Особенности заключения и исполнения биржевых сделок на рынке энергоносителей в Российской Федерации

(Куракин Р. С.) («Право и экономика», 2011, N 7)

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ БИРЖЕВЫХ СДЕЛОК НА РЫНКЕ ЭНЕРГОНОСИТЕЛЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Р. С. КУРАКИН

Куракин Роман Сергеевич, аспирант кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Родился 24 июля 1987 г. В 2009 г. окончил МГУ им. М. В. Ломоносова.

Статья посвящена анализу особенностей правового регулирования биржевого рынка энергоносителей. Автором сделаны выводы о направлениях совершенствования правового регулирования и трендах развития биржевого рынка энергоносителей.

Ключевые слова: биржевая товарная сделка, биржевой рынок энергоносителей, производный финансовый инструмент, базовый актив.

Features of conclusion and discharge of exchange deals on commodity energy market in Russian Federation R. S. Kurakin

The article focuses on the analysis of features of legal regulation of energy commodity exchange market. The author makes conclusions about directions of improvement of legal regulation and trends of development of energy commodity exchange market.

Key words: commodity exchange deal, commodity energy market, derivative financial instrument, basic asset.

Биржевая торговля на биржевом товарном рынке энергоносителей осуществляется в трех биржевых товарных секциях: секция биржевой торговли газом; секция биржевой торговли нефтью; секция биржевой торговли нефтепродуктами.

Общие положения

На российском биржевом рынке энергоносителей происходит заключение биржевых наличных сделок и биржевых сделок с отсроченным исполнением с биржевыми активами: газом, нефтью, нефтепродуктами. В 2003 г. Министерством антимонопольной политики РФ была разработана Концепция формирования в Российской Федерации биржевого рынка нефти и нефтепродуктов, в соответствии с которой биржевой рынок энергоносителей должен обеспечить решение следующих задач: выявление объективной и справедливой цены на нефть и нефтепродукты на внутреннем рынке; обеспечение возможностей хеджирования рисков от неблагоприятного изменения цен на реальный товар для производителей и потребителей нефти и нефтепродуктов; формирование необходимой рыночной информации. Согласно Энергетической стратегии РФ на период до 2020 года <1> предполагалось создание топливно-энергетических бирж. В рамках реализации Энергетической стратегии были созданы две биржи, осуществляющие биржевую торговлю энергоносителями. ——————————— <1> Энергетическая стратегия РФ на период до 2020 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 28 августа 2003 г. N 1234-р, утратила силу в связи с принятием Энергетической стратегии РФ на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 г. N 1715-р.

НП «Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса» <2> организует биржевые торги на поставку газа, нефти, нефтепродуктов на основании утвержденных Правил по торговле газом <3>, Правил по торговле нефтью и нефтепродуктами <4>. ——————————— <2> Официальный сайт: . <3> Текст Правил доступен на сайте: . <4> Текст Правил доступен на сайте: .

Согласно Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2007 г. N 350 «Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи» <5> было создано ЗАО «Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа» <6>. ——————————— <5> Постановление Правительства РФ от 5 июня 2007 г. N 350 «Об организации мероприятий по закупке и поставке нефти и нефтепродуктов через товарные биржи». В целях реализации указанного Постановления Министерство экономического развития и торговли РФ издало Приказ от 4 июля 2007 г. N 225 «Об организации конкурсного отбора биржи для размещения заказов на поставку нефти и нефтепродуктов» (СПС «КонсультантПлюс»). <6> Официальный сайт: http://www. s-pimex. ru/.

В ноябре 2007 г. данная биржа была выбрана Министерством экономического развития и торговли РФ площадкой для размещения заказов на поставку нефтепродуктов. На Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже заключаются фьючерсные контракты на нефть сорта Urals. Указанное Постановление Правительства РФ предписывает организациям с долей участия государства свыше 25% приобретать не менее 15% закупаемых нефтепродуктов на товарной бирже. Данное положение было закреплено в проекте федерального закона «О добыче, переработке и транспортировке по магистральным трубопроводам нефтяного сырья и продуктов его переработки», внесенном в сентябре 2010 г. на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ, согласно которому нефтедобывающие компании обязаны продавать на товарной бирже не менее 3% добытой за год нефти, а нефтеперерабатывающие компании обязаны продавать на товарной бирже не менее 15% от объема переработанной нефти. Участниками биржевого рынка энергоносителей и мощностей должны быть производители ресурсов (добывающие и генерирующие компании) и потребители ресурсов (операторы экспорта/импорта электроэнергии, сбытовые организации, сетевые компании, конечные крупные потребители). Участники биржевого рынка электроэнергии могут быть как покупателями, так и продавцами электроэнергии. В настоящее время сделки на поставку электроэнергии заключаются в рамках внебиржевой торговли на оптовом рынке электрической энергии и мощности (ОРЭМ), действующем в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г. N 643. Торговля на оптовом рынке электроэнергии и мощности осуществляется в соответствии с договором о присоединении <7> к торговой системе и регламентами оптового рынка. ——————————— <7> Текст договора присоединения, разработанный НП «Совет Рынка», доступен на сайте: .

Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) предъявляют квалифицированные (технические) требования к участникам внебиржевого оптового рынка электрической энергии. Представляется, что подобные требования должны предъявляться к участникам создаваемого биржевого рынка электрической энергии и мощности. В договоре об организации доступа к биржевым торгам, заключаемым между биржей и участником биржевой торговли, может быть регламентировано условие о наличии исправного технического оборудования, необходимого для поставки биржевого актива. Государственное регулирование на биржевом рынке энергоносителей осуществляется ФСФР России <8>, ФАС России <9> и Министерством энергетики РФ <10>. ——————————— <8> Официальный сайт: . <9> Официальный сайт: . <10> Официальный сайт: .

В целях совершенствования государственного налогового и таможенного тарифного регулирования необходимо ввести: исчисление экспортных квот на энергоносители на основании показателей активности экспортера — участника биржевой торговли на биржевом рынке; упрощенный порядок возмещения НДС по экспорту энергоресурсов, приобретенных по сделкам, заключенным на биржевом рынке, увеличение объема государственных закупок (энергоносителей) на биржевом рынке топлива (энергоносителей); усиление налогового контроля над соответствием цен на внутреннем наличном рынке энергоносителей биржевым ценам; введение системы государственных стандартов качества (технических регламентов) базовых активов на биржевом рынке энергоносителей [1, с. 11].

Стандартизация биржевых контрактов на энергоносители

Стандартизация биржевых контрактов на энергоносители должна осуществляться с учетом системы государственных стандартов (технических регламентов), распределения и концентрации рынков (энергоносителей) по месту производства и потребления, наличия развитой транспортной инфраструктуры. Субъектом, устанавливающим стандарты качества биржевого актива — энергоносителя, может быть: биржа энергоносителей и мощностей; орган, осуществляющий государственное регулирование, принимающий на законодательном уровне государственные стандарты — технические регламенты <11>; ——————————— <11> В соответствии с разд. 3 Концепции формирования в РФ биржевого рынка нефти и нефтепродуктов разработка стандартов качества (технических регламентов) предполагает разработку стандарта качества биржевого товара, допустимых отклонений от установленного качества, параметров качества товара, при отсутствии (нарушении) которых получатель вправе отказаться от поставки базового актива.

саморегулируемая организация, принимающая стандарты качества биржевого актива — энергоносителя по согласованию с органом государственного регулирования [1, с. 81].

Контроль качества биржевых активов — энергоносителей

Контроль количества и качества энергоносителей как при размещении на биржевом складе (базисе поставки), так и при отгрузке с биржевого склада (базиса поставки) целесообразно возложить на независимых экспертов, действующих на основании договора с биржей о проведении экспертизы качества биржевых товаров [1, с. 102]. Обеспечение равного доступа к транспортной инфраструктуре биржи как организационное средство обеспечения функционирования биржевого рынка энергоносителей и мощностей. В целях обеспечения равного доступа участников биржевой торговли к транспортной инфраструктуре (трубопроводам, распределительным сетям и магистральным линиям) необходимо утвердить: публичные правила доступа участников рынка к транспортной инфраструктуре; принцип распределения квот на транспортировку энергоресурса, основанный на проведении биржевого аукциона; систему мер государственного контроля за соблюдением принципа равного доступа участников биржевой торговли к транспортной инфраструктуре [1, с. 102].

Базис поставки

Базис поставки — это установленное условиями биржевой сделки место исполнения обязательств по поставке энергоносителя, включающее один или несколько биржевых складов. Расширение числа базисов поставки влечет возможность выбора каждым участником биржевого рынка наиболее эффективного биржевого контракта и соответствующего ему базиса поставки, что приводит к сокращению совокупных транзакционных издержек всех участников биржевого рынка энергоносителей [1, с. 20, 21]. Базис поставки определен в спецификации биржевого контракта на энергоноситель. В соответствии с разд. 3 Концепции формирования в РФ биржевого рынка нефти и нефтепродуктов по результатам биржевых торгов поставщик и получатель энергоносителя должны быть наделены правом изменить на согласованных сторонами условиях базис поставки, установленный спецификацией поставочного биржевого контракта. Изменение базиса поставки (изменение условия договора) подлежит регистрации в регистрационной палате. При недостижении соглашения сторонами биржевой сделки о новом базисе поставки обязательство по биржевой сделке подлежит исполнению на стандартных условиях с базисом поставки, установленным в спецификации биржевого контракта.

Торги на рынке электроэнергии

Для доступа к торгам электроэнергией участник торгов должен удовлетворять требованиям, предусмотренным ст. 35 Федерального закона «Об электроэнергетике». Статус субъектов оптового рынка, участников обращения электрической энергии на оптовом рынке получают: поставщики электрической энергии, присоединенные к электрическим сетям и имеющие в собственности или на ином основании генерирующее оборудование; потребители электрической энергии, которые присоединены к электрическим сетям; энергосбытовые организации, которые приобретают электрическую энергию в целях последующей ее реализации на розничных рынках; гарантирующие поставщики; территориальные сетевые организации в части оплаты потерь, возникающих в их сетях. Согласно ст. 32 Федерального закона «Об электроэнергетике» субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставку мощности, обязаны поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к производству электрической энергии в целях исполнения обязательств перед покупателями мощности.

Ценообразование на рынке электроэнергии

Согласно п. 2 ст. 32 Федерального закона «Об электроэнергетике» цена на актив — электрическую энергию рассчитывается на ОРЭМ на основе ценовых заявок поставщиков электрической энергии и ценовых заявок покупателей электрической энергии и (или) прогнозируемого системным оператором спроса на электрическую энергию в пределах объема спроса на мощность в соответствующий календарный год, прогнозируемого системным оператором с учетом заявок покупателей электрической мощности, осуществляющих самостоятельное планирование потребности в электрической мощности. Правилами оптового рынка предусматривается формирование как цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на мощность и услуги по формированию перспективного технологического резерва мощности.

Договоры на рынке электроэнергии

Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности подлежат регистрации в порядке, установленном Правилами оптового рынка. В случае заключения субъектами оптового рынка договоров купли-продажи электрической энергии и мощности стороны при необходимости заключают также договор оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором и договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией. В целях развития рынка электроэнергии необходимо создать биржевой рынок электроэнергии и систему инфраструктуры биржи. Клиринговая палата должна выполнять функции сетевого оператора — центрального контрагента осуществлять процедуру клиринга по биржевым сделкам. В настоящее время централизованное проведение специализированными коммерческими организациями сверки и (или) зачета взаимных встречных денежных требований субъектов оптового рынка является обязательным условием исполнения соответствующих сделок, в том числе двусторонних договоров между продавцами и покупателями электрической энергии и мощности. Расчеты по обязательствам, возникающим из сделок, связанных с обращением на оптовом рынке электрической энергии, мощности и иных объектов торговли, обращение которых допускается на оптовом рынке, производятся в соответствии с договором о присоединении к торговой системе оптового рынка. Представляется, что расчетная палата должна осуществлять функции по проведению расчетов по биржевым сделкам. В целях дальнейшего развития биржевого рынка энергоресурсов необходимо: обеспечить функционирование биржевого рынка энергоносителей и ликвидность по утвержденным спецификациям биржевых контрактов на энергоносители; сформировать систему гарантий исполнения биржевых сделок [1, с. 69].

Список литературы

1. Рурин О. С. Формирование биржевого рынка топлива: Дис. … канд. экон. наук. М., 2003.

——————————————————————