Гражданская правосубъектность учреждений культуры

(Камышанская А. Э.)

(«Общество и право», 2011, N 5)

ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ

А. Э. КАМЫШАНСКАЯ

Камышанская Александра Эдуардовна, преподаватель кафедры гражданского права и процесса Института им. К. В. Россинского.

Статья посвящена исследованию особенностей гражданско-правового статуса учреждений культуры. Рассмотрены правовые механизмы сохранения и защиты прав учреждений культуры на принадлежащие им объекты культурного наследия, а также направления государственно-частного партнерства в сфере культуры.

Ключевые слова: культурная деятельность, учреждения культуры, правосубъектность, правовой статус учреждения культуры, творческая деятельность, приватизация, культурные ценности, культурные блага.

The article is dedicated to study of the particularities civil-legal status of the institutions of the culture. They are considered legal mechanisms of the conservation and protection of the rights of the institutions of the culture on belonging to him objects of the cultural heritage, as well as directions state-quotient partnership in sphere of the culture.

Key words: cultural activity, institutions of the culture, lawsubtectivity, legal status of the institution of the culture, creative activity, privatization, cultural value, cultural good.

Согласно ст. 15 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. N 3612-1 [1] (далее — Основы) граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации. Кроме того, граждане имеют право создавать и ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях (ст. 16 Основ).

Особенность гражданско-правового статуса учреждений культуры предопределяется специфическим характером осуществляемой ими деятельности. Культурная деятельность — это деятельность по сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей. К числу культурных ценностей законодатель относит нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты (ст. 3 Основ).

В соответствии со ст. 31 Основ государство обязано обеспечить свободу и самостоятельность учреждений культуры. Это означает, что представительная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации выступают гарантом прав и свобод учреждений культуры, защищают эти права и свободы посредством законодательной и иной нормативной деятельности, разработки и осуществления государственной политики культурного развития, а также путем пресечения посягательств на права и свободы в области культуры.

Успешная культурная деятельность невозможна без участия государства. Необходимость участия государства в сфере культуры обусловлена прежде всего, наличием положительных внешних и внутренних эффектов, которые проявляются в повышении общего культурного уровня, правового сознания и социальной активности населения. Специфика сферы культурной деятельности не позволяет механически переносить в нее правовые модели, работающие в сфере материального производства. Многие виды культурной деятельности не могут нормально функционировать, если их строить на рыночном механизме платежеспособного спроса и предложения. Во всем мире сфера культуры дополнительно финансируется обществом посредством государственных ассигнований и субсидий меценатов. Поэтому необходим поиск баланса между, с одной стороны, возможностями хозяйствования учреждений культуры в рыночных условиях и, соответственно, включения экономического интереса и зарабатывания необходимых им средств через гражданско-правовой механизм создания и оказания культурных услуг. С другой стороны — использованием внерыночных регуляторов их деятельности, препятствующих излишней коммерциализации учреждений культуры и гарантирующих сохранение и качественное выполнение деятельности, отвечающей их основному функциональному назначению.

На наш взгляд, наиболее оптимальным в обеспечении деятельности учреждений культуры является сочетание гарантированного государственного финансирования (с использованием как прямого, в частности программно-целевого, нормативного методов, так и косвенного финансирования) с привлечением учреждениями культуры дополнительных финансовых средств из различных источников. На современном этапе развития российской экономики учреждения культуры должны активно заниматься деятельностью по привлечению дополнительных источников финансирования. Реорганизация системы управления сферой культуры в настоящее время является объективным процессом, который обусловлен изменением социально-экономических условий жизни общества.

Творческая деятельность имеет свои особенности. Они обусловлены тем, что чрезмерное вмешательство публичной власти и попытки ее зарегулировать могут привести к тому, что сама культурная деятельность будет лишена самого главного — возможности свободно творить, творчески подходить к самому процессу создания объектов культуры. В связи с этим органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления не должны вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, государственных и негосударственных организаций культуры. Исключение могут составлять случаи, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой и иной исключительности или нетерпимости, порнографии.

Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства. Более того, действия органов государственной власти и управления, должностных лиц, препятствующие возникновению новых субъектов культурной деятельности по мотивам нецелесообразности, законом квалифицируются как осуществление монополии и подпадают под действие антимонопольного законодательства Российской Федерации (ст. 32 Основ). Для борьбы с монополизмом в сфере производства и распространения культурных ценностей органы государственной власти и управления обязаны содействовать созданию альтернативных организаций культуры, предприятий, ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных культурных объединений.

Следует очень осторожно подходить к определению объектов культурного наследия, подлежащих приватизации. В ст. 44 Основ «Приватизация в области культуры» определен примерный круг объектов культурного наследия, приватизация которых запрещена либо допускается с определенными оговорками. Как нам представляется, с учетом социальной значимости приватизации объектов культуры их приватизация нуждается в более детальной регламентации путем принятия специального федерального закона. Это касается прежде всего театров, музеев, библиотек и других публичных культурных объектов.

Успешное развитие культурной деятельности возможно только при условии реальной финансовой поддержки. Повышение культурного уровня российского человека в современных условиях не может строиться на принципах самоокупаемости и представлять собой предпринимательскую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли. В постсоветское время народ в своем большинстве просто не готов тратить значительные средства на посещение концертов, выставочных залов, музеев, картинных галерей, знакомство с богатейшим многовековым культурным наследием памятников архитектуры, истории в различных уголках огромной России. Это означает, что решение задачи доступности объектов культурных ценностей для россиян может быть обеспечена прежде всего за счет бюджетного финансирования учреждений и организаций, выступающих хранителями и просветителями многовекового культурного наследия. Должны в этом вопросе сказать свое слово и меценаты при условии введения определенных стимулов для такой деятельности со стороны государства с учетом имевших место российских традиций XIX — начала XX вв. Любые попытки перевести музеи, выставочные залы, картинные галереи, архитектурные здания на самоокупаемость могут привести к безвозвратной потере объектов культурного наследия. При этом нельзя исключать и возможность учреждений и организаций культуры самостоятельно зарабатывать и распоряжаться заработанными средствами для направления их в дальнейшем на решение уставных целей и задач, закрепленных в их учредительных документах.

Создание истинных культурных ценностей как результата культурной деятельности становится возможным, если эта деятельность носит творческий характер и создается настоящим творцом — человеком, который считает эту деятельность неотъемлемой частью своей жизни. Для этого необходимо вдохновение, создание не только необходимых условий для развития творческих возможностей участников культурной деятельности, но и материальных условий и предпосылок. В связи с этим правовой статус субъектов культурной деятельности в значительной мере определяется правовым режимом закрепленного за ними имущества.

Согласно ст. 14 Основ каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты. Порядок приобретения, условия владения, пользования и распоряжения объектами собственности в области культуры регламентируется законодательством Российской Федерации.

В последние десятилетия особо остро встала проблема сохранения культурных ценностей от гибели в силу ненадлежащего ухода за ними или отсутствия финансирования плановых реставрационных работ. В связи с этим уклонение государства от финансирования реставрационных работ и попытки переложить заботу о сохранении культурных ценностей, отнесенных к числу объектов культурного достояния народов Российской Федерации, на проявляющих к ним интерес представителей частного капитала нельзя признать оправданными.

Всегда следует помнить о том, что всемерное расширение рыночных отношений не может быть единственной панацеей от всех экономических болезней общества. Следует постоянно помнить, что сфера культуры представляет собой особую сферу человеческой деятельности. Сформированные и накопленные веками окружающие человека объекты культурного достояния формируют личность этого человека и его ценностное мировоззрение. Невозможно стать полноценным духовно богатым гражданином собственной страны, не прикоснувшись к отечественному многонациональному культурному достоянию, не сформировав к нему свое личностное отношение. Именно это обстоятельство следует учитывать при формировании содержания правового статуса субъектов культурной деятельности.

Таким образом, гражданско-правовая составляющая статуса учреждений культуры должна обеспечивать самостоятельное решение целого ряда важных социально значимых задач.

Во-первых, культурные ценности должны быть доступны для значительной части российских граждан. Это позволит их использовать для формирования культуры нации, повышения ее духовности.

Во-вторых, обеспечение сохранности объектов культурного наследия за счет самостоятельно заработанных средств. С каждым годом потребность в реставрационных работах возрастает вместе с ее стоимостью, а возможности государственного бюджета значительно отстают от этих потребностей. На сохранение объектов культурного наследия требуется значительное количество средств, которых государство, с учетом нарастающего финансового и экономического кризиса в стране, не скоро сможет выделить в полном объеме.

В-третьих, развитие творческих способностей граждан для создания новых культурных ценностей. Должна обеспечиваться преемственность поколений. Это требует очень серьезных усилий для подготовки настоящих творцов, способных создавать новые шедевры культурного наследия.

В-четвертых, в сфере образования требуется обеспечение доступности гуманитарного и художественного образования, а также свободы выбора его форм и способов получения, в том числе с привлечением иностранных мастеров и возможностей мировых культурных центров.

В-пятых, в условиях формирования многоукладной экономики, для которой свойственно гармоничное сочетание частной и публичной форм собственности, возрастает необходимость в укреплении правовых механизмов, позволяющих гарантировать сохранение и защиту прав граждан и юридических лиц на принадлежащие им объекты культурного наследия.

Обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей и благ для всех граждан невозможно без поддержки учреждений культуры органами государственной власти и управления, а также органами местного самоуправления. Они совместно с учреждениями культуры должны создать систему экономических и юридических стимулов, направленных на приобщение россиян к творчеству, культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами, а также создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования через сеть специальных учреждений культуры.

На смену морально-нравственным ограничениям деятельности учреждений культуры пришли экономические ограничения, связанные с недостаточным бюджетным финансированием учреждений культуры. В то же время в современном российском законодательстве существенно расширены права органов местного самоуправления, органов власти и управления субъектов Российской федерации и учреждений культуры на получение экономической самостоятельности при осуществлении культурно-досуговой деятельности. Учреждениям культуры предоставлена реальная экономическая свобода на осуществление самостоятельной хозяйственной, в том числе предпринимательской, деятельности культурно-досугового направления. Эти обстоятельства существенно изменяют характер деятельности учреждений культуры, будь то дом культуры, музей, досуговый центр или музыкальный коллектив. Определение стратегии и тактики культурной деятельности учреждений культуры теперь опирается в значительной степени не на бюджетное финансирование, а на товарно-денежные отношения, построенные на гражданско-правовых формах регулирования отношений между учреждениями культуры и гражданами при создании условий и оказании услуг для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.

Литература

1. Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 46. Ст. 2615.

——————————————————————