Азартные игры без УК РФ?

(Кислицин М.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 14)

АЗАРТНЫЕ ИГРЫ БЕЗ УК РФ?

М. КИСЛИЦИН

Михаил Кислицин, газета «ЭЖ-Юрист».

Тенденция либерализации уголовного законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экономическим преступлениям сохраняется, о чем может свидетельствовать внесенный главой нашего государства в Госдуму проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Проанализируем суть изменений.

Принятым ранее Федеральным законом от 07.04.2010 N 60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ст. 171 УК РФ были внесены изменения в части декриминализации деяний, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения, а также с нарушением лицензионных требований и условий, что, несомненно, было направлено на либерализацию законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экономическим преступлениям.

Однако, как следует из ст. ст. 3 и 4 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах необходимо получить соответствующее разрешение, а на деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон — лицензию.

В связи с чем у правоприменителей сложилось мнение, что изъятие из диспозиции ст. 171 УК РФ фразы «без специального разрешения» влечет за собой прекращение уголовных дел, возбужденных по фактам незаконной предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса, что, в свою очередь, привело к сокращению зарегистрированных преступлений в данной сфере вдвое по сравнению с 2009 годом. Кроме того, арбитражные суды Российской Федерации отказывают в удовлетворении требований о привлечении организаторов азартных игр за осуществление незаконной предпринимательской деятельности к ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ, поскольку такие действия в настоящее время не образуют состава административного правонарушения.

Прекращение административного производства влечет за собой возвращение игорного оборудования его владельцам, которые возобновляют его эксплуатацию в нарушение установленного законодательством порядка.

В ряде случаев преступная деятельность, связанная с незаконными организацией и проведением азартных игр, осуществляется под вывеской лотерейных клубов либо магазинов канцелярских и иных товаров, проводящих стимулирующие лотереи с использованием якобы лотерейного оборудования.

В настоящее время имеется неурегулированность вопроса о привлечения виновных лиц к ответственности за осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, средств связи, а также подвижной связи, запрет которой установлен ст. 5 Закона N 244-ФЗ.

Именно поэтому Президент России предложил дополнить УК РФ и КоАП РФ новыми статьями, предусматривающими соответственно уголовную и административную ответственность за незаконные организацию и проведение азартных игр вне игорной зоны либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, средств связи, в том числе подвижной связи.

Принятие изменений, предусмотренных законопроектом, позволит урегулировать вопрос о привлечении виновных лиц к ответственности за такие нарушения, а также обеспечить единообразие правоприменительной и судебной практики в борьбе с этими видами правонарушений.

В частности, внести в УК РФ ст. 171.2, в КоАП РФ ст. 14.11, устанавливающие ответственность за незаконные организацию и (или) проведение азартных игр. При этом уголовная ответственность за такие деяния будет наступать в случае извлечения дохода в крупном, особо крупном размере, а также в случае их совершения организованной группой лиц.

Помимо этого, учитывая опасность и распространенность в последнее время преступлений экстремистской направленности, законопроект предлагает дополнить санкции, предусмотренные ст. ст. 280, 282.1 и 282.2 УК РФ, наказанием в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и увеличить сроки этого вида наказания.

——————————————————————