Патентная конкурентная разведка

(Боровиков Н. В., Падерин А. В.)

(«Право и кибербезопасность», 2013, N 2)

ПАТЕНТНАЯ КОНКУРЕНТНАЯ РАЗВЕДКА

Н. В. БОРОВИКОВ, А. В. ПАДЕРИН

Боровиков Николай Васильевич, руководитель отдела исследований и анализа ИС, управление по интеллектуальной собственности Лаборатории Касперского.

Падерин Александр Викторович, аналитик по интеллектуальной собственности, управление по интеллектуальной собственности Лаборатории Касперского.

Предметом обсуждения настоящей статьи являются патентная конкурентная разведка и особенности ее применения для решения следующих основных задач: определение направлений технологического развития конкурентов и минимизация потенциальных нарушений патентных прав конкурентов. В статье также изложены основные этапы процесса патентования, раскрыты вопросы, связанные с нарушением патентных прав и с последствиями таких нарушений.

Ключевые слова: Лаборатория Касперского, конкурент, патент, инновации, технологии, патентный суд, конкурентная разведка.

Patent competitive intelligence

N. V. Borovikov, A. V. Paderin

Borovikov Nikolaj Vasilevich, head of the Department of Research and Analysis of Intellectual Property, Administration for Intellectual Property of the Kaspersky Laboratory.

Paderin Aleksandr Viktorovich, analyst on intellectual property, Administration for Intellectual Property of the Kaspersky Laboratory.

The topic of the present article is patent research for competitive intelligence and application of the research for the following key objectives: identification of the lines of competitors’ technological development and minimization of probable infringement of competitors’ patent rights. The article also contains a description of the main steps of the patenting process and reveals issues related to patent infringement and the consequences of this infringement.

Key words: Kaspersky Lab, competitor, rival, patent, innovation, technologies, patent court, competitive intelligence.

Как известно, в большинстве стран современного мира, в том числе и в России, конкуренция является одним из основополагающих принципов развития экономики. Поддержка конкуренции и антимонопольное регулирование, как правило, являются функциями государства и регламентированы законодательно. На сегодняшний день большинство компаний работают в условиях жесткой конкурентной борьбы. С учетом этого обстоятельства эффективность принятия стратегических решений может быть значительно повышена путем детального анализа деятельности конкурентов.

В качестве примера, подтверждающего последний тезис, можно привести историю компании Xerox, которая в 1970-х годах после выхода на рынок японских конкурентов, предлагавших товары по более низкой цене, начала активно утрачивать свои позиции. Вернуть лидерство в отрасли американская компания смогла только после внедрения в свое производство новых технологий, основанных на изучении производственных процессов японских конкурентов. Считается, что указанный случай послужил импульсом для развития конкурентной разведки в ее сегодняшнем виде.

В широком смысле под конкуренткой разведкой понимается сбор и анализ различного рода информации о конкурентах для принятия управленческих решений. Важно отметить, что в отличие от промышленного шпионажа при проведении конкурентной разведки сбор информации в основном производится с соблюдением действующего международного и национальных законодательств, а также общепринятых этических норм. Если говорить о целях, то современные компании применяют конкурентную разведку в основном для выявления новых возможностей и потенциальных угроз для бизнеса. При этом очевидно, что достижение поставленных целей с использованием инструмента конкурентной разведки возможно только в том случае, если информация о деятельности конкурентов является актуальной и достоверной. Необходимость соблюдения трех указанных требований (законность получения, актуальность и достоверность информации о деятельности конкурентов) предопределила возникновение разновидности конкурентной разведки, известной под названием «патентная конкурентная разведка».

Как следует из этого названия, особенность патентной конкурентной разведки заключается в том, что в качестве информации используются сведения об активности конкурентов в области патентования. Для того чтобы более подробно разобраться в том, какие именно сведения используются для патентной конкурентной разведки, целесообразно ознакомиться с некоторыми особенностями, связанными с патентованием.

В частном случае под патентованием понимается процесс получения исключительного права на ту или иную инновационную технологию. Данный процесс обычно состоит из следующих основных этапов: подача заявителем (в частности, компанией) в патентный офис заявки, в которой приводится описание патентуемой технологии; проверка экспертами патентного офиса заявленной технологии на соответствие установленным в законе требованиям; вынесение патентным офисом по результатам проверки решения о выдаче патента либо об отказе в выдаче патента на определенную технологию.

В случае получения патента патентообладатель может запрещать другим компаниям продавать, создавать, использовать, импортировать, предлагать к продаже продукты, использующие запатентованную технологию. При этом одна из особенностей процесса патентования заключается в том, что как в случае выдачи патента, так и в случае затянувшейся на определенное время проверки технологии патентный офис производит публикацию описания заявленной технологии в базе данных, доступной любому заинтересованному лицу.

Как показывает практика, в настоящее время многие компании, и в особенности IT-компании, стараются запатентовать как можно больше собственных технологий. Исследуя опубликованные патентные заявки и патенты конкурентов, можно определять направления их технологического развития. Поэтому патентные публикации конкурентов являются ценным источником информации для конкурентной разведки.

Вместе с тем стоит отметить, что процесс патентования, как правило, занимает достаточно длительное время, и с момента подачи заявки до момента публикации информации о заявленной технологии обычно проходит не меньше полутора лет. Поэтому возникает справедливый вопрос: будет ли информация о технологии актуальной на момент публикации? Практика показывает, что в абсолютном большинстве случаев данная информация остается актуальной и после публикации. Например, не так давно на сайте Всемирной организации интеллектуальной собственности была опубликована патентная заявка компании Apple, которая описывает гибкий смартфон, состоящий из гибких дисплея, корпуса и микросхем, управление которым может осуществляться посредством сгибания (название заявки: «Flexible electronic devices», дата публикации: 04.04.2013). Очевидно, что на момент публикации заявки технология могла находиться только в стадии разработки. Данный пример показывает, что анализ полученных конкурентами патентов и опубликованных заявок дает достаточный объем информации не только об используемых конкурентами технологиях, но и об их ближайших планах.

Эффективность патентной конкурентной разведки может быть также проиллюстрирована историей, произошедшей в 1983 г. на одной из самых престижных регат в мире — Кубке Америки. У победителя соревнования того года, яхты «Australia II», использовался киль с революционно новым устройством, для получения информации о котором соперниками применялись различные шпионские приемы, вплоть до подводной фотосъемки. При этом сам киль был запатентован, и все необходимые чертежи на тот момент были доступны для любого заинтересованного лица в патентном офисе в Гааге.

Распределение полученных патентов в сегменте

противодействия вредоносному ПО, поданных с 2006 г.,

на территории США, по компаниям — конкурентам ЛК

в антивирусной области

Рассматривая особенности патентования, необходимо отдельно остановиться на вопросах, связанных с нарушением патента. В соответствии с действующим законодательством патент признается нарушенным в продукте, если продукт содержит каждый признак запатентованной технологии, приведенный в независимом пункте формулы патента. В случае признания судом нарушения патента последствия для нарушителя могут быть самыми негативными, а именно:

— лицензирование запатентованной технологии, например, в размере 5% от объема продаж;

— принудительное лицензирование запатентованной технологии;

— компенсация за использование запатентованной технологии;

— запрет продажи продукта, использующего запатентованную технологию;

— удаление из продукта функционала, использующего запатентованную технологию;

— снижение репутации, снижение объема продаж, стоимости акций.

В этой связи необходимо отметить, что если в прошлом технологии патентовались таким образом, чтобы один патент охранял одно устройство, то в настоящее время заявители стараются получить патенты на отдельные технологии, вследствие чего современные устройства могут использовать сотни и даже тысячи запатентованных технологий. Так, по различным подсчетам, в смартфоне iPhone используется порядка 1200 запатентованных технологий. Очевидно, что для компании, выпускающей аналогичный продукт, вероятность нарушения патента конкурента тем больше, чем больше запатентованных технологий используется в продукте конкурента, при том что последствия такого нарушения те же, что указаны выше.

Патентная конкурентная разведка может также быть использована и в целях минимизации потенциальных нарушений патентных прав конкурентов. Для этого каждая запатентованная конкурентами технология должна быть проанализирована на предмет возможного нарушения в продуктах компании. В случае выявления потенциального нарушения в продукт необходимо внести соответствующие изменения. При этом данные изменения не должны обязательно заключаться в удалении функционала, использующего запатентованную технологию. Детальный анализ нарушаемого патента может показать пути устранения нарушения путем внесения незначительных изменений в функционал продукта.

Таким образом, патентная конкурентная разведка, с одной стороны, может помочь компаниям оценить потенциальные патентные риски, предпринять шаги по их устранению, а с другой стороны, является источником информации о технологиях конкурентов и их ближайших планах.

——————————————————————