Средства и методы государственного регулирования предпринимательства

(Джигкаева Ф. З.)

(«Общество и право», 2011, N 2)

СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Ф. З. ДЖИГКАЕВА

Джигкаева Фатима Заурбековна, ассистент кафедры гражданского и предпринимательского права Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова.

В статье представлены средства и методы государственного регулирования предпринимательства; дается понятие государственного регулирования экономики; показаны приоритетные сферы государственного регулирования предпринимательства.

Ключевые слова: государственное регулирование, коммерческая деятельность, охрана публичных интересов, государственное вмешательство, правовой режим.

In article the means and approaches of the state regulation of entrepreneurial activity is presented; the understanding of state regulation of economy is given; priority spheres of state regulation are shown.

Key words: state regulation, commercial activity, protection of public interests, the state intervention, legal regime.

Место и роль государства в экономике каждой страны определяются эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются различные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой.

Необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности по-разному обосновывается в экономической и юридической литературе. Важно в решении данного вопроса указать на необходимость охраны публичных интересов. Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях:

обеспечение государственных общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

формирование государственного бюджета;

защита окружающей среды и пользования природными ресурсами;

обеспечение занятости населения;

обеспечение безопасности и обороны страны;

реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты от монополизма;

соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

Этот перечень охраняемых публичных интересов не является исчерпывающим. Существуют и такие публичные интересы, как необходимость эффективного управления государственной собственностью; необходимость обеспечения качества и безопасности товаров, работ, услуг; обеспечение интеграции экономики России в мировую экономику.

Кроме того, имеется понимание государственного регулирования экономики, предлагаемое в литературе по теории государства и права: «Согласно устоявшемуся мнению государственное регулирование экономики воспринимается как одна из функций государственного управления» [1]. Таким образом, в данном подходе государственное регулирование экономики по существу и с содержательной точки зрения не раскрывается, а указывается лишь на то, что государственное регулирование экономики — всего лишь одна из функций государственного управления.

Содержание государственного регулирования как функции государственного управления раскрывается через установление и обеспечение государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировку их в зависимости от изменяющихся условий; контроль за выполнением требований, содержащихся в нормах права; координацию и установление общего направления деятельности участников соответствующих отношений; всестороннюю защиту их законных интересов и прав; определение и нормативное закрепление приоритетов в проводимой в сфере экономики государственной политике; установление порядка заключения государственных контрактов (договоров), порядка регистрации, лицензирования и т. п. Однако столь широкое понимание содержания государственного регулирования, охватывающего чуть ли не все действия государства в экономике, на наш взгляд, малопродуктивно и не раскрывает сущности государственного регулирования предпринимательской деятельности. Что касается включения в содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности установления и обеспечения государством общих правил поведения (деятельности) субъектов общественных отношений и корректировки их в зависимости от изменяющихся условий, то эта характеристика (может быть, форма) государственного регулирования предпринимательской деятельности встречается в литературе довольно часто, но, в сущности, представляет собой не что иное, как смешение государственного и правового регулирования. Положение о том, что государственное регулирование предпринимательской деятельности осуществляется в правовых формах, в особых доказательствах не нуждается, но задача-то как раз в том и заключается, чтобы выявить отличие государственного регулирования предпринимательской деятельности от правового регулирования соответствующей деятельности.

Понятие государственного регулирования коммерческой деятельности формулирует Т. В. Закупень. С ее точки зрения, оно представляет собой государственное воздействие в отношении определенного субъекта торгового оборота с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии [2]. Кроме того, Т. В. Закупень считает, что все виды воздействия имеют правовую форму акта, т. е. облеченного в установленную форму действия соответствующего государственного органа, с которым связываются предусмотренные законом последствия. У этих актов имеются свои наименования (плановый акт, целевая программа, разрешение, квота, лицензия, предписание и др.), адресат, назначение, содержание. Вне такой правовой формы государственного регулирования не существует. Организационно-экономическая и правовая характеристики государственного регулирования предпринимательской (коммерческой) деятельности, предлагаемые Т. В. Закупень, бесспорно, заслуживают внимания.

Используя ее доводы и аргументы, можно провести разграничение между правовым и государственным регулированием предпринимательской (коммерческой) деятельности: если правовое регулирование предпринимательской (коммерческой) деятельности представляет собой установление общих правил ведения бизнеса в той или иной сфере национальной экономики, то государственное регулирование представляет собой воздействие государства на конкретную организационную и хозяйственную ситуацию, опирающееся на соответствующие правовые основы (законы и иные источники правового регулирования предпринимательской деятельности) и имеющее цель экономического роста и сбалансированного развития экономики.

И. В. Ершова отмечает, что государственное регулирование предпринимательской деятельности облекается в форму акта, под которым понимается облеченное в установленную форму указание компетентного государственного органа, адресованное хозяйствующим субъектам или конкретному субъекту и содержащее требование о ведении предпринимательской деятельности определенным образом или о приведении ее в определенное состояние [3]. Узость подхода И. В. Ершовой состоит в том, что она отождествляет государственное регулирование с государственными велениями, имеющими обязательную силу, однако государство в состоянии воздействовать на экономику не только исключительно волевым путем, но и иными организационно-экономическими и правовыми средствами.

В целом для государства и муниципальных образований характерен выход из системы предпринимательской деятельности, что подтверждается развивающимся приватизационным законодательством. Приватизация означает не что иное, как сокращение предпринимательской деятельности государства и созданных им субъектов, хотя не исключен и обратный процесс — национализация тех или иных частных предприятий или отраслей национальной экономики, что требует реализации абз. 3 п. 2 ст. 235 ГК РФ путем принятия специального закона о национализации. Общий вывод заключается в том, что публично-правовые образования имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, и в соответствии со своей целевой (специальной) правоспособностью.

К основным, т. е. приоритетным, сферам государственного регулирования специалисты относят:

антимонопольное законодательство с признанием ряда естественных монополий и монопольное регулирование с сохранением государственных монополий на отдельные виды деятельности;

валютные ограничения в соответствии с Законом о валютном регулировании и валютном контроле;

регулирование тарифов и цен (в основном на продукцию и услуги естественных монополий);

патентное законодательство;

защиту прав потребителей;

государственные контракты;

экспорт товаров и технологий двойного назначения;

государственное содействие частному предпринимательству.

В литературе по предпринимательскому праву нет единого подхода в определении основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности. Одни авторы в центр внимания ставят вопрос о видах и формах такого регулирования, другие исследуют основания и пределы государственного воздействия на экономику в условиях рынка.

Для того чтобы решить вопрос об основных направлениях государственного регулирования экономики, необходимо определить это исходное понятие.

Представляется, что под основными направлениями государственного регулирования предпринимательской деятельности следует понимать те конкретные сферы, в которых государственное вмешательство в экономическую деятельность хозяйствующих субъектов является необходимым и правомерным для достижения баланса между интересами общества в целом и законными интересами хозяйствующих субъектов. Этой генеральной цели подчинен ряд первоочередных задач:

а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;

б) формирования государственного бюджета;

в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;

г) обеспечения занятости населения;

д) обеспечения безопасности и обороны страны;

е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;

ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Основные (приоритетные) направления государственного регулирования предпринимательской деятельности перечисляются также в работах отдельных ученых.

На наш взгляд, при формировании основных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности следует определить критерии для такой классификации. Пока что непонятно, почему одни направления включены в указанный перечень, другие — нет. Здесь явно отсутствует научный подход к рассматриваемой проблеме.

В юридической литературе различают формы государственного воздействия на рыночную экономику. К ним относятся: государственное регулирование хозяйственной деятельности и контроль за нею; создание и прекращение субъектов хозяйственной деятельности; планирование. Регулирование хозяйственной деятельности представляет собой государственное воздействие в отношении определенных субъектов хозяйствования с целью недопущения, изменения или прекращения хозяйственной ситуации определенного рода или, напротив, поддержания ее в соответствующем состоянии.

С этой точки зрения можно говорить, например, о государственном регулировании банковской, биржевой, инвестиционной, страховой деятельности [4]. Кроме того, можно выделить такие сферы государственно-правового регулирования, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, финансирование предпринимательства, аудит, стандартизация и сертификация продукции (работ и услуг), ценообразование и др. Эти и другие виды регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах.

В настоящее время в России проводится административная реформа, которая затронула не только сферу управления, но и некоторые частноправовые институты, в частности предпринимательскую деятельность. В настоящее время административно-правовое регулирование предпринимательской деятельности проводится государством в трех направлениях использования административных инструментов. Первое направление связано с созданием предприятия (регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация). Второе связано с организацией доступа на рынок продукции предприятий (подтверждение соответствия в формах декларирования и сертификации). Третье направление административного регулирования — это контроль за оборотом продукции на рынке.

Помимо указанных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности, которые с известной долей условности можно отнести к основным, существуют и иные направления и формы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов: обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, выполнение правил санитарно-гигиенической, противопожарной и иной безопасности и т. д.

И. В. Цветковым предпринята попытка выявить сущность и формы государственного воздействия на процессы формирования договорных связей без употребления термина «государственное регулирование предпринимательской деятельности». Указанный автор выделяет три основные формы государственного воздействия на процессы формирования договорных связей: 1) законодательное регулирование, 2) организационное содействие и 3) методическое руководство [5]. Однако даже с большой натяжкой трудно считать выделенные И. В. Цветковым формы формами государственного воздействия на формирование договорных связей. Что касается законодательного регулирования формирования договорных связей в рыночной (да и любой другой) системе, то здесь смешивается государственное регулирование с правовым регулированием установления и реализации договорных отношений. Законодательное регулирование формирования договорных связей, в принципе, существует в любой экономической системе и в пределах любого способа производства, однако, насколько известно из опубликованных научных источников, никто из специалистов не квалифицирует правовое регулирование формирования договорных связей, например по законам Российской империи, как государственное регулирование экономики.

Принципиальные возражения вызывает отнесение к формам государственного воздействия на формирование договорных связей организационного содействия и методического руководства. Содержание данных понятий совершенно неясно.

В последнее время Российское государство прибегает к такому методу государственного регулирования предпринимательской деятельности, как создание и организация деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов. Такой прием государство использует для решения крупных социально-экономических и народнохозяйственных задач, имеющих «прорывное» значение для всей национальной экономики. С этой целью приняты и действуют следующие Федеральные законы: от 17 мая 2007 г. «О банке развития», от 19 июля 2007 г. «О Российской корпорации нанотехнологий», от 21 июля 2007 г. «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», от 30 октября 2007 г. «О государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта», от 1 декабря 2007 г. «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», от 24 июля 2008 г. «О содействии развитию жилищного строительства». Указанные Законы и практика их применения ставят совершенно новые задачи в области изучения правового режима государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой набор различных методов и способов воздействия государства на предпринимательскую деятельность; при их правовом опосредовании возникает соответствующий правовой режим государственного регулирования предпринимательской деятельности; организационно-правовыми формами государственного регулирования предпринимательской деятельности сложились принятие правоприменительного акта, направленного на регулирование конкретной организационной и хозяйственной ситуации, правовой режим государственного планирования, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование, правовой режим государственных закупок товаров, работ и услуг, правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям, правовой режим непосредственной предпринимательской деятельности государства и публично-правовых образований, правовой режим создания и деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов, правовой режим экспортно-импортных операций и правовой режим социальной защиты населения от негативных последствий рыночной экономики. С этой точки зрения содержанием общего правового режима государственного регулирования предпринимательской деятельности охватываются принятие правоприменительного акта, направленного на регулирование конкретной организационной и хозяйственной ситуации, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование, и правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям. Все остальные организационно-правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности носят избирательный характер, например, созданием и организацией деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов государство занимается только в определенных областях и сферах деятельности, обладающих особой значимостью. Избирательный (целевой) характер носят, например, государственные закупки товаров, работ и услуг, поскольку государство не закупает все и вся товары, работы и услуги, а только некоторые и в определенных целях.

Литература

1. Общая теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. Н. М. Марченко. М.: Зерцало-М, 2002. Том 3. 528 с.

2. Закупень Т. В. Коммерческое право. М.: Норма, 2002. 248 с.

——————————————————————

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Российское предпринимательское право» (отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова) включен в информационный банк согласно публикации — Проспект, 2011.

——————————————————————

3. Ершова И. В. Предпринимательское право: Учебник. 4-е изд. М.: Юриспруденция, 2006. 220 с.

4. Карягин Н. Е., Михайлов А. В., Челышев М. Ю. Комментарий к законодательству о государственном регулировании предпринимательской деятельности: Научно-практический. СПб.: Питер, 2003. 351 с.

5. Цветков И. В. Договорная дисциплина в рыночной экономике. Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2005. 432 с.

——————————————————————