимость: Научно-практическое пособие по применению гражданского законодательства / Под общ. ред. В. Н. Соловьева. М.: Юрайт, 2011. С. 171 — 172 (Авторы главы — Потапенко Н. С. и Зарубин А. В.). —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Монография «Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство)» (под ред. И. К. Пискарева) включена в информационный банк согласно публикации — Городец, 2005. —————————————————————— 3. Пискарев И. К. Особенности рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел (исковое производство): Учеб. пособие / Под ред. проф. И. К. Пискарева. М.: Проспект, 2011. 4. Российская газета. 1997. N 145. 5. Сборник постановлений Пленумов Верховных судов СССР и РСФСР (РФ) по гражданским делам. М.: Спарк, 1994. 6. Скловский К. И. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22. С. 50. 7. Щенникова Л. В. Вещные права в гражданском праве России. М., 1996. С. 20.

——————————————————————

Название документа Вопрос: О законности Постановления правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов» («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: О законности Постановления правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП «Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов».

Ответ: Как указано в преамбуле Постановления правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП, этот правовой акт издан в соответствии со ст. ст. 209 и 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 10 и подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», п. 2 ст. 4 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 48 «О землепользовании в городе Москве». Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции Российской Федерации земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности, которые в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации защищаются равным образом. Город Москва как субъект Российской Федерации осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в ее собственности (п. 2 ст. 10 Земельного кодекса РФ). Кроме этого, как город федерального значения Москва осуществляет распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (абзац четвертый п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Таким образом, в правоотношениях по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, субъект Российской Федерации — г. Москва выступает как собственник соответствующего недвижимого имущества на равных началах с иными участниками этих правоотношений (гражданами и юридическими лицами), что регламентировано п. 1 ст. 1, п. 1 ст. 124 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом от имени г. Москвы правомочия собственника осуществляют уполномоченные органы государственной власти г. Москвы (п. 1 ст. 125, п. 3 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации). В соответствии с п. 2 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права других лиц. В связи с этим любое использование рассматриваемых земельных участков без выраженного в установленном порядке согласия уполномоченных органов исполнительной власти г. Москвы является нарушением гражданских прав г. Москвы на владение, пользование и распоряжение соответствующими земельными участками, которые подлежат защите способами, предусмотренными гражданским законодательством. На основании ст. ст. 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может осуществляться восстановлением положения, существовавшего до нарушения права, а также самозащитой гражданских прав во внесудебном порядке. В связи с этим принятие Постановления правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП продиктовано целями реализации полномочий собственника земельных участков, совершенствования порядка освобождения земельных участков, находящихся в собственности г. Москвы, и земельных участков, расположенных на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, от незаконно расположенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства. Действуя в пределах своей компетенции, Правительство Москвы вправе определять полномочия подведомственных ему органов исполнительной власти г. Москвы, в том числе префектур административных округов и управ районов, что отражено в п. п. 1.1, 2.1, 2.2, 2.3 Постановления правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП (ст. ст. 17, 20, 21 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ; ст. ст. 44, 45, 46 Устава г. Москвы; п. 2 ст. 10 Закона г. Москвы от 20.12.2006 N 65). Предусмотренный порядок демонтажа и (или) перемещения незаконно размещенных объектов на специально организованную для хранения площадку (п. 7.2.1, 7.3 приложения 1 к Постановлению от 02.11.2012 N 614-ПП) в строгом соответствии с требованиями ст. 14 Гражданского кодекса Российской Федерации обеспечивает соразмерность способов самозащиты совершенному нарушению и защиту прав владельцев объектов. Кроме того, в соответствии с решением Московского городского суда от 05.12.2012 (дело N 3-266/3-2012), вступившим в силу 10.01.2013, Постановление правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП признанно законным.

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: О размере арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных на вновь присоединенных к г. Москве территориях и заключенных до 01.07.2012, при передаче прав и обязанностей арендодателя на сторону департамента («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: О размере арендной платы по договорам аренды земельных участков, расположенных на вновь присоединенных к г. Москве территориях и заключенных до 01.07.2012, при передаче прав и обязанностей арендодателя на сторону департамента.

Ответ: Размер ежегодной арендной платы и сроки ее внесения определены условиями договоров аренды земельных участков и с 01.07.2012 не меняются. Арендная плата по договорам аренды земельных участков с 01.07.2012 подлежит направлению арендаторами на счет Управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по г. Москве (для Департамента городского имущества города Москвы). Реквизиты для оплаты находятся в разделе «Платежи», вкладка «Банковские реквизиты» официального сайта Департамента городского имущества г. Москвы (dgi. mos. ru).

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: О переоформлении договора аренды земельного участка, расположенного на вновь присоединенных к Москве территориях («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: О переоформлении договора аренды земельного участка, расположенного на вновь присоединенных к Москве территориях.

Ответ: В соответствии с Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 N 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» департаментом осуществляются работы по оформлению дополнительных соглашений о передаче прав и обязанностей арендодателя на сторону Департамента городского имущества г. Москвы по договорам аренды земельных участков, расположенных на вновь присоединенных к г. Москве территориях. Для заключения дополнительных соглашений к указанным договорам аренды необходимо обратиться в Управление городским имуществом в Троицком и Новомосковском административных округах департамента (УГИ ТиНАО департамента) по адресу: г. Москва, ул. Бахрушина, дом 20 (м. «Павелецкая»). Время работы: понедельник — четверг с 8:00 до 17:00, пятница с 8:00 до 15:45, тел.: 8(495)959-18-44; внутренний тел.: 2 — 42.

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: Об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлении демонтажа и (или) перемещения таких объектов («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: Об освобождении земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлении демонтажа и (или) перемещения таких объектов.

Ответ: В соответствии с Постановлениями правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП и от 24.02.2010 N 157-ПП «О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы» префектуры административных округов организуют работу по демонтажу и (или) перемещению, хранению на специально организованных площадках, возврату правообладателям либо утилизации незаконно размещенных на территории административного округа объектов, не являющихся объектами капитального строительства (их составляющих элементов), а также товаров, оборудования или иного имущества, находящегося в незаконно размещенных объектах. Приложением 2 Постановления правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП утвержден перечень объектов, не являющихся объектами капитального строительства, незаконно размещенных на земельных участках, собственником которых является г. Москва или государственная собственность на которые не разграничена, подлежащих демонтажу (или) перемещению. Кроме того, в соответствии с вышеуказанным Постановлением Управа района г. Москвы на постоянной основе выявляет незаконно размещенные объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, и осуществляет проверку наличия документов, являющихся основанием для размещения данных объектов. Согласно п. 3.2 приложения N 1 Постановления правительства Москвы от 02.11.2012 N 614-ПП к документам, являющимся основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, относятся: — действующее разрешение на размещение нестационарного торгового объекта для реализации печатной продукции в месте, установленном схемой размещения нестационарных торговых объектов; — действующий договор на размещение нестационарного торгового объекта и свидетельство о размещении; — действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства; — действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; — действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства; — свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком для размещения некапитального объекта. Вместе с тем в случае выявления незаконно размещенных объектов, в соответствии с вышеуказанным Постановлением правительства Москвы, Управа района г. Москвы составляет акт о выявлении незаконно размещенного объекта, не являющегося объектом капитального строительства, и направляет его в Префектуру административного округа, которая обеспечивает рассмотрение незаконно размещенного на земельном участке объекта на Окружной комиссии.

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: Каков порядок внесения платы за недвижимое имущество, выкупаемое субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ? («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: Каков порядок внесения платы за недвижимое имущество, выкупаемое субъектами малого и среднего предпринимательства в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ?

Ответ: В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ оплата недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, осуществляется единовременно или в рассрочку посредством ежемесячных или ежеквартальных выплат в равных долях (в соответствии с решением субъекта предпринимательства). Согласно ч. 3 ст. 12 Закона г. Москвы от 17.12.2008 N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы» срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества г. Москвы не может превышать трех лет.

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: Каков порядок установления льготной ставки арендной платы на 2013 г. за нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне г. Москвы? («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: Каков порядок установления льготной ставки арендной платы на 2013 г. за нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне г. Москвы?

Ответ: Согласно действующему законодательству при заключении договоров аренды нежилых помещений имущественной казны г. Москвы ставка арендной платы определяется на основании заключения независимого оценщика. Постановлением правительства Москвы от 25 декабря 2012 г. N 809-ПП «Об основных направлениях арендной политики по предоставлению нежилых помещений, находящихся в имущественной казне города Москвы» (п. 2) установлена на 2013 г. минимальная ставка арендной платы за нежилые помещения в имущественной казне г. Москвы, в размере 3500 руб. за 1 кв. метр в год, если иное не предусмотрено правовыми актами правительства Москвы. Согласно действующему законодательству (п. 2 ст. 18 Закона г. Москвы от 19.12.2007 N 49 «Об основах управления собственностью города Москвы» (ред. от 01.06.2011), а также п. 3 ст. 2 Закона г. Москвы от 21.11.2012 N 59 «О бюджете города Москвы на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» (ред. от 30.01.2013)) размер арендной платы за пользование объектами собственности г. Москвы не может быть меньше минимальной ставки арендной платы, если иное не установлено правовыми актами правительства Москвы. Минимальная ставка арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год в 2013 г. применяется для: — некоммерческих организаций согласно ст. 31.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; — государственных унитарных предприятий г. Москвы; — организаций и учреждений, расходы на содержание которых финансируются из федерального бюджета; — федеральных органов исполнительной власти; — независимого оценщика (для торгово-промышленных палат — 0,5; иных некоммерческих организаций — 0,3). Для лиц, инвалидов из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидов других категорий, родителей детей-инвалидов, пенсионеров, ветеранов труда и Вооруженных Сил ставка арендной платы за нежилые помещения составляет 300 руб. за кв. м в год. В настоящее время порядок предоставления имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства усовершенствован путем выпуска Постановлений правительства Москвы от 15.04.2013 N 236-ПП «О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы» и от 01.07.2013 N 424-ПП «О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты правительства Москвы». Указанными нормативными правовыми актами с 1 января 2013 г. для всех субъектов малого предпринимательства вне зависимости от видов деятельности и площади арендуемых помещений установлена минимальная ставка арендной платы в размере 3500 руб. за кв. м в год. Постановлением правительства Москвы от 04.09.2012 N 449-ПП «Об установлении в особом порядке арендной платы для негосударственных образовательных организаций» и от 26.02.2013 N 102-ПП «О внесении изменений в Постановление правительства Москвы от 04.09.2012 N 449-ПП» льготная ставка арендной платы в размере 1800 руб. за 1 кв. м в год устанавливается организациям, реализующим основные общеобразовательные программы дошкольного, начального, основного, среднего общего образования и имеющим лицензию на образовательную деятельность. Постановлением правительства Москвы от 11.03.2013 N 145-ПП «Об особенностях передачи в аренду частным образовательным организациям, реализующим основную общеобразовательную программу дошкольного образования, объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне города Москвы» при осуществлении арендатором в установленном порядке образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования с соблюдением определенных указанным Постановлением условий, подлежит применению ставка арендной платы в размере 1 руб. за квадратный метр общей площади объекта нежилого фонда в год. Постановлением правительства Москвы от 24.01.2012 N 12-ПП «Об утверждении Положения о предоставлении в аренду объектов культурного наследия города Москвы, находящихся в неудовлетворительном состоянии» (ред. от 20.11.2012) предусмотрено, что после подписания разрешения на ввод объекта в э ксплуатацию и/или акта комиссии о приемке работ по сохранению объекта культурного наследия, оформляемых Департаментом культурного наследия г. Москвы, арендатор имеет право обратиться в Департамент имущества г. Москвы об установлении минимальной ставки годовой арендной платы в размере 1 руб. за квадратный метр площади объекта в год, в том числе образуемой в результате проведения указанных выше работ площади объекта культурного наследия, уточненной в государственном кадастре недвижимости, на весь последующий период до окончания срока действия договора аренды.

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: Каков порядок оформления земельно-правовых отношений для размещения плоскостных автостоянок боксового типа и крытых автостоянок? («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: Каков порядок оформления земельно-правовых отношений для размещения плоскостных автостоянок боксового типа и крытых автостоянок?

Ответ: Постановлением правительства Москвы от 13.11.2012 N 636-ПП «О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством» утвержден порядок размещения и установки на территории г. Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в соответствии с которым места размещения плоскостных парковок в границах улично-дорожной сети, а также вне границ улично-дорожной сети определяются схемой размещения плоскостных парковок, утверждаемой Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы. При этом размещение плоскостных парковок в границах улично-дорожной сети осуществляется на основании договора размещения некапитальных объектов, заключаемого с Департаментом транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры г. Москвы по итогам проведения аукциона. Земельные участки для размещения плоскостных парковок вне границ улично-дорожной сети предоставляются в порядке, предусмотренном правовым актом правительства Москвы о предоставлении земельных участков в г. Москве с проведением процедуры торгов. При этом места для размещения автотранспорта льготным категориям граждан могут быть организованы префектурой административного округа г. Москвы в парковочных карманах с соответствующим обозначением, что эти места закреплены за льготными категориями граждан, в рамках реализации проекта по благоустройству территории без оформления земельно-правовых отношений.

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: Каковы причины повышения ставок арендной платы на 2013 г. за земельные участки? («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: Каковы причины повышения ставок арендной платы на 2013 г. за земельные участки?

Ответ: В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации арендные платежи относятся к категории регулируемых цен, которые органы государственной власти вправе изменять соответствующими правовыми актами. До 01.10.2012 в г. Москве применялся различный порядок определения ставок арендной платы за земельные участки, имеющие одинаковое целевое назначение и вид использования. Распоряжением мэра Москвы от 02.04.1999 N 285-РМ «Об изменении ставок арендной платы за землю с 1 января 1999 года» с 01.01.1999 были утверждены базовые ставки ежегодной платы за землю по категориям арендаторов и видам целевого использования земель в процентах от средней (1800000 руб./га) по городу ставки арендной платы за землю. Постановлением правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы на землю в городе Москве» утверждены новые ставки арендной платы в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, которые подлежали применению при заключении договоров аренды земельных участков и дополнительных соглашений к ним с 01.07.2006. В соответствии с п. 4 ст. 22 и ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации ставки арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности, относятся к категории регулируемых цен и стороны по договору аренды обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы. С 01.01.2013 вступили в силу результаты новой кадастровой оценки земель г. Москвы и земель внутригородских муниципальных образований, включенных в состав территории г. Москвы в результате изменения границы г. Москвы, утвержденные Постановлением правительства Москвы от 27.11.2012 N 670-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы». Новый размер арендной платы подлежит применению на основании уведомлений департамента с даты, установленной вышеуказанным Постановлением правительства Москвы — с 01.01.2013. Кадастровая оценка земель г. Москвы проведена в рамках выполнения Государственной программы г. Москвы «Имущественно-земельная политика города Москвы на 2012 — 2016 гг.», утвержденной Постановлением правительства Москвы от 20.09.2011 N 430-ПП. В соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» кадастровая оценка земель проводится не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую проведена государственная кадастровая оценка. Результаты предыдущей государственной кадастровой оценки земли г. Москвы были утверждены по состоянию на 01.01.2007 Постановлением Москвы от 04.12.2007 N 1046-ПП «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель города Москвы». Кадастровая стоимость в г. Москве повысилась в сравнении с ценами 2007 г. на уровень, сопоставимый с уровнем инфляции, динамика изменения кадастровой стоимости земель повторяет динамику рыночных цен на недвижимость.

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: Каковы причины повышения ставок арендной платы на 2013 г. за нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне г. Москвы? («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: Каковы причины повышения ставок арендной платы на 2013 г. за нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне г. Москвы?

Ответ: Согласно действующему законодательству при заключении договоров аренды нежилых помещений имущественной казны г. Москвы ставка арендной платы определяется на основании заключения независимого оценщика. Имущественная поддержка субъектам малого предпринимательства в виде установления минимальной ставки арендной платы за арендуемые нежилые помещения (1000, 1200 и 1800 за 1 кв. м в год) предоставлялась Правительством Москвы в период финансово-экономического кризиса в 2008 — 2012 гг. В условиях снижения экономической напряженности, вызванной кризисными явлениями в экономике, принято Постановление правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП «О мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы», предусматривающее изменение размера и порядка предоставления имущественной поддержки.

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: Какова последовательность действий арендатора при реализации преимущественного права выкупа арендуемого помещения в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ? («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: Какова последовательность действий арендатора при реализации преимущественного права выкупа арендуемого помещения в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ?

Ответ: Постановлением правительства Москвы от 07.08.2013 N 525-ПП «О внесении изменений в Постановления правительства Москвы от 8 декабря 2009 г. N 1338-ПП и от 15 мая 2012 г. N 199-ПП» утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Возмездное отчуждение недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, из государственной собственности города Москвы» (далее — Административный регламент). С 07.08.2013 предоставление Департаментом городского имущества г. Москвы государственной услуги по заключению договоров купли-продажи недвижимого имущества, переданного в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляется в соответствии с Административным регламентом. Порядок подачи запроса (заявления) на предоставление государственной услуги и перечень документов, необходимых для ее предоставления, установлен вышеуказанным регламентом. С Административным регламентом можно ознакомиться на сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www. dgi. mos. ru в разделе «Средний и малый бизнес Москвы» — «Общая информация».

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: Каков порядок предоставления на 2014 г. имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне г. Москвы? («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: Каков порядок предоставления на 2014 г. имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, арендующим нежилые помещения, находящиеся в имущественной казне г. Москвы?

Ответ: В соответствии с Постановлением правительства Москвы от 15.04.2013 N 236-ПП «О дополнительных мерах имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы» и Постановлением правительства Москвы от 01.07.2013 N 424-ПП «О создании Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства и внесении изменений в правовые акты правительства Москвы» применение льгот при расчете арендной платы с 01.01.2014 возможно на основании решения Межведомственной комиссии по предоставлению имущественной поддержки субъектам малого предпринимательства (далее — комиссия) для субъектов малого предпринимательства, осуществляющих приоритетные виды деятельности в области: — здравоохранения или образования и имеющих лицензию на осуществление такой деятельности; — торговли (при условии получения статуса социального магазина в порядке, установленном Постановлением правительства Москвы от 28 мая 2002 г. N 399-ПП «Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных магазинов»); — социального питания (при условии прохождения аккредитации в порядке, установленном Постановлением правительства Москвы от 17 августа 2004 г. N 568-ПП «Об утверждении Положения о проведении аккредитации социальных предприятий питания»); — бытового обслуживания; — физической культуры и спорта; — культуры; — производства; — ремесленной деятельности (при условии соответствия критериям субъектов ремесленничества, имеющих приоритетное право на получение поддержки со стороны органов государственной власти г. Москвы, определенным Законом г. Москвы от 16 июня 1999 г. N 25 «О ремесленной деятельности в городе Москве»), а также организации, использующие труд инвалидов, при условии что среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%. В связи с этим вам необходимо в срок до 01.12.2013 направить в Департамент или Комиссию обращение с приложением документов, предусмотренных п. 5.1 приложения к вышеуказанному Постановлению. В настоящее время проходит согласование в заинтересованных органах исполнительной власти г. Москвы проект нормативного акта по внесению изменений в Постановление правительства Москвы от 25.12.2012 N 800-ПП (ред. от 15.04.2013 N 236-ПП, от 01.07.2013 N 424-ПП) «О мерах государственной поддержки субъектов малого предпринимательства, арендующих объекты нежилого фонда, находящиеся в имущественной казне города Москвы» о сохранении ставки арендной платы (3500 руб. за кв. м) для субъектов малого бизнеса на 2014 г., занимающих помещения до 300 кв. м, а также получивших право на льготную ставку арендной платы в рамках работы соответствующей межведомственной комиссии.

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: Каким образом можно узнать стоимость выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого нежилого помещения в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ? («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: Каким образом можно узнать стоимость выкупаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого нежилого помещения в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ?

Ответ: Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В соответствии с установленным в г. Москве порядком реализации преимущественного права арендаторов на приобретение арендуемого имущества субъекты малого и среднего предпринимательства, обладающие правом преимущественного выкупа (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ), вправе обратиться в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о реализации такого права. При получении заявления Департамент: 1) обеспечивает заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества; 2) принимает решение об условиях приватизации арендуемого имущества; 3) направляет заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества. Таким образом, оценка рыночной стоимости нежилого помещения проводится Департаментом после получения от субъекта малого и среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: Каким категориям арендаторов устанавливаются пониженные или повышенные ставки арендной платы за земельные участки? («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: Каким категориям арендаторов устанавливаются пониженные или повышенные ставки арендной платы за земельные участки?

Ответ: В соответствии с Постановлением правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП «О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве» пониженная ставка арендной платы за землю (в процентах от кадастровой стоимости земельного участка) применяется для земельных участков под: — жилыми домами — 0,1%; — комплексное жилищное строительство — 0,1%; — размещение домов индивидуальной жилой застройки — 0,1%; — строительство многоэтажных и подземных гаражей-стоянок для личного автотранспорта — 0,1%; — гаражами-стоянками для личного автотранспорта — 0,3%; — дачными, садоводческими и огородническими объединениями — 0,3%; — приюты для безнадзорных животных — 0,1%; — объектами торговли социально значимыми товарами (хлебобулочные изделия, периодическая печать, билеты общественного городского транспорта и др.) — 0,3%; — предоставление справочно-информационных услуг населению — 0,3%; — организацию похорон и предоставление связанных с ними услуг — 0,1%; — банями с залами общего пользования — 0,5%; — строительство гостиниц, в том числе в составе многофункциональных комплексов — 0,01%; — объектами (включая их строительство) здравоохранения, образования, науки, социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры, искусства и религии — 0,05%; — фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования и экспериментальные разработки — 0,01%; — эксплуатацию культовых комплексов, зданий, сооружений, духовно-административных центров религиозных организаций и деятельности по религиозному образованию — 0,01%; — объекты рекреационного и оздоровительного назначения — 0,3%; — производство станков и инструментов — 0,75%; — производство автомобилей, их частей и принадлежностей, а также двигателей — 0,1%; — производство электродвигателей, генераторов и трансформаторов, бытовых электроприборов, производство подшипников, химическое производство, производство резиновых шин, покрышек и камер — 0,75%; — текстильное производство, производство одежды, обуви, игр и игрушек, производство составных частей и приспособлений машин для текстильной, швейной и кожевенной промышленности — 0,3%; — производство продуктов мукомольно-крупяной промышленности, хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, макаронных изделий, готовых к употреблению пищевых продуктов и заготовок для их приготовления, а также оптовые поставки основных видов продовольствия, утверждаемые распорядительными документами правительства Москвы — 0,5%; — эксплуатацию объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, а также удаление сточных вод и обработки твердых отходов — 0,01%; — сбор, очистку и распределение воды, в том числе гидротехнических очистных сооружений и сооружений водопроводно-канализационного хозяйства — 0,001%; — сбор и обработку вторичного сырья — 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка; — электростанции и их обслуживание — 0,3%; — размещение портов, водных и ж/д вокзалов, аэропортов, автовокзалов — 0,3%; — водными объектами, находящимися в обороте, — 0,01%; — магистральными трубопроводами, линиями электропередач — 0,01%; — объектами метрополитена — 0,01%; — эксплуатацию и ремонт метрополитена и сухопутного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию и оказывающего услуги по утвержденным государством тарифам, — 0,01%; — особо охраняемыми территориями и объектами, скверами, парками, городскими садами — 0,01%; — земельные участки улиц, проспектов, площадей и т. п., земельные участки земель резерва, полосы отвода водоемов, каналов и коллекторов — 0,01%. В случае если физическое или юридическое лицо полностью освобождено от земельного налога или имеет право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу в соответствии с действующим законодательством, а также имеет в пользовании несколько земельных участков, установление платы за аренду в размере 1 руб. производится для одного из арендуемых земельных участков по его выбору. За земельные участки, предназначенные для строительства гаражей-стоянок для личного автотранспорта, включенных в программу «Народный гараж», а также «перехватывающих» парковок, предусмотрена ставка арендной платы в размере 1 руб. за 1 кв. м. За земельные участки, предназначенные для строительства объектов транспортно-пересадочных узлов, предусмотрена ставка арендной платы в размере 1 руб. за 1 кв. м. Арендная плата за земельные участки государственных кладбищ составляет 1 руб. за участок. При благоустройстве территорий, прилегающих к вокзальным комплексам и привокзальным площадям, арендная плата — 1 руб. за участок. В настоящее время принято Постановление правительства Москвы от 18.06.2013 N 387-ПП «О внесении изменений в Постановление правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 273-ПП и признании утратившими силу правовых актов (отдельных положений правовых актов) правительства Москвы». Указанным Постановлением предусмотрено, что ежегодная арендная плата за земельные участки, предоставленные для эксплуатации объектов нежилого фонда, находящихся в имущественной казне г. Москвы (далее — объекты нежилого фонда) и переданных по результатам проведения аукциона частным образовательным организациям, реализующим основную общеобразовательную программу и имеющим лицензию на осуществление такой деятельности дошкольного образования, устанавливается в размере 1 (один) рубль. Также устанавливаются пониженная ставка в размере 0,01% от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении земельных участков, предназначенных для размещения и строительства имущественных комплексов технологических парков или технополисов, а также 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка — в отношении земельных участков, предназначенных для размещения и строительства имущественных комплексов индустриальных парков. По всем остальным видам разрешенного использования применяется ставка 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка, кроме следующих случаев. 1. При передаче арендатором арендуемого земельного участка в установленном порядке в субаренду ежегодная арендная плата за такой участок составляет 2% от кадастровой стоимости арендуемого земельного участка на срок действия договора субаренды, если договором аренды ставка арендной платы установлена в меньшем размере. 2. Ежегодная арендная плата за земельный участок, предоставленный лицу в соответствии с п. 15 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для жилищного строительства или лицу, к которому перешли права и обязанности по договору аренды такого земельного участка, устанавливается: — в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении двух лет с даты заключения договора аренды земельного участка; — в размере 5% от кадастровой стоимости земельного участка в случае, если объекты недвижимости на предоставленном земельном участке не введены в эксплуатацию по истечении трех лет с даты заключения договора аренды земельного участка, с ежегодным увеличением в 2 раза до их ввода в эксплуатацию. 3. В случае принятия в установленном порядке по заявлению арендатора земельного участка ГЗК г. Москвы или департаментом решения об изменении цели предоставления земельного участка, если такие изменения предусматривают проектирование и строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства арендатором земельного участка, размер арендной платы за земельные участки и сроки ее уплаты определяются в следующем порядке: — за первый год срока аренды земельного участка после изменения цели его предоставления для осуществления строительства (реконструкции) арендная плата устанавливается в сумме ставок согласно приложениям 1 и 3 к Постановлению N 273-ПП; — за третий год срока действия договора аренды годовой размер арендной платы устанавливается в двойном размере ставки арендной платы согласно приложению 1 к Постановлению N 273-ПП; — за четвертый год срока действия договора аренды годовой размер арендной платы устанавливается в размере 5% от кадастровой стоимости земельного участка; — за пятый год срока действия договора аренды годовой размер арендной платы устанавливается в размере 7% от кадастровой стоимости земельного участка; — за шестой год срока действия договора аренды годовой размер арендной платы устанавливается в размере 8% от кадастровой стоимости земельного участка; — за период с даты истечения шестилетнего срока действия договора аренды и до даты ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, расположенного на земельном участке, годовой размер арендной платы устанавливается в размере 10% от кадастровой стоимости земельного участка.

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа Вопрос: До какого времени субъекты малого и среднего предпринимательства могут реализовать преимущественное право выкупа арендуемых помещений в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ? («Правовые вопросы недвижимости», 2013, N 2) Текст документа

Вопрос: До какого времени субъекты малого и среднего предпринимательства могут реализовать преимущественное право выкупа арендуемых помещений в рамках реализации Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ?

Ответ: В соответствии с Федеральным законом от 02.07.2013 N 144-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием порядка отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» срок действия Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ продлен до 01.07.2015. Таким образом, согласно нормам законодательства, действующим на сегодняшний день, субъекты малого и среднего предпринимательства, обладающие правом преимущественного выкупа (в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ), вправе обратиться в Департамент городского имущества г. Москвы с заявлением о реализации такого права на приобретение арендуемого имущества до 01.07.2015.

Информация Департамента городского имущества города Москвы

——————————————————————

Название документа

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *