Миллион граждан-банкротов по самым скромным подсчетам

(Донцова Ю.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 17)

МИЛЛИОН ГРАЖДАН-БАНКРОТОВ ПО САМЫМ СКРОМНЫМ ПОДСЧЕТАМ

Ю. ДОНЦОВА

Юлия Донцова, юрист, г. Орел.

Современные экономические отношения достигли такого уровня развития, при котором процедура банкротства не является чем-то катастрофическим, если за этим стоит процедура перехода собственности от того, кто не смог ею эффективно воспользоваться, к тому, кто попытается это сделать и извлечь из собственности выгоду. В нашей стране банкротство применимо в отношении юридических лиц и частных предпринимателей. Однако последнее время все чаще обсуждается вопрос банкротства физических лиц. Кто из граждан в зоне риска?

Гражданин-должник

Вопрос о том, что нужно расширить законодательную базу процедуры банкротства, был поднят еще в докризисные времена. Инициатором выступило государство, вынужденное реагировать на стремительный рост отечественного рынка потребительского кредитования. Так что именно эта ситуация и послужила импульсом для рассмотрения вопроса об изменении законодательной базы в сфере имущественных отношений в целом и процедуры банкротства в частности.

Поэтому Министерство экономического развития начало разработку законопроекта, который позволял бы признать физическое лицо — гражданина Российской Федерации неплатежеспособным. Официальным бюрократическим языком этот проект называется «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника». Минэкономразвития представило в Государственную Думу уже дополненный и скорректированный вариант законопроекта. По самым скромным подсчетам, страну ждет около миллиона заявлений граждан о самобанкротстве в год.

Начало процедуры банкротства физического лица может быть инициировано как кредитором, самим заемщиком, так и уполномоченным органом: для этого нужно подать в суд заявление о неплатежеспособности гражданина, если просроченная задолженность за полгода превышает 50000 руб.

Есть два варианта дальнейшего развития событий. Согласно первому (и, как утверждает большинство экспертов, наиболее вероятному в случае с физическими лицами) должник выполняет утвержденный план реструктуризации долга и по истечении оговоренного срока освобождается от долга и от всех ограничений, наложенных в связи с судебным разбирательством и процедурой банкротства.

Второй вариант предусматривает невозможность физического лица погасить задолженность и после назначенного судом срока. В таком случае арбитражный суд выносит определение о признании его банкротом и об открытии реального конкурсного производства.

Конкурсное производство в отношении должника вводится на срок до шести месяцев. Однако оно может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, но не более чем на шесть месяцев. С даты открытия конкурсного производства вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (за исключением случаев, предусмотренных данным законопроектом).

Арбитражный суд принимает решение о признании должника банкротом, если должник не представил в арбитражный суд плана реструктуризации долгов в течение срока, предусмотренного данным законопроектом, в утверждении плана реструктуризации долгов отказано либо план реструктуризации долгов отменен арбитражным судом. После чего формируется конкурсная масса должника.

Конкурсный управляющий в течение двух месяцев с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника обязан приступить к реализации имущества должника в порядке, в сроки и на условиях, утвержденных собранием кредиторов или в ряде случае арбитражным судом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Имущество (часть имущества) должника подлежит реализации на торгах в порядке, установленном Законом N 127-ФЗ. При этом драгоценности и другое имущество, стоимость которого превышает 100000 руб., а также недвижимость, вне зависимости от ее стоимости, подлежат продаже на открытых торгах.

Что же касается задолжавшего индивидуального предпринимателя, то обращаться в суд с заявлением должника придется согласно проекту закона и в случаях, если обращение взыскания на его имущество существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника. Кроме того, должник вправе подать в арбитражный суд заявление «в случае предвидения банкротства». Однако заявление должника может быть подано только при наличии средств на выплату вознаграждения конкурсному управляющему и на опубликование сведений об открытии конкурсного производства.

Решение о заключении мирового соглашения со стороны должника принимается должником. Если мировое соглашение заключается после даты вынесения решения арбитражного суда о признании должника банкротом, в определении об утверждении мирового соглашения указывается, что данное решение не подлежит исполнению.

Подушка безопасности

Нужно отметить, что законопроект кажется драконовским по отношению к населению лишь на первый взгляд. Он не ставит своей целью непременное разорение каждого недобросовестного в финансовых вопросах гражданина, главная задача в придании имущественным отношениям цивилизованного характера.

Как показывает анализ информации, имеющейся по этому вопросу, менее всего заинтересованы в принятии подобного закона банки, так как банкротство гражданина предусматривает списание определенной части его долга. Для должника будет создана своеобразная правовая и имущественная «подушка безопасности».

Так, в случае признания гражданина банкротом не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, если предметом залога (ипотеки) является жилое помещение (или его часть), если для должника и членов его семьи оно является единственным пригодным для постоянного проживания. Не удастся кредиторам обратить взыскание и на земельный участок, на котором расположен указанный (необходимый для проживания) объект (к примеру дом, строение), а также земельный участок, использование которого не связано с осуществлением должником предпринимательской деятельности. «Неприкосновенным» для кредиторов является и заложенное имущество, необходимое для профессиональных занятий должника.

Считается, что принятие закона о банкротстве физических лиц будет иметь один несомненный положительный момент. Многие банки будут вынуждены пересмотреть свою кредитную политику, так как они еще недавно вели стратегию откровенного заманивания клиентов.

Однако власти понимают, что часть населения попытается воспользоваться процедурой банкротства, чтобы сэкономить на выплате процентов по кредитам. Для предотвращения фиктивного банкротства планируется ввести наказание до шести лет тюрьмы.

Единственным нерешенным вопросом остается бюджетное ассигнование деятельности арбитражных судов, которые будут уполномочены после принятия закона признавать россиян банкротами.

Нужно, чтобы ВАС РФ вышел с этими предложениями в формальную плоскость бюджетного процесса. На деятельность арбитражных судов по процедурам банкротства физических лиц ежегодно будет требоваться от 1 до 5 млрд. руб., отмечают власти.

Заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров считает, что законы о банкротстве физических лиц и о потребительском кредитовании должны приниматься одновременно: «Не должно быть так, чтобы был принят закон о банкротстве физических лиц и не был принят закон о потребкредитовании. Эти законы должны приниматься одновременно в ходе одной и той же сессии Госдумы».

Чтобы будущий закон заработал, необходимо вовлечь в создание инфраструктуры правовой помощи существующие профессиональные сообщества — ТПП, РСПП, СРО арбитражных управляющих. Гражданам-банкротам будут нужны недорогая и квалифицированная помощь юристов и средства автоматизации заполнения форм процессуальных документов, плана реструктуризации долгов.

——————————————————————