Интеллектуальная собственность: понятие, содержание и особенности исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации

(Можаев М. С.)

(«Общество и право», 2010, N 5)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ

И ОСОБЕННОСТИ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОГО ПРАВА НА РЕЗУЛЬТАТ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЛИ СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ

М. С. МОЖАЕВ

Можаев Максим Сергеевич, аспирант кафедры гражданского права Кубанского государственного аграрного университета.

Данная статья посвящена исследованию проблематики понятия интеллектуальной собственности, а также определению дефиниции, содержания и особенностей исключительного права.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, исключительное право, особенности исключительного права.

This article is devoted to issue of problematic of definition of intellectual property. Definition, content and singularities of an exclusive right are researched by the author.

Key words: intellectual property, an exclusive right, singularities of exclusive right.

Приступая к изучению такого понятия, как «интеллектуальная собственность», следует отметить, что оно в первую очередь содержится в ст. 44 Конституции Российской Федерации и ч. 2 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые, дублируя друг друга, гласят: «Интеллектуальная собственность охраняется законом» [1], также ст. 71 Основного Закона Российской Федерации включает упоминание об интеллектуальной собственности в качестве одного из объектов правового регулирования, находящихся в ведении Российской Федерации. Данная правовая категория также включена в ч. 1 ст. 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации в контексте приравнивания ее к понятию совокупности результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации как объектов гражданского права. Следовательно, может сложится представление об отождествлении законодателем понятий «результат интеллектуальной деятельности» и «интеллектуальная собственность».

На взгляд автора, подобное буквальное толкование норм Гражданского кодекса не может являться верным ввиду того, что оно предполагает появление новой разновидности собственности — интеллектуальной, а также обусловливает в качестве круга объектов данного вида права собственности, отдельные результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, нематериальные по своей природе.

Так что же все-таки следует понимать под термином «интеллектуальная собственность»? Прежние редакции Гражданского кодекса Российской Федерации в своем содержании несли более однозначный ответ — ст. 138 гласила: «…признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица» [2], таким образом, можно сделать однозначный об отождествлении понятий интеллектуальной собственности и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Современная же редакция Гражданского кодекса не подтверждает данного положения напрямую. Тем не менее, исходя из смысла ст. 1226, автор считает логичным заключить, что законодатель вводит такую категорию, как «интеллектуальные права», и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации закрепляет в качестве ее основы. Соглашаясь с В. И. Еременко [3], отметим, что установление термина «интеллектуальные права» в первую очередь своей целью имеет заменить термин «интеллектуальная собственность» понимаемую как категорию права, следовательно законодатель определяет дефиницию «интеллектуальной собственности» в субъективном смысле, т. е. через принадлежащую определенному субъекту возможность и обеспеченность определенного поведения [4]. На взгляд автора, именно категория исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности наиболее удачно регламентирует возможное поведение субъекта в общественных отношениях, связанных с результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации. Таким образом, применительно к теме настоящего исследования представляется, что под понятием термина «интеллектуальная собственность» следует понимать категорию исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Несмотря на всестороннюю регламентацию исключительных прав, приведенную в законе: объекты, субъекты, содержание, основания прекращения и возникновения, особенности отчуждения и т. д. — тем не менее в Гражданском кодексе не установлено самого понятия «исключительное право», что порождает, на взгляд автора, некоторую неопределенность в понимании сущности и правовой природы рассматриваемой правовой категории.

Более того, до настоящего времени ученые-правоведы не пришли к единому мнению, являются ли исключительные права абсолютными. Тем не менее автору наиболее объективной представляется следующая точка зрения: «Исключительные права — это ослабленные абсолютные права. Они не устанавливают конкретной связи между двумя лицами (как относительные), а обращены к неопределенному кругу обязанных лиц, но их особенность заключается в том, что этот круг обязанных лиц все-таки может быть ограничен» [5]. Обладателями идентичных самостоятельных исключительных прав на один и тот же результат интеллектуальной деятельности могут быть сразу несколько человек [6], что неприемлемо для прав абсолютных. Именно понимание рассматриваемых прав как «квазиабсолютных» [7] имеет возможность в полной мере раскрыть их понятие и содержание.

Далее, исследуя вопрос о понятии исключительных прав, следует обратить внимание на значение исключительности в контексте данной категории, так как оно, в свою очередь, не определено законом и может иметь различные трактовки. В современной научно-правовой литературе, посвященной анализу поставленного вопроса, существует и мнение, в соответствии с которым определение «исключительности» права можно вывести из трех составляющих: запрет использования результата интеллектуальной деятельности без согласия на это лица, обладающего исключительным правом на данный результат интеллектуальной деятельности; возможность использования обладателем исключительного права в соответствии с законом «исключительно» тех результатов интеллектуальной деятельности, которые закреплены в законе; особый субъект, «исключительно» за которым закон закрепляет возможность являться обладателем исключительных прав [8].

Рассматривая вопрос о содержании исключительных прав, в первую очередь следует обратиться к статье 1229, а также к статье 1233 ГК РФ, исходя из смысла которых можно сделать следующий вывод: содержание исключительного права гражданина или юридического лица составляют 3 правомочия:

1) обладание правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации;

2) правомочие использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации;

3) правомочие распоряжения правом на результат интеллектуальной деятельности или средством индивидуализации.

Выделенные элементы исключительного права следует отличать от схожих им правомочий собственника.

Описывая особенности исключительного права, следует отметить, что понятие исключительных прав было введено законодателем с целью выполнения ими специфических функций: «Первая задача исключительных прав — обеспечить обособление объекта как условие товарного оборота. Эта задача не стоит перед правом собственности, для материальных вещей достаточны их натуральные свойства, ограниченность в пространстве. На исключительные права ложатся дополнительные функции.

Вторая задача исключительных прав заключается в том, чтобы создать правовой механизм для самого товарного оборота, соответствующий специфике объекта и потому отличающийся от права собственности» [9].

Автор считает, что именно данные две функции и обусловливают исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности особое место в системе гражданского права.

Таким образом, основными свойствами категории «исключительные права» являются:

1) исключительное право имеет так называемый «квазиабсолютный» характер;

2) исключительное право не является вещным правом, ввиду отсутствия непосредственной связи с объектом материального мира [10];

3) исключительное право — имущественное право;

4) определяющим фактором усмотрения обладателя исключительного права по общему правилу является его воля, но в ряде случаев она ограничена законом вплоть до степени разрешительной регламентации действий, установленных в рамках исчерпывающего перечня;

5) исключительное право имеет пределы и ограничения, установленные в интересах третьих лиц и общества в целом;

6) в содержание исключительного права входят правомочия обладания правом, использования результата интеллектуальной деятельности и распоряжения правом;

7) специфической задачей исключительного права является попытка обособления нематериальных результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, придание им качества объектов гражданского права, путем закрепления существенных признаков каждого отдельного результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Таким образом, автору представляется логичным сделать следующий вывод: исключительное право на результат интеллектуальной деятельности представляет собой ослабленное абсолютное имущественное право, идентифицирующее и обособляющее результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, заключающееся в правомочиях обладания, использования и распоряжения относительно упомянутых объектов в соответствии с волей правомочного субъекта, а также с пределами и ограничениями, установленными законодательством РФ.

Литература

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.: Юрид. лит., 1993.

2. Статья 138 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

3. Еременко В. И. Права авторов селекционных достижений в соответствии с частью четвертой Гражданского кодекса РФ // Законодательство и экономика. 2008. N 12.

4. Тархов В. А., Рыбаков В. А. Собственность и право собственности: Монография. Уфа: Уфимский юридический институт МВД России. 2001, С. 42.

5. Дозорцев В. А. Понятие исключительного права (Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. Исследовательский центр частного права. Издательство «Статут», 2003) // Юридический мир. 2000. NN 3, 6.

6. См.: ч. 2 ст. 1466 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) // Собрание законодательства РФ. 10.11.2008. N 45. Ст. 5147.

7. Дозорцев В. А. Понятие исключительного права (Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. Исследовательский центр частного права. Издательство «Статут», 2003) // Юридический мир. 2000. N 3, 6.

8. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (поглавный) / Под ред. А. Л. Маковского. Статут, 2008.

9. Дозорцев В. А. Понятие исключительного права (Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сборник статей. Исследовательский центр частного права. Издательство «Статут», 2003) // Юридический мир. 2000. N 3, 6.

10. Статья 1227 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая) // Собрание законодательства РФ. 10.11.2008. N 45. Ст. 5147.

——————————————————————