Изменения действующего законодательства в рамках проводимой государством кадастровой политики

(Алистархов В.)

(«Жилищное право», 2013, N 12)

ИЗМЕНЕНИЯ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ

ПРОВОДИМОЙ ГОСУДАРСТВОМ КАДАСТРОВОЙ ПОЛИТИКИ

В. АЛИСТАРХОВ

Алистархов Владимир, эксперт по вопросам правового характера.

Федеральный закон N 250-ФЗ от 23.07.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости» вступил в силу 10 октября этого года, а отдельные его положения начнут действовать с 1 января наступающего года. В статье мы рассмотрим, как изменились правила в связи с нововведениями, а также плюсы и минусы данного законодательного акта.

В 2009 г. в соответствии с Приказом N 534 Минэкономразвития РФ была утверждена Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости. Тем же Приказом определен план изменений действующего законодательства и план реализации соответствующих мероприятий по достижению целей, определенных в указанной Концепции.

Согласно разделу VI Концепции для улучшения качества государственных услуг и решения задач, связанных с налогообложением в сфере регистрации прав и кадастрового учета, было запланировано создание объединяющей базы данных недвижимости на электронных носителях. При этом соответствующая база данных должна быть доступна и эффективна во всех регионах России.

В исследовательских целях представляют интерес новые законодательные инициативы, которые в том числе существенно влияют на процедуры регистрации недвижимости и кадастрового учета. В частности, 01.10.2013 вступил в силу Федеральный закон N 250-ФЗ от 23.07.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости».

Пункты 20 и 21 ст. 3 указанного Федерального закона вступят в силу с 01.01.2014.

В связи с этим представляется целесообразным проанализировать наиболее значимые изменения, которые вносятся в законодательные акты соответствующим Федеральным законом.

Изменения, внесенные в Федеральный закон

от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации

прав на недвижимое имущество и сделок с ним»

1. Согласно новой редакции ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» из ст. 2 исключен п. 4 о том, что государственная регистрация прав на недвижимость может осуществляться по месту нахождения имущества.

То есть в данном случае указанное ограничение, касающееся места государственной регистрации прав на недвижимое имущество, снято.

2. По старой редакции ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимость должна была быть осуществлена в месячный срок с момента подачи заявления о регистрации и других документов.

В связи с внесенными изменениями в п. 2 ст. 6 ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество теперь осуществляется в течение 18 дней с момента приема документов на регистрацию прав.

3. Внесены изменения в ст. 7 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», согласно которым открытые сведения из Единого государственного реестра прав могут предоставляться через средства информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе посредством использования сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Кроме того, теперь ст. 7 Федерального закона органам прокуратуры РФ предоставлено право получать на безвозмездной основе сведения из Единого государственного реестра прав в целях осуществления надзора за соблюдением законодательства РФ.

4. Внесены изменения в ст. 12 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с которыми Единый государственный реестр прав может вестись на бумажных и (или) электронных носителях.

Ранее Единый государственный реестр прав было необходимо вести на бумажных и электронных носителях.

5. Согласно изменениям, внесенным в ст. 14 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация прав на недвижимое имущество теперь удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав (по решению правообладателя).

Согласно старой редакции Федерального закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество могла удостоверяться только свидетельством о государственной регистрации прав.

6. В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 16 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», по новым правилам возможно будет направить заявление о государственной регистрации прав в электронном виде путем заполнения соответствующей формы на едином портале государственных и муниципальных услуг или официальном сайте органа, осуществляющего государственную регистрацию прав, в сети Интернет.

Порядок и способы выдачи документов по результатам государственной регистрации прав установлены также ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

7. В ст. 22 ФЗ внесены изменения, согласно которым каждый объект недвижимого имущества, входящий в состав предприятия, регистрируется в Едином государственном реестре прав по отдельности, и в этом заключается отличие от предыдущей редакции Федерального закона, когда права на недвижимость предприятия можно было регистрировать в целом как на имущественный комплекс.

8. Изменения внесены в ст. 25 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в соответствии с ними для регистрации права собственности на созданный объект недвижимости теперь требуется правоустанавливающий документ на земельный участок, а также разрешение на ввод в эксплуатацию объекта, если получение такого разрешения требуется по закону.

Изменения, внесенные в Федеральный закон от 24.07.2007

N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

1. Федеральным законом N 250-ФЗ от 23.07.2013 внесены изменения в ст. 14 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В соответствии с изменениями общедоступные сведения из государственного кадастра недвижимости могут быть предоставлены органом кадастрового учета с использованием сети Интернет.

В ст. 14 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» добавлен п. 5.1, согласно которому сведения из Единого государственного кадастра могут быть предоставлены в том числе в виде кадастровой справки о стоимости объекта недвижимости.

Справка о кадастровой стоимости может быть предоставлена по запросу любых лиц бесплатно.

2. Согласно изменениям, внесенным в ст. 21 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», заявление о кадастровом учете и приложенные к нему документы помимо бумажного вида могут также быть представлены в орган кадастрового учета в электронном виде посредством сети Интернет.

Указанная ст. 21 Федерального закона дополнена частью 1.1, согласно которой межевой план, технический план и подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости акт обследования направляются в орган кадастрового учета в форме электронных документов, заверенных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

3. Согласно ст. 23 Федерального закона решение об осуществлении кадастрового учета может быть направлено заявителю органом кадастрового учета в электронном виде посредством сети Интернет или другим способом.

4. Внесены изменения в ст. 26 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в которой ч. 2 дополнена п. 5 — 7 с дополнительным перечнем оснований для приостановления осуществления кадастрового учета.

В частности, орган кадастрового учета приостанавливает осуществление кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или приложенные к нему документы не соответствуют содержанию; одна из границ образуемого земельного участка пересекает границу территориальной зоны; одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования и (или) границы населенного пункта (за перечисленными в пунктах исключениями).

5. Согласно последней редакции ст. 27 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случае отказа в кадастровом учете орган кадастрового учета извещает об этом заявителя, в том числе это может быть сделано в электронном виде посредством сети Интернет.

Если в заявлении о кадастровом учете указано на необходимость получения решения об отказе в кадастровом учете в бумажном виде, орган кадастрового учета обязан выдать заявителю заверенный надлежащим образом отказ в бумажном виде.

В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 30 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», существенно изменен необходимый перечень сведений в отношении кадастровых инженеров в государственном реестре кадастровых инженеров, который ведет орган кадастрового учета.

Плюсы и минусы вступления в силу Федерального закона

N 250-ФЗ от 23.07.2013

1. Прежде всего достаточно весомый плюс в результате вступления в силу указанного Федерального закона заключается в том, что государством предпринята попытка упорядочивания деятельности уполномоченных органов при регистрации сделок с недвижимостью и кадастровой деятельности.

2. Упрощены процедуры регистрации сделок с недвижимостью и процедуры кадастрового учета путем предоставления возможности проведения процедур посредством использования сети Интернет, что свидетельствует о переходе деятельности кадастровых органов на более современные формы.

3. Помимо предоставления возможности более полного использования сети Интернет сокращены процедурные сроки регистрации сделок с недвижимостью с одного месяца до 18 дней.

4. Положительным моментом надо считать то, что недвижимость, входящая в состав предприятия, будет регистрироваться как отдельный объект, а не как имущественный комплекс в целом.

5. Упрощается также кадастровый учет объектов недвижимости путем представления документов и принятия решений посредством сети Интернет.

6. При этом самым большим минусов во всем этом для предпринимателей и простых граждан, конечно же, является проведение государством действий, в результате которых налог на недвижимость (а не только на земельные участки, как в настоящее время) будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

При таких обстоятельствах существенно возрастут расходы граждан на налоговые отчисления; бремя налоговых расходов увеличится также и для российского предпринимательства.

7. Отрицательным моментом можно признать и то, что органам прокуратуры предоставлено право получать в кадастровых органах документы для осуществления надзора в соответствующей области. Данный вывод можно сделать с учетом специфики работы прокуратуры, деятельность которой основывается исключительно на применении наказания, что может «нервировать» субъекты экономической деятельности и граждан.

Более того, еще одно контролирующее ведомство создаст дополнительный объем работы для сотрудников кадастровых органов в части организации деятельности по рассмотрению запросов и подготовке документов для прокуратуры.

Некоторые рекомендации на будущее

1. Раз уж законодательство РФ в области регистрации прав на недвижимое имущество приведено к тому, что предполагается увеличение использования возможностей сети Интернет, то, соответственно, необходимо «подтянуть» под это и техническую базу в различных российских регионах.

Однако на данный момент далеко не во всех регионах России есть возможность воспользоваться услугами по регистрации прав на недвижимое имущество в сети Интернет, в том числе осуществить кадастровый учет недвижимого имущества.

2. Одной из основных задач государства при проведении кадастровой политики является возможность использовать кадастровую стоимость объектов недвижимости для исчисления налогов на недвижимость, что, конечно, исходя из фискальных целей государства, следует оценивать положительно.

В то же время необходимо четко понимать отрицательные моменты осуществления данной политики и предпринимать соответствующие усилия в целях минимизации нанесения вреда гражданам в результате увеличения налогов.

Увеличение налогов — это благо для государства, но оно должно проходить параллельно с увеличением доходов граждан и других субъектов экономической деятельности страны, для чего необходимо создавать соответствующие условия. В противном случае увеличение налогов приведет к обнищанию граждан страны, замораживанию предпринимательской активности, недовольству среди населения и другим негативным последствиям.

3. В целом можно отметить, что ранее принятая Концепция создания единой федеральной системы в сфере государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости со скрипом, но исполняется уполномоченными на то органами, но еще многое предстоит сделать с целью достижения положительных результатов для всех заинтересованных сторон, а именно государства, предпринимателей и простых граждан.

——————————————————————