Когда я стану богатым? Развивать бизнес мешает «комплекс олигарха»

(Беленко П.)

(«ЭЖ-Юрист», 2011, N 42)

КОГДА Я СТАНУ БОГАТЫМ?

РАЗВИВАТЬ БИЗНЕС МЕШАЕТ «КОМПЛЕКС ОЛИГАРХА»

П. БЕЛЕНКО

Павел Беленко, карьерный консультант, г. Москва.

У нас принято ругать государственные органы за то, что в стране не созданы условия для развития малого бизнеса: из-за этого много бедных людей, в бюджет поступает мало налогов, низкие пенсии. Но хочется сказать о другой стороне этого вопроса, которая напрямую зависит от самого предпринимателя.

В России не развивается малое предпринимательство еще и потому, что большинство начинающих бизнесменов видят свое будущее не иначе как в сравнении с бизнесом Била Гейтса, Абрамовича, Дерипаски, Прохорова и т. п. И если не знают, как достичь такого благосостояния, то не начинают свое дело или бросают его, снова становясь наемными работниками.

Я работаю консультантом по карьере и развитию бизнеса. На одну из последних консультаций ко мне пришел Сергей (назовем его так), парень 29 лет. С одной стороны, перспективный профессионал: умеет продавать, что еще важнее — умеет зажигать других и строить команду. С другой — в основном читает «Форбс» (там его кумиры). Он не понял, почему его выгнал собственник последней компании. Сергей не только стал лучшим продавцом, но и, получив пост управляющего, за два месяца принес вместе с командой прибыли столько, сколько собственник, отойдя от руководства, не получал последние три года. А выгнали Сергея как раз за то, что, не понимая многих основ бизнеса как предприниматель, он начал тратить получаемые и заемные средства на зарплату сотрудников и на рост компании. Выйдя на рынок труда, Сергей решил начать собственное дело. Но через полгода после открытия своего магазина решил снова пойти в наемные — прибыль оказалась не такой большой, как хотелось.

На одном бизнес-завтраке я услышал спор двух собственников известных российских СМИ. Один считал, что в России избыток журналов, другой ему резонно отвечал: «В Англии издается в 7 раз больше наименований журналов, чем в России». В итоге они пришли к общему мнению, которое и я разделяю. В России избыток журналов на общие политические и бизнес-темы, но недостаток недорогих «нишевых» изданий. Почему так, они не ответили, а их не спросили. Мой ответ: предпринимателям мешает «комплекс олигарха», им не дают покоя лавры человека, который стал миллиардером всего за какие-то 10 — 15 лет.

Владелец многотиражного глянцевого журнала имеет и славу, и большой доход. Он «живет на Канарах», встречается с бизнес-элитой. А владелец — главный редактор небольшого нишевого журнала крутится как белка в колесе, известен в узких кругах, денег ему хватает только на жизнь среднего достатка.

Еще один показательный пример. Цветочных киосков очень много как в Москве, так и в других городах. Это выгодный бизнес. Но мы все знаем, что цены, например на розы, кусаются. Розы в Москве в киосках стоят от 70 до 150 руб./шт. при отпускной цене на заграничных оптовых рынках примерно 5 руб. Около Киевского вокзала в Москве на мини-оптовом рынке можно было купить очень хорошие (свежие) розы за 35 — 40 руб./шт. В 2009 году один молодой парень открыл первый (по моим сведениям, возможно неполным) магазин «Мосцветторг», где стоимость свежих роз начиналась с 20 руб. и обслуживание было хорошим. Точнее, стало постепенно хорошим, так как парень следил за этим и увольнял ленивых и неклиентоориентированных работников. Близлежащие киоски отреагировали понижением цены и появлением «приманок» типа: 10 роз за 179 руб. (еще дешевле, чем у него), но которых постоянно «уже нет в продаже».

За два года парень хорошо развился, и сейчас у него несколько магазинов. Но вчера я увидел рекламу еще одного нового магазина цветов, где 10 роз предлагали уже за 149 рублей. Зашел. Розы есть всякие и более дорогие. И не только розы. И обслуживание хорошее, душевное. Купил жене букет. Интересно, что первый парень был русский, недавно окончил МВА, там и просчитал свой проект и кампанию по продвижению. Собственники нового магазина — привычные для России торговцы — выходцы с Кавказа. Они уживаются в одном квартале.

Когда до молодежи и предпринимателей среднего возраста дойдет, что места миллиардеров/миллионеров уже заняты, надо не просто мечтать о богатстве, а начинать осваивать небольшие ниши? Что жить придется не на широкую ногу? Может быть, если повезет, то со временем и на широкую, но, скорее всего, это получится не скоро.

По моему мнению, только тогда у нас и появится малый и средний бизнес с услугами и товарами в ассортименте, хорошего качества, с нормальными ценами.

——————————————————————