Возникновение и прекращение членских правоотношений в обществе взаимного страхования

(Завидов Б. Д., Соломенников М. М.) («Юрист», 2011, N 8)

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЧЛЕНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ ВЗАИМНОГО СТРАХОВАНИЯ

Б. Д. ЗАВИДОВ, М. М. СОЛОМЕННИКОВ

Завидов Борис Дмитриевич , доцент, обладатель медали А. Ф. Кони, член

Союза журналистов России, кандидат юридических наук.

Соломенников Михаил Михайлович, аспирант кафедры гражданского права и процесса юридического факультета Белгородского университета потребительской кооперации.

В статье рассматриваются основания и порядок возникновения и прекращения членских правоотношений в обществе взаимного страхования. Выводы автора могут быть использованы в правоприменительной практике.

Ключевые слова: общество взаимного страхования, вступление в общество, прекращение членства.

Arising and Termination of Membership Relations in the Society of Mutual Insurance B. D. Zavidov, M. M. Solomennikov

The article considers the grounds and procedure of arising and termination of membership relations in the society of mutual insurance. The author’s conclusions may be used in law-application practice.

Key words: society of mutual insurance, entry into the society, termination of membership.

Гражданский кодекс РФ <1> и Федеральный закон «О взаимном страховании» предусматривают добровольный порядок возникновения членских отношений в обществе взаимного страхования. Волеизъявление будущего потенциального члена ОВС выражается в форме письменного заявления и подается в орган общества, обладающего компетенцией принятия решения о вступлении новых членов в ОВС. Заявление подается либо лично, либо лицом, уполномоченным в подаче данного заявления. ——————————— <1> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»; Издательская группа «ИНФРА-М-НОРМА», 1996. С. 556 — 557.

Российский законодатель определяет два органа управления ОВС, которые могут принимать решение о вступлении в общество. Первым органом управления является общее собрание членов общества <2>. Вторым органом, который определен законодателем как обладающий правом принятия решения о приеме новых членов, может быть правление общества <3>, если данная компетенция правления закреплена уставом ОВС. Анализ практики деятельности обществ взаимного страхования в России показывает, что, как правило, в уставах обществ право принимать решение о приеме новых членов ОВС закрепляется именно за правлениями обществ. ——————————— <2> Пункт 2 ст. 10 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ «О взаимном страховании» // Российская газета. N 271. 2007. 4 декабря. <3> Там же. Пункт 2 ст. 13.

Данная позиция в целом под собой имеет вполне допустимое объяснение. Было бы абсурдно созывать общее собрание членов общества каждый раз, когда в ОВС поступает очередное заявление о вступлении в общество. Особенно это касается обществ взаимного страхования с большим количеством членов. Прекращение членства в обществе взаимного страхования может быть осуществлено в добровольном, принудительном порядке и по иным основаниям. Положения статьи 8 «Прекращение членства в обществе» Федерального закона определяют исчерпывающий перечень случаев прекращения членства в ОВС. Во-первых, это добровольный выход члена ОВС из общества. Членство в ОВС является добровольным, что предопределено осуществлением обществом именно добровольного страхования, а соответственно, любой член ОВС вправе в любое время выйти из общества. Данное положение в полной мере соответствует нормам гражданского законодательства РФ. Процедурно-добровольный выход из общества начинается с подачи заявления в правление в письменной форме не менее чем за 30 дней до фактического выхода из ОВС. Каких-либо особых требований к добровольному выходу из ОВС законодателем не установлено, в том числе не предусмотрена необходимость указания в заявлении об отказе от участия в обществе мотивов такого решения. Соответственно, в случае если в общество поступило заявление о выходе из него, правление ОВС обязано принять решение о прекращении членства соответствующего лица в обществе. Предполагаемое исключение из общества препятствием к добровольному выходу из ОВС являться не может, но при условии, если только заявление о выходе из ОВС не подано менее чем за 30 дней до проведения общего собрания членов ОВС, на котором должен рассматриваться вопрос об исключении из общества. Во-вторых, законодательно закреплен принудительный порядок исключения из общества. В данном случае речь идет о прекращении членства в обществе вопреки волеизъявлению члена ОВС. Принятие решения об исключении из ОВС относится к компетенции общего собрания членов общества. В случае предполагаемого исключения из общества член ОВС должен быть извещен в письменной форме о причинах исключения не позднее чем за 30 дней до вынесения вопроса об исключении из общества на рассмотрение общего собрания членов ОВС. Закон не дает примерного перечня причин, которые могут послужить основанием для исключения члена ОВС. Мы считаем, что основания принудительного исключения из членов общества могут прямо следовать из невыполнения обязанностей члена общества. Это несоблюдение устава ОВС, невыполнение решений общего собрания членов ОВС, иных органов ОВС, принятых в пределах их компетенции; несвоевременность уплаты вступительных, дополнительных и иных взносов в порядке, предусмотренном уставом ОВС; несвоевременность уплаты страховой премии (страховых взносов) <4>. ——————————— <4> При этом допустима аналогия, например, со ст. 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», в которой в качестве оснований исключения участника общества с ограниченной ответственностью из такого общества предусмотрены случаи, когда участник грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества с ограниченной ответственностью или существенно ее затрудняет (Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью») // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

В-третьих, прекращение членства в обществе может наступить в связи со смертью физического лица — члена ОВС или объявлением его умершим в установленном законодательством РФ порядке. Данное основание прекращения членства в обществе предопределено тем, что в указанных случаях прекращается правоспособность физического лица, в том числе и возможность иметь права и нести обязанности, вытекающие из членства в ОВС. Объявление гражданина умершим предусмотрено ст. 45 части первой ГК РФ, согласно п. 1 которой гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев. В-четвертых, прекращение членства в обществе определяется в связи с ликвидацией ОВС. Как определено в части первой ГК РФ, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Принятие решения о ликвидации ОВС и о прекращении членства в обществе в связи с этим относится к компетенции общего собрания членов ОВС. Причем этот вопрос входит в исключительную компетенцию общего собрания членов ОВС, и для принятия по нему решения необходимо квалифицированное большинство голосов — не менее двух третей от общего числа членов ОВС. Следует отметить, что в ст. 8 «Прекращение членства в обществе» необходимо внести дополнения в основания прекращения членства в ОВС. Считаем, что таким основанием может являться утрата физическим лицом — членом общества дееспособности или ограничение его дееспособности, поскольку при этом такой гражданин утрачивает способность своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности, вытекающие из членства в ОВС. Внесение данного основания для прекращения членства в ОВС полностью отвечает нормам гражданского законодательства. Признание гражданина недееспособным предусмотрено ст. 29 части первой ГК РФ. Согласно п. 1 указанной статьи гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается опека. Ограничение дееспособности гражданина предусмотрено в ст. 30 части первой ГК РФ. В соответствии с п. 1 данной статьи гражданин, который вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Над ним устанавливается попечительство. Дела об ограничении дееспособности гражданина и о признании гражданина недееспособным рассматриваются судами общей юрисдикции в порядке особого производства по правилам гл. 27 и 31 ГПК РФ. В вышеуказанной ст. 8 «Прекращение членства в обществе» в п. 3 необходимо также конкретизировать причины, которые могут послужить дополнительными основаниями для исключения члена общества из состава ОВС. Ни в данной норме, ни в других нормах Закона не дан даже примерный перечень таких причин, которые могут послужить основанием для исключения члена ОВС. В то же время согласно п. 6 ч. 3 ст. 6 данного Закона основания исключения из ОВС должны быть определены в уставе общества. Считаем, что для разрешения данного законодательного противоречия допустима аналогия со ст. 10 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» <5>, в которой в качестве оснований исключения участника общества с ограниченной ответственностью из такого общества предусмотрены случаи, когда участник грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества с ограниченной ответственностью или существенно ее затрудняет. ——————————— <5> Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.

Устранение указанных противоречий и пробелов в Федеральном законе «О взаимном страховании» окажет позитивное влияние на процедуры создания, деятельность и ликвидацию обществ взаимного страхования в Российской Федерации.

——————————————————————